Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по географии на тему "Вода на Земле"»
Вода на Земле
Предмет: география.
Класс: 6.
Место урока: первый урок по теме «Гидросфера».
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения .
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию:
1. Образовательный аспект: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.
2. Развивающий аспект: создать условия для развития умения работать с текстом учебной статьи, географической картой, с материалами мультимедийной презентации; составлять описание по плану.
3. Воспитательный аспект: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения:
1. Герасимова, Т.П. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.
2. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.: Атлас.– М.: Роскартография, 2003.
3. Мультимедийная презентация «Вода на Земле».
Вспомните
Что такое гидросфера?
В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе?
Может ли вода переходить из одного состояния в другое?
Установите соответствие:
1. Испарение
2. Замерзание
3. Конденсация
4. Таяние
А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое;
Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое;
В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное;
Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое
Актуализация знаний (слайд 2, 4)
- Какие оболочки Земли вы знаете? (Литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.)
Демонстрируя первый слайд, учитель предлагает учащимся назвать оболочку, которую начинают изучать на уроке.
- Что такое гидросфера? (Гидросфера - водная оболочка Земли.)
- В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе? (В жидком, в твёрдом, в газообразном.)
- Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.)
- Установите соответствие:
Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание. Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние. Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
(1В, 2А, 3Б, 4Г)
Верю – не верю
1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, а является частью атмосферы.
2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
4. Из одной части Мирового океана можно попасть в другую, не пересекая сушу.
5. Тихий океан омывает берега всех материков Земли.
Мотивация и целеполагание (слайд 3)
Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, в тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».
Утверждения:
Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
Из одной части Мирового океана можно попасть в другую, не пересекая сушу.
Тихий океан омывает берега всех материков Земли.
- Поднимите руку те, кто согласен с первым утверждением, кто не согласен? И т.д.
Изучив материал сегодняшнего урока, мы вернемся к этим утверждениям и посмотрим, каким из них верить можно, а каким нельзя.
Состояния воды
Жидкое
Твёрдое
Газообразное
Используя текст на стр.81-82 п.1 § 23, дополните схему:
Составгидросферы
..………..... …………… …………..
96,5%
Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной?
Почему вода в атмосфере всегда пресная?
Какие части гидросферы можно увидеть на географической карте?
Мировой океан
Воды суши
Вода в атмосфере
Солёная
Пресная
Солёная и пресная
Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.
- Используя текст учебника на стр. 81-82, п. 1, § 23, дополните схему «Состав гидросферы» (слайд 5, 6)(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)
- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)
- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)
Гидросфера
Мировой океан
Воды суши
Вода в атмосфере
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в рекеЛимпопо…»
(И. Якимов)
Как вы думаете, возможно ли такое?
(слайд 7)
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)
И. Якимов
- Как вы думаете, возможно ли это?
6
Докажите, что все части гидросферы
взаимосвязаны.
Чем отличается малый круговорот
воды в природе от большого?
Благодаря чему происходит круговорот воды,
что является его движущей силой?
Рисунок взят из мультимедиа учебника ( CD )
«Начальный курс географии» 6 класс, 2002
Используя слайд 8 , учитель кратко рассказывает о Мировом круговороте воды в природе. А затем предлагает по схеме ответить на вопросы:
- Чем малый круговорот воды отличается от большого?
- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.
Какую роль в круговороте воды
играет Мировой океан?
6
Гидросфера
Мировой океан
(96,5%)
Вода в атмосфере
- Главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан (слайд 9). Изучение водной оболочки Земли мы начнём именно с него.
Воды суши
6
Особенности Мирового океана
Мировой океан занимает ¾ площади Земли
Мировой океан един
Мировой океан состоит из 4 частей:
Тихий океан Атлантический океан Индийский океан Северный Ледовитый океан
Тихий океан
Атлантический океан
Индийский океан
Северный Ледовитый океан
Океан занимает ¾ площади Земли (слайд 10) , он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов).
Учитель предлагает найти океаны на карте океанов в атласе и показать их на мировой карте (слайд 11) .
Рисунок взят из мультимедиа учебника ( CD )
«Начальный курс географии» 6 класс, 2002
Рисунок взят из мультимедиа учебника ( CD )
«Начальный курс географии» 6 класс, 2002
Используя карты атласа, составьте описание океана по плану
План
Тихий океан
…
1. Какое место занимает по площади
Первое место
С Атлантическим, Индийским, Сев. Ледовитым
2. С какими океанами связан?
Практическая работа
Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов по плану (слайд 12) . Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам. Оформить ответы можно в виде таблицы. Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием слайда 11, настенной карты.