kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коммерческая география. Рабочая учебная программа элективного курса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммерческая география. Рабочая учебная программа элективного курса для 10 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коммерческая география. Рабочая учебная программа элективного курса»

КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Рабочая учебная программа элективного курса

10 класс


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Коммерческая география» составлена на основании авторской программы Е.А. Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок»// Сборник программ элективных курсов. География – М., «Дрофа», 2007, которая является допущенной МО РФ и учебника: Плисецкий Е.Л.. Коммерческая география. Россия и мировой рынок: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений социально-экономического и гуманит. профилей.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011.

Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком и рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс коммерческой географии изучается, как элективный с целью углубления географических знаний школьников и направлен на достижение следующих задач:

  • дать представление о содержании и особенностях географического изучения коммерческой и финансовой сферы экономики; показать значение дисциплины для профессиональной подготовки будущих экономистов и финансистов;

  • овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • охарактеризовать своеобразие современного геополитического и экономико-географического положения России, принципы нового государственного устройства и суть политических, социально-экономических и правовых реформ, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства;

  • дополнить и углубить с позиций анализа пространственной организации рынка знаний о факторах, влияющих на размещения производственных сил страны, социально-экономическое развитие ее регионов, предпринимательскую деятельность;

  • дать представление о важнейших проблемах и тенденциях развития национального рынка; ознакомить с наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического положения страны статистическими показателями;

  • охарактеризовать географические особенности формирования рынков сырья, промышленной продукции, продовольствия, потребительских товаров, услуг населению; рынка рабочей силы;

  • ознакомить с особенностями территориальной организации и проблемами банковской системы, внутренней торговли, сферы услуг; дать оценку инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны;

  • выяснить территориальные различия в осуществлении коммерческой и финансово-банковской деятельности; обучить приемам систематизации изучаемого материала и использованию метода группировки регионов по различным социально-экономическим критериям;

  • привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, Интернет, радио, телевидение), научить расчетам оценочных показателей, обосновать выводы по различным аспектам социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслевых и региональных рынков товаров и услуг.

Курс включает 2 части. В первой части (10 класс) изучаются разделы:

Введение,

I - «Общие предпосылки формирования национального рынка»,

II – «География отраслевых рынков»,

III – «География инфраструктуры рынков».

Программа предусматривает различные формы и методические приемы проведения занятий – лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой…).






































Тематический план



Название раздела, темы


Количество

часов примерной (авторской) программы

Количество

часов рабочей программы


Введение

5

5


Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка

рынка

10


10

1.1.


Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства

7

7

1.2.

Особенности и проблемы формирования национального рынка

3

3


Раздел II. География отраслевых рынков

11

11

2.1

Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции

6

6

2.2


Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг

5

5


Раздел III. География инфраструктуры рынка

9

9

3.1.

Территориальная организация торговли

2

2

3.2.

География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности)

примере банковской и инвестиционной деятельности)

4

4

3.3.

География коммуникационных систем

3

3













Календарный план


№ п/п


Тема урока


Количество часов

Дата проведения


Примечание

10 А

1

Что мы знаем о коммерческой географии

1



2

Что изучает современная коммерческая география.

1



3

Географическое разделение труда и рынок

1



4

Вопросы территориальной организации производства и рынка в трудах зарубежных и российских ученых.

1



5

Хозяйственная статистика в коммерческой географии.

1



6

Геополитическое и экономико–географическое положение России.

1



7

Экономически активное население и рынок труда.

1



8

Города как центры деловой и финансовой активности.

1



9

Природные предпосылки формирования рынка.

1



10

Методы экономической оценки природных ресурсов.

1



11

Инфраструктура и ее роль в территориальной организации рынка.

1



12

Законодательные основы пространственной организации рынка. Обобщение знаний по теме «Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства».

1



13

Причины и следствия социально-экономического кризиса в России.

1



14

Направления рыночных реформ.

1



15

Новые формы организации рыночной деятельности.

1



16

Географические особенности формирования рынка сырья и топлива.

1



17

Производство и рынок продукции обрабатывающей промышленности.

1



18

Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики.

1



19

Производство и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

1



20

География АПК и рынка продовольственных товаров.

1



21

Обобщение знаний по теме «Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции»

1



22

Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских товаров и услуг.

1



23

Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения.

1



24

Особенности и проблемы формирования рынка услуг.

1



25

Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами.

1



26

Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.

1



27

Основные виды и формы организации внутренней торговли.

1



28

Региональные различия в уровне развития торговли.

1



29

Территориальная организация банковской системы.

1



30

Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов и география инвестиций

1



31

Отраслевая и территориальная структура инвестиций.

1



32

Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.

1



33

Транспорт


1



34

Связь, телекоммуникации и информационные системы.

1



35

Систематизация знаний по части «Коммерческая география в прошлом и настоящем».

1

















Содержание курса


КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

10 КЛАСС


Часть I. Коммерческая география в прошлом и настоящем (35 ч)


Введение (5 ч)

Коммерческая география как самостоятельное научное направление и учебная дисциплина. Исторические этапы развития науки. Предмет изучения коммерческой географии. Методы научного познания, роль экономико–статистического метода. Межпредметные связи, географическое разделение труда и рынок. Исследования пространственной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.


Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка (10ч)


Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства (7ч)


Геополитическое и рыночное положение, их влияние на предпринимательскую деятельность. Экономически активное население и рынок труда. Города как центры деловой и финансовой активности. Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки. Инфраструктура, подходы к оценке ее уровня. Законодательные основы пространственной организации рынка и развития предпринимательства.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Закономерности образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.


Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка (3ч)


Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране в конце 1980-х – 190-х гг. Особенности планового регулирования народного хозяйства и развития экономики в советский период. Цели и направления рыночных реформ. Роль научно-технического прогресса в реформировании экономики. Конверсия военно-промышленного комплекса. Новые формы организации предпринимательской деятельности. Проблемный характер проводимых в стране рыночных преобразований, оценка их результатов.


Раздел II. География отраслевых рынков (11ч)


Тема 1. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции (6ч)


Рынок природного сырья и топлива. Место России в мировых запасах отдельных видов природных ресурсов. Факторы территориальной организации сырьевого рынка, особенности и проблемы его развития. Финансово-промышленные группы и вертикально-интегрированные компании, действующие в сырьевом секторе экономики. Товарно-сырьевые биржи. Производство и рынок продукции отраслей обрабатывающей промышленности. Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики. Приоритетные направления развития отраслевых рынков. Компании, активно работающие на рынке промышленных товаров. Конкурентноспособность российских производителей. Рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Суть осуществляемой в стране аграрной реформы. Развитие фермерских и личных подсобных хозяйств. Факторы интенсификации сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. География АПК и рынка продовольственных товаров. Продовольственные биржи и ярмарки.


Тема 2. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг (5)


Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских (непродовольственных) товаров и услуг. Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения. Особенности и проблемы формирования рынка услуг. Факторы, влияющие на территориальную организацию и развитие рынка потребительских товаров и услуг. Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами. Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.


Раздел III. География инфраструктуры рынка (9ч)


Тема 1. Территориальная организация торговли (2ч)


Торговля как отрасль экономики. Основные виды и формы организации внутренней торговли. Историко-географический аспект развития биржевой и ярмарочной торговли в России. Факторы территориальной организации торговли. Региональные различия в розничном товарообороте и структуре розничной торговли.


Тема 2. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков

(на примере банковской и инвестиционной деятельности) (4ч)


Территориальная организация банковской системы, ведущие финансово-банковские центры страны. Исторические этапы развития банковского дела в России. Современные особенности размещения банковской сети, оценка территориальных различий в уровне ее развития. Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) российских регионов и география инвестиций. Отраслевая и территориальная структура инвестиций. Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.


Тема 3. География коммунальных систем (3ч)


Особенности и проблемы функционирования транспортного комплекса России. Характер перевозимых грузов, объем перевозок, величина и структура грузо- и пассажирооборота. Основные направления перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта. Участие России в международных грузоперевозках, формирование транзитных транспортных коридоров. Развитие систем связи, телекоммуникаций, информационных технологий.


.


Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся

В результате изучения коммерческой географии ученик должен:

  • знать предмет и задачи коммерческой географии, методы изучения пространственной организации производства и товарного рынка, сферы услуг, финансовой сферы;

  • понимать значение и характер влияния различных факторов (природных, социально-экономических) на территориальную организацию и функционирование рынка, включая коммерческую, финансово-банковскую и инвестиционную деятельность;

  • уяснить особенности территориальной организации, тенденции и перспективы развития товарных рынков и рынка услуг в России;

  • представлять экономические механизмы государственного управления региональным развитием, особенности и проблемы формирования региональных рынков на современном этапе;

  • знать место России на мировом рынке и ключевые направления внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов;

  • приобрести навыки количественных расчетов и сравнительного анализа экономико-статистических показателей, характеризующих состояние и территориальные различия в уровне развития производства, рынка рабочей силы, внутренней торговли, сферы услуг, банковской сферы, инвестиционной и внешнеторговой деятельности.


















Список литературы


Для обучающихся:

  1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2011 - 2014.

  2. Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2011- 2014.

  3. География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2011 – 2014.


Для учителя:

  1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2011.

  2. Максаковский В.П., Петрова Н.Н. Физическая и экономическая география мира. – М.: Айрис – пресс, 2010.

  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1, 2, 2013.

  4. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  5. Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2011 -2013.

  6. География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2011 - 2013.





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Коммерческая география. Рабочая учебная программа элективного курса

Автор: Власова Наталья Александровна

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597203


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства