ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Открыть цели урока на презентации Состав и свойства воздуха.
Учитель: Из каких смесей газов состоит воздух и какими свойствами он обладает, мы постараемся сегодня узнать.
Просмотр видеоролика 24 секунды.
-Из чего же состоит воздух?
Дети: Кислород, азот, углекислый газ и другие газы.
-Что вы знаете об азоте? О кислороде? (сообщения детей)
(записи в технологическую карту 78%,21%,1%)
Учитель: А для чего нужен азот?(стр.125) Ответ: Он входит в состав всех живых организмов. Является «РАЗБАВИТЕЛЕМ» кислорода.
Учитель: Почему необходим кислород?
Дети: Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека.
-А что такое 1%? Найдите в учебнике на стр.124
(записи в технологическую карту 78%,21%,1%)
2. Основной этап. Опыты. Исследование свойств воздуха.
Учитель: - О каких свойствах воздуха вы уже знаете?(бесцветный, прозрачный, без запаха, без вкуса, без формы – это всё о чистом воздухе). Сегодня мы откроем ещё некоторые свойства воздуха.
Делаем опыты.
Опыт №1. Упругость.
Давайте надуем побольше воздушный шарик. Какой шарик?(запись)
Опыт №2. Звук.
Целлофановыми пакетами ловим воздух и бабахаем ими.
(записали в карту)
Опыт №3.Имеет массу.
Взвесить на весах шарики, один из них надо надуть. (записать)
Опыт №4. Легче воды.
Взять тарелку с водой и опустить стакан. Он не заполнился водой, т.к. в стакане воздух. Наклоните стакан потихоньку влево, что вы увидели? Пузырь.(записать)
Опыт №5. Сжимаемость.
Взять в руки шприц и выдвинуть поршень, а затем поработать им. А теперь пальчиком закройте отверстие. Можно сжать? (записать)
Опыт №6. Теплопроводность.
Учитель: Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?
Дети: Воздух - плохой проводник тепла. (запись)
Опыт №7. Тёплый воздух легче холодного воздуха
Учитель: Зажигаю свечу. – Куда поднимается горячий воздух? Вверх.
3. Рефлексия.
Учитель: Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете?
Дети: Узнали свойства воздуха: звук, массу, сжимаемость, упругость, легче воды, проводит тепло плохо, тёплый легче холодного.
Учитель: Дома вы заполните в технологической карте пропущенные слова.
Учитель: А теперь вы поставьте себе за работу на уроке оценку. За то, как вы слушали, как заполнили таблицу, всё ли поняли, за то, как старались.