Просмотр содержимого документа
«"Ассоциативные схемы на уроках географии"»
МКОУ « Барановская средняя общеобразовательная школа»
«Ассоциативные схемы
на уроках географии»
М.В.Конышева
2023-2024 учебный год
Ассоциация (от лат. аssociatio — соединение) — некая закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые известны и находятся в памяти;
Ассоциативные схемы — это метод, позволяющий найти известные, понятные обучающемуся объекты и явления в окружающей его жизни и проиллюстрировать с их помощью новый географический материал, географические объекты, явления и закономерности.
Главным правилом всех творческих заданий является большое количество вариантов правильных ответов
Типы задач.
Применяя данный прием, можно выполнять следующие типы задач:
1. Создание сети ассоциаций, на основе определенного предлагаемого термина или понятия.
2. Составление ассоциативной схемы с максимальным использованием предложенных понятий (также предлагаются понятия, которые не имеют непосредственного отношения к большинству предложенных, они вводятся для усложнения условий составления ассоциативной схемы).
3. Ассоциативная схема создается в произвольной форме на основе определенного принципа («целое- часть» , «причина- следствие», и т.п.) таким образом, чтобы были использованы все предложенные понятия .
Возможные формы работы.
а) Если это прием применяется как командное соревнование, понятия, от которых строятся ассоциативные схемы, должны быть опорными.
б) если задание является индивидуальным, а учитель дифференцирует класс по уровню потенциальной успеваемости, тогда ученикам, претендующим на высший балл, следует предложить ассоциативную схему, опираясь на вспомогательные (второстепенные) понятия темы .
Критерии оценивания.
Система и шкала оценивания результатов работы по данному приему должна разрабатываться учителем в зависимости от формы работы, в которой этот прием используется (групповое соревнование или индивидуальная работа). Наиболее важными критериями оценивания должны быть:
количество элементов схемы;
умение обосновать причастность конкретных элементов к начальному понятию;
наличие разноуровневых связей в схеме.
Если задача выполняется в условиях групповых соревнований, то обязательными критериями должны быть:
География - наука благородных кровей! Мы хотим показать всё её благородство, Её эстетичность, красоту и увлекательность.