Просмотр содержимого документа
«Северный район России.»
S= 1,5 млн км2.
8,62% территории России
выходы к морям,
соседство с западноевропейскими странами (Республика Карелия с Финляндией, Мурманская область с Норвегией) и ведущими российскими регионами.
тяжелые природно-климатические условия
ВЫВОД: Северный район имеет выгодное экономико-географическое положение
Территория этого района находится в субарктическом(на севере) и в умеренном поясах в зонах тундры и тайги.
Осадков выпадает здесь немного, присутствует переувлажненность поверхности, поэтому население тяготеет к речным долинам.
В реках водится много рыбы, вдоль них находятся более плодородные почвы.
На реках и находятся все крупнейшие города района.
Так как северная часть района находится за полярным кругом, то зимой на этой территории солнце некоторое время не показывается над горизонтом.
Почвы арктические (на севере) и подзолистые.
Рельеф представляет собой пологую равнину, слабо наклоненную к океану. В западной части находится Балтийский щит. В центре Кольского полуострова находится небольшой горный массив Хибины.
Вдоль побережья Кольского полуострова течет Северо-Атлантическое течение, поэтому здешние порты не замерзают.
Хибины.
1. Северный район богат минеральными ресурсами. Здесь добывают нефть и газ (Республика Коми, Ненецкий АО),
каменный уголь (Печорский бассейн в Рес.Коми),
железную руду (Мурманская обл. и Рес. Карелия),
медно-никелевые руды (Печенга в Мурманской области),
алюминиевые руды (Архангельская, Мурманская обл., Республика Коми),
апатиты (В Хибинах, Мурманская обл.),
поваренную соль (Сереговское месторождение в Республике Коми).
2. Также имеются большие запасы лесных и водных ресурсов (реки бассейна Северной Двины, Печоры, крупные озера).
Численность населения – 4,6 чел (2015г.) 3,17 % от всего населения России. Плотность населения – 3 чел./км2.
Население по национальному составу неоднородно.
Основная часть населения сосредоточена в городах и поселках городского типа.
Наблюдается постепенное снижение населения за счет миграции в другие регионы страны и снижения рождаемости.
Северный район – самый слабозаселенный экономический район европейской части России.
Уровень урбанизации чуть выше среднего по стране.
В районе преобладает городское население. Оно составляет 76%, сельское - 24%. Удельный вес городского населения района выше среднероссийского показателя на 11 пунктов. Это связано как с особенностями промышленного развития, так и с природными условиями ведения народного хозяйства.
В южной части района доля сельского населения значительно выше. Например, в расположенной на юге района Вологодской области, где возможности развития сельского хозяйства более благоприятны, удельный вес сельского населения составляет 39%.
Вологда
Сыктывкар
Мурманск
Петрозаводск
Нарьян-Мар
Отрасли специализации
топливная промышленность
добыча нефти и газа (Усинск, Вуктыл),
каменного угля(Воркута, Инта)
черная металлургия:
добыча железной руды (Костомукша, Ковдор, Оленегорск),
выплавка стали (завод полного цикла в Череповце)
цветная металлургия:
машиностроение:
производство алюминия (Кандалакша, Надвоицы),
меди и никеля (Мончегорск)
судостроение (Северодвинск, Мурманск),
тракторостроение (Петрозаводск)
химическая промышленность:
добыча апатитов (Кировск),
производство азотных удобрений (Череповец)
лесная, деревообрабатывающая и целлюзно-бумажная промышленность:
рыболовство, льноводство; перевозки морским транспортом (Мурманск, Архангельск).
Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным.
Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который состоит из трех главных магистралей: Волхов — Петрозаводск — Мурманск, Вологда — Архангельск, Коноша — Котлас — Воркута. В южной части района в пределах Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги Санкт-Петербург — Череповец — Вологда, в крайней западной части района — линия Санкт-Петербург — Сортавала — Юшкозеро. По территории района также проходят две меридиональные железные дороги: Москва — Архангельск и Санкт-Петербург — Мурманск. Созданная сеть железных дорог связывает регион со всеми районами страны. Но в отличие от других районов европейской части России железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог очень малы.
Широко используются водные виды транспорта — речной и морской. Большое значение для внутренних перевозок играет речной транспорт. Основные судоходные реки — Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега, Уса. Судоходны и озёра — Ладожское, Онежское. Создан Беломорско-Балтийский канал, который в настоящее время нуждается в срочной реконструкции. Внутренними естественными путями через систему каналов осуществляется перевозка громоздких транспортоёмких грузов, в основном топлива (угля), леса, руды, машин, строительных материалов.
Основными автомобильными магистралями являются магистрали Петрозаводск — Мурманск и Вологда — Архангельск. В лесопромысловых районах создана сеть лесовозных дорог.
Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт, играющий важную роль в межрайонных связях. Действуют нефтепроводы: Вой-Вожский — Ухта; Тэбук — Ухта; Вуктыл — Ухта — Рыбинск — Торжок; Ухта — Ярославль и другие.Из Тимано-Печорского ТПК берет свое начало газопровод «Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложены по территории Северного района, например Уренгой — Надым — Вуктыл — Центр.
Перспективы развития Северного района прежде всего связаны с освоением уникальных природных ресурсов, созданием крупного нефте- и газодобывающего района на континентальном шельфе Баренцева моря. Рост валового регионального продукта (ВРП) и объема поступающих в регион инвестиций связаны, в первую очередь, с добывающими отраслями экономики.
Перспективы развития Северного района связаны также с освоением месторождения алмазов. По-прежнему район будет занимать одно из самых важных мест в развитии рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности .
Полярный
Кандалакша
Костомукша
Самая острая проблема района – будущее его лесного комплекса. Его экстенсивное развитие подорвало лесные запасы (вблизи рек и железных дорог) и исчерпало «экологическую емкость района» - его рек и атмосферы городов. Требуется экологизация всего лесного комплекса - уменьшение рубки леса, очистка сточных вод ЦБК.
В сельском хозяйстве района, специализирующемся на животноводстве, главная задача – снабжение городского населения молочной продукцией. Производимые зерновые идут на фураж и поэтому району приходится закупать зерно и другие продукты питания за границей.
Кандалакшский заповедник на островах Баренцева и Белого моря.