Рабочая программа по курсу "Коммерческая география"
Рабочая программа по курсу "Коммерческая география"
Программа элективного курса "Коммерческая география. Россия и мировой рынок" составлена на основании авторской программы Е.А. Плисецкого. Предназначена для 10 класса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Коммерческая география"»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» составлена на основании авторской программы Е.А. Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок»// Сборник программ элективных курсов. География – М., «Дрофа», 2008, которая является допущенной МО РФ и учебника: Плисецкий Е.Л.. Коммерческая география. Россия и мировой рынок: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений социально-экономического и гуманит. профилей.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс коммерческой географии отвечает положениям Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Он изучается, как элективный курс с целью углубления географических знаний школьников и направлен на достижение следующих целей и задач:
дать представление о содержании и особенностях географического изучения коммерческой и финансовой сферы экономики; показать значение дисциплины для профессиональной подготовки будущих экономистов и финансистов;
овладетьумениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
охарактеризовать своеобразие современного геополитического и экономико-географического положения России, принципы нового государственного устройства и суть политических, социально-экономических и правовых реформ, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства;
дополнить и углубить с позиций анализа пространственной организации рынка знаний о факторах, влияющих на размещения производственных сил страны, социально-экономическое развитие ее регионов, предпринимательскую деятельность;
дать представление о важнейших проблемах и тенденциях развития национального рынка; ознакомить с наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического положения страны статистическими показателями;
охарактеризовать географические особенности формирования рынков сырья, промышленной продукции, продовольствия, потребительских товаров, услуг населению; рынка рабочей силы;
ознакомить с особенностями территориальной организации и проблемами банковской системы, внутренней торговли, сферы услуг; дать оценку инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны;
выяснить территориальные различия в осуществлении коммерческой и финансово-банковской деятельности; обучить приемам систематизации изучаемого материала и использованию метода группировки регионов по различным социально-экономическим критериям;
привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, Интернет, радио, телевидение), научить расчетам оценочных показателей, обосновать выводы по различным аспектам социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслевых и региональных рынков товаров и услуг.
Курс строится с опорой на знания, полученные учащимися при изучении географии России, а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами.
Он включает 2 части (по 35 ч каждая). В первой части (10 класс) изучаются разделы: Введение, I - «Общие предпосылки формирования национального рынка», II – «География отраслевых рынков», III – «География инфраструктуры рынков».
Содержание, его структура и объем настоящей программы полностью соответствуют структуре и объему содержания типовой (авторской) программы.
Особенность изучаемого курса состоит в широком использовании хозяйственной статистики, исторических и международных сопоставлений, что позволяет наряду с качественной характеристикой давать количественную оценку изучаемых объектов и явлений, рассматривать изменения в экономике страны на фоне развития мирового рынка.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является опора на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу школьников с источниками географической информации. Программа предусматривает различные формы и методические приемы проведения занятий – лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно – проверочные задания…).
Тематический план
№
Название раздела, темы
Количество
часов примерной (авторской) программы
Количество
часов рабочей программы
Изменения, внесенные в примерную (авторскую) программу
Введение
5
5
Рабочая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы
Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка
рынка
10
10
1.1.
Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства
7
7
1.2.
Особенности и проблемы формирования национального рынка
3
3
Раздел II. География отраслевых рынков
11
11
2.1
Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции
6
6
2.2
Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг
5
5
Раздел III. География инфраструктуры рынка
9
8
3.1.
Территориальная организация торговли
2
2
3.2.
География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности)
примере банковской и инвестиционной деятельности)
4
4
3.3.
География коммуникационных систем
3
2
Календарный план
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Примечание
10а
1
Что мы знаем о коммерческой географии.
1
2
Что изучает современная коммерческая география.
1
3
Географическое разделение труда и рынок.
1
4
Вопросы территориальной организации производства и рынка в трудах зарубежных и российских ученых.
1
5
Хозяйственная статистика в коммерческой географии.
1
6
Геополитическое и экономико–географическое положение России.
1
7
Экономически активное население и рынок труда.
1
8
Города как центры деловой и финансовой активности.
1
9
Природные предпосылки формирования рынка.
1
10
Методы экономической оценки природных ресурсов.
1
11
Инфраструктура и ее роль в территориальной организации рынка.
1
12
Законодательные основы пространственной организации рынка. Обобщение знаний по теме «Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства».
1
13
Причины и следствия социально-экономического кризиса в России.
1
14
Направления рыночных реформ.
1
15
Новые формы организации рыночной деятельности.
1
16
Географические особенности формирования рынка сырья и топлива.
1
17
Производство и рынок продукции обрабатывающей промышленности.
1
18
Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики.
1
19
Производство и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
1
20
География АПК и рынка продовольственных товаров.
1
21
Обобщение знаний по теме «Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции»
1
22
Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских товаров и услуг.
1
23
Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения.
1
24
Особенности и проблемы формирования рынка услуг.
1
25
Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами.
1
26
Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.
1
27
Основные виды и формы организации внутренней торговли.
1
28
Региональные различия в уровне развития торговли.
1
29
Территориальная организация банковской системы.
1
30
Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов и география инвестиций
1
31
Отраслевая и территориальная структура инвестиций.
1
32
Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.
1
33
Транспорт.
1
34
Связь, телекоммуникации и информационные системы. Систематизация знаний по части «Коммерческая география в прошлом и настоящем».
1
Содержание курса
КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
10 КЛАСС
Часть I. Коммерческая география в прошлом и настоящем (35 ч)
Введение (5 ч)
Коммерческая география как самостоятельное научное направление и учебная дисциплина. Исторические этапы развития науки. Предмет изучения коммерческой географии. Методы научного познания, роль экономико–статистического метода. Межпредметные связи, географическое разделение труда и рынок. Исследования пространственной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.
Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка(10ч)
Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства(7ч)
Геополитическое и рыночное положение, их влияние на предпринимательскую деятельность. Экономически активное население и рынок труда. Города как центры деловой и финансовой активности. Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки. Инфраструктура, подходы к оценке ее уровня. Законодательные основы пространственной организации рынка и развития предпринимательства.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Закономерности образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.
Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка(3ч)
Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране в конце 1980-х – 190-х гг. Особенности планового регулирования народного хозяйства и развития экономики в советский период. Цели и направления рыночных реформ. Роль научно-технического прогресса в реформировании экономики. Конверсия военно-промышленного комплекса. Новые формы организации предпринимательской деятельности. Проблемный характер проводимых в стране рыночных преобразований, оценка их результатов.
Раздел II. География отраслевых рынков (11ч)
Тема 1. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции(6ч)
Рынок природного сырья и топлива. Место России в мировых запасах отдельных видов природных ресурсов. Факторы территориальной организации сырьевого рынка, особенности и проблемы его развития. Финансово-промышленные группы и вертикально-интегрированные компании, действующие в сырьевом секторе экономики. Товарно-сырьевые биржи. Производство и рынок продукции отраслей обрабатывающей промышленности. Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики. Приоритетные направления развития отраслевых рынков. Компании, активно работающие на рынке промышленных товаров. Конкурентноспособность российских производителей. Рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Суть осуществляемой в стране аграрной реформы. Развитие фермерских и личных подсобных хозяйств. Факторы интенсификации сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. География АПК и рынка продовольственных товаров. Продовольственные биржи и ярмарки.
Тема 2. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг(5)
Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских (непродовольственных) товаров и услуг. Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения. Особенности и проблемы формирования рынка услуг. Факторы, влияющие на территориальную организацию и развитие рынка потребительских товаров и услуг. Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами. Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.
Раздел III. География инфраструктуры рынка(9ч)
Тема 1. Территориальная организация торговли(2ч)
Торговля как отрасль экономики. Основные виды и формы организации внутренней торговли. Историко-географический аспект развития биржевой и ярмарочной торговли в России. Факторы территориальной организации торговли. Региональные различия в розничном товарообороте и структуре розничной торговли.
Тема 2. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков
(на примере банковской и инвестиционной деятельности)(4ч)
Территориальная организация банковской системы, ведущие финансово-банковские центры страны. Исторические этапы развития банковского дела в России. Современные особенности размещения банковской сети, оценка территориальных различий в уровне ее развития. Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) российских регионов и география инвестиций. Отраслевая и территориальная структура инвестиций. Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.
Тема 3. География коммунальных систем (3ч)
Особенности и проблемы функционирования транспортного комплекса России. Характер перевозимых грузов, объем перевозок, величина и структура грузо- и пассажирооборота. Основные направления перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта. Участие России в международных грузоперевозках, формирование транзитных транспортных коридоров. Развитие систем связи, телекоммуникаций, информационных технологий.
.
Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать предмет и задачи коммерческой географии, методы изучения пространственной организации производства и товарного рынка, сферы услуг, финансовой сферы;
понимать значение и характер влияния различных факторов (природных, социально-экономических) на территориальную организацию и функционирование рынка, включая коммерческую, финансово-банковскую и инвестиционную деятельность;
уяснить особенности территориальной организации, тенденции и перспективы развития товарных рынков и рынка услуг в России;
представлять экономические механизмы государственного управления региональным развитием, особенности и проблемы формирования региональных рынков на современном этапе;
знать место России на мировом рынке и ключевые направления внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов;
приобрести навыки количественных расчетов и сравнительного анализа экономико-статистических показателей, характеризующих состояние и территориальные различия в уровне развития производства, рынка рабочей силы, внутренней торговли, сферы услуг, банковской сферы, инвестиционной и внешнеторговой деятельности.
Список литературы.
Для обучающихся:
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2010,2011.
География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2008.
Для учителя:
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Методические рекомендации для учителя. – М., 2002.
Максаковский В.П., Петрова Н.Н. Физическая и экономическая география мира. – М.: Айрис – пресс, 2010.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1, 2, 2008, 2009.
Завьялова Е.Б. Экономическая география в схемах и таблицах. – М.: Просвещение, 2007.
Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2008 -2010.
География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2008 - 2010.