«Формирование учебно - познавательных компетенций обучающихся через применение технологии проблемного обучения на уроках географии»
«Формирование учебно - познавательных компетенций обучающихся через применение технологии проблемного обучения на уроках географии»
В данной статье рассматиривается одна из современных технологий- проблемное обучение на примере уроков географии. Здесь учитель может для себя найти интересную подборку заданий по предмету напрвленных на сохздание проблемы на уроке и ее решения согласно теме урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование учебно - познавательных компетенций обучающихся через применение технологии проблемного обучения на уроках географии»»
«Формирование учебно - познавательных компетенций обучающихся через применение технологии проблемного обучения на уроках географии»
Пояснительная записка
Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и во всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными.
Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно решать проблемные вопросы.
В связи с требованиями современного образования на своих уроках я столкнулась с рядом проблем:
- как продолжить обучение ученика активной самостоятельной деятельности?
- как научиться управлять переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной и от совместной к самостоятельной?
- где находить материал, содержащий проблемный характер изложения темы урока?
- как обеспечивать урок разнообразием форм?
- каким образом сочетать предметные, метапредметные и личностные результаты?
Тщательное изучение научно-методической литературы позволило мне выбрать наиболее эффективную технологию – технологию проблемного обучения.
В планируемых результатах нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения есть фразы, слова, которых отражают суть технологии проблемного обучения:
- уметь видеть проблему и ставить вопрос;
- уметь формулировать и аргументировать свою точку зрения;
- способность к самостоятельному принятию решений.
- осуществлять рефлексию, т.е. размышление о содержании нового материала и перенос его в сферу личного сознания;
Цель данного моего проекта: Исследовать эффективность применения технологии проблемного обучения для формировании универсальных учебных действий в условиях современного образования.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
исследовать теоретические основы технологии проблемного обучения
изучить новые образовательные стандарты в контексте преподавания географии;
разработать методы диагностики сформированности УУД;
диагностировать: учебную мотивацию, скорость протекания мыслительных процессов, уровень творческого мышления школьников
составить методические рекомендации для учителей;
разработать банк методических и дидактических материалов (проблемных заданий для обучающихся, планов-конспектов проблемных уроков).
составить памятку приемов технологии проблемного обучения, для учащихся.
Для достижения прогнозируемого результата проекта необходимо наличие условий:
1. Осведомленность учителя о современной теории проблемного обучения: понимание им его сущности, владение приемами технологии.
2. Состояние мотивационной готовности учащихся к изучению географии.
3. Заинтересованность администрации школы в идее автора проекта.
4. Наличие методической литературы по организации применения на уроках технологии проблемного обучения.
5. Обсуждение на методических объединениях (школьных, кожуунных) вопросов, отражающих эффективность использования технологии проблемного обучения.
Основное содержание проекта
Начиная работу над проектом, я изучила, какая мотивация у школьников преобладает, скорость протекания мыслительных процессов, уровень творческого мышления и могут ли дети 12-13 лет осознать проблемную ситуацию, найти способы ее решения и пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Изучив результаты анкетирования, литературу, я пришла к выводу, что самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера обладают почти все, но не все хотят это делать. Поэтому нужно у детей развивать мышление, формировать познавательную самостоятельность, чтобы в будущем ученики могли использовать навыки поиска решения проблемы в конкретной деятельности. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя – так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.
На уроках географии с использованием проблемной технологии дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения. Ученик перестает быть пассивным объектом, и становится активным участником образовательной деятельности. Новые знания, приобретенные самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.
Организуя на уроках проблемные ситуации, направляя детей на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Вопросы учителя: «Как называется….?», « Что такое….?», и т. д. важны для запоминания и тренировки памяти, но они не способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся, следовательно, необходимо задавать познавательные вопросы, которые начинаются со слов « Почему…?», « Возможно ли…?», « Являются ли….?», « Зависит ли…?»и т. д. Например, « Почему движется воздух?» или «От чего зависит погода?». Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления. Отвечая, обучающиеся повторяют, закрепляют, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать выводы, применять теоретические знания для решения практических задач.
Сравнивая проблемный и традиционный уроки и, исходя из многолетнего опыта, я могу сказать, что разница в учебной деятельности дает большую разницу в результатах:
-проблемное обучение решает проблемы, связанные сформированием УУД обучающихся;
-обеспечивает развитие способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию;
-осознают свои возможности, становятся более уверенными, компетентными и способными максимально реализовать свой потенциал.
Необходимость внедрения проблемной технологии в образовательный процесс продиктован также введением обновленного обучения, так как принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования,
М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Выделяются следующие признаки технологии проблемного обучения:
- проблемное преподнесение учебного материала;
- наличие логически взаимосвязанных проблемных заданий, ситуаций;
- высокий уровень проблемной мотивации;
-высокая активность учащихся и интенсификация их учебной деятельности;
- личностный подход к обучению учащихся с целью усиления у них мотивации на поиск решения проблемного задания.
Основой формирования универсальных действий является урок. Я проанализировала этапы проблемного урока и формулируемые на этих этапах универсальные учебные действия:
Таблица 1.
№ этапа
Название этапа
Действия учителя и учащихся
Формируемые УУД
1
Постановка учебной проблемы
а)организацион
ный момент
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Предлагаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на понимание проблемы, пробуждаю интерес у учащегося и потребность удовлетворить этот интерес (с удивлением, с затруднением).
Исходя из содержания урока, иногда предлагаю на выбор две или несколько проблем, из которых для решения учащиеся выбирают только одну.
Регулятивные:саморегуляция в учебной и познавательной деятельности
б)актуализация знаний
Предлагаю повторить изученный материал. Актуализируем освоенные детьми знания по курсу география для решения обозначенной проблемы, определяем, что известно, выявляем затруднения каждого обучающегося.
Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, формулирование темы урока
Регулятивные: целеполагание, планирование
2
Поиск решения открытие субъективного нового знания
Принимаю гипотезы. Определяем путь выхода из затруднения. Проверяем гипотезы. Оказываю ребенку дозированную помощь, задавая наводящие вопросы, чтобы учащиеся послабее могли сориентироваться в сути задания, смогли соотнести усвоенный и новый материал. Побуждаю учащихся к высказыванию различных точек зрения, пытаюсь столкнуть мнения, подвожу на рассмотрение географического явления с различных сторон, сравнивая, сопоставляя, обобщая информацию.
Регулятивные: выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия
Познавательные (логические)
Коммуникативные: учитывать и координиро-
вать отличные от собственной, позиции других людей.
3
Выражение решения
Подвожу учащихся к выводам, к выделению закономерностей.
Познавательные
Общеучебные Моделирование
Логические
4
Реализация продукта
Учащиеся выделяют, проговаривают новое знание, которое может быть в виде определения, правила, закономерности, составляют таблицы, схемы и т. д.
Познавательные
Общеучебные
ные Моделирование
Логические
5
Применение знаний на практике
Полученные знания закрепляются при помощи заданий, в которых новое знание используется вместе с ранее полученным.
Личностные: самоопределение, смыслообразование,
Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценока
6
Итог урока. Формирующее оценивание.
Осознание учащимся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Подводятся итоги урока, организуется устная или письменная рефлексия (краткие вопросы на понимание, самоконтроль, оценка значимости изученной темы; короткое эссе для домашнего задания).
Личностные: адекватная самооценка
Таким образом, результатом обучения с помощью проблемного обучения является развитие УУД:
- личностные действия: самоопределение, нравственно – этическая ориентация; позволяют сделать учение осмысленны, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; они напрвлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную ситуацию
- познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование), логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей);
- коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать свои мысли.
Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить следующую памятку (приложение 1).
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Например:
Выдвижение проблемного вопроса.
Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.
Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту.
Создание парадоксального факта.
Демонстрация опыта или сообщения о нём как основа для создания проблемной ситуации.
Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.
Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий (приложение 3). Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий:
если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;
если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;
если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;
если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.
Представленные вопросы можно будет считать проблемными лишь в том случае, если на их основе будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт к получению учащимися нового знания. При этом поисковая деятельность сочетается с репродуктивной деятельностью и усвоением ими знаний в “готовом” виде. Представленные вопросы и задания учитель также может использовать для проверки усвоения пройденного материала, а также в качестве опережающего задания. Выполнение опережающих заданий предполагает самостоятельную работу учащихся с доступной для них дополнительной литературой, составление на основе её анализа простейшего конспекта, содержащего ответ на поставленный вопрос, и выступление с этим сообщением перед учащимися класса.
Таких вопросов и заданий учитель может составить бесконечно много. В приложении 2 приведены задания, которые имеются в методических пособиях, учебниках, статьях журнала “География в школе”, дидактических материалах, и показаны возможности их применения для развития познавательной активности учащихся, для организации поисковой деятельности школьников на уроках.
Помимо создания проблемных ситуаций, я использую и другие методические приёмы управления познавательной деятельности учащихся. Одна группа приёмов активизирует деятельность учащихся на этапе восприятия и способствует пробуждению интереса к изучаемому материалу. К ним можно отнести приёмы: новизны, предполагающие включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных; и значимости, при которых создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его экологической ценностью. К другой группе относятся приёмы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления изучаемого материала; одним из них является эвристический, сущность которого состоит в том, что учитель задаёт учащимся трудный вопрос и наводящими вопросами поводит к ответу на него. На уроках я использую сократический приём. Он строится на основе обсуждения спорных вопросов. Ход беседы направляется так, чтобы она приобрела характер дискуссии. Это позволяет развивать у детей умение доказывать и обосновывать свои суждения. Исследовательский приём позволяет учащимся на основе проведённых ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу и сформулировать вывод.
Вывод:
1. Подростковый возраст является психологической основой для развития творческого мышления школьников.
2. Урок с использованием технологии проблемного обучения строится по схеме «осознание проблемы, обнаружение скрытого противоречия – формулирование гипотезы – доказательство гипотезы»
3. Технология проблемного обучения, с одной стороны, позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
4. Использование технологии проблемного обучения необходима для формирования универсальных учебных действий при изучении географии.