ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно. Занимаясь оформлением экологической рекреации школы мы старались доказать учащимся, что в природе всё взаимосвязано. Развивая направление экологического дизайна в школе, большое внимание уделяем региональному компоненту. Поэтому, для привития чувств любви и патриотизма учащимся к родному краю, к родной станице оформлены стенды нашей экологической рекреации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ШКОЛЕ
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В нашей школе экологическим воспитанием учащихся занимаются учителя, преподающие предметы естественно-научного цикла (географии, биологии, химии, экологии).
Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно. Занимаясь оформлением экологической рекреации школы мы старались доказать учащимся, что в природе всё взаимосвязано. Развивая направление экологического дизайна в школе, большое внимание уделяем региональному компоненту. Поэтому, для привития чувств любви и патриотизма учащимся к родному краю, к родной станице оформлены стенды нашей экологической рекреации. (Рис.1, 2, 3)
Над проектом дизайна экологической рекреации работала группа учителей биологии, химии, географии и экологии. Разработка дизайна рекреации, осуществлялась нами в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», которые введены с 1.09.2003 г. (Сан-ПиН 2.4.2.1178-02).
Экологический дизайн – фактор единства природы, техносферы и человека. Потребности человека не остаются неизменными, они постоянно изменяются, определяясь духовной и материальной культурой общества. Среди качеств, которыми должен обладать мир вещей, на первый план выступает его экологичность. Это привело к возникновению нового направления в дизайне – экологического дизайна.
В течение миллионов лет человечество развивалось в естественных природных условиях. Авторитетные антропологические источники говорят нам о том, что древние люди, в отличие от современного человека, лучше видели, лучше слышали, меньше болели, они жили в гармонии с природой. Их органы чувств привыкли воспринимать природу такой, какая она есть. Их глаза никогда не видели «квадратных луж» и «треугольных яблок», их уши не слышали самолетного гула и шума буровой вышки, их руки не соприкасались с пластмассами и химикатами, они были настоящими детьми природы. А мы сегодня практически разучились понимать ее.
Развивая направления экологического дизайна в школе, мы помогаем учащимся осознать себя частью природы. Известно, как плохо влияют на зрение наши белые стены. Поэтому при оформлении стен нашей рекреации мы отдали предпочтение зеленому и голубому цветам (рис. 4). Цвета могут быть всевозможные, но приближенные к естественным природным. При правильном расположении и сочетании цветовой гаммы можно добиться комплексных психологических эффектов. Например, расположение красного цвета перед глазами ученика позволяет говорить о его повышенном эмоциональном фоне. Включение в цветовые плоскости динамических фигур (шар, круг, эллипс, точки) позволяет успешно проводить релаксационные упражнения для глаз, развивать динамическое воображение. (Рис. 8)
Снежной зимой так не хватает пестрых и сочных летних красок, а в нашей рекреации их можно увидеть на угловом панно цветущих орхидей (рис. 5).
Картины и фотографии, помещенные на стенах и между окон в рекреации, помогают детям снять напряжение (рис. 6, 7). Психологи часто говорят, что символизм в детских рисунках (солнце, как правило рисуют кружочком, дом – квадратом, елочку – треугольником и т.д.) является негативным фактором для раскрытия творческих способностей детей. А вот экологические панно, где в основе сюжета реальные и вымышленные биологические формы, помогают ученикам развить образное мышление (рис.8). Они, рассматривая экологические панно, видят в них то, что им хочется видеть, что подсказывает им их древнее природное подсознание. И у детей возникает чувство противоречия, несогласия с изображенным, а значит, детская мысль работает, созидает, а не это ли самое важное?
Часто в школах мы сталкиваемся с устоявшимся подходом к оформлению рекреаций. Как правило, в каждой из них можно встретить тематические стенды для терминов и много другой словесной информации. Давайте зададимся вопросом, всегда ли целесообразно вывешивать какие-либо высказывания, слова, тексты, термины. Допустим, мы подготовили свою рекреацию, но ведь через нашу экологическую рекреацию проходят все учащиеся. Моделируем ситуацию, где семиклассник пытается понять настенную информацию Х класса, особенно ему будут «понятны» термины и закономерности. Смотря на словесную информацию, у ученика включается механизм идентификации слов и определение их значений. А если слова и мысли не понятны, то начинается психологический резонанс между внутренней информацией и внешней, вследствие чего он становится раздражительным и невнимательным. Поэтому мы пришли к выводу, что самым разумным оформлением рекреаций являются цветовые плоскости, которые не заставляют идентифицировать словесную информацию, а помогают ученику эмоционально успокоиться и, более того, способствуют развитию творческого мышления (выводы сделаны на основе анкетирования, социологических опросов и предметного наблюдения).
Мы считаем, что интерьер рекреации должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и учащихся и вместе с тем быть функционально значимым. Предметы постоянной экспозиции должны способствовать формированию и развитию основных экологических понятий. Для оформления экологической рекреации отобраны материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках географии, экологии, биологии при изучении природы, животного и растительного мира, архитектуры станицы. (Рис. 9)
Но самым важным в экологическом дизайне, несомненно, является коллективное творчество учителя и ученика, именно в этом творчестве рождается самое большое чудо – «понимание природы». Дети охотно создают своими руками экологические картины и бережно их сохраняют, озеленяют школу и классы. У каждого класса в школе есть право на экологическое выражение, через любую форму. Учащиеся являются основными экологическими проектировщиками школьного интерьера. Природное стремление к творческой деятельности хорошо реализуется в направлениях школьного экологического дизайна.
В нашей рекреации собран краеведческий материал, посвященный родному Ставрополью и малой Родине станице Александрийской.