kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чуйский тракт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чуйский тракт - древняя дорога, известная еще по китайским летописям трех тысячелетней давности. Это удивительная дорога по протяжённости  и климатическим изменениям, многообразием природы и растительности. В этом 2012 году Чуйскому тракту исполняется 90 лет!

Речь пойдет - об истории Чуйского тракта, достопримечательностях, особенностях природы и климата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чуйский тракт »







































Чуйский тракт

Чуйский тракт - древняя дорога, известная еще по китайским летописям трех тысячелетней давности. Это удивительная дорога по протяжённости и климатическим изменениям, многообразием природы и растительности. В этом 2012 году Чуйскому тракту исполняется 90 лет!

Речь пойдет - об истории Чуйского тракта, достопримечательностях, особенностях природы и климата.

Из истории:

    В китайских источниках она именовалась торговой дорогой к юэчжам, так называли тогда в Китае скифские племена. По мнению историков, эта тропа была северным ответвлением Великого шелкового пути. В эпоху Средневековья сформировались основные направления, связывающие Верхнее Приобье с Монголией, Китаем и Средней Азией. Все они начинались от удобной переправы в районе слияния рек Бии и Катуни, именуемой Вихоревской. Одно из направлений вело от переправы к горам Алтая, по левому берегу реки Катуни по холмистой предгорной равнине через среднегорье, минуя три перевала, многочисленные бомы к долине реки Чуи и правым берегом этой реки уходило в Монголию. Это направление впоследствии стало приоритетным и называлось Чуйской вьючной тропой, затем Чуйским трактом.
    Также- это первая дорога в пределах нынешних административных единиц Алтайского края и Республики Алтай, получившая статус дороги федерального значения, согласно постановлению от 26 мая 1922 года ВЦИК РСФСР. В Бийске был создан отдел государственных сооружений и составлен первый план ремонтно-строительных работ на Чуйском тракте. В том же году на средства федерального бюджета построен первый мост через реку Чуя.
    В следующем - 1923 году на участке от бома Кор-Кечу до Ини строятся три паромные переправы через реку Катунь, восстанавливаются гужевые перевозки по Чуйскому тракту. Но состояние дороги, имеющей три перевала и четыре паромные переправы, не соответствовало требованиям перевозок по ней. Нужно было искать более удобные варианты. И единственным верным был право- катунский вариант, предложенный в свое время еще Вячеславом Шишковым, но он не был претворен в жизнь.

    В 1933 году выходит новый приказ по управлению Чуйского тракта: "Согласно Постановлению Правительства по Народному комиссариату внешней торговли СССР от 5 июня 1933 года за N 333, Чуйский тракт считается военизированным с введением Устава о служебно-трудовой дисциплине военизированных рабочих и служащих. Означенное мероприятие Правительства вызвано особо важным значением Чуйского тракта в общей системе народного хозяйства. Военизация должна обеспечить бесперебойную работу тракта в деле осуществления возложенных на тракт ответственных заданий по экспортно-импортным перевозкам. Военизация работников тракта при улучшении их материально-бытовых условий, как то: снабжение продовольствием, обмундированием и другими льготами, возлагает на них большую ответственность за четкую и безукоризненную работу. Работники тракта должны помнить, что они указанным актом Правительства приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма". Однако первые строители современного Чуйского тракта жили за колючей проволокой.
    Вдоль дороги строятся "командировки" 7-го отделения Сиблага. Начальником этого отделения становится Волков. Каждая "командировка" представляла собой территорию, обозначенную на картосхемах того времени как "земля особого назначения". По периметру стояли вышки, территория обнесена забором с колючей проволокой, за которым располагались бараки на 200-300 заключенных, дом для охраны, склад, баня и другие хозяйственные постройки. Кроме "сиблоновцев" - так называли заключенных, строили дорогу и жители близлежащих сел - там, где дорога проходила по населенному пункту. Каждый работоспособный житель села обязан был перевезти для отсыпки дороги сто ручных тачек земли или гравия. За тачки, привезенные сверх нормы, выплачивались деньги. Кроме того, на строительстве дороги использовались лошади из артелей и колхозов. В протоколе 35 от 24 июля 1926 года президиумом Бийского окрисполкома отмечено, что граждане села Сетовка сами постановили дать 500 подвод бесплатно для строительства Чуйского тракта.
    В 1934 году дорога на всем своем протяжении от Бийска до монгольской границы становится проходимой для автотранспорта.
    На первой странице альбомов, которые были подарены в честь окончания строительства Чуйского тракта передовым работникам, можно прочитать: "Чуйский тракт как одна из важнейших внешнеторговых магистралей Советского Союза и основная автодорожная артерия Ойротской автономной области, имея головным участком город Бийск как исходный пункт железной дороги и водного транспорта, доходит до границы северо-западной Монголии.
    Общая протяженность тракта составляет 622 км, из которых 500 км проходят среди высокогорных хребтов Северного Алтая, пересекая Семинский и Чике-Таманский перевалы.
   Подведем итоги: строительство Чуйского тракта осуществлено фактически в течение двух коротких и дождливых сезонов 1933-1934 гг. при наличии рабочей армии из 5000-6000 человек. За время строительства тракта произведено свыше 2500 тыс. куб. метров земляных и скальных работ, 1300 метров мостов, 250 штук труб, 330 км проезжей части (шоссе). Проведенный в 1934 году автопробег показал количество ходовых часов автопроезда по Чуйскому тракту: Бийск - Кош-Агач - 22 часа и Кош-Агач - Бийск - 19 часов.
   Обеспечен полный авто проезд на протяжении свыше 600 км и дополнительно сооружен за счет местных и краевых ресурсов крупнейший в Союзе наплавной мост через Бию.

Федеральная автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт» - автомобильная дорога федерального значения Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - государственная граница с Монголией. Является частью азиатского маршрута АН4 (Новосибирск - Бийск - Ярантай (Монголия); Урумчи - Исламабад - Карачи) 31 декабря 2017 года также может применяться старый учётный номер М52. Протяжённость автомагистрали — 963 километра. Пересекает территорию трёх субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Исторический Чуйский тракт, от которого получила своё наименование автодорога Р-256 "Чуйский тракт", является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.

Технические характеристики трассы

С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имеется два перевала — Семинский и Чике-Таман.

География местности

Рельеф

По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби  и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет, Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500−1900 м).

Климат

Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяжённость тракта с севера на юг и сильно расчленённый рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550−750 мм.

Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.

Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.



История

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.

Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенце в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 1850-х — 1860-х годов в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи.

В течение 1860-1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С. А. Вяземского, составили исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. Расчётная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел.

В 1902-1903 годах вьючная тропа переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.

В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. Я. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта.

К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок. Дорога не ремонтировалась в течение 10 лет. Во время гражданской войны отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей.

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности Инийский мост), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.

Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск-Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.

1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Музей Чуйского тракта

Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск, разместился на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В. Бианки по ул. Советская, 42. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы. Основателем и создателем Музея Чуйского тракта является Грехова Елена.

Туризм

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Манжерок). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мото- туристов, велосипедистов и авто- стопщиков.

Чуйский тракт в искусстве

В Алтайском крае и Республике Алтай бытует народная песня, главными героями которой являются Колька Снегирёв и Рая. Действие в песне разворачивается в 20-30-х годах XX века на Чуйском тракте. Колька Снегирёв водит грузовик «АМО», а Рая — «Форд». По местному преданию, у персонажей песни были реальные прототипы. По мотивам этой песни снят кинофильм «Ехали два шофёра».

Василий Шукшин, уроженец расположенного на тракте села Сростки, в 1964 г. снял фильм "Живет такой парень", действие которого разворачивается на Чуйском тракте.

Перевал Чике-Таман

Перевал Чике-Таман расположен на Чуйском тракте, за перевалом Семинским. Это подъем на водораздел рек Малый и Большой Ильгумень, начинающийся от села Хабаровка. Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 м, однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким. Посмотришь в одну сторону - вверх уходят высокие скалы, взглянешь в другую - великолепные горные панорамы и глубочайшие обрывы, самые опасные участки которых огорожены бетонным барьером. У тех, кто проезжаете по этому перевалу впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух. Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину.


Вокруг Чике-Таман в свое время велось множество споров. Да и само название люди произносят по-разному. Довольно часто можно встретить написание Чике-Аман, что в переводе "Здравствуй, гора". Но правильное название Чике-Таман - "Плоская подошва".

Из истории перевала Чике- Таман
В районе перевала Чике-Таман Чуйский тракт в прежние времена был очень сложным и опасным для лошадей, за что не единожды был обруган ямщиками "Ета не Чекетаман, а Черт-атаман, сорок восемь грехов". В этом все сказано, вылито все негодование наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и погубившего здесь, может быть, не одну лошадь.
Большие ремонтные работы на Чике-Тамане были начаты в 1924-1925 гг., а в 1927 г. тракт был проложен по новой трассе. До 1984 года Дорога на Чике-Тамане была в одну полосу с карманами для разъезда, поэтому водители на перевале постоянно сигналили, что другие водители могли заранее узнать о приближении встречной машины и остановится в кармане для разъезда. В 1984 году была закончена прокладка новой трассы на Чике-Тамане, теперь это хорошая асфальтированная двух полосная дорога. Однако старая дорога сохранилась, и говорят, что по ней до сих пор можно проехать. Старая и новая дороги соединяются на вершине перевала. 

С Чике-Таманского перевала открывается очень красивый вид на громады горных хребтов и массивов. Туристы не мало удивлены разницей между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции. Прямо с седла перевала по северному склону метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее часть, идущая зигзагами узкой крутой щелью. 

На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди. Здесь же произрастает эдельвейс. Цветы его напоминают белые пушистые звездочки. Правда здесь они не особенно крупные и уступают эдельвейсу в высокогорной зоне.
Животный мир представлен обитателями как лесных, так и степных сообществ. С обеих сторон у подошвы перевала встречаются длиннохвостый суслик и полевая мышь.
Из птиц обычны хищные: коршуны и пустельга, которых можно увидеть с обзорной площадки перевала; распространены: каменный дрозд и три вида каменок, несколько видов овсянок, коньки, токование которых можно наблюдать в весеннее время года и другие виды воробьиных, встречающиеся по обочинам тракта. Из пресмыкающихся обычны гадюка, щитомордник и два вида ящериц - живородящая и прыткая. 

16 февраля 1996 года специальным постановлением Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения.



Перевал Кату-Ярык 

Перевал Кату-Ярык находится на территории Улаганского района Республики Алтай.
Это крутой спуск проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (63°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, включает 9 поворотов. Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал Кату-Ярык представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана— это зигзаг из 9 петель, вырубленный в склоне горы, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).

Карагем

Карагем — река в центральной части Республики Алтай в Кош-Агачском районе, правый приток Аргута. Длина — около 50 км.

В переводе с алтайского языка Карагем или Кара-кап означает — «обильная, родниковая, питающаяся подземными водами река».

Река берёт своё начало на южном склоне Северо-Чуйского хребта на высоте более 2500 м от слияния двух небольших рек — Левый Карагем (Абыл-Оюк) и Правый Карагем. Расход воды в устье Карагема при среднем уровне в июле и августе составляет 50-60 м кв./км. Большинство притоков Карагема берет свое начало с ледников, поэтому ледниковое питание реки составляет половину этого расхода.

Карагем — является весьма популярным местом среди спортсменов-водников и туристов. Практически по всей её протяженности проходят те или иные водные маршруты. Спортивный сплав по Карагему обычно начинают от Карагемской поляны, расположенной чуть выше устья левого притока реки Иолдоайры на высоте около 1900 м. Наиболее сложным для прохождения является первое ущелье, длиной около 8 км и 19-ю порогами. Второе ущелье следует через 2 км после первого — здесь имеется 3 сложных порога. Перед третьим ущельем находится сложный порог «Разбойники» и две шиверы. В нижней части Карагема расположен каскад «Чибитских» порогов длиной около 3 км.

Участок реки Аргут, в которую впадает Карагем, протяженностью около 7 км, в месте слияния этих рек носит название — Карагемский прорыв. Здесь Аргут, имеющий большой для горной реки расход воды, прорезает себе путь через Катунский хребет, образуя пятикилометровый каньон с уклонами до 25 м/км. Первое удачное прохождение Карагемского прорыва было совершено в 2003 году группой под руководством Александра Проваторова на судне типа «бублик».



Северо-Чуйский хребет

Славится своей красотой Северо-Чуйский хребет… И это не удивительно, ведь здесь сочетается суровость заснеженных высокогорий и яркие краски альпийских лугов, тишина кедрового леса и прохлада горных озёр, удивительный животный и растительный мир и нетронутость природы… Всё это создаёт прекрасные условия для отдыха.

 

География

Высшей точкой Северо-Чуйского хребта является пик Маашей-Баши, высотой 4173 метра. Гора суровая и по внешнему виду, и по сложности восхождения на её вершину. Суровая, но очень красивая. Живописная панорама на Маашей-Баши открывается с Нижнешавлинского перевала (3100м., 1Б к.с.). На высоту выше 4000 м. над уровнем моря поднимается ещё одна вершина хребта, г. Актру-Баши (4075 м.). Много гор, по высоте превышающих 3900 м., а средние высоты хребта - 3500-3700 метров.

 

Климат

Климат в районе Северо-Чуйского хребта умеренный резко континентальный. Для него характерна большая разница между дневными и ночными температурами, холодная зима и короткое тёплое лето. Летним днём температура на высокогорных озёрах – Шавлинских, Маашей, Камрю и других не поднимается выше +25 градусов, а ночью может опуститься до 0. Отправляясь летом в путешествие по горам, возьмите с собой тёплые вещи. Неоценимую пользу может принести наличие в рюкзаке свитера, куртки-ветровки, спортивной шапочки. Возьмите с собой дождевик, ведь погода в высокогорьях весьма непредсказуема и может смениться буквально за тридцать минут. Пригодятся солнцезащитные очки и крем от загара, особенно для прогулок к вечным снегам, ведь солнце в горах намного активнее воздействует на кожу, чем на равнине. Зимой же средняя температура -20 градусов.

 

Ледники

В Северо-Чуйском хребте расположено несколько крупных центров оледенения. В первую очередь это долина Актру. Здесь находятся несколько ледников, крупнейшими из которых являются ледники Левый и Правый Актру, Джело, а также Малый Актру. Одним из крупнейших ледников Алтая является ледник Большой Маашей, берущий начало на склонах горы Маашей-Баши. Его площадь составляет 14 кв. км. Будьте осторожны! Прогулки по крупным ледникам без страховки опасны, здесь довольно много трещин, которые могут быть скрыты под снегом.

 

г. Карагем-Баши (3900 м.) и Большой Маашейский ледник.

 

Реки

Реки Северо-Чуйского хребта являются притоками Чуи и Аргута. Чуя, до этого неспешно несущая свои воды по Чуйской и Курайской степям, неподалёку от села Чибит врезается в ущелье, пробивая себе дорогу среди высоких скал. Этот бурный участок реки получил название Мажойского каскада порогов, так как неподалёку расположено устье одного из притоков Чуи – реки Мажой (Маашей). Сплав по этому участку Чуи характеризуется шестой, высшей, категорией сложности, и для участия в нем необходимо иметь серьёзный опыт водных походов и трезво оценивать свои силы. Недалеко от устья Мажоя есть деревянный мост, с которого можно полюбоваться на буйство стихии – Мажойский каскад представляет собой впечатляющее зрелище. После села Чибит Чуя немного успокаивается, однако и здесь сосредоточены мощные пороги, а маршрут по этому участку Чуи оценивается 4-5 категорией сложности.

Крупные притоки Чуи в этом районе – реки Актуру и Мажой (Маашей). В Аргут впадают реки Шавла и Карагем. Все реки очень бурные и порожистые, русло может преграждаться упавшими деревьями. Это реки с большим уклоном. Угол падения воды здесь может превышать 100м/км, то есть с каждым километром по горизонтали река спускается вниз на 100 метров по вертикальной оси.

 

Озера

Здесь очень много озёр, почти в каждой долине. Объясняется это активной деятельностью ледников в древности - спускаясь в долину, ледник, словно бульдозер, тащил перед собой огромный вал из камней - морену. Позднее, когда началось потепление климата, ледник остановил своё движение и начал отступать. Морены же так и остались лежать в виде огромных насыпей, а многие из них запрудили реки. Так образовались Шавлинские озёра, озеро Маашей и ещё сотни водоёмов, как больших, так и совсем маленьких. Но при виде этих озёр в ясную погоду забываешь о моренах-бульдозерах, ледниках и просто наслаждаешься их бесконечной красотой. Любой путешественник будет поражён суровостью Голубого озера в ущелье Актру, величественным видом Маашейского озера и яркими красками знаменитых Шавлинских озёр. Труднодоступны и очень красивы озёра на реках Камрю, Юнгур, Абыл-Оюк, однако, для того чтобы до них добраться, придётся не один день пройти пешком, преодолевая категорийные перевалы.

 

Животный мир

Если повезёт, здесь можно встретить диких животных - маралов, горных козлов, кабанов. В удаленных долинах, где нет ни местного населения, ни туристов, обитают медведи. Достаточно много их в долине реки Сайлюгем. Охотники-алтайцы рассказывают, что довольно часто в бинокль наблюдают снежных барсов. Бурундуки, белки, пищухи и другие грызуны здесь распространены повсеместно. Иногда в некоторых ущельях, например, на Шавлинских озёрах,  ранним утром можно наблюдать до десятка бурундуков, бегающих по лагерю в поисках пищи. Пищухи не столь смелы, однако их характерный писк неизменно будет сопровождать вас во время прогулок по моренам, каменным осыпям и грядам – естественной среде обитания этих маленьких зверьков.

Достопримечательности и интересности

Самым часто посещаемым местом для отдыха в районе Северо-Чуйского хребта, бесспорно, является долина Актру, благодаря находящемуся здесь альпинистскому лагерю. Однако другие, менее посещаемые районы заслуживают отдельного повествования. Шавлинские озера, долина Маашей - все они славятся своей красотой и заслуженно считаются одними из самых красивых районов Алтая и всей России.

 

 Долина Маашей

Маашей (Мажой) – бурная река с молочно- голубой водой. По имени этой реки названы вершина, ледники, долина, озеро, несколько перевалов... Пик Маашей-Баши ("голова, или дом Маашея") является высочайшей вершиной Северо-Чуйского хребта. Высота пика составляет 4173 метра. С его склонов в долину спускается ледник Большой Маашей. Это один из крупнейших ледников Алтая, площадью около 14 квадратных километров и максимальной толщиной, а, правильнее сказать, мощностью около 150 метров. Нижняя граница ледника опускается до высоты 2200 метров, что предоставляет Вам прекрасную возможность прогуляться по Большому Маашею и поиграть летом в снежки. Рекомендую Вам совместить посещение долины Маашей и Шавлинских озёр. Две этих долины прекрасно дополняют друг друга. Шавла – это яркие  бирюзовые озёра, окружённые лиственничным и кедровым лесом в обрамлении заснеженных гор. В долине Маашея Вас ждут завораживающие виды на беснующиеся воды реки Мажой, суровая красота вершин Карагем-Баши и Маашей-Баши и неповторимые скалы самых разных цветов и оттенков. Неподалёку расположены живописные озёра Каракабак, находящиеся в цирке красивых горных вершин. Очаровывают и окруженные небольшими водопадами  Алёнины озёра. Прогулки к этим  произведениям природного искусства обычно включены в программу путешествий по долине реки Маашей.



География.

Южно-Чуйский хребет является частью Центрального Алтая. Расположенный вдалеке от популярных туристских центров и труднодоступный для транспорта, он является одним из наиболее диких районов этой горной страны. Южно-Чуйский хребет немного ниже Северо-Чуйского, его средние высоты составляют 3000-3500 м., высшая точка – пик Иикту (3941 м.). Главным же различием этих двух хребтов является то, что на склонах Южно-Чуйского хребта практически нет леса – лишь луга и заросли карликовой берёзы. Благодаря этому с многих вершин открывается красивейший обзор на 30-50 километров вокруг, живописные панорамы суровой Чуйской степи, Катунского и Северо-Чуйского хребтов.

 

Климат.

Южно-Чуйский хребет расположен в непосредственной близости от засушливых полупустынь Монголии, что не может не сказываться на климатических особенностях в этом районе. Естественно, что осадков на его склонах выпадает гораздо меньше, чем на Северо-Чуйском или Катунском хребтах, однако отсюда же, со склонов Южно-Чуйского хребта, стекают и очень крупные ледники – Большой Талдуринский и Софийский.

 

Ледники.

Южно-Чуйский хребет - второй на Алтае по размерам оледенения. Расположенные на нем 243 ледника имеют общую площадь 222,8 кв.км. Центральное место занимает ледник Большой Талдуринский, длина которого превышает 8 км., а площадь равна 34,9 кв. км. и ледник Софийский длиной 10 км. и площадью 24 кв. км.

 

Талдуринский ледник

Крупнейший ледник на российских территориях Алтая

Реки.

С хребта берут начало крупные притоки Чуи – это реки Чаган, Талдура, Тархата, Ирбисту. С другой стороны хребта берут начало многочисленные притоки реки Джазатор.

 

Озера.

Озер здесь совсем немного, и по красоте они существенно уступают озерам Северо-Чуйского и Катунского хребтов. Наиболее живописны озера Акколь и Караколь в долине реки Аккол. Акколь, в переводе с алтайского - "белое озеро". И действительно, вода в нем светлого, молочного цвета. Караколь - наоборот, "черное озеро", и это тоже правда - вода в Караколе кажется темной. Примечательно то, что эти озера-противоположности расположены всего в двух километрах друг от друга. На берегу Акколя туристы часто ставят базовый лагерь, откуда совершают прогулки к Софийскому леднику или совершают альпинистские восхождения на окрестные вершины.

Туристы стали посещать этот район существенно позже, чем Северо-Чуйский или Катунский хребты. Связано это и с транспортной удалённостью местности, и с тем, что в советское время эти места считались приграничной территорией, проход через которую осуществлялся строго по пропускам.

 

 

Чуйская степь

 

 

Чуйская степь

Закат

 

Чуйская степь - крупнейшая межгорная котловина Алтая. При длине 80 километров, её ширина достигает 40 км. Дно котловины вогнуто и находится на высотах 1850-1750 метров над уровнем моря. Южные оконечности степи совпадают с государственной границей РФ и Монголии.

Со всех сторон степь обрамлена заснеженными хребтами – Южно-Чуйским, Северо-Чуйским, Курайским, плато Сайлюгем. Этим и обусловлен суровый климат степи. Абсолютный минимум температур -62 градуса С, максимум +31. Однако средняя температура июля всего +13,8 градуса – это обусловлено значительной разницей между дневными и ночными температурами, характерной для резко континентального климата. В то же время в Чуйской степи очень сухой климат. Годовое количество осадков здесь едва превышает 100 мм в год, причём большая их часть выпадает летом. Зимой же в котловине почти нет снега, поэтому местные жители почти не строят домов с привычными для нашего глаза двускатными крышами – здесь достаточно и плоской.

В Чуйской степи и в настоящее время обитают редчайшие представители фауны Алтая – антилопа дзерен, лисица корсак и кот манул. Можно встретить журавлей, лебедей, беркутов и чёрных грифов. Невозможно сосчитать здешних грызунов – в степи они обитают в огромном количестве. Это суслики, сурки, тушканчики, пищухи, джунгарские хомячки и многие другие.

В Чуйской степи сосредоточено огромное количество археологических памятников. Здесь известно около 20 стоянок палеолита, много памятников эпохи бронзы и железа. Это археологические комплексы в долинах рек Юстыд и Бар-Бургазы, включающие в себя сотни разновременных памятников: палеолитические местонахождения, курганы, погребальные оградки, каменные изваяния, наскальные рисунки, гончарные и железоплавильные печи и т.д. Очень много наскальных рисунков – комплексы петроглифов можно найти в долинах рек Елангаш, Чаган-Узун, Кызыл-Джар, Жалгыс-Тобе и мн. др.

Петроглифический комплекс "Алтайский стоунхендж"



Улаган

Улаган (Усть-Улаган) — административный центр Улаганского района, одного из самых отдаленных и малонаселенных районов Республики Алтай. Находится он в 56 км от Чуйского тракта, на его ответвлении регионального значения, дороге Акташ-Улаган (Улаганский тракт). Дорога имеет преимущественно асфальтовое покрытие. От Горно-Алтайска до Улагана ~ 420 км, между ними курсирует маршрутный микроавтобус, по разным данным, раз в день или три раза в неделю. Кроме автомобильного сообщения с внешним миром существует возможность воздушного сообщения — в Улагане имеется «аэродром» — площадка для приема воздушного транспорта. Расположен Улаган в долине реки Башкаус, при впадении в нее реки Большой Улаган, в окружении покрытых хвойным лесом гор, на высоте 1227 м над уровнем моря на территории 447 км². Климат здесь суровый, резко-континентальный, с сухой холодной зимой, длящейся 5-6 месяцев и коротким жарким летом, в которое тоже бывают сильные перепады между дневной и ночной температурой (ночью бывает 0°С, и даже заморозки на почве).

Коробейниковская Казанская икона Божией Матери

Коробейниковская Казанская икона Божией Матери, величайшая алтайская святыня, единственный в Сибири чудотворный образ, находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова (Усть-Пристаньского района Алтайского края) с начала XX века. Храм был возведен в 1902 г. под руководством строителя-зодчего Борзенко, освящен в 1903–1904 гг. и представлял собой замечательный памятник церковной архитектуры. В храме, украшенном росписью, пребывало множество святых икон, среди которых своей поразительной красотой выделялся большой Казанский образ Божией Матери, получивший в дальнейшем наименование Коробейниковского. Пресвятая Богородица в пурпурном одеянии и благословляющий Богомладенец были изображены на золотом фоне в мозаичном обрамлении.

В 1938-м году храм был закрыт, разграблен и превращен в зернохранилище. Казанскую икону Божией Матери, брошенную под ноги, спасла от поругания местная жительница, слепая женщина Ольга Перегудова по прозвищу Олюшка Темная, в конце 1990-х годов канонизированная в лике местно чтимых святых. Пресвятая Богородица явилась благочестивой Ольге во сне, повелев забрать икону из оскверненного храма. Образ был сильно поврежден, различимы были только очи Богородицы и Божественного Младенца. Через некоторое время произошло чудо – икона обновилась, засияла новыми красками, от нее начали происходить чудеса.

В нескольких благочестивых семьях хранилась чудотворная икона, прежде чем в июне 1994 года наступило время возвращения образа в Коробейниково.

До 29 июня 1994 года Коробейниковская Казанская икона Божией Матери пребывала в Покровском кафедральном соборе г. Барнаула. Тысячи верующих смогли поклониться чудотворному образу.

2 июля 1994 года многолюдным крестным ходом чудотворная икона была возвращена в восстановленный Казанский храм села Коробейникова. Она стала почитаемой святыней Богородице-Казанского мужского монастыря, открытого в селе. В воспоминание этого события и было установлено празднование Коробейниковской Казанской иконе Пресвятой Богородицы.







Приложения

И ещё немного фоток "Старого Чуйского тракта", по которому ездили наши деды на полуторках. Дорога была(и до сих пор существует параллельно современному тракту) узкая и очень опасная.

Алтай. Чуйский тракт

в.Караташ, Северо Чуйский Тракт



Чуйский тракт. 20-е годы XX века.




Чуйский тракт около с. Сростки. 40-е годы XX века.

Чуйский тракт…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Чуйский тракт

Автор: Белявцева Елена Анатольевна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "История Чуйского тракта "
    ["seo_title"] => string(26) "istoriia-chuiskogho-trakta"
    ["file_id"] => string(6) "171542"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423677435"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "О Шишкове Вячеславе Яковлевиче "
    ["seo_title"] => string(41) "o-shishkovie-viachieslavie-iakovlievichie"
    ["file_id"] => string(6) "200838"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428926002"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина в Сростках" "
    ["seo_title"] => string(73) "vsierossiiskii-miemorial-nyi-muziei-zapoviednik-v-m-shukshina-v-srostkakh"
    ["file_id"] => string(6) "179060"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424941660"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Методическая разработка воспитательного мероприятия "История Алтайского края: Чуйский тракт""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_vospitatiel_nogho_mieropriiatiia_istoriia_altaiskogh"
    ["file_id"] => string(6) "429749"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1506405832"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства