14 Тема:"Луна - спутник Земли" (5-й класс)
Цель: углубить понятия: планеты, спутники, затмение, Солнечная система.
Форма урока: занятие по новой теме с использованием презентации урока ,
"проблемно-обучающий".
Задачи: 1) Познакомить учащихся с естественным спутником Земли: фазами Луны, вращением
вокруг Земли.
2) Научить учащихся вести наблюдения за ночным светилом, определять фазы Луны.
3) Воспитывать сознательную дисциплину на уроке.
Оборудование: презентация «Луна – спутник Земли»
Содержание урока.
- Организационный момент.
- Этап определения темы. Загадки. (слайд № 1)
- Этап изучение нового материала начинается с рассмотрения гипотез о том, как возникла Луна - естественный спутник Земли (слайд № 2).
Гипотез о возникновении Луны около десятка, но мы остановимся на двух:
Отделение Луны могло произойти без столкновения с Землёй массивного тела, просто само собой. Во время образования Земли, когда она ещё находилась в жидком состоянии, Земля начала сдавливаться у полюсов и в результате от неё медленно начала отделяться некоторая часть, пока не отделилась полностью. После Земля вернулась в исходное состояние.
Луна образована из космических обломков, вращавшихся вокруг Земли много миллионов лет назад.
- Перед учениками ставится проблема (слайд № 3, 4): "Когда мы смотрим на Луну, нам кажется, что она примерно такой же величины, как Солнце. На самом же деле она во много раз меньше Солнца и приблизительно в 4 раза меньше Земли по диаметру. Ученики должны ответить на вопрос: "Почему мы не замечаем такой большой разницы в размерах Солнца и Луны? Расстояние от Земли до Солнца - 150 000 000 км, а от Земли до Луны - 384 000 км.
Можно предложить рассчитать: Во сколько раз Луна ближе к Земле, чем Солнце?
Слайды № 5, 6, 7 содержат информацию и фотографии двух сторон Луны.
Слайд № 8, 9 содержит информацию о смене дня и ночи на Луне, о продолжительности дня на Луне. Почему Луна светит слабее, чем Солнце?
5. Задание перед просмотром следующих слайдов:
Почему на Луне нет ни лесов, ни лугов?
Почему на Луну нельзя высадиться без скафандров?
Слайды № 10, 11, 12 содержат фотоматериал о том, как человек изучает Луну, а так же информацию о том, что на Луне нет воды и ее паров. Луна не обладает сколько-нибудь значительной атмосферой. Поэтому ее поверхность не прикрыта от солнечных и космических лучей и метеоритной бомбардировки. В разгар солнечного дня температура лунного грунта на экваторе достигает +130°С, а после захода Солнца опускается до - 170°С. Небо на Луне совершенно черное, и на нем одно временно можно видеть Солнце и звезды. Там нет зари и сумерек, нет ветра, облаков и радуги. Лунная поверхность покрыта очень пористым и мелкораздробленным веществом.
Слайды № 13, 14, 15 содержат информацию об искусственных спутниках Земли, их значении.
- Закрепление (слайд № 16, 17, 18)
Задание: ответить на вопросы темы
- Чем искусственный спутник отличается от естественного?
- Почему на Луне нет животных и растений?
- Какая температура на Луне?
- Как человек смог увидеть оборотную сторону Луны?
- Сколько длится день на Луне?
- Домашнее задание: учить конспект по тетради, уметь определять фазы Луны.