В начале работы учащиеся узнают, что почва – это верхний плодородный слой земли, ее главное свойство – плодородие. Слушатели узнают, что в почве есть воздух, вода, перегной, глина, песок, соль, бактерии, корни растений и животные. Что такое - Почвообразующие факторы. Деление почв по механическому составу. В. В. Докучаев (1848-1903). Почва — живое образование. Почва — четвертое царство природы. Почва – это кормилица человечества. Она дороже для нас золота…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Почва — поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием образовавшийся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов.
Почва – верхний плодородный слой земной коры
ПЛОДОРОДИЕэто
способность почвы
обеспечивать растения
питательными веществами.
Образование почвы – результат взаимодействия горных пород, климата, поверхностных вод, растений и животных.
Впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной коры как «особое естественно — историческое тело» русский учёный В.В.Докучаев, именно он установил, что основные типы почв на земном шаре размещены зонально. Типы почв выделяются на основе их плодородия, механического состава и строения и др.
Типы почв
Черноземные
Подзолистые
- самый распространенный вид почв в России, формируются под хвойными и смешанными лесами.
В глинистых почвах ее отдельные частички состоят из кусочков глины среднего размера, которые иногда слипаются. Сухая глинистая почва тяжелая и рассыпчатая, влажная – липкая и насыщенная водой.
Песчаные почвы – теплые, они пропитаны воздухом, и их легко копать и обрабатывать, однако по мере высыхания они легко отдают питательные вещества и становятся неплодородными .
Торф – это темно-коричневое вещество, представляющее собой массу сгнивших растений. Огородники добавляют торф в другие почвы, как удобрение.
На суглинках, которые представляют собой смесь глины, наносных пород и песка, хорошо растут растения. Суглинок легко обрабатывать.
Типы почв
Черноземные
Подзолистые
Минеральный состав
Около 90—97 % массы почвы составляют минеральные компоненты
Плодородие почвы зависит от количества в ней гумуса.
Плодородный слой
Плодородный слой
1 – 2 см почвенного слоя образуется за 500 лет
( горные породы + гумус + вода + воздух )· время = почва
Почвы – вековое богатство!
Почвы могут быстро разрушаться при неправильном использовании природных ресурсов.
Что может уничтожить плодородные почвы?
Ветровая эрозия
Водная эрозия
Хозяйственная деятельность человека
терриконы
Добыча полезных ископаемых
Неправильная агротехника полевых работ
Выпас скота
В степных районах Крыма садят специальные лесные полосы для предохранения почв от ветровой эрозии.
На месте бывших промышленных разработок – высаживают парки и скверы.
Береги почву!
Почва относится к легко разрушаемым и практически невосполнимым видам природных ресурсов. Естественные враги почвы — это ветровая и водная эрозия. Сильнейшим образом страдает почва и в результате неумелой хозяйственной деятельности человека. Почвенные ресурсы это настоящее богатство страны. Берегите её!
Запомни!
Почва – это верхний плодородный слой земной коры.
Почвы изменяются с широтой – от экватора к полюсам, с высотой – от подножий гор к вершинам.
Человек должен беречь и охранять почвы, не истощать и не загрязнять их.
Опыт 2
Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт?
Опыт 1
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать?
В почве естьВОДА.
В почве естьВОЗДУХ .
Опыт 4
Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?
Опыт 3Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?
В почве есть
ПЕРЕГНОЙ.
В почве есть
ГЛИНА и ПЕСОК .
Опыт 5
Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой.
Что вы видите?
Сделайте вывод.
В почве есть
СОЛИи
МИКРОБЫ
ПЕРЕГНОЙ
ВОДА
СОЛИ
ПОЧВА
МИКРОБЫ
ВОЗДУХ
ГЛИНА
ПЕСОК
Углекислый
газ
Крахмал
Кислород
Вода с растворенными
солями
Как образуется почва?
Подумайте, как давно появились первые участки почвы?
Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.
Лишайники
Растения
Животные,
черви,
личинки и т.д
Микроорганизмы
Круговорот веществ
Перегной
Отмирание
растений
и животных
Образование
солей
Питаются
животные
Используют
растения
Неразумная деятельность человека:
строительство;
уничтожение парков и скверов;
непродуманный выпас скота;
вырубка леса;
Почву размывает вода;
Выдувает сильный ветер;
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПОЧВ ОТ РАЗРУШЕНИЯ.
Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;
Нельзя сводить леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;
Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;
Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;
Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
в лесу за500000лет
на лугу за3225лет
там, где нет растений –всего за15лет
- О чем говорят эти расчеты ученых?
50
Это интересно!
1см почвыза 250 – 300 лет
20смза 5 – 6 тысяч лет
50
Объясните выражение:
«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».