kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Важность   экологического  образования  и  воспитания   школьников  в  современном  мире  переоценить  невозможно. Занимаясь   оформлением  экологической   рекреации  школы  мы  старались   доказать  учащимся,  что  в  природе  всё   взаимосвязано. Развивая   направление  экологического   дизайна  в  школе,      большое  внимание   уделяем  региональному  компоненту.  Поэтому,  для  привития   чувств  любви  и  патриотизма     учащимся  к   родному   краю,  к  родной  станице  оформлены   стенды  нашей   экологической  рекреации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ»


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ШКОЛЕ

КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ


В нашей школе экологическим воспитанием учащихся занимаются учителя, преподающие предметы естественно-научного цикла (географии, биологии, химии, экологии).

Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно. Занимаясь оформлением экологической рекреации школы мы старались доказать учащимся, что в природе всё взаимосвязано. Развивая направление экологического дизайна в школе, большое внимание уделяем региональному компоненту. Поэтому, для привития чувств любви и патриотизма учащимся к родному краю, к родной станице оформлены стенды нашей экологической рекреации. (Рис.1, 2, 3)

Над проектом дизайна экологической рекреации работала группа учителей биологии, химии, географии и экологии. Разработка дизайна рекреации, осуществлялась нами в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», которые введены с 1.09.2003 г. (Сан-ПиН 2.4.2.1178-02).

Экологический дизайн – фактор единства природы, техносферы и человека. Потребности человека не остаются неизменными, они постоянно изменяются, определяясь духовной и материальной культурой общества. Среди качеств, которыми должен обладать мир вещей, на первый план выступает его экологичность. Это привело к возникновению нового направления в дизайне – экологического дизайна.

В течение миллионов лет человечество развивалось в естественных природных условиях. Авторитетные антропологические источники говорят нам о том, что древние люди, в отличие от современного человека, лучше видели, лучше слышали, меньше болели, они жили в гармонии с природой. Их органы чувств привыкли воспринимать природу такой, какая она есть. Их глаза никогда не видели «квадратных луж» и «треугольных яблок», их уши не слышали самолетного гула и шума буровой вышки, их руки не соприкасались с пластмассами и химикатами, они были настоящими детьми природы. А мы сегодня практически разучились понимать ее.

Развивая направления экологического дизайна в школе, мы помогаем учащимся осознать себя частью природы. Известно, как плохо влияют на зрение наши белые стены. Поэтому при оформлении стен нашей рекреации мы отдали предпочтение зеленому и голубому цветам (рис. 4). Цвета могут быть всевозможные, но приближенные к естественным природным. При правильном расположении и сочетании цветовой гаммы можно добиться комплексных психологических эффектов. Например, расположение красного цвета перед глазами ученика позволяет говорить о его повышенном эмоциональном фоне. Включение в цветовые плоскости динамических фигур (шар, круг, эллипс, точки) позволяет успешно проводить релаксационные упражнения для глаз, развивать динамическое воображение. (Рис. 8)


Снежной зимой так не хватает пестрых и сочных летних красок, а в нашей рекреации их можно увидеть на угловом панно цветущих орхидей (рис. 5).

Картины и фотографии, помещенные на стенах и между окон в рекреации, помогают детям снять напряжение (рис. 6, 7). Психологи часто говорят, что символизм в детских рисунках (солнце, как правило рисуют кружочком, дом – квадратом, елочку – треугольником и т.д.) является негативным фактором для раскрытия творческих способностей детей. А вот экологические панно, где в основе сюжета реальные и вымышленные биологические формы, помогают ученикам развить образное мышление (рис.8). Они, рассматривая экологические панно, видят в них то, что им хочется видеть, что подсказывает им их древнее природное подсознание. И у детей возникает чувство противоречия, несогласия с изображенным, а значит, детская мысль работает, созидает, а не это ли самое важное?

Часто в школах мы сталкиваемся с устоявшимся подходом к оформлению рекреаций. Как правило, в каждой из них можно встретить тематические стенды для терминов и много другой словесной информации. Давайте зададимся вопросом, всегда ли целесообразно вывешивать какие-либо высказывания, слова, тексты, термины. Допустим, мы подготовили свою рекреацию, но ведь через нашу экологическую рекреацию проходят все учащиеся. Моделируем ситуацию, где семиклассник пытается понять настенную информацию Х класса, особенно ему будут «понятны» термины и закономерности. Смотря на словесную информацию, у ученика включается механизм идентификации слов и определение их значений. А если слова и мысли не понятны, то начинается психологический резонанс между внутренней информацией и внешней, вследствие чего он становится раздражительным и невнимательным. Поэтому мы пришли к выводу, что самым разумным оформлением рекреаций являются цветовые плоскости, которые не заставляют идентифицировать словесную информацию, а помогают ученику эмоционально успокоиться и, более того, способствуют развитию творческого мышления (выводы сделаны на основе анкетирования, социологических опросов и предметного наблюдения).

Мы считаем, что интерьер рекреации должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и учащихся и вместе с тем быть функционально значимым. Предметы постоянной экспозиции должны способствовать формированию и развитию основных экологических понятий. Для оформления экологической рекреации отобраны материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках географии, экологии, биологии при изучении природы, животного и растительного мира, архитектуры станицы. (Рис. 9)

Но самым важным в экологическом дизайне, несомненно, является коллективное творчество учителя и ученика, именно в этом творчестве рождается самое большое чудо – «понимание природы». Дети охотно создают своими руками экологические картины и бережно их сохраняют, озеленяют школу и классы. У каждого класса в школе есть право на экологическое выражение, через любую форму. Учащиеся являются основными экологическими проектировщиками школьного интерьера. Природное стремление к творческой деятельности хорошо реализуется в направлениях школьного экологического дизайна.

В нашей рекреации собран краеведческий материал, посвященный родному Ставрополью и малой Родине станице Александрийской.








Рис. 1



Рис.2


Рис.3

рис. 4



Рис. 5






Рис. 6


Рис. 7



Рис. 8


Рис. 9




Рис.10



Рис.11



Рис. 12










































Рис.13



Рис.14

Рис.15
































Рис. 16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Автор: Черепина Наталья Ивановна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 313108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Интегрированный урок "Украсим территорию родной школы цветущими клумбами" по технологии мастерских "
    ["seo_title"] => string(111) "intieghrirovannyi-urok-ukrasim-tierritoriiu-rodnoi-shkoly-tsvietushchimi-klumbami-po-tiekhnologhii-mastierskikh"
    ["file_id"] => string(6) "134931"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416834801"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "проект наш школьный двор"
    ["seo_title"] => string(23) "proiektnashshkolnyidvor"
    ["file_id"] => string(6) "271135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451384463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства