kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад для конференции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для научно-практической конференции "От экологии здоровья к экологии души". Данную работу можно применить на уроках географии, биологии, родного края, экологии. Работа направлена на формирование экологических знаний и умений на уроках и во внеурочной деятельности для обучающихся 5-11 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад для конференции.»

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром ХХI век объявлен мировым сообществом как « столетие окружающей среды» В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Задача учителя состоит не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе, развивать навыки научного анализа природных явлений/

Необходимыми компонентами экологического образования и воспитания учащихся являются:

  • особенности экологического мышления: системность, проблемность, глобальность;

  • система нравственных и духовных ценностей, способствующих оптимизации социально – природного взаимодействия;

  • ценностные ориентации на творческую самореализацию в решении экологических проблем.

Эколого- нравственное воспитание школьников является одной из самых актуальных задач нашего времени и должно проходить через весь учебно-воспитательный процесс школы.

Основы эколого-нравственной культуры учащихся осуществляются нами в процессе преподавания географических дисциплин; в том числе на краеведческой основе

Достижение достаточно высокого уровня экологической культуры дает , на наш взгляд, введение курса в 2015-2016 учебном году « География родного края (8,9классы –электронные учебники, Донецкий РИДПО, «Истоки», 2015), опирающегося на национально-региональный компонент. Школьники на основе изучения природы и географии родного края получают систему базовых краеведческих знаний и умений , принимают активное участие в озеленении, благоустройстве поселка, сотрудничают с РЛП «Зуевский», определяют свое отношение к тем или иным экологическим проблемам.

Особое место в воспитании экологической культуры на протяжении 10 лет занимает работа в экологическом отряде « Первоцвет», в задачи которого входит:

*воспитание экологической культуры школьников, любви к окружающему миру;

*формирование знаний по экологии; умений и навыков экспериментальной и исследовательской деятельности;

* профориентация школьников.

В программе занятий ежегодно для учащихся 8-11-х классов предусматривается «Экологический практикум» В рамках практикума учащиеся выполняют теоретические и опытно- проблемные исследования.

На начальном этапе школьники знакомятся с основными экологическими проблемами. Особое внимание уделяется региональным проблемам. Знакомство с причинами возникновения таких проблем, влияние неблагоприятных факторов на окружающую среду и на здоровье человека- все это приобретает личностно-ценностное значение для учащихся.

При подборе формы исследовательской работы учитываются образовательный и психолого-возрастной уровни учащихся. Предлагаемые темы подбираются таким образом, чтобы рекомендуемые методики и литература были доступными и понятными учащимся.

Теоретические исследования направлены на самостоятельную работу учащихся с научной литературой, подготовку докладов, статей, рефератов по определенным темам. Так, например, в рамках ежегодной экологической операции «Первоцветы» для восьмиклассников в нашей школе стало традиционным проведение конференции, на которой учащиеся защищают рефераты по этой теме. А для старшеклассников в рамках той же операции предлагается провести паспортизацию первоцветов РЛП « Зуевский» т.е. это опытно-проблемное исследование. Для написания работы требуются определенный объем теоретических знаний, умение работать с определителями. В конце апреля –начале мая мы, параллельно с санитарной чисткой территории РЛП и территории родников, проводим учет и паспортизацию раннецветущих растений. Результаты своей работы учащиеся предоставляют станции юных натуралистов г. Харцызска, откуда информация передается в природоохранные организации. Обычно конференция сопровождается фотовыставкой,где наряду с профессиональными фотографиями представлены работы учащихся. Другой пример : в теоретической части программы по теме « Основные экологические проблемы современности» учащимся предлагается также самостоятельно проработать имеющуюся литературу, подготовить реферат. Далее учащиеся знакомятся с методикой исследовательской работы. В учебно-исследовательской деятельности главное внимание уделяется развитию умения видеть и формулировать проблему, а также выдвигать гипотезу о способах решения экологической проблемы. Опытно-исследовательская работа обязательно включает изучение теории,т.е. прежде чем приступить к какой-то экспериментальной работе , учащийся прорабатывает научную литературу для того, чтобыподготовиться к проведению опыта, эксперимента, познакомиться с тем, что сделано в этой области до него. Основными формами исследовательской деятельности является непосредственное наблюдение за природными объектами , выполнение определенных экспериментов . Составление отчетов о работе развивает умения анализировать, делать выводы. Последний этап –оформление работы. Обязательным условием является защита написанной работы. Выступление с докладом по определенной теме-это положительная мотивация дальнейшей исследовательской деятельности учащегося. Школьник учится структуировать объемный материал , выбирать главное, учится аргументированно отстаивать свою точку зрения и, наконец,  «держаться на публике», что также пригодится ему в будущей жизни. На таких мероприятиях происходит творческая самореализация учащихся. Здесь дети занимаются разработкой и проведением эколого-просветительских лекций, эколого-познавательных мероприятий, деловых игр, субботников, написанием исследовательских работ по проблемам: «Река моего детства-р. Крынка», « Хочу жить в чистом поселке», « РЛП-«Зуевский» «Микротопонимы Зуевки». В школе создан музей раковин моллюсков «Жемчужина» Юные экскурсоводы приглашают совершить экскурс в моря и океаны Земли и познакомиться с обитателями Мирового океана. Материалы музея широко используются на уроках. Изучение некоторых тем по биологии и географии проводятся прямо в музее.

Зуевская школа является опорной школой по экологическому образованию

и воспитанию .Экологическое образование должно быть связано с региональными проблемами. Изучение краеведческого материала дает возможность подкрепить теоретические знания. Экологическое образование –это целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы и овладевают прикладными знаниями, практическими навыками охраны природы.

Субботники, экологические десанты, постоянно проводимые учащимися школы, помогают преодолеть потребительское отношение к природе, способствуют ломке устоявшихся понятий и представлений о безграничности природных богатств.

Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыт, эксперименты, которые одновременно являются и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения и опыт учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений , выводов. Наблюдения, опыты, эксперименты - это важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении основам экологии, путь, который помогает превратить знания в убеждения

С чего началась наша исследовательская работа? В результате сотрудничества с ландшафтным парком нам была предложена разработка экологических троп. Мы определили задачи, объем работы, разработали план ее выполнения, изучали литературу по данному вопросу. Итогом работы стала маршрутная карта 6 экологических троп. Интересной для учащихся 6-10 классов стала предложенная работа ландшафтным парком «Зуевский « Зимующие птицы поселка». Изучение атласа птиц , наблюдения, проводимые вдоль тропы наблюдения, подробные записи позволили сделать интересные выводы о видовом и численном составе зимующих птиц, об их кормовых площадках, особенностях их поведения.

Эту работу мы представили на экологической конференции города.

Также мы исследовали родники, которые расположены вблизи поселка.

Изучали литературу, методику выполнения работ по исследованию роднико, перечитали материалы их паспортизации, определили маршрут наблюдений. Итогом работы стала карта – схема расположения родников .

Также были составлены паспорта двух родников, расположенных вблизи нашего населенного пункта.

Исследовательские работы в области экологии очень интересны детям.

У нас большие планы на будущее. Поэтому, думаем, впереди нас ждут новые победы.

Таким образом, экологическое образование и воспитание через учебно-

исследовательскую деятельность-взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой - в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания и образования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад для конференции.

Автор: Тамочинская Раиса Ивановна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад на конференции молодых ученых-изобретателей «Образование будущего»"
    ["seo_title"] => string(80) "dokladnakonfierientsiimolodykhuchienykhizobrietatielieiobrazovaniiebudushchiegho"
    ["file_id"] => string(6) "317167"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460293003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "ПОЛОЖЕНИЕ  о публичном докладе (отчете) директора школы "
    ["seo_title"] => string(62) "polozhieniie-o-publichnom-dokladie-otchietie-diriektora-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "130618"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415958834"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Доклад на конференцию " Донбасс литературный""
    ["seo_title"] => string(47) "doklad-na-konfierientsiiu-donbass-litieraturnyi"
    ["file_id"] => string(6) "300664"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456767344"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Доклад на конференцию "
    ["seo_title"] => string(25) "doklad-na-konfierientsiiu"
    ["file_id"] => string(6) "212212"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431783288"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Доклад на конференции педагогов -филологов «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_konfierientsii_piedaghoghov_filologhov_formirovaniie_i_razvitiie_dukho"
    ["file_id"] => string(6) "464412"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522484180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства