kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Ассоциативные схемы на уроках географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

применение ассоциативных схем на уроках географии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Ассоциативные схемы на уроках географии"»

Районная научно-практическая конференция педагогов «Новый закон «Об образовании»: Болонский процесс от ВУЗа к школьной парте»

















«Ассоциативные схемы

на уроках географии»


(исследовательская работа)








Конышева Марина Васильевна учитель географии высшей квалификационной категории МКОУ Барановской СОШ







2012 - 2013 учебный год



Содержание.



  1. Введение………………………………………………….. 3

  2. Основная часть

2.1. Требование современного общества и возможность воспитания

творческой личности………………….................... 4 - 5

2.2. Прием «ассоциативная схема»…………………… 6 – 7

3. Заключение……………………………………………….. 8

4. Литература……………………………………………… 9

5. Приложения.

































1. Введение.


В современном мире знания успевают устареть и обновиться несколько раз, пока дети учатся в школе. Поэтому постепенно на смену классической модели педагогического процесса, которая снабжает учащихся репродуктивными умениями и знаниями, приходит модель развивающего обучения. Последняя ставит своей целью развитие творческих способностей учащихся, что и говорится в статье 28 Федерального закона от 29.12.2013 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» пункт 12… «Использование и совершенствование и методов обучения и воспитания образовательных технологий и электронного обучения».


Актуальность исследования:


Обеспечение успеха каждого ученика, (а не только сильного).


Цель:


  • Творческая личность, умеющая организовать свою деятельность и отношения с другими людьми на основе нравственных принципов.



Задачи:


  1. Создать целостное представление о географическом понятии;

  2. Сформировать навыки охвата многоуровневых связей между понятиями.



Объект и предмет исследования:


  • Объект исследования: география.

  • Предмет исследования: ассоциативные схемы на уроках географии в 6 классе.



Гипотеза исследования:

развивающее обучение: требования современного общества и возможность воспитания творческой личности на примере ассоциативных схем.

Методы исследования:

- анализ;

- наблюдение;

- диагностика с целью выявления уровня обученности;

- сбор информации из различных источников.

2. Основная часть.


2.1 Требование современного общества и возможность воспитания творческой личности.


Развитие творческих способностей достигается путем обучения школьников выполнению групп логических операций:


  • на комбинирование операций;

  • определение причинно-следственных связей;

  • планирование и выполнение практической деятельности.


Освоение данных логических операций возможно на основе комплектов творческих заданий по каждой теме.



1.Творческие задания должны обеспечивать достижение творческих целей. Данный прием «ассоциативные схемы»направлен на обучение таким аспектам комбинирования информации, как:

  • выделение главного в тексте;

  • сравнение понятий;

  • систематизация информации.



2. Творческие задания должны обеспечивать выполнение учащимися конкретных действий. Без осмысленного действия каждого ученика задание не может считаться творческим.


3. Учитель должен следовать конкретному алгоритму действий при работе с каждым типом творческих заданий: объяснить суть задания ученикам и особенности его выполнения, помочь в решении, проверить. Скорректировать и объяснить исправления.


4. До учащихся должны быть донесены правила выполнения творческих задании. Как общие, так и конкретные(как можно и как нельзя выполнять задания, что необходимо быть готовым объяснить свой ответ).


Главным правилом всех творческих заданий является большое количество вариантов правильных ответов.


Поэтому учитель поверяет не соответствие ответа ученика эталону, а степень достижения поставленных развивающих целей. Это сделать сложнее, чем при проверке репродуктивных знаний. Поэтому необходима детальная система оценивания, донесенная ученикам до того. Как они начнут выполнять задания.

5. Творческие задания должны обеспечивать успех каждого ученика, а не только сильного. Многие учителя считают, что творческие задания подходят только для сильных и одаренных учеников. Однако это не так. Правильно продуманные и составленные творческие задания, способны выполнить даже самые слабые ученики(возможно просто на своем уровне). При выполнении таких заданий можно разрешить таким ученикам пользоваться учебником, объяснить, что необходимо обращать внимание на выделенные термины и т.д.


Вывод:


Помните! Недопустимо давать и оценивать творческие задания, если учащиеся еще не научились их выполнять. Необходимо также работать с каждым видом творческих заданий на протяжении всего курса или хотя бы нескольких тем.

































2.2. Прием «ассоциативная схема»



Описание приема.


Прием предусматривает создание сети ассоциативных рядов из терминов, которые связаны с главным различными способами: целое-часть (карта -координатная сетка), причина- следствия (рельеф- горизонтали), средство-результат( съемка- план).

Главное условие- элементы в созданной ассоциативной схеме должны быть связаны между собой по определенному принципу. Выбор которого обязательно аргументируется, а число элементов должно быть как можно большим.

Данный прием можно использовать при повторении и закреплении материала в виде соревнования между командами. Победит команда, которая составит логическую схему. Используя как можно больше составных понятий по определенной теме.

Учитель ни к коем случае не задает линию ассоциаций ( например, составляющие карты или виды карт). Такая «подсказка» станет лишь ограничивающим фактором.



Типы задач.


Применяя данный прием, можно выполнять следующие типы задач:


1. Создание сети ассоциаций, на основе определенного предлагаемого термина или понятия.

2. Составление ассоциативной схемы с максимальным использованием предложенных понятий (также предлагаются понятия, которые не имеют непосредственного отношения к большинству предложенных, они вводятся для усложнения условий составления ассоциативной схемы).

3. Ассоциативная схема создается в произвольной форме на основе определенного принципа(«целое- часть» , «причина- следствие», и т.п.) таким образом, чтобы были использованы все предложенные понятия.




Возможные формы работы.


а) Если это прием применяется как командное соревнование, понятия, от которых строятся ассоциативные схемы, должны быть опорными.


б) если задание является индивидуальным, а учитель дифференцирует класс по уровню потенциальной успеваемости, тогда ученикам, претендующим на высший балл, следует предложить ассоциативную схему, опираясь на вспомогательные (второстепенные) понятия темы.



Критерии оценивания.


Система и шкала оценивания результатов работы по данному приему должна разрабатываться учителем в зависимости от формы работы, в которой этот прием используется(групповое соревнование или индивидуальная работа). Наиболее важными критериями оценивания должны быть:

  • количество элементов схемы;

  • умение обосновать причастность конкретных элементов к начальному понятию;

  • наличие разноуровневых связей в схеме.



Если задача выполняется в условиях групповых соревнований, то обязательными критериями должны быть:

  • сплоченность команды, т.е.активное участие всех членов команды и предотвращение раскола команды на отдельные группы;

  • выполнение задачи в условиях наименьшей шумности;

  • скорость выполнения.


Данные критерии целесообразно учитывать в условиях штрафно-бонусной системы. То есть, если максимально выполнены предложенные организационные условия, учитель поощряет команду бонусами (дополнительными баллами), а за их нарушение вычитаются баллы.

















3. Заключение.



Подводя итоги, стоит отметить, что данный прием помогает закрепить полученные знания по теме, еще раз разложив по полочкам что с чем и как именно связано. То есть на ряду с другими, главными, формируются навыки систематизации знаний и аргументации собственной (командной) позиции.







































4. Литература.


    1. Ресурсы Интернет.

    2. Журнал «Все для учителя: география» № 6- 2011 г.































9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Ассоциативные схемы на уроках географии"

Автор: Конышева Марина Васильевна

Дата: 12.12.2018

Номер свидетельства: 490483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему: Воды Мирового океана "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vody-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "121314"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413918035"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства