kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу "Коммерческая география"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Коммерческая география. Россия и мировой рынок" составлена на основании авторской программы Е.А. Плисецкого. Предназначена для 10 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Коммерческая география"»

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» составлена на основании авторской программы Е.А. Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок»// Сборник программ элективных курсов. География – М., «Дрофа», 2008, которая является допущенной МО РФ и учебника: Плисецкий Е.Л.. Коммерческая география. Россия и мировой рынок: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений социально-экономического и гуманит. профилей.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс коммерческой географии отвечает положениям Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Он изучается, как элективный курс с целью углубления географических знаний школьников и направлен на достижение следующих целей и задач:

  • дать представление о содержании и особенностях географического изучения коммерческой и финансовой сферы экономики; показать значение дисциплины для профессиональной подготовки будущих экономистов и финансистов;

  • овладетьумениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • охарактеризовать своеобразие современного геополитического и экономико-географического положения России, принципы нового государственного устройства и суть политических, социально-экономических и правовых реформ, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства;

  • дополнить и углубить с позиций анализа пространственной организации рынка знаний о факторах, влияющих на размещения производственных сил страны, социально-экономическое развитие ее регионов, предпринимательскую деятельность;

  • дать представление о важнейших проблемах и тенденциях развития национального рынка; ознакомить с наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического положения страны статистическими показателями;

  • охарактеризовать географические особенности формирования рынков сырья, промышленной продукции, продовольствия, потребительских товаров, услуг населению; рынка рабочей силы;

  • ознакомить с особенностями территориальной организации и проблемами банковской системы, внутренней торговли, сферы услуг; дать оценку инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны;

  • выяснить территориальные различия в осуществлении коммерческой и финансово-банковской деятельности; обучить приемам систематизации изучаемого материала и использованию метода группировки регионов по различным социально-экономическим критериям;

  • привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, Интернет, радио, телевидение), научить расчетам оценочных показателей, обосновать выводы по различным аспектам социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслевых и региональных рынков товаров и услуг.

Курс строится с опорой на знания, полученные учащимися при изучении географии России, а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами.

Он включает 2 части (по 35 ч каждая). В первой части (10 класс) изучаются разделы: Введение, I - «Общие предпосылки формирования национального рынка», II – «География отраслевых рынков», III – «География инфраструктуры рынков».

Содержание, его структура и объем настоящей программы полностью соответствуют структуре и объему содержания типовой (авторской) программы.

Особенность изучаемого курса состоит в широком использовании хозяйственной статистики, исторических и международных сопоставлений, что позволяет наряду с качественной характеристикой давать количественную оценку изучаемых объектов и явлений, рассматривать изменения в экономике страны на фоне развития мирового рынка.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является опора на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу школьников с источниками географической информации. Программа предусматривает различные формы и методические приемы проведения занятий – лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно – проверочные задания…).






































Тематический план



Название раздела, темы


Количество

часов примерной (авторской) программы

Количество

часов рабочей программы

Изменения, внесенные в примерную (авторскую) программу


Введение

5

5

Рабочая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы


Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка

рынка

10


10

1.1.


Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства

7

7

1.2.


Особенности и проблемы формирования национального рынка

3

3


Раздел II. География отраслевых рынков

11

11

2.1

Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции

6

6

2.2


Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг

5

5


Раздел III. География инфраструктуры рынка

9

8

3.1.

Территориальная организация торговли

2

2

3.2.

География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности)

примере банковской и инвестиционной деятельности)

4

4

3.3.

География коммуникационных систем

3

2








Календарный план


№ п/п


Тема урока


Количество часов

Дата проведения


Примечание

10а

1

Что мы знаем о коммерческой географии.

1



2

Что изучает современная коммерческая география.

1



3

Географическое разделение труда и рынок.

1



4

Вопросы территориальной организации производства и рынка в трудах зарубежных и российских ученых.

1



5

Хозяйственная статистика в коммерческой географии.

1



6

Геополитическое и экономико–географическое положение России.

1



7

Экономически активное население и рынок труда.

1



8

Города как центры деловой и финансовой активности.

1



9

Природные предпосылки формирования рынка.

1



10

Методы экономической оценки природных ресурсов.

1



11

Инфраструктура и ее роль в территориальной организации рынка.

1



12

Законодательные основы пространственной организации рынка. Обобщение знаний по теме «Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства».

1



13

Причины и следствия социально-экономического кризиса в России.

1



14

Направления рыночных реформ.

1



15

Новые формы организации рыночной деятельности.

1



16

Географические особенности формирования рынка сырья и топлива.

1



17

Производство и рынок продукции обрабатывающей промышленности.

1



18

Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики.

1



19

Производство и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

1



20

География АПК и рынка продовольственных товаров.

1



21

Обобщение знаний по теме «Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции»

1



22

Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских товаров и услуг.

1



23

Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения.

1



24

Особенности и проблемы формирования рынка услуг.

1



25

Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами.

1



26

Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.

1



27

Основные виды и формы организации внутренней торговли.

1



28

Региональные различия в уровне развития торговли.

1



29

Территориальная организация банковской системы.

1



30

Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов и география инвестиций

1



31

Отраслевая и территориальная структура инвестиций.

1



32

Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.

1



33

Транспорт.

1



34

Связь, телекоммуникации и информационные системы. Систематизация знаний по части «Коммерческая география в прошлом и настоящем».

1











Содержание курса


КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

10 КЛАСС


Часть I. Коммерческая география в прошлом и настоящем (35 ч)


Введение (5 ч)

Коммерческая география как самостоятельное научное направление и учебная дисциплина. Исторические этапы развития науки. Предмет изучения коммерческой географии. Методы научного познания, роль экономико–статистического метода. Межпредметные связи, географическое разделение труда и рынок. Исследования пространственной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.


Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка (10ч)


Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства (7ч)


Геополитическое и рыночное положение, их влияние на предпринимательскую деятельность. Экономически активное население и рынок труда. Города как центры деловой и финансовой активности. Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки. Инфраструктура, подходы к оценке ее уровня. Законодательные основы пространственной организации рынка и развития предпринимательства.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Закономерности образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.


Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка (3ч)


Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране в конце 1980-х – 190-х гг. Особенности планового регулирования народного хозяйства и развития экономики в советский период. Цели и направления рыночных реформ. Роль научно-технического прогресса в реформировании экономики. Конверсия военно-промышленного комплекса. Новые формы организации предпринимательской деятельности. Проблемный характер проводимых в стране рыночных преобразований, оценка их результатов.


Раздел II. География отраслевых рынков (11ч)


Тема 1. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции (6ч)


Рынок природного сырья и топлива. Место России в мировых запасах отдельных видов природных ресурсов. Факторы территориальной организации сырьевого рынка, особенности и проблемы его развития. Финансово-промышленные группы и вертикально-интегрированные компании, действующие в сырьевом секторе экономики. Товарно-сырьевые биржи. Производство и рынок продукции отраслей обрабатывающей промышленности. Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики. Приоритетные направления развития отраслевых рынков. Компании, активно работающие на рынке промышленных товаров. Конкурентноспособность российских производителей. Рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Суть осуществляемой в стране аграрной реформы. Развитие фермерских и личных подсобных хозяйств. Факторы интенсификации сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. География АПК и рынка продовольственных товаров. Продовольственные биржи и ярмарки.


Тема 2. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг (5)


Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских (непродовольственных) товаров и услуг. Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения. Особенности и проблемы формирования рынка услуг. Факторы, влияющие на территориальную организацию и развитие рынка потребительских товаров и услуг. Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами. Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.


Раздел III. География инфраструктуры рынка (9ч)


Тема 1. Территориальная организация торговли (2ч)


Торговля как отрасль экономики. Основные виды и формы организации внутренней торговли. Историко-географический аспект развития биржевой и ярмарочной торговли в России. Факторы территориальной организации торговли. Региональные различия в розничном товарообороте и структуре розничной торговли.


Тема 2. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков

(на примере банковской и инвестиционной деятельности) (4ч)


Территориальная организация банковской системы, ведущие финансово-банковские центры страны. Исторические этапы развития банковского дела в России. Современные особенности размещения банковской сети, оценка территориальных различий в уровне ее развития. Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) российских регионов и география инвестиций. Отраслевая и территориальная структура инвестиций. Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.


Тема 3. География коммунальных систем (3ч)


Особенности и проблемы функционирования транспортного комплекса России. Характер перевозимых грузов, объем перевозок, величина и структура грузо- и пассажирооборота. Основные направления перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта. Участие России в международных грузоперевозках, формирование транзитных транспортных коридоров. Развитие систем связи, телекоммуникаций, информационных технологий.




.


Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

  • знать предмет и задачи коммерческой географии, методы изучения пространственной организации производства и товарного рынка, сферы услуг, финансовой сферы;

  • понимать значение и характер влияния различных факторов (природных, социально-экономических) на территориальную организацию и функционирование рынка, включая коммерческую, финансово-банковскую и инвестиционную деятельность;

  • уяснить особенности территориальной организации, тенденции и перспективы развития товарных рынков и рынка услуг в России;

  • представлять экономические механизмы государственного управления региональным развитием, особенности и проблемы формирования региональных рынков на современном этапе;

  • знать место России на мировом рынке и ключевые направления внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов;

  • приобрести навыки количественных расчетов и сравнительного анализа экономико-статистических показателей, характеризующих состояние и территориальные различия в уровне развития производства, рынка рабочей силы, внутренней торговли, сферы услуг, банковской сферы, инвестиционной и внешнеторговой деятельности.



















Список литературы.


Для обучающихся:

  1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

  2. Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2010,2011.

  3. География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2008.


Для учителя:

  1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

  2. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Методические рекомендации для учителя. – М., 2002.

  3. Максаковский В.П., Петрова Н.Н. Физическая и экономическая география мира. – М.: Айрис – пресс, 2010.

  4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1, 2, 2008, 2009.

  5. Завьялова Е.Б. Экономическая география в схемах и таблицах. – М.: Просвещение, 2007.

  6. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  7. Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2008 -2010.

  8. География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2008 - 2010.





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по курсу "Коммерческая география"

Автор: Власова Наталья Александровна

Дата: 11.01.2020

Номер свидетельства: 535233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Коммерческая география. Рабочая учебная программа элективного курса"
    ["seo_title"] => string(73) "kommercheskaia_geografiia_rabochaia_uchebnaia_programma_elektivnogo_kursa"
    ["file_id"] => string(6) "597203"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1641812421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Предпринимательство в России "
    ["seo_title"] => string(30) "priedprinimatiel-stvo-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "230186"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442035690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства