2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «География» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Авторы: Максаковский В.П, доктор географических наук, профессор, одобрена директором ФГУ «Федеральный институт развития образования» Ф.Ф. Харисов от 10.04.2008 г., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко от 16.04.2008 г.
Организация-разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Разработчик: Катаева Елена Ивановна, преподаватель Добрянского гуманитарно-технологического техникума
Протокол № ____ от «____» _______ 2015 г.
1. Паспорт рабочей программы дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Современные методы географических исследований | | | |
Тема 1.1. Положение географии в системе наук. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Традиционные и новые методы географических исследований. |
Тема 1.2. Географическая карта | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура | 2 |
Практическая работа №1 Анализ карт различной тематики. | 2 |
Самостоятельная работа. «Политическая карта мира» | 4 |
| | |
Тема 1.3. Статистический метод | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. | 2 |
Тема 1.4. Геоинформационные системы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Геоинформационные системы. | 2 |
Раздел 2 Природа и человек в современном мире | | | |
Тема 2.1. Взаимодействие человечества и природы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. | 2 |
Самостоятельная работа. «Международный характер проблемы «дестабилизации окружающей среды». | 2 |
Тема 2.2. Природные ресурсы Земли, их виды. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1 | Земельные ресурсы, минеральные ресурсы. Лесные ресурсы. | 2 |
Практическая работа №2 Ресурсы мирового океана, ресурсы пресной воды. | 2 |
Тема 2.3. Ресурсообеспеченность. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1 | Ресурсообеспеченность.. | 2 |
Самостоятельная работа. «Природно-ресурсный потенциал разных территорий» | 4 |
Тема 2.4 География мировых природных ресурсов. | Содержание учебного материала: | 4 | 3 |
1 | География мировых природных ресурсов. | 2 |
Практическая работа №3 География Мировых природных ресурсов. | 2 |
Самостоятельная работа. «Подготовить сообщения о странах современного мира». | 4 |
Тема 2.5. Основные типы природопользования. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1 | Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. | 2 |
Самостоятельная работа. «Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования» | 2 |
Тема 2.6. Глобальные проблемы современности | Содержание учебного материала: | 6 | 2 |
1 | Понятие о глобальных проблемах. Экологические проблемы. | 2 |
2 | Демографические проблемы. Социально опасные заболевания. Угроза третьей мировой войны. | 2 |
Практическая работа№4 Семинар «Глобальные проблемы» | 2 |
Раздел 3 Население мира | | | |
Тема 3.1. Численность и размещение населения мира. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1 | Численность, динамика и размещение населения мира. Структура населения. | 2 |
Практическая работа №5 Воспроизводство и миграции населения. | 2 |
Самостоятельная работа. «Демографическая ситуация в разных странах и регионах мира.». | 4 |
Тема 3.2 Трудовые ресурсы и занятость населения. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1 | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов. | 2 |
2 | Расселение населения. | 2 |
Самостоятельная работа. «Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира» | 3 |
Раздел 4 География мирового хозяйства | | | |
Тема 4.1. НТР и мировое хозяйство | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1 | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. | 2 |
Самостоятельная работа. «НТР и мировое хозяйство». | 2 |
Тема 4.2 Международное географическое разделение труда. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1 | Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и регионов мира. | 2 |
Практическая работа №6 Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. | 2 |
Тема 4.3. География промышленности | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1 | География топливно-энергетической и горно-добывающей промышленности. География важнейших отраслей обрабатывающей промышленности: энергетика, машиностроение, металлургия. | 2 |
Практическая работа №7 География химической, лесной и деревообрабатывающей, легкой промышленности. География сельского хозяйства. | 2 |
Самостоятельная работа. «География транспорта. Виды транспорта, основные транспортные потоки » | 4 |
Тема 4.4 Международные экономические связи | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1 | Международные экономические связи и их формы. Создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики. Международная торговля – основные направления и структура. | 2 |
Практическая работа №8 Главные центры мировой торговли. | 2 |
Раздел 5. Регионы и страны мира | | | |
Тема 5.1. Многообразие стран мира. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1 | Многообразие стран мира. Различные подходы к типологии стран. | 2 |
Самостоятельная работа. «Экономически развитые и развивающиеся страны.» | 2 |
Тема 5.2. Региональный подход в изучении экономической географии мира. | Содержание учебного материала: | 14 | 1 |
1 | Региональный подход в изучении экономической географии мира. Историко-географические регионы мира. Региональные контрасты современного мира. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия, Аргентина, Мексика – страны интенсивного развития рыночной экономики. | 2 |
2 | Северная Америка. Население региона. Историко- географические особенности формирования государства. США. ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства, Канада. ЭГП, природно-ресурсный потенциал, размещение населения, особенности отраслевой и территориальной структур хозяйств. | 2 |
Практическая работа №9 Европа . | 2 |
Практическая работа №10 Восточная Азия. | 2 |
Практическая работа №11 Африка. | 2 |
Практическая работа №12 Страны Латинской Америки. | 2 |
Практическая работа №13 Австралия. | 2 |
Тема 5.3. Общая характеристика хозяйства. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
1 | Общая характеристика хозяйства. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Промышленность, ведущие отрасли. | 2 |
Самостоятельная работа. «География сельского хозяйства и транспорта». | 4 |
| | | |
Тема 5.4. Россия на политической карте мира. | Содержание учебного материала: | 6 | 3 |
1 | Россия на политической карте мира. Изменение географического положения во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.. | 2 |
2 | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры. Основные формы внешних экономических связей. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. | 2 |
Практическая работа №14 Демография и расселение в России. | 2 |
Самостоятельная работа. «Геоэкологическая ситуация. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ)». | 4 |
Итоговое занятие по курсу «География» | Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего | 117 | |
Реализация дисциплины «География» должна обеспечивать наличие специального кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета: рабочие места преподавателя и студентов, оборудованные современными средствами обучения (компьютерами, интерактивными досками, планшетами, проекторами, необходимым программным обеспечением.)
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Усвоенные знания | |
| Тест текущий, тематический, итоговый. Практические работы № 1,2,3, 5, 6, 14 Самостоятельная работа |
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; | Тест текущий, тематический, итоговый. Практические работы № 2, 3, 5,6, 7, 8,14 Самостоятельная работа |
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; | Тест текущий, тематический, итоговый. Практические работы № 1,2,3,4, 7, 8,9,10,11,12,13,14 |
| Тест текущий, тематический, итоговый. Практические работы № 1, 2,4,5, 6, 7, 8,9,10,11,12,13,14 |
Основные умения | |
| Тест текущий, тематический, итоговый. Практические работы № 1, 5, 6, 7, 8 |
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; | Тест текущий, тематический, итоговый. Практические работы № 2,3, 5, 6, 8,14 |
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; | Тест текущий, тематический, итоговый. Практические работы № 1, 5, 6, 7, 8 |
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; | Тест текущий, тематический, итоговый. Практические работы № 1, 2,3, 8,9,10,11,12,13 |
использовать приобретенные знания и умения в | Тест текущий, тематический, итоговый. Практические работы № 1, 2,3, 8,9,10,11,12,13 |