Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках географии»
Активные методы обучения на уроках географии
Духно Светлана Анатольевна, учитель географии,
МБОУ «Сюзьвяковская основная общеобразовательная
школа» Карагайский район, Пермский край
В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения. Сюда входят специальные приемы и формы занятий. Они помогают сделать процесс обучения легким и доступным каждому ребенку.
Поэтому каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий, приемов, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
К активным методам обучения относятся цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приемы, которые использую на уроках.
Прием «Синквейн».
Синквейн - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Правила написания синквейна:
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными.
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.
5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Синквейны полезны:
Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в
нескольких словах.
Ученику в качестве инструмента для объединения сложной информации.
Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.
Правила написания синквейна:
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными.
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.
5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
«Цифровой диктант»
Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-». Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных утверждений или неправильных. В ответе получается цепочка из цифр.
1) Африка омывается тремя океанами
2) Самый маленький материк находится в северном полушарии
3) Северный Ледовитый океан пересекают все меридианы Земли
4) Самое глубокое озеро расположено на материке Евразия
5) Самая длинная река мира протекает в восточном полушарии и т.д.
Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.
«Числовой диктант»
1) К числу всех океанов прибавь число всех материков Земли (4+6)
2) Число материков, пересекающихся экватором, раздели на число материков, омываемых сразу всеми океанами(2:1)
3) От количества букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество материков, названия которых начинаются на букву «А» (7-3) и т.д.
Задания для числового диктанта состоят из 6-7 этапов. Каждый этап-пример на арифметическое действие, который может отражать фактологию или понятийный аппарат изучаемого материала. Ученики записывают только числа и действия с ними. Этот прием--самая сложная форма развивающих диктантов. Может использоваться в сильных классах, тренирует навыки счета, умение быстро переключаться. Лучше всего использовать на этапе обобщения изученного материала.
Для подготовленных детей можно предложить игру «да-нет», задавая вопросы по теме, например: Учитель загадывает объект на карте. Учащиеся задают вопросы, ответом на которые могут быть слова «да» или «нет».
- Этот объект расположен в океане? -Нет
-Он находится на материке? -Да
-На этом материке две части света? -Нет
-Этот материк расположен в Северном полушарии? -Нет
-Этот материк пересекает экватор? -Нет
-Данный материк пересекается всеми меридианами? -Нет
-Этот объект-часть гидросферы? -Да
-Имеет связь с океаном? -Да
-Является рекордсменом на материке? -Да
-Это река Муррей? -Да!
Задание способствует развитию образного мышления, памяти.
Диагностика выявляет отношение к предмету и позволяет увидеть результаты обучения. Обучающимся во всех классах в конце учебного года были предложены анкеты с вопросами:
-Какие школьные предметы тебе нравится изучать?
-Какие формы работы на уроках запомнились больше всего?
Положительный ответ в отношении географии дали 87% учащихся. Эти дети чувствуют себя комфортно на уроках географии и проявляют интерес к данному предмету. Одной из любимых форм работы на уроке для учащихся является игра. Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно проводятся уроки с игровыми моментами, успеваемость выше, по сравнению с классами, в которых большая часть уроков проводится в традиционной форме. Технология активных методов и форм обучения универсальна, легко воспринимается и её может применять любой учитель.
Эта форма, которую учитель - предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития.
Уроки с использованием таких приемов и форм обучения обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Использование активных методов обучения как необходимое условие повышения мотивации в процессе обучения на уроках истории и географии."
["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_aktivnykh_mietodov_obuchieniia_kak_nieobkhodimoie_usloviie_povysh"
["file_id"] => string(6) "428086"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1505317589"
}
}