1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительного отношения к труду.
3. Формирование целостного мировоззрения.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, культуре.
5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
6. Формирование основ экологической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению»
Планируемые результаты
Личностные результаты
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительного отношения к труду.
3. Формирование целостного мировоззрения.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, культуре.
5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
6. Формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1. Знать и объяснять существенные признаки понятий:
- географический объект;
- глобус;
- земная ось;
- географический полюс;
- экватор;
- литосфера;
- земная кора;
- атмосфера;
- погода;
- гидросфера;
- океан;
2. Использовать понятие для решения учебных задач по:
- наблюдению и построению модели географических объектов;
- изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите;
- созданию модели внутреннего строения Земли;
- определению атмосферного давления;
- созданию самодельных метеорологических измерителей;
- созданию модели родника;
- определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.
3. Приводить примеры:
- географических объектов своей местности;
- планет земной группы;
- стихийных природных бедствий в литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере и возможных действий чрезвычайных ситуациях;
- равнинных и горных рек, озер, по солености озерных котловин;
- редких явлений в атмосфере; - типичных растений и животных различных районов Земли.
4. Отбирать источники географической информации для:
- определения высоты Солнца над горизонтом;
- объяснения происхождения географических названий гор, равнин, океанов, морей, рек, озер;
- составления описаний океанов, рек;
- составления описаний животных, растений разных районов Земли.
5. Использовать приобретенные знания и умения для:
- приведения фенологических наблюдений;
- оценивания прогноза погоды по народным приметам;
- чтения физических карт, карт погоды, растительного и животного мира;
- оценки интенсивности землетрясений;
- выделения частей мирового океана, источников питания и режима реки;
- определения температуры и давления воздуха;
- составления коллекции комнатных растений;
- составления описания коллекций комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы;
- для понимания причин фенологических наблюдений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (6 класс)
Введение(1 час)
Экскурсия (Практическая работа №1).
На какой Земле мы живём (2 часа)
Тема: Вклад земляков в развитие знаний о Земле.
Творческие работы.
1.Исследование жизни и деятельности известных учёных края.
Запуск мини-проектов учащихся в рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей местности»
Тема: Современные исследования территории
Творческие работы:1.Интересны люди района (Почётные граждане).
2. Интересны люди поселка (Почётные граждане).
Планета Земля(2 часа)
Тема: Влияние движения Земли. Движение земли и её значение для жизни человека и природы.
Творческие работы.1.Земля-уникльная планета. 2. Какой её видят космонавты?
3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.
4. Географический антипод города Ульяновска.
Тема: Смена времён года. Особенности своего края.
Творческие работы.1.Астрономический год. 2.Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.
План и карта(6 часов)
Тема: Ориентирование на местности.
Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам
Творческие работы. 1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.
Тема: Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.
Тема: План местности.
Практическая работа №3 Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки.
Творческие работы.1.План моего двора.2.Школьный стадион в ландшафте микрорайона. 3.Составление подробного плана микрорайона школы.
Практическая работа№4 Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.
Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением уникальных географических объектов.
Тема: Градусная сеть на карте микрорайона школы
Практическая работа №5 Определение, географических координат крайних точек и города Ульяновска.
Тема: Географическое положение Ульяновска, Димитровграда и Ульяновской области
Практическая работа №6. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Ульяновской области и России
Творческие работы.1. Ульяновская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.
Человек на Земле(2 часа)
Тема: Из истории заселение территории края. Коренное население.
Творческие работы:1.Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.2.Валы. Засека при Иване Грозном.3.Разработка экскурсии к засечной черте.
Тема: Народы территории проживания.
Практическая работа №7. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой (Урок в школьном музее)
Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края.3. Наша семейная реликвия.4.Интервью «Годы, опалённые войной» (с участников Вов)
Литосфера– твёрдая оболочка Земли ( 5 часов)
Тема: История формирования современного рельефа.
Творческие работы:1.Путешествие вглубь Земли (на примере своей местности)
2.Геологический профиль своей местности.
Тема: Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности.
Практическая работа №8. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.
Творческие работы.1.Составление коллекции « Горные породы моей местности».2.Создание семейной минералогической коллекции.
Тема: Стихийные природные явления в литосфере своей местности
Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)
Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение
Практическая работа №9. Описание рельефа по физической карте и типовому плану
Творческие работы.1.Сравнение Предволжья Заволжья. 2.Эоловые формы рельефа. 3.Топонимы объектов литосферы. 4. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.
Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.
Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы.2.Камень в городе (использование полезных ископаемых в архитектуре)
Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)
Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы.
Практическая работа №10 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания
Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.
2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.
Тема: Внутренние воды и рельеф.
Практическая работа №11. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.
Творческие работы.1.Художественный образ реки (Озера, родника)
Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.
Практическая работа №12. Описание озера, болота, родника (по выбору)
Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке
Тема: Памятники природы гидросферы родного края.
Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы гидросферы»
Тема: Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.
Творческие работы. Картирование водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния реки Черемшан на заселение края. 3.Письмо Главе района.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 5 часов)
Тема: Режим отдельных метеоэлементов
Практическая работа №13. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.
Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.
Тема: Погода моей местности
Практическая работа №14 Составление описания погоды по сезонам года.
Тема: Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек.
Тема: Опасные явления в атмосфере.
Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила поведения в грозу.
3. Шаровая молния.
Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
Творческая работы.1.Картирование источники загрязнения атмосферы микрорайона школы.2.Оценка экологического состояния атмосферы микрорайона школы
( Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации ( по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)
Биосфера - живая оболочка Земли (2 часа)
Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.
Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в устном народном творчестве народов края.3. Проблемы использование населением даров леса
Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Ульяновской области
Весенняя экскурсия (Практическая работа№15) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»
Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования
Географическая оболочка (3 часа)
Тема: ПТК своей местности.
Весенняя экскурсия (Практическая работа№16) «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»
Тема: Природные зоны своей местности Изменение природных зон под влиянием человеком.
Творческие работы.1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения края.
Тема: Культурный ландшафт.
Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.
Творческая работа:1. Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».2. Культурное наследие своего края
Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение»
(в рамках школьной научно-практической конференции.
Тематическое планирование
6 класс (34 часа)
№ темы
№ п/п
Наименование раздела,
темы
Теория
Практика
I
1
Введение. Экскурсия на местности. Организация и обучения приемам учебной работы: наблюдений над погодой, фенологические наблюдения; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу»
1
II
2
На какой Земле мы живём.
Вклад земляков в развитии знаний о Земле
Имена земляков на карте мира
1
3
Современные исследования территории
1
III
4
Планета Земля.
Влияние движения Земли
1
5
Смена времён года
1
IV
6
План и карта.
Ориентирование на местности.
Глазомерная съемка небольшого участка местности.
1
7
П/р* Изображения земной поверхности моего района. Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними.
1
8
План местности. Топографический диктант*
1
9
Географическая карта родного края
0,5
0,5
10
Градусная сеть на карте родного края
0,5
0,5
11
Географическое положение Ульяновской области и родного края.
1
V
12
Человек на Земле.
Заселение края славянами. Коренное население
1
13
Народы Поволжья. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой.
1
VI
14
Литосфера - твёрдая оболочка Земли. Экскурсия по изучению форм з/п, характер залегания горных пород, водоемов.
1
15
Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня
1
16
Стихийные природные явления на территории края
1
17
Особенности рельефа своей местности и его изменение
1
1
18
Влияние человека на рельеф моего района. Геологические памятники природы
1
VII
19
Гидросфера – водная оболочка Земли.
1
20
Внутренние воды родного края.
1
21
Внутренние воды и рельеф
0,5
22
Внутренние воды и климат
0,5
23
Памятники природы гидросферы родного края
1
24
Влияние человека на водные объекты моего края
1
VIII
25
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Режим отдельных метеоэлементов
1
26
Погода моей местности.
1
17
Климат родного края.
1
28
Опасные явления в атмосфере
1
29
Взаимосвязь человека и атмосферы
1
IX
30
Биосфера – оболочка жизни.
Растительный и животный мир своей местности
1
31
Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Ульяновской области
1
X
32
Географическая оболочка
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах
1
33
* Составление полного описания географического комплекса своей местности.