kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку географии "Численность, динамика и воспроизводство населения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа Животные
1. признак характерный только для животных: дыхание, питание, размножение, раздражимость, наличие покровной ткани, наличие нервной ткани
2. способность животных восстанавливать утраченные органы - …
3. какое из животных способно восстанавливать утраченные органы: гидра, прудовик, таракан, аскарида
4. какое вещество скапливается в сократительных вакуолях простейших
5. какое простейшее животное может питаться как  растение
6. чем клетка одноклеточных отличается от клеток многоклеточных животных
7. какие из животных двустороннесимметричные: медуза, планария, гидра, коралл
8. какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика
9. заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении….

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку географии "Численность, динамика и воспроизводство населения" »

Открытый урок по географии в 10 классе Учитель МОУ СОШ №1 Батова Оксана Анатольевна

Открытый урок по географии в 10 классе

Учитель МОУ СОШ №1

Батова Оксана Анатольевна

Встарь богатейшими странами были те, Природа которых была наиболее обильна; Ныне богатейшие страны – те, в которых ………………… .. наиболее деятелен.  Генри Бокль

Встарь богатейшими странами были те,

Природа которых была наиболее обильна;

Ныне богатейшие страны – те, в которых

………………… .. наиболее деятелен.

Генри Бокль

Встарь богатейшими странами были те, Природа которых была наиболее обильна; Ныне богатейшие страны – те, в которых Человек наиболее деятелен.  Генри Бокль Тема урока: Численность, динамика и воспроизводство населения.

Встарь богатейшими странами были те,

Природа которых была наиболее обильна;

Ныне богатейшие страны – те, в которых

Человек наиболее деятелен.

Генри Бокль

Тема урока:

Численность, динамика и воспроизводство населения.

Знаете ли Вы?

Знаете ли Вы?

  • Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек;
  • Каждую секунду появляется 3 человека;
  • Каждую минуту примерно 175 человек;
  • Каждые сутки – 250 тысяч человек;
  • Каждый месяц появляется население такой страны как Австралия или Тунис (около 19 млн., 10 млн. человек)
Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры

Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры

Рост населения мира в 1950-2000 годах

Рост населения мира в 1950-2000 годах

Население мира и крупных регионов А. Количество населения (в миллионах человек) Крупные регионы 1750  Африка 1800  106 Азия 1850 107 Европа 502 1900 635 111 Латинская Америка и Карибы 163 1950 Северная Америка 16 203 809 133 1998 Океания 276 2 221 24 947 2050 2 749 Весь мир 7 1402 38 408 2 26 74 547 1766 3585 791 167 729 82 978 5268 2 504 628 172 1262 6 1650 13 305 809 392 2521 30 46 5901 8909 Б. Процентное распределение Африка Азия 13.4 Европа 10.9 63.5 Латинская Америка и Карибы 20.6 8.8 64.9 Северная Америка 2.0 20.8 8.1 64.1 2.5 57.4 21.9 Океания 0.3 8.8 3.0 Весь мир 24.7 12.7 55.6 0.3 0.7 4.5 100 2.1 60.8 21.7 19.8 0.2 100 6.6 59.1 5.0 12.4 0.2 100 0.4 7.0 8.5 6.8 9.1 100 0.5 5.2 4.4 0.5 100 0.5 100 100 Источник: Фонд народонаселения

Население мира и крупных регионов

А. Количество населения (в миллионах человек)

Крупные регионы

1750

Африка

1800

106

Азия

1850

107

Европа

502

1900

635

111

Латинская Америка и Карибы

163

1950

Северная Америка

16

203

809

133

1998

Океания

276

2

221

24

947

2050

2

749

Весь мир

7

1402

38

408

2

26

74

547

1766

3585

791

167

729

82

978

5268

2

504

628

172

1262

6

1650

13

305

809

392

2521

30

46

5901

8909

Б. Процентное распределение

Африка

Азия

13.4

Европа

10.9

63.5

Латинская Америка и Карибы

20.6

8.8

64.9

Северная Америка

2.0

20.8

8.1

64.1

2.5

57.4

21.9

Океания

0.3

8.8

3.0

Весь мир

24.7

12.7

55.6

0.3

0.7

4.5

100

2.1

60.8

21.7

19.8

0.2

100

6.6

59.1

5.0

12.4

0.2

100

0.4

7.0

8.5

6.8

9.1

100

0.5

5.2

4.4

0.5

100

0.5

100

100

Источник: Фонд народонаселения

Работа в группах по проблеме:  «Динамика численности населения в разных регионах мира» Группы:

Работа в группах по проблеме: «Динамика численности населения в разных регионах мира»

Группы:

  • Зарубежная Европа + США;
  • Латинская Америка;
  • Африка;
  • Зарубежная Азия
Задание №1.   По статистическим данным «Рост численности населения мира в 20 веке» постройте график изменения численности населения своего региона

Задание №1.

По статистическим данным «Рост численности населения мира в 20 веке» постройте график изменения численности населения своего региона

Задание №2.   Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны своего региона, численность которых более 127 млн. чел. Европа+ США: Азия:  Африка: Латинская Америка:   Вывод – самые многочисленные страны относятся к региону - …….  - большая часть этих стран по уровню социально-экономического развития относится к …….

Задание №2.

Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны своего региона, численность которых более 127 млн. чел.

Европа+ США:

Азия:

Африка:

Латинская Америка:

Вывод – самые многочисленные страны относятся к региону - …….

- большая часть этих стран по уровню социально-экономического развития относится к …….

Задание №2.   Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны своего региона, численность которых более 127 млн. чел. Европа+ США: США, Россия Азия: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония Африка: Нигерия Латинская Америка: Бразилия Вывод – самые многочисленные страны относятся к региону - …….  - большая часть этих стран по уровню социально-экономического развития относится к …….

Задание №2.

Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны своего региона, численность которых более 127 млн. чел.

Европа+ США: США, Россия

Азия: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония

Африка: Нигерия

Латинская Америка: Бразилия

Вывод самые многочисленные страны относятся к региону - …….

- большая часть этих стран по уровню социально-экономического развития относится к …….

Задание №2.   Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны своего региона, численность которых более 127 млн. чел. Европа+ США: США, Россия Азия: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония Африка: Нигерия Латинская Америка: Бразилия Вывод – самые многочисленные страны относятся к региону – Зарубежная Азия  - большая часть этих стран по уровню социально-экономического развития относится к развивающимся

Задание №2.

Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны своего региона, численность которых более 127 млн. чел.

Европа+ США: США, Россия

Азия: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония

Африка: Нигерия

Латинская Америка: Бразилия

Вывод – самые многочисленные страны относятся к региону – Зарубежная Азия

- большая часть этих стран по уровню социально-экономического развития относится к развивающимся

Задание №3.   По карте «Численность и динамика населения стран мира» проследите динамику населения в современном мире своего региона. Пользуясь цветовыми обозначениями проранжируйте страны по следующим показателям:  увеличение более чем на 1%;  увеличение до 1 %;  сокращение населения.  Вывод: В каких регионах произошло увеличение населения от 1% В каких регионах произошло увеличение населения до 1% В каких регионах произошло сокращение населения

Задание №3.

По карте «Численность и динамика населения стран мира» проследите динамику населения в современном мире своего региона. Пользуясь цветовыми обозначениями проранжируйте страны по следующим показателям:

увеличение более чем на 1%;

увеличение до 1 %;

сокращение населения.

Вывод:

В каких регионах произошло увеличение населения от 1%

В каких регионах произошло увеличение населения до 1%

В каких регионах произошло сокращение населения

Воспроизводство (естественное движение)- совокупность процессов …, … и …, которые обеспечивают беспрерывное …. и … людских поколений

Воспроизводство (естественное движение)- совокупность процессов …, … и …, которые обеспечивают беспрерывное …. и … людских поколений

Воспроизводство (естественное движение)- совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений

Воспроизводство (естественное движение)- совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений

Задание №4.   Используя статистические данные в таблицах: «20стран с самой низкой и высокой младенческой смертностью»; «20 стран самых молодых и старых мира»; «Страны с наибольшим и наименьшим естественным приростом» Найдите и назовите страны своего региона по каждой таблице. К странам с каким уровнем социально-экономического развития они относятся? Сделайте вывод.

Задание №4.

Используя статистические данные в таблицах:

«20стран с самой низкой и высокой младенческой смертностью»;

«20 стран самых молодых и старых мира»;

«Страны с наибольшим и наименьшим естественным приростом»

Найдите и назовите страны своего региона по каждой таблице.

К странам с каким уровнем социально-экономического развития они относятся?

Сделайте вывод.

Задание №5. Определите к какому типу воспроизводства относится ваш регион?

Задание №5. Определите к какому типу воспроизводства относится ваш регион?

1-й тип воспроизводства населения 1-й тип воспроизводства населения – простой ,  Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости :

1-й тип воспроизводства населения

1-й тип воспроизводства населения – простой ,

Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости :

  • высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы и уменьшается число детей);
  • высокий уровень урбанизации – 75%, быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже);
  • изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей;
  • увеличение доли старших возрастов - «старение нации» (в Великобритании, Франции и др.), уменьшение возраста молодых;
  • последствия войн и военных конфликтов, терроризм;
  • производственный травматизм; техногенные катастрофы: автомобиль­ные ежегодно уносят до 250 тыс. человеческих жизней, в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек; несчастные случаи;
  • смертность от болезней (СПИД, рак и т. д.);
  • природные катастрофы.
2-й тип воспроизводства населения 2-й тип воспроизводства населения – расширенный ,  Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости :

2-й тип воспроизводства населения

2-й тип воспроизводства населения – расширенный ,

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости :

  • низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства (развивающиеся страны);
  • невысокий уровень урбанизации - 41% (в сельской местности рождаемость выше);
  • своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность;
  • подневольное положение женщин, ранние браки;
  • использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;
  • запреты по планированию семьи в мусульманских странах.
Демографическая политика -  Система мероприятий, проводимых государством и направленных на увеличение или уменьшение численности населения.  Мероприятия – экономические; пропагандистские; административно-правовые

Демографическая политика -

Система мероприятий, проводимых государством и направленных на увеличение или уменьшение численности населения.

Мероприятия –

экономические;

пропагандистские;

административно-правовые

Демографическая политика –  Система административных - правовых, экономических и пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя направлении

Демографическая политика –

Система административных - правовых, экономических и пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя направлении

Демографическая политика Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение темпов рождаемости. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония, которые разработали такие стимулирующие экономические меры, как: а) единовременные ссуды молодоженам; б) пособия при рождении каждого ребенка; в) ежемесячные пособия для детей, г) оплачиваемые отпуска и др.  Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на сокращение рождаемости . Пример 1. В Индии: а) принята национальная программа планирования семьи; б) повышен возраст вступления в брак: мужчины – 21 год, женщины – 18 лет; в) производится массовая добровольная стерилизация населения; г) политический девиз: «Нас двое – нам двоих». Пример 2. В Китае: а) создан комитет по планированию деторождения; б) установлен поздний возраст для вступления в брак: мужчины – 22 года, женщины – 20 лет; в) за одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно; г) политический девиз: «Одна семья – один ребенок»

Демографическая политика

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение темпов рождаемости.

Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония, которые разработали такие стимулирующие экономические меры, как:

а) единовременные ссуды молодоженам;

б) пособия при рождении каждого ребенка;

в) ежемесячные пособия для детей,

г) оплачиваемые отпуска и др.

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на сокращение рождаемости .

Пример 1. В Индии:

а) принята национальная программа планирования семьи;

б) повышен возраст вступления в брак: мужчины – 21 год, женщины – 18 лет;

в) производится массовая добровольная стерилизация населения;

г) политический девиз: «Нас двое – нам двоих».

Пример 2. В Китае:

а) создан комитет по планированию деторождения;

б) установлен поздний возраст для вступления в брак: мужчины – 22 года, женщины – 20 лет;

в) за одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно;

г) политический девиз: «Одна семья – один ребенок»

Качество жизни Факторы, учитывающие качество жизни населения:

Качество жизни

Факторы, учитывающие качество жизни населения:

  • Экономические – занятость, душевой доход, калорийность питания;
  • Социальные – уровень здравоохранения, безопасности граждан;
  • Культурные – уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией;
  • Экологические – состояние окружающей среды
Задание № 7.   По таблице со статистическим материалом «Страны с наибольшей и наименьшей продолжительностью жизни» и по карте «Продолжительность жизни» определите страны своего региона и среднюю продолжительность жизни в регионе  Вывод: Какой регион мира является долгожителем, а какой – выделяется самой маленькой продолжительностью жизни?

Задание № 7.

По таблице со статистическим материалом «Страны с наибольшей и наименьшей продолжительностью жизни» и по карте «Продолжительность жизни» определите страны своего региона и среднюю продолжительность жизни в регионе

Вывод:

Какой регион мира является долгожителем, а какой – выделяется самой маленькой продолжительностью жизни?

Показатели средней ожидаемой продолжительности жизни:  Экономически развитые страны – 72-79 лет; Развивающиеся страны – 62-66 лет; Наименее развитые страны – 51-52 года

Показатели средней ожидаемой продолжительности жизни:

Экономически развитые страны – 72-79 лет;

Развивающиеся страны – 62-66 лет;

Наименее развитые страны – 51-52 года

Задание № 8.   Изменилась ли продолжительность жизни за последние 30 лет? Докажите, используя данные таблицы «Средняя ожидаемая продолжительность жизни».  Попытайтесь объяснить, с чем это связано.

Задание № 8.

Изменилась ли продолжительность жизни за последние 30 лет?

Докажите, используя данные таблицы «Средняя ожидаемая продолжительность жизни».

Попытайтесь объяснить, с чем это связано.

Продолжительность жизни  Средняя продолжительность жизни – ожидаемая продолжительность жизни населения, которая определяется с помощью расчетов, основанных на теории вероятности. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, труда, быта; измеряется числом лет.

Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни – ожидаемая продолжительность жизни населения, которая определяется с помощью расчетов, основанных на теории вероятности. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, труда, быта; измеряется числом лет.

ИЧР – индекс человеческого развития Сложный показатель, результирующий три основополагающих элемента:

ИЧР – индекс человеческого развития

Сложный показатель, результирующий три основополагающих элемента:

  • Здравие и долголетие людей;
  • Интеллектуальное развитие людей;
  • Благоденствие
Итог урока:

Итог урока:

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Тема 3, параграф 1.
  • Дополнительно: найти материал о проведении демографической политики на примере любой страны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку географии "Численность, динамика и воспроизводство населения"

Автор: Естремская Надежда Владимировна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Население Молдовы. Численность и воспроизводство населения РМ. "
    ["seo_title"] => string(67) "nasielieniie-moldovy-chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia-rm"
    ["file_id"] => string(6) "111654"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407746390"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока по географии с презентацией "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "128894"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415603422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок: "Население мира""
    ["seo_title"] => string(19) "urok_naselenie_mira"
    ["file_id"] => string(6) "567510"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608212831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства