- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
-развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Используемая в тексте программы система условных обозначений:
УУД – универсальные учебные действия
Л- личностные
Р- регулятивные
П- познавательные
К- коммуникативные
РК- региональный компонент
УМК- учебно – методический комплекс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "География" 5 класс»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Тюрюшля
муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО.
Руководитель ШМО
________/ Г.Д Тявина./
Протокол № 1
от «20» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с. Тюрюшля
_________ / А.Я Великая./
«25» августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ с.Тюрюшля
______ ___/ Л.Е. Фофонова /
Приказ № 74
от «28» августа 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «География» для 5 класса составлена в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.
на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2011);
Фундаментального ядра содержания общего образования (Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2011);
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». - М.: Просвещение, 2011);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа - М.: Просвещение, 2015);
Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
Авторской программы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. «Землеведение» 5 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 5-9 классы./Сост. Е.В.Овсянникова. М., Дрофа, 2010 г.;
соответствует:
Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Образовательной программе основного общего образования
(пр. № 74 от 28.08.2015);
Уставу школы;
Учебному плану школы на 2015-2016 учебный год
(пр. № 74 от 28.08.2015);
Годовому календарному плану МОБУ СОШ с. Тюрюшля на 2015-2016 учебный год (пр. № 74 от 28.08.2015);
Расписанию уроков на 2015/2016 учебный год (пр. № 74 от 28.08.2015);
Положению о рабочей программе по предметам и элективным курсам
(приказ №64 от 27.06.2013);
ориентирована на УМК :
1. «География. Землеведение. 5-6 классы». В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2015. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 2.Рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2012. 3.Атлас. География. 5 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013 4.Контурная карта. 5 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013. 5.География.Землеведение.5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru) 6.География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru). Цель предмета:
- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
-развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Используемая в тексте программы система условных обозначений:
УУД – универсальные учебные действия
Л- личностные
Р- регулятивные
П- познавательные
К- коммуникативные
РК- региональный компонент
УМК- учебно – методический комплекс.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Содержание географического образования в основной школе формирует у учащихся знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего района, региона. Включение этих рекомендаций в рабочую программу связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Цельюкурса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Материал сгруппирован в 4 раздела.
Первый тематический раздел «Накопление знаний о Земле» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Материал второго раздела – «Земля во Вселенной» дает знания о видах движения Земли, их географических следствиях, а также о ее формах и размерах.
Третий раздел «Географические модели Земли» содержит материал о способах изображения Земли.
Четвертый раздел «Земная кора» знакомит учащихся с особенностями твердой оболочки Земли – литосферы.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. Рабочая программа предусматривает построение курса географии 5 класса в соответствии с авторской программой и учебником «География. Землеведение. 5—6 классы», авторов В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой, основанное на идеях и принципах системно-деятельностного подхода в обучении, разработанных российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным, Л.В. Занковым и заложенных в основу ФГОС 2010 года.
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий.
Используемые технологии: интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения, а также проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом обучения. Основные методы. Выбор на уроке методов способствует активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки).
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная: фронтальная, парная; групповая, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.
Формы учебных занятий: мини-лекции, диалоги и беседы, практические работы (оценочных – 6), проектные работы. Основная форма обучения – урок.
Формы контроля. Преобладающими формами текущего контроляявляются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами, блиц-опрос и т.д. Тематический контроль проверяет степень усвоения материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы и систематизированы, проводится в форме проверочных работ. Итоговый контроль проводится в конце учебного года, накануне перевода в следующий класс. Его задача - зафиксировать уровень обученности учащихся. Итоговый контроль проводится в форме теста. Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает различные виды учебной деятельности: устные сообщения, обсуждения, работа с источниками, доклады, рефлексия, опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений. В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «География» входит в область «Общественно-научные предметы» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе (география в основной школе изучается с 5 по 9 классы). Базисным учебным планом на его изучение в основной школе отводится 272 часа, в 5 классе – 34 часа из расчета 1 час в неделю.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватности ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников.
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов;
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
4. Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основами экологической культуры.
В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС».
Название раздела
Темы
Основные изучаемые вопросы
Формы занятий
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Что изучает география.
Р.К. Географические объекты своей местности.
География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Мини-лекция, экскурсия
Познание Земли в древности.
Древняя география и географы. География в Средние века.
Диалог, беседа.
Великие географические открытия.
Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Беседа.
Открытие Австралии и Антарктиды.
Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Беседа.
Современная география.
Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Мини-лекция, беседа.
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос.
Р.К. Ориентирование по звёздам в своей местности.
Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Практическая работа.
Земля — часть Солнечной системы.
Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.
Мини-лекция, беседа.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земля и космос. Земля и Луна.
Мини-лекция, беседа.
Осевое вращение Земли.
Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
П.р.1.Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Обращение Земли вокруг Солнца.
Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Практическая работа
Форма и размеры Земли.
Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование на земной поверхности. Р.К.
Определение направлений по компасу в своей местности.
Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Практическая работа
Изображение земной поверхности.
Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Мини-лекция, беседа.
Масштаб и его виды.
Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Практическая работа
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Р.К.
Определение абсолютной высоты берега в своей местности.
Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Практическая работа
Планы местности и их чтение.
Р.К. Составление плана своей местности.
План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
П.р.2.Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. Проект.
Параллели и меридианы.
Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Беседа, практическая работа.
Градусная сеть. Географические координаты.
Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
П.р.3.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Географические карты.
Р.К. Физическая карта РБ и Стерлитамакского района.
Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
П.р.4. Работа с географическими картами.
Раздел IV. Земная кора (11 ч)
Внутреннее строение Земли.Состав земной коры.
Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
П.р.5. Определение горных пород и описание их свойств.
Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли.
Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Мини-лекция, беседа.
Разнообразие форм рельефа Земли.
Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Мини-лекция, беседа.
Движение земной коры.
Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Беседа, практическая работа.
Землетрясения.
Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Беседа, практическая работа.
Вулканизм.
Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Беседа, практическая работа.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Р.К.
Воздействие внешних сил на рельеф в нашей местности.
Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Беседа.
Работа текучих вод, ледников и ветра.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Деятельность человека.
Беседа.
Главные формы рельефа суши. Р.К. Изучение форм рельефа в нашей местности.
Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
П.р.6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Рельеф дна океанов.
Неровности океанического дна.
Беседа, практическая работа.
Человек и земная кора.
Р.К. Влияние человека на земную кору в нашей местности.
Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Беседа, практическая работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС
Тема раздела
Количество часов
Количество практических работ
по программе
в рабочей программе
по программе
в рабочей программе
Введение
1
1
-
-
Накопление знаний о Земле
5
5
1
1
Земля во Вселенной
7
7
1
1
Географические модели Земли
10
10
2
2
Земная кора
11
11
1
1
Итого
34
34
6
6
Календарно-тематическое планирование курса «География» 5 класс.
№ п/п
Тема
раздела/урока
Дата
Содержание урока
Количество часов
Результаты обучения
УУД
Домашнее задание
по плану
по факту
1 четверть
Введение
1
1
Что изучает география.
Р.К.
Географические объекты своей местности.
07.09
География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
1
П. Формулировать определения понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
П.1
Раздел I. Накопление знаний о Земле.
5
2
Познание Земли в древности.
14.09
Древняя география и географы. География в Средние века.
1
П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете.
К. Оценивать работу одноклассников.
П.2
3
Великие географические открытия.
21.09
Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
1
П. Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте.
Р. Составлять план ответа.
П.3
4
Открытие Австралии и Антарктиды.
28.09
Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
1
П. Описывать по картам маршруты путешествий.
К. Организовывать взаимодействие в группе.
П.4
5
Современная география.
05.10
Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. П. р.1.Работа с электронными картами».
1
П. Искать в Интернете космических снимков, электронных карт.
Л. Определять роль результатов своей деятельности.
П.5
6
Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле».
12.10
Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» Диагностическая работа №1.
1
П. Работать с учебником, атласом и тестовыми материалами.
Р. Самостоятельно исправлять свои ошибки.
Повторить тему
Раздел II. Земля во Вселенной.
7
7
Земля и космос.
Р.К.
Ориентирование по звёздам в своей местности.
19.10
Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
1
П. Определять стороны горизонта по Полярной звезде.
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
П.6
8
Земля — часть Солнечной системы.
26.10
Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета.
1
П. Анализировать иллюстративно-справочные материалы.
Л. Беречь и любить свою планету.
П.7
2 четверть
9
Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
09.11
Земля и космос. Земля и Луна.
1
П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.
К. Уметь общаться в группе.
П.8
10
Осевое вращение Земли.
16.11
Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
1
П. Выявлять причинно-следственные связи.
Р. Выдвигать версии решения проблем.
П.9
11
Обращение Земли вокруг Солнца.
23.11
Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Практическая работа №2 «Характеристика видов движений Земли и их географических следствий».
1
П. Анализировать положение Земли
и объяснять причину смены времен года.
К. Работать по плану.
П.10
12
Форма и размеры Земли.
30.11
Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
1
П. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.
Р. Составлять опорный конспект.
П.11
13
Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной».
07.12
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
1
П. Обсуждать проблемы современных космических исследований.
Л. Любить и беречь свою планету.
Закон-чить пр.ра-боту
Раздел III. Географические модели Земли.
10
14
Ориентирование на земной поверхности.
Р.К.
Определение направлений по компасу в своей местности.
14.12
Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
1
П. Уметь работать с измерительными приборами.
К. Организовывать учебные взаимодействия.
П.12
15
Изображение земной поверхности.
21.12
Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны
плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические
снимки. Что такое план и карта.
1
П. Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты.
Р. Выдвигать версии решения проблем.
П.13
16
Масштаб и его виды.
28.12
Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
1
П. Уметь использовать знания в практической деятельности.
Р. Вырабатывать критерии классификации.
П.14
3 четверть
17
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.
Р.К. Определение абсолютной высоты берега в своей местности.
18.01
Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
1
П. Изучать условные знаки, решать практические задачи.
Р. Выдвигать версии решения проблемы.
П.15
18
Планы местности и их чтение.
25.01
План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений
1
П. Определять азимут.
Л. Уметь использовать полученные знания в жизни.
П.16
19
Составление плана местности.
Р.К. Составление плана своей местности.
01.02
Практические работы №3 «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки».
1
П. Составлять план местности.
К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Закончить пр.ра-боту
20
Параллели и меридианы.
08.02
Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
1
П. Знать особенности изображения параллелей и меридианов на глобусе и картах.
Р. Работать по составленному плану.
П.17
21
Градусная сеть. Географические координаты.
15.02
Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.
Практическая работа № 4 «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью
градусной сетки».
1
П. Находить объекты на карте и глобусе.
К. Уметь общаться в группах.
П.18
22
Географические карты.
Р.К. Физическая карта РБ и Стерлитамакского района.
22.02
Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.
1
П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия.
Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды.
П.19
23
Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли».
29.02
Обобщение знаний по разделу.
«Географические модели Земли».
1
П. Демонстрировать полученные знания.
Р. Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки.
Повторить тему
Раздел IV.
Земная кора.
11
24
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры.
07.03
Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
1
П. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать иллюстрации.
Практическая работа № 5«Определение горных пород и описывать их свойств».
1
П. Классифицировать и описывать горные породы.
К. Работать в группах.
П.21
26
Земная кора и
литосфера— каменные оболочки Земли.
21.03
Земная кора и ее устройство. Литосфера.
1
П. Анализировать модели строения земной коры и литосферы.
П.22
4 четверть
27
Разнообразие форм рельефа Земли.
04.04
Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
1
П. Определять по картам характеристики форм рельефа.
Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.
П.23
28
Движение земной коры.
11.04
Медленные движения земной коры. Движения земной коры и
залегание горных пород.
1
П. Выявлять закономерности размещения крупных форм рельефа.
Р. Составлять проект изменения внешнего облика Земли во времени.
П.24
29
Землетрясения. Вулканизм.
18.04
Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения.
Как и зачем изучают землетрясения.
Что такое вулканизм и вулканы.
Где наблюдается вулканизм.
1
П. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма.
Л. Использовать знания в случае возникновения стихийного явления.
П.25,26
30
Внешние силы, изменяющие рельеф.
Р.К.
Воздействие внешних сил на рельеф в нашей местности.
25.04
Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра.
Деятельность человека.
1
П. Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа.
Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа.
П.27,28
31
Главные формы рельефа суши.
Р.К.
Изучение форм рельефа в нашей местности.
02.05
Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Практическая работа № 6 «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт».
1
П. Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах.
К. Уметь работать в группах.
П.29
32
Итоговый контрольный срез
16.05
1
П. Зафиксировать уровень обученности учащихся.
33
Рельеф дна океанов
23.05
Неровности океанического дна.
1
П. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов.
Р. Составлять план ответа.
П.30
34
Человек и земная кора.
Р.К. Влияние человека на земную кору в нашей местности.
30.05
Как земная кора воздействует на человека.
Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Тематическое тестирование по теме «Земная кора».
1
П. Находить информацию в дополнительных источниках.
Л. Приводить примеры охраны земных ресурсов
П.31
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
По результатам изучения раздела «Накопление знаний о Земле»:
учащиеся должнынаучиться:
- читать легенду карты;
- знать первооткрывателей материков и океанов и вклад их в изучения географии, как науки;
получить возможность научиться:
- умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; ориентироваться по карте.
По результатам изучения раздела «Земля во Вселенной»:
учащиеся должны научиться:
- сравнивать небесные тела;
- знать строение солнечной системы, виды космических тел;
- представление о земле как космическом теле;
получить возможность научиться:
- проводить наблюдение и описание небесных тел;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о небесных телах;
- уметь отстаивать свою точку зрения.
По результатам изучения раздела «Географические модели Земли»:
учащиеся должны научиться:
- умению ориентироваться;
- определять направление по компасу и азимуту;
- производить расчет масштаба и находить координаты тела.
По результатам изучения раздела «Земная кора»:
учащиеся должны научиться: знаниям о внутреннем строении земной коры;
- отличать виды горных пород;
- разбираться в причинах разнообразия рельефа.
Формы контроля
Раздел
Формы контроля
сроки
Накопление знаний о Земле.
П.р. 1. Работа с географическими картами.
Проверочная работа по разделу «Накопление знаний о Земле».
21.09.
12.10
Земля во Вселенной.
П.р.2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Проверочная работа по теме «Земля во Вселенной».
23.11
07.12
Географические модели Земли.
П.р.3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
П.р.4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Географический диктант «Географические модели Земли».
01.02
15.02
29.02
Земная кора.
П.р. 5. Определение горных пород и описание их свойств.
П.р. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Тематическое тестирование по теме «Земная кора».
14.03
04.04
30.05
Итоговый контрольный срез.
16.05
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
1.Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
2. Оценка практических умений и навыков
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Их выполнение обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает важными умениями – чтение карты, их анализ и сопоставление, способствует воспитанию трудолюбия и самостоятельности. Практические работы могут быть тренировочными и итоговыми.
Разработаны следующие примерные нормы оценок выполнения практических работ:
Отметка «5»:
правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
Отметка «4»:
• погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
Отметка «3»:
погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
Отметка «2»:
серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления.
3.Оценка умений решать географические задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок;
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах;
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Материально-техническое обеспечение
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
количество
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
География. Землеведение.5—6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012.-283с.
10
2
Печатные пособия
География. Землеведение. 5—6 классы - методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов.-М.: Дрофа, 2012.-127с
География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс/И.И.Баринова, Т.А.Карташова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. -46
1
3
Технические средства обучения
Проектор
1
4
Экранно-звуковые пособия
Цифровые ресурсы
5
Цифровые образовательные ресурсы
География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
1
6
Учебно-практическое оборудование
Глобус Земли (физический)
1
7
Демонстрационные пособия
Коллекция полезных ископаемых
2
Коллекция минеральных пород
1
Литература
Основная литература для учителя:
1. География. 5 – 9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2010 год.
2. География. Землеведение.5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru) 3. Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ»,2007 год.
4. География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс / И.И.Баринова, Т.А.Карташова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. -46с.
5. География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru).
Дополнительная литература для учителя:
1.Константинова Т.В. «Первые уроки по физической географии». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
2. Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.
4.Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.
5.Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2008 год.
Основная литература для учащихся:
1. «География. Землеведение. 5-6 классы». В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2015. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
2. Рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2012. 3. Атлас. География. 5 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013 4. Контурная карта. 5 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год.
2.Лазаревич К.С. «Физико-географические объекты в цифрах». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
3.Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.
4.Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2007 год.
5.Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2007 год.
Интернет – ресурсы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
Информационно – коммуникативные средства:
1.Тематические презентации.
2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год.
3. Компакт – диск «География», 5 класс.
Приложение.
Приложение 1.Перечень практических работ.
Практическая работа 1.Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной съемки.
Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Практическая работа 4.Работа с географическими картами.
Практическая работа 5. Определение горных пород и описание их свойств.
Практическая работа 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Приложение 2.
Проверочная работа по теме «Накопление знаний о Земле».
Задание: соотнеси фамилию и имя путешественников и учёных (правая колонка) с информацией об их важнейших открытиях и исследованиях в географии (левая колонка).
№
п/п
Имя путешественника, исследователя
№ п/п
Важнейшие открытия
1
Эратосфен
А
Первым доказал шарообразность Земли. Наблюдая за лунными затмениями, установил её форму.
2
Джеймс Кук
Б
Первый из русских путешественников, совершивший кругосветное путешествие.
3
Фернан
Магеллан
В
Первым добрался до Северного полюса планеты.
4
Христофор
Колумб
Г
Открыл и обследовал восточное побережье Австралии
5
Страбон
Д
Его называют «отцом географии».
6
Аристотель
Е
Основатель науки география.
7
Роберт Пири
Ж
Первым добрался до берегов Америки. Открыл там целый ряд островов. Его считают первооткрывателем Америки. В честь него названа страна в Южной Америке.
8
Афанасий
Никитин
З
Первыми достигли южного полюса планеты, который находится в Антарктиде.
9
М.П. Лазарев и
Ф.Ф.Беллинсга
узен
К
Тверской купец, написавший книгу «Хождение за три моря»
10
Р. Амундсен и
Р. Скотт
Л
Открыли Антарктиду
11
Жак Ив Кусто
М
Открыл Новую Гвинею
12
Виллем Янсзон
Н
Французский океанограф. Изобрёл первый акваланг.
13
И.Ф.
Крузенштерн
О
Совершил первое в мире кругосветное путешествие, на которое ушло три года. Сам он не вернулся из путешествия. Погиб на Филиппинских островах.
10. Главной причиной неравенства дня и ночи на Земле является:
1) наклон земной оси к плоскости орбиты; 2) осевое движение Земли;
3) форма Земли; 4) размеры Земли.
11. Смена времен года на Земле обусловлена:
1) осевым вращением Земли; 2) действием приливных сил;
3) вращением Земли вокруг Солнца; 4) притяжением Луны и Земли.
Часть II.Какие утверждения верны?
1. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами.
2. Дж. Бруно первым использовал телескоп для изучения небесных тел.
3. Г. Галилей открыл спутники Юпитера.
4. Все планеты – гиганты имеют твёрдую поверхность.
5. Астероиды – это малые планеты.
6. Ядро кометы неплотное, газообразное.
7. Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
8. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.
9. Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.
10. Наша галактика неподвижна.
Часть III.
1. Что такое солнечная система? 2. Какую форму имеют орбиты планет солнечной системы? 3. Назовите планеты расположенные до планеты Земля, какая по счету Земля? 4. Отличие планет земной группы от планет-гигантов. 5. Что называют сутками. 6. Следствия вращения Земли вокруг своей оси. 7. Какова продолжительность одного земного года? 8. Какое расстояние больше от центра земли до полюса или до экватора?
9. Чем система мира, созданная Н. Коперником, отличается от системы мира по Птолемею?
10. Что вы знаете о планетах земной группы?
11. Чем метеор отличается от метеорита?
12. Назовите известные вам созвездия (не менее 3).
Приложение 4.Географический диктант «Географические модели Земли».
1. Как называют уменьшенный чертеж земной поверхности?
2. С помощью чего на плане местности изображаются объекты?
3. С помощью чего можно выяснить степень уменьшения изображения на плане?
4. Какие виды масштаба вы знаете?
5. Как называется угол между направлением на север и направлением на данный предмет?
6. Какая сторона горизонта изображается на плане местности сверху?
7. Какая сторона горизонта изображается на плане справа?
8. Чему равен азимут юга?
9. Нарисуйте условные знаки, с помощью которых на плане изображаются: кустарник мост болото луг колодец родник фруктовый сад хвойный лес
Приложение 5.Проверочная работа по теме «Земная кора».
I. Выполните тест.
1. В состав литосферы входят:
а) ядро, мантия, земная кора;
б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кор;
в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;
г) верхняя мантия, земная кора.
2. Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются:
а) вулканическими в) глубинными
б) магматическими г) метаморфическими.
3. К какой группе полезных ископаемых относятся драгоценные металлы?
а) к топливным в) к нерудным
б) к рудным г) выделяются в отдельную группу.
4. В каком океане расположен самый глубоководный желоб:
а) в Атлантическом в) в Тихом
б) в Индийском г) в Северном Ледовитом.
II. Заполните пропуски в тексте:
Землетрясения случаются далеко не везде. Большинство их происходит в определённых районах планеты. Эти районы называют 1) … . Самые крупные из них – 2) … и Альпийско-Гималайский, который пересекает всю Евразию от 3) … океана до 4) … .
III. Выберите верные утверждения:
1) По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы;
2) Примером изверженной магматической горной породы может служить базальт;
3) Осадочные горные породы могут образовываться при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде;
4) Магматические горные породы возникают их метаморфических при воздействии на них высоких температур и давления;
5) Уголь, нефть, известняк, мел – все эти горные породы являются осадочными органическими.
IV. Установите соответствие:
1) Ядро а) 3,5 тыс. км б) 5 - 80 км,
2) Мантия в) 2,9 тыс. км г) 6 000°С
3) Земная кора д) 2 000°С
V. Определите, какие из приведённых слов могут быть использованы при рассказе о различных видах выветривания (проставьте соответствующие цифры):
А – физическое ______, Б – химическое ______, В – Биогенное _______ .
VI. Дайте определения понятиям: минералы, лава, литосфера, абсолютная высота.
VII. Ответьте на вопросы.
1. Что вызывает землетрясения?
2. Что такое выветривание? Как оно влияет на горные породы?
ОТВЕТЫ
I. 1. г). 2.б). 3. б). 4. в)
II. 1) сейсмическими поясами; 2) Тихоокеанский; 3) Атлантического; 4) Тихого
III. 1, 2, 3, 5.
IV. 1) а, г; 2) в, д; 3) б.
V. А – 2, 3, 6; Б – 1, 5, 8; В – 4, 7, 9.
VI. Минералы – природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.
Лава – магма, потерявшая газы.
Литосфера – твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
Абсолютная высота – высота точки над уровнем моря.
VII. 1) Землетрясения происходят в результате смещения горных пород в глубоких недрах Земли.
2) Выветривание – это разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влияние условий природной среды. Под его воздействием даже самые прочные горные породы превращаются в рыхлый материал – обломки и глину. Рыхлый материал переносится водными потоками, ветром, ледниками на огромные расстояния. Когда он попадает в озера, моря и океаны, из него накапливаются обломочные и глинистые осадочные породы.
Приложение 6. Итоговый контрольный срез.
1. Кто из греческих ученых впервые использовал термин «географика»:
1) Птолемей 2) Эратосфен 3) Пифей 4) Страбон ? 2. Как переводится слово «география » с греческого языка:
1) Описание Земли 2)Земля 3) Природоведение 4)Вселенная?
3. Какой европеец в XIII веке совершил путешествие в Индию и Китай:
1) Васко да Гама 2) Христофор Колумб 3)Фернан Магеллан?
4 . Какой материк был открыт последним:
1) Африка 2) Северная Америка 3) Австралия 4) Антарктида?
5. За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси:
1) за сутки 2) за месяц 3) за один год 4) за один час?
6. Укажите, между орбитами каких планет расположена орбита планеты Земля:
1) между Сатурном и Ураном 3) Между Марсом и Венерой
2) между Меркурием и Венерой 4) между Ураном и Плутоном?
7. Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется:
1) зенитом 2) экватором 3) тропиком?
8. Укажите, когда Солнце бывает в зените в Северном полушарии:
1) 21 марта 2) 23 декабря 3) 22 июня г) 23 октября?
9. Как называется изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде при помощи условных знаков:
1) план местности 3) карта
2) масштаб 4) глобус
10. Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 градусов:
1) северу 2) востоку 3) западу 4) югу?
11. Какую форму имеет Земля:
1) шара 2) эллипса 3) геоида 4) круга?
12. Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад:
1) сзади 2) справа 3) слева 4) впереди?
13. Переведите именованный масштаб в численный:
В 1 см – 1 км_____________________________________
14. Переведите численный масштаб в именованный (м):
1: 25 000 в 1 см______________м.
15. Какой город будет иметь географические координаты 60 с.ш , 30 в. д.:
1) Москва 2) Берлин 3) Санкт –Петербург?
16. Установи соответствие между горными породами и их происхождением, соединив их при помощи стрелок:
1)Магматические А) известняк
2)Осадочные Б) гранит
3)Метаморфические В) мрамор.
17. В каком примере правильно указана последовательность образования продуктов извержения вулкана: