kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование речевых навыков на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагоги сталкиваются с проблемой. когда обучающиеся затрудняются на уроке  изложить географический материал. Речь их односложная. Развитие речевой культуры - главная задача уроков. Запомнить материал легко, непринуждённо.  на долгое время помогут приёмы и методы, зависящие от прохождения темы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речевых навыков на уроках географии»

Формирование речевых навыков на уроках географии

Учитель 1 категории

Жолудева Галина Степановна,

МБОУ «Становская СОШ»



На уроках географии важно сохранить уровень речевой культуры, поднять его у обучающихся. Это является одной из задач школы по формированию речевых навыков обучающихся. Поэтому, в уроке всегда должно выступать направление:

- следить за речью обучающихся, добиваться её логичноси, связанности и

литературной правильности;

- требовать от обучающихся правильных ответов, доказательств;

- объяснять значение новых слов, пользуясь словарями;

- следить за грамотностью при работе в тетради, вести работу над ошибками

в написании географических терминов

Наверное, каждый педагог сталкивается с проблемой, когда обучающиеся только фразами излагают материал. Не всегда связная и красивая речь в ответе, а иногда просто материал пересказать не могут.

Анкетные данные обучающихся показывают их слабые стороны, а это:

- не обладают феноменальной памятью. Для запоминания материала

требуется многократное повторение.

- не обладают силой воли, не организованы, не могут себя заставить

готовить уроки;

- вообще не готовят устные предметы; уверены, что достаточно материала

урока.

Поэтому, пути к познанию следующие:

- создание благоприятного климата урока, отношение сотрудничества

учитель – ученики – родители;

- умение определять вовремя сильные и слабые стороны;

- планировать обучение; развитие и обучение на основе изучения личности

школьника;

- принятие имеющегося у обучающихся жизненного опыта;

- умение владеть приёмами творчества.

Анализируя, например, учебник географии 7 класса, можно сказать, что материал большей частью выстроен в виде диалога: вопрос учителя – ответ учащегося, и решение географических задач тоже следует в виде вопроса – ответа.

Чтобы развивать образное мышление, словесную речь, предлагаются такие приёмы, особенно на обобщающих уроках.

  1. «Я - путешественник».

В роли путешественника – ученик. Он рассказывает о том, как он путешествовал, например, по степи, а может по Арктике. В ходе рассказа путешественника сразу оговариваются, что он должен упомянуть: на чём он путешествовал (вид транспорта, пеший вид), в какой сезон года, описание погоды, климата, рельеф, фауна и флора данной местности. Что удивило его во время путешествия.

Образное представление достигается применением аксессуаров и атрибутов рассказчика (шляпа, зонтик и т.д.).

  1. Написание короткого сочинения. Пример: «Путешествие капли воды»,

«Как я путешествовал по пустыне».

  1. Приём «Ключевое слово».

На обобщающем уроке в 7 классе по теме «Австралия» ключевым словом было «Самый, самый…», обучающие выбрали 54 ответа:

- Самый, самый маленький материк на Земле – это Австралия.

- Самый, самый маленький материк по площади – это Австралия, и т. д

Ключевым словом может быть: «А вы знаете, что в …(Америке)…

  1. Приём «С чистого листа».

Усвоение географической номенклатуры и умение читать её

достигается систематическими упражнениями, а путём доказательств,

развивать речь обучающихся. Они получают контур материка, и далее

следует на этом контур точно нанести объекты (озеро, реки, города).

  1. «Использование природных способностей «врождённого дара слова» с самых первых дней обучения (так отмечал педагог К.Д.Ушинский). Этот приём также важен и нужен.

Развивать связную речь обучающихся – это значит, обучающимся прививать ряд конкретных умений: умение ориентироваться в материале, умение работать с картой, применять знания в практической работе.

Методы деятельности педагога на уроке – это способы, которые ведут к достижению желаемого результата, а именно, чтобы ученик запомнил материал, ответил на вопросы одноклассников, тем утверждается, что его ответ правильный. А значит и речь понятна всем.

Хорошим методом является Проблемный метод. Создание проблемной ситуации на уроке позволяет выработать произвольное внимание к объекту изучения, стремлению овладеть темой. С постановкой проблемной ситуации создаётся определённая трудность для учащихся, но имеющийся запас знаний у них позволяет им раскрыться – восприятие от жизненного опыта, теоретических знаний; осуществляется самостоятельное продвижение обучающихся, в их ответах слышится «живая речь»

Последовательность изложения географического материала, его запоминания, особенно при прохождении темы «Природные зоны» достигается с помощью заполнения таблицы по графам:

  1. Район расположения.

  2. Погода. Климат.

  3. Рельеф, почвы.

  4. Флора

  5. Фауна.

  6. Полезные ископаемые.

  7. Примечание.

Интересно изложенный и эмоционально преподнесенный материал урока педагогом, также ведёт к развитию речи обучающихся. У учителя всегда в запасе есть материал, который он заинтересованно расскажет ребятам. И рубрика «Это интересно» (из жизни людей, птиц, зверей, событий в мире, др.) всегда должна присутствовать на уроке. Ребята и сами дополнят по данной теме, что видели наяву или по телевизору, из Интернета узнали. Поэтому, сегодня и педагогам будет интересно…, что австралийские учёные обнародовали результаты необычного исследования о причинах ухудшения памяти. Они заверяют: чтобы сохранить память на долгие годы, нужно меньше смотреть телевизор, больше вести разговоры, есть рыбу, разгадывать кроссворды. Так на уроках географии всегда нужно найти минуты для разгадывания. Учитель может предложить самим школьникам составить кроссворд по теме, потом предложить его разгадать в классе вместе.


6класс. Тема «Материки». Задание: Впишите буквы, чтобы получилось название материков.


е

в

Р

о

п

а


а

ф

и

к

а


а

м

е

и

к

а

а

в

с

т

а

л

и

я


а

н

т

а

к

т

и

д

а


На пятиминутках урока, когда учитель задаёт объект, а обучающиеся по атласам его находят, работая в парах, речь их обогащается знаниями. Пусть на уроке обсуждаются «Новости в стране за неделю», программа «Время», «События и люди». Это только даст положительные результаты, способствует развитию коммуникативных навыков.

И пожелать всем педагогам в работе ГОРЕНЬЯ, САМЫХ УДИВИТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ. ВСЕЙ РАБОТЫ НАШЕЙ ВДОХНОВЕНЬЯ – ЭТО ВЕРА ДОБРАЯ В ДЕТЕЙ! УСПЕХОВ ВСЕМ!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование речевых навыков на уроках географии

Автор: Жолудева Галина Степановна

Дата: 25.08.2019

Номер свидетельства: 518326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "348305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476191793"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок географии 5 класс ФГОС " Как люди открывали Землю." "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-ghieoghrafii-5-klass-fgos-kak-liudi-otkryvali-ziemliu"
    ["file_id"] => string(6) "128137"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415443900"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Методы интеграции 7 модулей в уроки географии"
    ["seo_title"] => string(47) "mietodyintieghratsii7modulieivurokighieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "295643"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455858645"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Современный урок географии в 6-ом классе по теме «Реки Земли» "
    ["seo_title"] => string(69) "sovriemiennyi-urok-ghieoghrafii-v-6-om-klassie-po-tiemie-rieki-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "174829"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424184382"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "презентация к уроку географии в 7 классе на тему: "Разнообразие природы Южной Америки""
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiiakurokughieoghrafiiv7klassienatiemuraznoobraziieprirodyiuzhnoiamieriki"
    ["file_id"] => string(6) "271669"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451731039"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства