Настоящая рабочая программа для 6 класса на 2015 – 2016 учебный год (рабочая программа «География. Начальный курс. 6 класс») составлена в соответствии с нормативными документами:
– Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
– Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей № 25
– Примерная программа по предмету «Рабочие программы. География. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие \ сост. С.В. Курчина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 409, (7) с.»
Цели:
– развитие географических знаний;
– умений;
– опыта творческой деятельности;
– эмоционально-целостного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе;
– понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
– формирование представлений о единстве природы;
– объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы и ее частей;
– формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
– развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
– развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
– развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
– развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
– развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
– развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Учебно-методический комплекс учителя:
Атлас и контурные карты. География 6 класс Дрофа М. 2015г.;
Учебник «География. Начальный курс. 6 класс», Дрофа М. 2013 г., Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюева;
География. Начальный курс. 6 класс. Электронное мультимедийное издание
4. Контрольно-измерительные материалы «География 6 класс», «ВАКО» М. 2012г.;
5. Тесты по географии 6 – 10 классы «Астрель Олимп» М. 2012г., Александр Летягин.
Учебно-методический комплекс ученика:
Атлас и контурные карты. География 6 класс Дрофа М. 2015г.;
Учебник «География. Начальный курс. 6 класс», Дрофа М. 2013 г., Т.П. Герасимова,
Н.П. Неклюева.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом принятой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле. В тоже время формируется бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Курс географии 6 класса – курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ Лицей № 25 на изучение предмета отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у обучающихся основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
личностные:
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные: у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических и литературоведческих задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;
учащихся должны быть сформированы:
1).воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2).Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3).Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли.
4). Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5). Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
6). Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности
8). Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9). Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10). Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11). Развитие эмоционально - ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных литературоведческих проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения филологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
Обучающийся научится:
Называть:
- методы изучения Земли;
- основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- масштаб глобуса;
- называть элементы градусной сети, географического полюса;
- основные географические оболочки;
- методы изучения земных недр и Мирового океана;
- основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- взаимосвязь основных форм рельефа дна океана с тектоническими структурами;
- особенности движения вод в Мировом океане;
- особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
- особенности циркуляции атмосферы.
Приводить примеры:
- географических следствий движения Земли;
- переводи одного вида масштаба в другой;
- основных форм рельефа дна океана;
- стихийных бедствий в разных районах Земли;
- м ер безопасности при стихийных бедствиях.
Показывать:
- изображения разных видов масштаба на глобусе;
- основные географические оболочки;
- основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
Находить:
- сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.
Читать:
- план местности и карту.
Определять:
- направления, расстояния на плане, карте или местности;
- географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе.
Производить:
- простейшую съемку местности.
Классифицировать:
- карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- горы и равнины по высоте, происхождению, строению.
Работать:
- с контурной картой.
Измерять:
- температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц.
Составлять:
- краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
- описание природного комплекса.
Описывать:
- погоду и климат своей местности.
Рассказывать:
- о способах предсказания стихийных бедствий.
Содержание программы учебного предмета
Учебно-методический план
Количество часов
Тема
По государственной примерной программе
По рабочей программе
1. Введение
1
1
Виды изображения Земли
9
9
2.1 План местности
4
4
2.2 Географическая карта
5
5
Строение Земли
22
22
3.1 Литосфера
5
5
3.2 Гидросфера
6
6
3.3 Атмосфера
7
7
3.4 Биосфера. Географическая оболочка
4
4
4.Население Земли.
3
3
Всего
35
35
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 6 класса продолжает новый блок изучения «Начальный курс географии. 6 класс»
Введение (1 час)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля-планета Солнечной системы. Земля-планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Виды изображений поверхности Земли (9 часов)
План местности (4 часа)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Практическая работа № 1. Изображение здания школы в масштабе.
Практическая работа № 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. Практическая работа № 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Географическая карта (5часов)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус- модель земного шара
Географическая карта. Географическая карта-изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели..Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практическая работа № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
Литосфера (5 часов)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего стоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа № 4. Составление описания форм рельефа.
Гидросфера (6 часов)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды..
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Река. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практическая работа № 6. Составление описания внутренних вод.
Атмосфера (7 часов)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Как возникает ветер. Виды ветров. Как определить направление и силу ветра. Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря.
Практическая работа № 7.Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Практическая работа № 8. Построение розы ветров.
Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка (4 часа)
Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практическая работа № 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК)
Население Земли (3часа)
Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
«География. Начальный курс»
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюева
№ урока
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Учебные действия
Оборудование, ЭОР
Домашнее задание
Предметные
Метапредметные
Личностные
Раздел 1
Введение (1 час)
1
6 А,
07.09
6 Б
07.09
6 В
07.09
Открытие, изучение и преобразование Земли.
Земля – планета Солнечной системы.
Комбинированный
Показывать:
- основные результаты географических открытий и путешествий.
Объяснять значение понятий:
-«Солнечная система»,
-«планета», «тропики»,
-«полярные круги»,
-«параллели»,
-«меридианы». Приводить примеры географических следствий движения Земли.
познавательный интерес;
осознание целостности природы;
Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников.
Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца».
Карта полушарий, атлас, контурные карты, электронное приложение- Земля как планета
§§ 1, 2,
вопросы
1 – 3,
Стр. 8
Вопросы
1 – 4,
Стр. 10
Раздел 2
Виды изображений поверхности Земли (9 часов)
План местности (4 часа )
2\1
6 А,
14.09
6 Б
14.09
6 В
14.09
Понятие о плане местности. Масштаб.
Практическая работа № 1.
Изображение здания школы в масштабе.
Практикум
объяснять значение понятий:
-«план местности»;
- «масштаб».
Называть:
- масштаб глобуса.
Показывать:
- изображения разных видов масштаба на глобусе.
Читать план местности.
Производить перевод цифрового масштаба в план местности.
познавательный интерес;
осознание целостности природы;
Физическая карта полушарий, атлас, электронное приложение виды изображений поверхности Земли
§§ 3, 4,
Вопросы
1 – 6,
Стр. 16
3\2
6 А,
21.09
6 Б
21.09
6 В
21.09
Стороны горизонта. Ориентирование.
Практическая работа № 2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Практикум
Определять:
- направления и азимуты по плану местности; - стороны горизонта по компасу
Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов.
§ 10,
Вопросы
1 – 6,
Стр. 34
8\3
6 А,
26.10
6 Б,
26.10
6 В
26.10
Географическая широта.
Географическая долгота.
Географические координаты.
Практическая работа
№ 4.
Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Практикум
Определять географические координаты.
умение правильно оценивать выполнение учебной задачи;
овладение системой географических знаний;
Электронное приложение – Географическая широта.
Географическая долгота.
Определение географических координат.
Атласы.
Определение географических координат объектов.
§ 11,
Вопросы
1 – 5,
Стр. 37.
§ 12
Вопросы
1 – 6,
Стр. 40
9\4
6 А,
02.11
6 Б,
02.11
6 В
02.11
Изображение на физических картах высот и глубин.
Комбинированный
Определять по картам высоты и глубины объектов.
умение оценивать выполнение учебной задачи;
овладение системой географических знаний;
Физическая карта полушарий, атласы.
Определение по картам высот и глубин объектов.
§ 13,
Вопросы
1 – 11,
Стр. 42
10\5
6 А,
09.11
6 Б,
09.11
6 В
09.11
Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли».
Обобщающий
Овладение практическими умениями решения задач по разделу «Виды изображений поверхности Земли»;
умение оценивать выполнение учебной задачи;
Атласы, тестовые задания
Атласы, тестовые задания.
§§ 2 – 13
повторить
Раздел 3
Строение Земли. Земные оболочки (22часа)
Литосфера 5(часов)
11\1
6 А,
23.11
6 Б,
23.11
6 В
23.11
Земля и её внутреннее строение.
Комбинированный
Умение описывать и объяснять признаки географических объектов, сравнивать горные породы, различающиеся по происхождению.
Умение моделировать
Овладение системой географических знаний;
Электронное приложение Внутреннее строение Земли. Образование горных пород.
Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению.
§ 14,
Вопросы
1 – 4,
Стр. 48
12\2
6 А,
30.11
6 Б,
30.11
6 В
30.11
Движение земной коры. Вулканизм.
Комбинированный
Объяснять значение понятий «Литосфера», «Землетрясения», «Вулкан». Формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.
Умение моделировать, организовывать свою деятельность. Выбирать средства для реализации цели.
Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения.
§ 15,
Вопросы
1 – 5,
Стр. 55
13\3
6 А,
07.12
6 Б,
07.12
6 В
07.12
Рельеф суши.
Горы.
Комбинированный
Называть и показывать основные географические объекты, определять высочайшие горные вершины мира, классифицировать горы по высоте.
Умение организовывать свою деятельность.
Осознание ценности природы.
Электронное приложение – Образование гор.
Разнообразие гор.
Атласы.
Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке Северной и Южной Америке.
§ 16,
Вопросы
1 – 7,
Стр. 59
14\4
6 А,
14.12
6 Б,
14.12
6 В
14.12
Равнины суши.
Практическая работа № 5.
Составление описания форм рельефа.
Практикум
Умение показать наиболее крупные равнины, классифицировать равнины по высоте, происхождению, строению. Работать с контурной картой, уметь составить описание форм рельефа.
Умение организовывать свою деятельность.
Осознание ценности природы.
Электронное приложение – Разнообразие равнин. Образование равнин.
Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов.
§ 17,
Вопросы
1 – 7,
Стр. 66
15\5
6 А,
21.12
6 Б,
21.12
6 В
21.12
Рельеф дна Мирового океана.
Промежуточный контроль
Комбинированный
Называть методы изучения рельефа дна Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами. Работа с контурной картой.
Умение организовывать свою деятельность.
Осознание ценности природы.
Электронное приложение – Рельеф дна океана. Формирование дна океана.
Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов. Срединно-океанических хребтов океанов.
§ 18,
Вопросы
1 – 4,
Стр. 70
Гидросфера (6 часов)
16\1
6 А,
28.12
6 Б,
28.12
6 В
28.12
Вода на Земле. Части мирового океана. Свойства вод океана.
Комбинированный
Уметь объяснить значение понятий:
- «Гидросфера»,
-«Мировой океан»,
-«Море»;
Называть и показывать географические объекты; работать с контурной картой.
Определять глубину морей.
Составлять схему Мирового круговорота воды.
Умение вести отбор информации на основе текста учебника с последующим устным рассказом.
Овладение системой географических знаний.
Физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение – Состав гидросферы, Круговорот воды в природе.
Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей.
§§19, 20,
Вопросы
1 – 7, стр.
73 – 74,
Вопросы
1 – 6,
Стр. 78
17\2
6 А
11.01
6 Б
11.01
6 В
11.01
Движение воды в океане.
Комбинированный
Уметь рассказать об образовании волн, цунами, приливах, отливах.
Работа с контурной картой.
Ставить учебную задачу под руководством учителя
Овладение системой географических знаний;
Электронное приложение – Движение воды в океане.
Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений.
§ 21,
Вопросы
1 – 8,
Стр. 83
18\3
6 А,
18.01
6 Б,
18.01
6 В
18.01
Подземные воды.
Комбинированный
Уметь составить рисунок «Подземные воды»;
Уметь работать в соответствии с предложенным планом;
Обладать основами экологической культуры, ответственным отношением к учению;
Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды».
Электронное приложение – Образование подземных вод. Грунтовые воды
§ 22,
Вопросы
1 – 5, стр. 87
19\4
6 А,
25.01
6 Б
25.01
6 В
25.01
Реки.
Изучение нового материала
Составлять описание реки своей местности, работа с контурной картой.
Работать в соответствии с предложенным планом.
Обладать основами экологической культуры.
Электронное приложение – Речная система. Режим реки. Реки равнинные и горные.
Атласы. Описание реки своей местности по плану. Обозначение на к\к наиболее крупных рек России мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов.
§ 23,
Вопросы
1 – 7,
Стр. 94
20\5
6 А,
01.02
6 Б
01.02
6 В
01.02
Озёра.
Практическая работа № 6.
Составление описания внутренних вод.
Практикум
Уметь:
- рассказать – что такое озеро, водохранилище? - работать с контурной картой
-уметь описать озеро, водохранилище.
Участвовать в совместной деятельности.
Обладать основами экологической культуры.
Электронное приложение – Происхождение озер. Атласы
Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ.
Сравнение озер тектонического ледникового происхождения.
Описание озера или водохранилища.
§ 24,
Вопросы
1 – 6,
Стр. 99
21\6
6 А,
08.02
6 Б,
08.02
6 В
08.02
Ледники.
Комбинированный
Формирование географических знаний о ледниках, многолетней мерзлоте; работа с контурной картой.
Умение организовать свою деятельность, определить её цели, оценить достигнутые результаты;
Овладение на уровне общего образования системой географических знаний
Атласы, Электронное приложение – Строение ледников. Условия образования ледников
Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты.
§ 25,
Вопросы
1 – 15,
Стр. 103
Атмосфера (7 часов)
22\1
6 А,
15.02
6 Б,
15.02
6 В
15.02
Атмосфера: строение. Значение, изучение.
комбинированный
Уметь объяснить понятие «Атмосфера», доказать изменение плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем.
Выделять. главные, существенные признаки понятий;
осознание ценности географической среды;
Электронное приложение – Состав атмосферы. Строение атмосферы
Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем.
§ 26,
Вопросы
1 – 4, стр. 106
23\2
6 А,
22.02
6 Б,
22.02
6 В
22.02
Температура воздуха.
Практическая работа № 7.
Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Практикум
измерять температуру воздуха, амплитуды температур. Среднюю температуру воздуха за сутки, месяц.
выявлять зависимость между явлениями по заданным критериям;
осознание ценности географической среды;
Электронное приложение – График хода температуры воздуха
Выявление взаимосвязи между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой температуры. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом.
§ 27,
Вопросы
1 – 5, стр.111
24\3
6 А,
29.02
6 Б,
29.02
6 В
29.02
Атмосферное давление. Ветер.
Практическая работа № 8.
Построение розы ветров.
Практикум
Измерять атмосферное давление; определять направление и силу ветра; построение «розы ветров».
Умение самостоятельно проводить эксперимент (доказать наличие атмосферного давления);
Обладать ответственным отношением к учению. Готовностью и способностью к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
Барометр.
Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движения воздуха в дневном и ночном бризе. Средние температуры и давления над сушей и морем днем и ночью
§ 28,
Вопросы
1 – 5,
Стр.118
25\4
6 А,
07.03
6 Б,
07.03
6 В
07.03
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Практическая работа № 9.
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным
Практикум
Определять облачность. Виды атмосферных осадков; определять относительную влажность.
Умение организовывать свою деятельность по моделированию осадкомера.
Осознание ценности географической среды.
Электронное приложение – Образование облаков и осадков.
Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах.
§ 29
Вопросы
1 – 5, стр. 125
26\5
6 А,
14.03
6 Б,
14.03
6 В
14.03
Погода.
Комбинированный
Умение описывать погоду своей местности, формировать умения и навыки использования метеорологических знаний в повседневной жизни для прогнозирования погоды
Умение вести самостоятельный анализ и прогноз погоды.
Осознание ценности географической среды;
Календарь погоды.
Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности.
§ 30, пункт
1 – 3, стр.
125–127
27\6
6 А,
21.03
6 Б,
21.03
6 В
21.03
Климат.
Комбинированный
Описывать климат своей местности, уметь определять причины, влияющие на климат.
Высказывать суждения, подтверждать их фактами.
Осознание ценности географической среды.
Календарь погоды, электронное приложение – Орбитальное движение Земли.
Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование.
§ 30
пункт 4,5,6,
стр. 127 -128
28\7
6 А,
28.03
6 Б,
28.03
6 В
28.03
Причины, влияющие на климат.
комбинированный
Описывать климат своей местности, уметь определять причины, влияющие на климат.
Высказывать суждения, подтверждать их фактами;
Осознание ценности географической среды.
Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь.
§ 31
Вопросы
1 – 15, стр.
135–136
Биосфера. Географическая оболочка (4 часа)
29\1
6 А,
04.04
6 Б,
04.04
6 В
04.04
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Комбинированный
Уметь объяснять значение понятий «биосфера», «географическая оболочка», «природная зона».
Работать с контурной картой, описывать природные зоны по плану. Формирование представлений о разнообразности растительного и животного мира. Называть меры по охране природы.
Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Обладать ответственным отношением к учению, способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Атласы, контурные карты, электронное приложение – Разнообразие организмов на Земле.
Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме«Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира.
§ 32, пункт
1 – 3, стр.
136–140
30\2
6 А,
11.04
6 Б,
11.04
6 В
11.04
Распространение организмов в Мировом океане.
Работа в малых группах
Уметь объяснять значение понятий «биосфера», «географическая оболочка», «природная зона».
Работать с контурной картой, описывать природные зоны по плану. Формирование представлений о разнообразности растительного и животного мира. Называть меры по охране природы.
Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Обладать ответственным отношением к учению, способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Электронное приложение – Жизнь в океане. Распространение организмов в море и океане.
Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений.
§ 32, пункт 4 подготовить доклады,
Вопросы
1 – 8,
Стр. 142
31\3
6 А,
18.04
6 Б,
18.04
6 В
18.04
Природный комплекс.
Практическая работа № 10.
Составление характеристики природного комплекса (ПК)
Практикум
Уметь составлять описание природного комплекса по плану.
Работать в соответствии с поставленной задачей.
Осознание единства географического пространства.
Термометр, линейка.
Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану.
§ 33,
Вопросы
1 – 6, стр.
134 – 135
32\4
6 А,
25.04
6 Б,
25.04
6 В
25.04
Обобщение и контроль знаний по разделу «Биосфера. Географическая оболочка».
Итоговый
Овладение практическими умениями решения задач по разделу «Биосфера. Географическая оболочка».
Умение оценивать выполнение учебной задачи;
Атласы, тестовые задания
Тестовые задания.
Повторить
§§ 32, 33
Раздел 4
Население Земли (2 ч)
33\1
6 А,
02.05
16.05
6 Б,
02.05
16.05
6 В
02.05
16.05
Население Земли
Изучение нового материала
составить описание этнографических особенностей различных народов. Работа с контурной картой. Посещение краеведческого музея.
высказывать суждения, подтверждая их фактами. Работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
обладать коммуникативной компетентностью в общении;
Атласы, политическая карта мира.
Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10млн. человек.
§ 34,
Пункт
1 – 3,
Стр.
148–151
34\2
6 А,
23.05
6 Б,
23.05
6 В
23.05
Человек и природа.
Итоговый контроль
Комбинированный
Уметь приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий.
Искать и собирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
Понимание ценности здорового образа жизни.
Атласы, электронное приложение – человек и природа.
Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары. Холода. Града, грозы и т. д.).
§ 34 пункт
4,5,
Стр.
151–152,
Вопросы
1 – 8,
Стр. 153
35
6 А,
30.05
6 Б,
30.05
6 В
30.05
Обобщение знаний и умений по курсу «География. Начальный курс»
Овладение практическими умениями решения задач по разделу «География. Начальный курс»
Искать и собирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.
- зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
влияние природы на жизнь и деятельность человека
Описывать:
- отдельные природные комплексы с использованием карт;
- природу и основные занятия населения, используя карты атласа.
Определять (измерять):
- определять координаты географических объектов
- некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов.
Называть и показывать:
- материки и части света;
- по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
- океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
- наиболее крупные страны мира.
- океаны и материки,
- некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
- наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
- разные виды природных ресурсов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- давать характеристику карты;
- читать и анализировать карту.
- делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
- составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
- рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей.