kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Архитектура Саратова 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассказывается об особенностях архитектуры купеческого и современного Саратова. Представлен богатый библиографический материал о знаменитых архитекторах, живших и работавших в Саратове и Саратовской области. Множество фотографий помогут совершить виртуальную экскурсию по Саратову и его окресностям. Будет полезна при изучении истории, географии и краеведения Саратовской области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Архитектура Саратова 1 »

Архитектура Саратова Бикчураева Е.В. – учитель географии МБОУ «ООШ №14» г.Балаково

Архитектура Саратова

Бикчураева Е.В. – учитель географии МБОУ «ООШ №14» г.Балаково

Классицизм

Классицизм

  • Классици́зм ( фр.   classicisme , от лат.   classicus  — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX  вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма . Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства,
Русский классицизм В 60-ые годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. Складывается тип дворца-усадьбы , расположенного посредине парка. В городах в эту эпоху, в первую очередь в Санкт-Петербурге и Москве, будут возведены грандиозные комплексы государственного и культурного назначений.

Русский классицизм

В 60-ые годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. Складывается тип дворца-усадьбы , расположенного посредине парка. В городах в эту эпоху, в первую очередь в Санкт-Петербурге и Москве, будут возведены грандиозные комплексы государственного и культурного назначений.

Русский классицизм  в Саратове    Особняк Филиппа Катенёва . Первый каменный частный дом на главной городской площади выстроил купец Филипп Васильевич Катенев по проекту зодчего В.И.Суранова. Обыватели с изумлением поглядывали на быстро строившийся особняк с восьмиколонным портиком, поднятым на аркаду первого этажа

Русский классицизм в Саратове

Особняк Филиппа Катенёва .

Первый каменный частный дом на главной городской площади выстроил купец Филипп Васильевич Катенев по проекту зодчего В.И.Суранова. Обыватели с изумлением поглядывали на быстро строившийся особняк с восьмиколонным портиком, поднятым на аркаду первого этажа

Особняк Филиппа Катенёва .   В нижнем этаже дома Катенева имелся “коридор для проезда внутрь двора”. В двор выходили “людские комнаты”, кухни, сени лестниц. Четыре помещения первого этажа, выходящие на галерею аркады, служили торговыми лавками. В анфиладе второго этажа и в мезонине насчитывалось 24 жилых и 14 подсобных комнат. Из узкой средней комнаты второго этажа устроен выход на балкон между колоннами центрального портика.

Особняк Филиппа Катенёва .

В нижнем этаже дома Катенева имелся “коридор для проезда внутрь двора”. В двор выходили “людские комнаты”, кухни, сени лестниц. Четыре помещения первого этажа, выходящие на галерею аркады, служили торговыми лавками. В анфиладе второго этажа и в мезонине насчитывалось 24 жилых и 14 подсобных комнат. Из узкой средней комнаты второго этажа устроен выход на балкон между колоннами центрального портика.

Особняк Филиппа Катенёва .   От Катенева дом вскоре перешел к Устинову, который быстро продал его духовному ведомству. Здесь разместились духовное училище и классы духовной семинарии. Для учебных заведений внутри была сделана перепланировка помещений для устройства просторных классов. До сего времени особняк на площади служит целям просвещения. В нем размещается классическая гимназия.

Особняк Филиппа Катенёва .

От Катенева дом вскоре перешел к Устинову, который быстро продал его духовному ведомству. Здесь разместились духовное училище и классы духовной семинарии. Для учебных заведений внутри была сделана перепланировка помещений для устройства просторных классов. До сего времени особняк на площади служит целям просвещения. В нем размещается классическая гимназия.

Усадьба Михаила Устинова (XVIII в.).   Богатый саратовский купец М.А.Устинов в 80-х годах восемнадцатого века построил два отдельно стоящих дома. В начале же девятнадцатого века, он решил два отдельно стоящих здания архитектурно оформить в одно – превратить старые каменный флигеля в большой особняк в новом классическом вкусе.

Усадьба Михаила Устинова (XVIII в.).

Богатый саратовский купец М.А.Устинов в 80-х годах восемнадцатого века построил два отдельно стоящих дома. В начале же девятнадцатого века, он решил два отдельно стоящих здания архитектурно оформить в одно – превратить старые каменный флигеля в большой особняк в новом классическом вкусе.

Усадьба Устинова Для этих целей в 1813 году Михаил Устинов обратился к И.Ф.Колодину, приехавшему в Саратов из Петербурга в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора. Архитектор предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Так и сделали. Довольно скоро особняк Устинова был готов.

Усадьба Устинова

Для этих целей в 1813 году Михаил Устинов обратился к И.Ф.Колодину, приехавшему в Саратов из Петербурга в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора. Архитектор предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Так и сделали. Довольно скоро особняк Устинова был готов.

Усадьба Устинова В конце 1830 года М.А.Устинов уступил это здание для нужд духовной семинарии. А почти через сто лет, в 1929 году, власти отдали здание под Областной музей краеведения, который и сейчас находится здесь

Усадьба Устинова

В конце 1830 года М.А.Устинов уступил это здание для нужд духовной семинарии. А почти через сто лет, в 1929 году, власти отдали здание под Областной музей краеведения, который и сейчас находится здесь

Усадьба Тюльпиных   Усадьба Тюльпиных   Усадьба Тюльпиных – компактный комплекс жилых и вспомогательных построек, окружающих внутренний двор. Главный полутораэтажный дом выходил парадным фасадом на Царицинскую улицу. Его украшения небогаты, однако во всем чувствуется добротный профессионализм: в уравновешенности пропорций, ясности композиции, строгости деталей.

Усадьба Тюльпиных

  • Усадьба Тюльпиных

Усадьба Тюльпиных – компактный комплекс жилых и вспомогательных построек, окружающих внутренний двор. Главный полутораэтажный дом выходил парадным фасадом на Царицинскую улицу. Его украшения небогаты, однако во всем чувствуется добротный профессионализм: в уравновешенности пропорций, ясности композиции, строгости деталей.

Усадьба Тюльпиных Гордость дома и его владельца – каноничный шестиколонный портик тосканского ордера, воспроизведенный со скрупулезной точностью, от баз колонн до череды триглифов на фризе и сухариков, обрамляющих пологий фронтон.

Усадьба Тюльпиных

Гордость дома и его владельца – каноничный шестиколонный портик тосканского ордера, воспроизведенный со скрупулезной точностью, от баз колонн до череды триглифов на фризе и сухариков, обрамляющих пологий фронтон.

Усадьба Тюльпиных Войти в её двор приглашают представительные трехчастные каменные ворота – арка для проезда экипажей и две боковые калитки. Над аркой, во внутреннем поле небольшого фронтона – тимпане – деревянный герб, охраняющий достоинство усадьб

Усадьба Тюльпиных

Войти в её двор приглашают представительные трехчастные каменные ворота – арка для проезда экипажей и две боковые калитки. Над аркой, во внутреннем поле небольшого фронтона – тимпане – деревянный герб, охраняющий достоинство усадьб

ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА Бывший особняк купца Степана Корнилова стоит чуть выше  Музейной площади, на углу улиц Московской и Чернышевского. Этот небольшой дом построен в 1830-х годах по проекту ученика В.Суранова – саратовского губернского архитектора Г.В.Петрова. Он очень развил традиции саратовского классицизма

ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА

Бывший особняк купца

Степана Корнилова

стоит чуть выше

Музейной площади,

на углу улиц Московской и Чернышевского. Этот небольшой дом построен в 1830-х годах по проекту ученика В.Суранова – саратовского губернского архитектора Г.В.Петрова. Он очень развил традиции саратовского классицизма

ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА      Его композиция не сложна, но в тоже время очень выразительна и обращает на себя внимание. Некоторая игрушечность, миниатюрность дома, лишь усиливает интерес людей к этому дому. Но это сейчас. Сто семьдесят же лет назад, Особняк С.Корнилова выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки .

ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА  

Его композиция не сложна, но в тоже время очень выразительна и обращает на себя внимание. Некоторая игрушечность, миниатюрность дома, лишь усиливает интерес людей к этому дому. Но это сейчас. Сто семьдесят же лет назад, Особняк С.Корнилова выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки .

ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА Мастер варьирует масштаб и пропорции – от широких витражных окон торговых помещений первого этажа к удлиненным жилых комнат второго и далее – к маленьким квадратным проемам мезонинов.   Иное дело – ротонда.  Её масштаб укрупнен; четыре колонны коринфского ордера призваны поддерживать  не только полушарие «римского» купола на двухъярусном карнизе, но и статус-кво владельца особняка, богатого и именитого купца.

ДОМ КУПЦА С.К.КОРНИЛОВА

Мастер варьирует масштаб и пропорции – от широких витражных окон торговых помещений первого этажа к удлиненным жилых комнат второго и далее – к маленьким квадратным проемам мезонинов. Иное дело – ротонда.

Её масштаб укрупнен;

четыре колонны

коринфского ордера

призваны поддерживать

не только полушарие

«римского» купола на

двухъярусном карнизе,

но и статус-кво владельца

особняка, богатого и именитого

купца.

Эклектика Экле́ктика ( эклектизм , историзм ) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в XIX в. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная  «краснокирпичная» архитектура).

Эклектика

Экле́ктика ( эклектизм , историзм ) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в XIX в.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная

«краснокирпичная» архитектура).

Русская эклектика  Храма Христа Спасителя(1839-1883)   Большой Кремлевский дворец.     Мариинский дворец    Исторический музей   Храм Спас на Крови   Исакиевский собор

Русская эклектика

Храма Христа Спасителя(1839-1883)

Большой Кремлевский дворец.  

Мариинский дворец

Исторический музей

Храм Спас на Крови

Исакиевский собор

Русская эклектика в Саратове Представителем эклектики в саратовской архитектуре являет­ся Алексей Маркович Салько (1838 - 1918). По окончании Строительного училища он трудился в Саратове, 40 лет состоял городским архитектором. А. М. Салько строил много. До сего времени сохранились дома Вакурова (1874. Театральная площадь), Мещерякова (1881. Ул. Горького, 39, надстроен), Никитина (1890. Пр. Ки­рова, 39), Шмидта (1899. Соборная ул., 42) и другие.    Удачными и красивыми явились построенные здания дворян­ского пансиона (Соборная ул., 33), фельдшерской школы (Ул. Чернышевского, 151), коммерческого училища (Советская ул., 60), Ново-Покровской церкви (Ул. Горько­го, 85) и другие.

Русская эклектика в Саратове

Представителем эклектики в саратовской архитектуре являет­ся Алексей Маркович Салько (1838 - 1918).

По окончании Строительного училища он трудился в Саратове,

40 лет состоял городским архитектором. А. М.

Салько строил много.

До сего времени сохранились дома Вакурова (1874. Театральная площадь), Мещерякова (1881. Ул. Горького, 39, надстроен), Никитина (1890. Пр. Ки­рова, 39), Шмидта (1899. Соборная ул., 42) и другие. Удачными и красивыми явились построенные здания дворян­ского пансиона (Соборная ул., 33), фельдшерской школы (Ул. Чернышевского, 151), коммерческого училища (Советская ул., 60), Ново-Покровской церкви (Ул. Горько­го, 85) и другие.

Окружной суд По проектам А. М. Салько в Саратове выстроено несколь­ко общественных сооружений. Возведенное в 1878 году зда­ние окружного суда (Московская ул, 64) было воспринято как «холодная, безжалостная казарма». Протяженное по улице, обильно украшенное декором, с ритмически повто­ряющимися полуколоннами и пилястрами, здание утомляло и переставало восприниматься своеобразие мотивов.

Окружной суд

По проектам А. М. Салько в Саратове выстроено несколь­ко общественных сооружений. Возведенное в 1878 году зда­ние окружного суда (Московская ул, 64) было воспринято как «холодная, безжалостная казарма». Протяженное по улице, обильно украшенное декором, с ритмически повто­ряющимися полуколоннами и пилястрами, здание утомляло и переставало восприниматься своеобразие мотивов.

Управление железной дороги Столь же критически было встречено громадное здание Управления железной дороги (1909 - 1914. Московская ул., 8). Оно было отнесено к стилю «салькоко». Постройка «задавила» Троиц­кий собор и разрушила классицистский стиль Старо-Соборной площади.

Управление железной дороги

Столь же критически было встречено громадное здание Управления железной дороги (1909 - 1914. Московская ул., 8). Оно было отнесено к стилю «салькоко». Постройка «задавила» Троиц­кий собор и разрушила классицистский стиль Старо-Соборной площади.

Гостиница Московская Среди построек А. М. Салько следует отметить те, в которых автор верен формам определенного стиля в пределах одного элемента - фасада. Это гостиница «Московская» (1901. Московская ул., 84), где использованы приемы  и детали декоративного убранства московского зодчества XVI-XVII вв .

Гостиница Московская

Среди построек А. М. Салько следует отметить те, в которых автор верен формам определенного стиля в пределах одного элемента - фасада. Это гостиница

«Московская» (1901.

Московская ул., 84),

где использованы приемы

и детали декоративного

убранства московского

зодчества XVI-XVII вв .

Дом Вакурова Театральная площадь. Дом №1. Выстроен он был по проекту архитектора А.М. Салько купцом Вакуровым в 1874 году. На первом этаже дома были устроены роскошно отделанные магазины с зеркальными стеклами, металлическими сводами и шторами, которые сдавались крупным саратовским купцам и давали Вакурову 9000 рублей в год арендной платы. Остальные три этажа занимала “Столичная гостиница” с более чем 70 комфортно обставленными номерами, залами для обедов и чтения. В 1893 году дом Вакурова был занят (кроме первого этажа) под Управление Рязано-Уральской железной дороги

Дом Вакурова

Театральная площадь. Дом №1. Выстроен он был по проекту архитектора А.М. Салько купцом Вакуровым в 1874 году. На первом этаже дома были устроены роскошно отделанные магазины с зеркальными стеклами, металлическими сводами и шторами, которые сдавались крупным саратовским купцам и давали Вакурову 9000 рублей в год арендной платы. Остальные три этажа занимала “Столичная гостиница” с более чем 70 комфортно обставленными номерами, залами для обедов и чтения. В 1893 году дом Вакурова был занят (кроме первого этажа) под Управление Рязано-Уральской железной дороги

Дом Вакурова В настоящее время здесь располагается Саратовский Государственный аграрный университет — один из крупных вузов страны, подготовивший за 86 лет существования более 15 тысяч агрономов, экономистов и иных специалистов сельского и лесного хозяйства.

Дом Вакурова

В настоящее время здесь располагается Саратовский Государственный аграрный университет — один из крупных вузов страны, подготовивший за 86 лет существования более 15 тысяч агрономов, экономистов и иных специалистов сельского и лесного хозяйства.

Дом Никитина В 1890 году архитектор А.М. Салько соорудил на Немецкой улице двухэтажное жилое здание, известное нам как “дом Никитиных”. Пётр Александрович Никитин — младший из трёх братьев Никитиных к 1890 году стал состоятельным цирковым предпринимателем и мог позволить себе возвести столь неординарный особняк, проект которого поручил подготовить самому популярному в Саратове архитектору. И дом получился на славу — сколько поколений саратовцев заглядывалось на него, дивясь изяществу и гармоничности форм! “Русские самородки”, основатели русского национального цирка братья Аким Александровичи Петр Александрович Никитины жили здесь на верхнем этаже; нижний же занимали аптека, небольшой ресторан и фото ателье.

Дом Никитина

В 1890 году архитектор А.М. Салько соорудил на Немецкой улице двухэтажное жилое здание, известное нам как “дом Никитиных”. Пётр Александрович Никитин — младший из трёх братьев Никитиных к 1890 году стал состоятельным цирковым предпринимателем и мог позволить себе возвести столь неординарный особняк, проект которого поручил подготовить самому популярному в Саратове архитектору. И дом получился на славу — сколько поколений саратовцев заглядывалось на него, дивясь изяществу и гармоничности форм! “Русские самородки”, основатели русского национального цирка братья Аким Александровичи Петр Александрович Никитины жили здесь на верхнем этаже; нижний же занимали аптека, небольшой ресторан и фото ателье.

Дом Никитина

Дом Никитина

  • Планировка дома удобна, комнаты и залы светлы и просторны, хороши парадная лестница и угловая башенка-эркер. Декор фасада был достаточно насыщенным и сложным для крупного особняка; однако сила пластики и даже набор покрывавших поле фасада деталей точно укладывались в границы, заданные стилем и окружающей застройкой.
Дом Мещерякова

Дом Мещерякова

  • Построен двухэтажный дом был на средства купца Мещерякова на перекрестке двух центральных улиц города: Немецкой и Александровской. До революции здесь располагался ресторан “Прага”, где вечерами играл “оркестр лиристов”, а к столу подавались “лучшие вина и блюда отечественной и заграничной кухни”. В советское время зданию были надстроены еще 2 этажа.
Дворянский пансион

Дворянский пансион

  • Построен по проекту А.М.Салько в 1895г.
  • Сейчас здесь находится средняя школа №8 г.Саратова (ул.Соборная)
Театр оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского

Театр оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского

  • Автором проекта следует считать молодого в то время архитектора А.М.Салько, который и руководил строительством, завершив его в 1865 году. Наблюдатели отмечали, что внешне это здание напоминало один из венских театров, а внутри - Московский Малый театр.
Фельдшерская школа  (1899. Ул. Чернышевского, 151)

Фельдшерская школа

(1899. Ул. Чернышевского, 151)

Ново-Покровская церковь (ХРАМ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ)  (1885. Ул. Горько­го, 85)  В свое время она была самым крупным культовым зданием в городе. Монументальный пятиглавый храм с пятиярусной вертикалью колокольни доминировал в своей части города, был ориентиром, маяком, неожиданно открывавшимся среди унылой застройки дальней части Глебова оврага. Значительной была и его роль в общей высотной композиции Саратова: высокие луковичные купола церкви и шпиль колокольни продолжали цепочку доминант, которая зрительно ограничивала территорию города.

Ново-Покровская церковь (ХРАМ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ)

(1885. Ул. Горько­го, 85)

В свое время она была самым крупным культовым зданием в городе. Монументальный пятиглавый храм с пятиярусной вертикалью колокольни доминировал в своей части города, был ориентиром, маяком, неожиданно открывавшимся среди унылой застройки дальней части Глебова оврага. Значительной была и его роль в общей высотной композиции Саратова: высокие луковичные купола церкви и шпиль колокольни продолжали цепочку доминант, которая зрительно ограничивала территорию города.

В.Л.Владыкин

В.Л.Владыкин

  • Владимир Львович родился в 1867 году. Саратовский городской архитектор, классный художник, преподаватель рисунка в Саратовском Ремесленном училище. Окончил Академию художеств в 1892 году. Умер в 1917г.
Больница Поздеевой

Больница Поздеевой

  • Первая детская больница в Саратове, построенная на средства купеческой вдовы Д.С.Поздеевой. Здание больницы было возведено в 1901 году на Соколовой улице (район Духосошественской площади, ныне пл. 8 марта) по проекту архитектора П.Л.Владыкина. Здание сохранилось до настоящего времени. Ныне в нем размещается одно из отделений 5-й детской больницы, которую в народе до сих пор называют "Поздеевской".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Архитектура Саратова 1

Автор: Бикчураева Елена Викторовна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Архитектура Саратова 2 "
    ["seo_title"] => string(24) "arkhitiektura-saratova-2"
    ["file_id"] => string(6) "107020"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403155616"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Готовимся к ОГЭ. Обособленные определения и приложения. "
    ["seo_title"] => string(63) "gotovimsia-k-oge-obosobliennyie-opriedielieniia-i-prilozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "190932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427229920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства