kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учётом новой федеральной программы, внесены изменения в перечень предметных умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Губернаторский инженерный лицей № 102»




Утверждаю

Директор лицея

_________ Ю.В. Пудова

Приказ № от 29.08.2023 г.











Рабочая программа

по географии

для 9 класса

на 2023-2024 учебный год

Тарпанова Татьяна Валерьевна

учитель высшей квалификационной категории









Рассмотрено и одобрено на заседании

МО учителей естественнонаучного цикла

Протокол № 1 от 28.0.2023 г.

Руководитель МО: _____________________Т.В.Тарпанова

Согласовано

Заместитель директора по НМР



________________Т.А.Чертушкина
















Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Губернаторский инженерный лицей № 102»

5. Учебный план лицея на 2023-2024 учебный год.

6. Программы общеобразовательных учреждений. География: программа 5–9 классы. А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев/ сост. И.Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2020.

Рабочая программа рассчитана на 66 часов (из расчёта 2 часа в неделю) и ориентирована на использование учебника:

Алексеев А.И. География. География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс: учеб. / А.И. Алексеев; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2020.

Рабочая программа по предмету «География» составлена с учётом общих целей изучения предметной области «География», определённых Федеральным государственным образовательным стандартом содержания основного общего образования и отражённых в её примерной программе по курсу «География».

В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение учащихся может осуществляться в дистанционном режиме. Для организации дистанционного обучения по русскому языку будут использованы следующие электронные образовательные ресурсы (ЭОР): образовательная платформа «Учи.ру», «РЭШ»; РЕШУ ОГЭ; Google Forms; электронные версии УМК от издательства «Просвещение».

Допускается сокращение времени проведения уроков с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий до 30 минут. Уроки в дистанционном формате ведутся с учётом обязательной смены деятельности не более 30 минут за компьютером (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).



Программа направлена на реализацию следующих целей:

  • формирование у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

  • воспитание у учащихся любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

  • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей изучения географии в 9 классе необходимо решение следующих задач:

  • формирование у учащихся географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

  • создание образа своего родного края.


Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные.

Личностные::

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения географии в единстве учебной и воспитательной деятельности лицея в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.


Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, самостоятельно выработанные критерии оценки;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение составлять классифицированные и сравнительные таблицы и схемы, опорные конспекты;

  • умение делать выводы из анализа карт, составлять и классифицированные схемы, применять символико-графические средства наглядности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • умение организовывать свою работу, планировать деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


Предметные:

К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практико-ориентированных задач;

  • выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

  • определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи;

  • применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • характеризовать основные особенности хозяйства России;

  • влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы;

  • проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;

  • различать территории опережающего развития, Арктическую зону и зону Севера России;

  • классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социальноэкономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;

  • находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:

  • сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду;

  • условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии на основе ВИЭ;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);

  • различать ВВП, ВРП и ИЧР как показатели уровня развития страны и её регионов;

  • различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;

  • различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;

  • показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;

  • использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий;

  • оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств; использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий;

  • об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни:

  • оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности;

  • критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики;

  • оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;

  • сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;

  • формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;

  • характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.


Содержание курса.


9 класс (66 часов)


Введение. (1 час)

Раздел I Хозяйство России (19ч)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (4ч).

Понятие хозяйства. Его структура. Что понимают под словами «экономика» и «хозяйство»? какова структура хозяйства? Что такое межотраслевой комплекс? Этапы развития хозяйства. Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы развития прошла экономика России? Географическое районирование. Как можно проводить районирование территории? Каковы особенности административно – территориального устройства России?

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (15 ч)

Сельское хозяйство. Растениеводство. В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим? Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой состав животноводства? Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Что такое агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3-го звена АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Каковы особенности географии легкой промышленности? Лесной комплекс. Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития лесного комплекса? Топливно – энергетический комплекс. Топливная промышленность. Как изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы особенности размещения нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле? Электроэнергетика. Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения? Металлургический комплекс. Почему металл называют «хлебом» экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии? Машиностроительный комплекс. Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое значение имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны? Химическая промышленность. Почему химическая промышленность является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит химическая промышленность? Где производят минеральные удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров? Транспорт. Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны? Информационная инфраструктура. В чем состоит значение информации для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей? Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей? Территориальное (географическое) разделение труда. Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению руда? Как меняется территориальное разделение труда?

Практические работы.

  1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

  2. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).

  3. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.

  4. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.

  5. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

  6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).

  7. Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.

  8. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.

Раздел II Районы России (43ч).

Тема 3. Европейская часть России. (27ч)

Восточно-Европейская равнина. Какие формы наиболее характерны для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Русской равнины? Волга. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека? Центральная Россия. Центральная Россия: состав, географическое положение. Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе страны, называется Центральной Россией? Центральный район: особенности населения. Почему Центральный район считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему так важен человеческий потенциал? Хозяйство Центрального района. Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы? Москва – столица России. Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская агломерация? Города Центрального района. Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные функции городов. Центрально – Черноземный район. Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем особенности территориальной структуры и городов района? Волго – Вятский район. В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний Новгород?

Северо – Западный район. Географическое положение и природа. Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей? Города на старых водных торговых путях. Какие города возникли на водных путях Северо – Запада? Каковы современные проблемы старых городов Северо – Запада? Санкт – Петербург – новый «хозяйственный узел» России. Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как изменилась роль Санкт – Петербурга в советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт – Петербургу после распада СССР? Санкт – Петербург – «вторая столица России». Почему Санкт – Петербург называют городом – музеем? Калининградская область. Как Калининградская область стала субъектом Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России?

Европейский Север. Географическое положение и природа. Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь района? Этапы развития хозяйства. Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как Санкт – Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера? Какую новую роль стал играть Север в советский период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях? Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?

Поволжье. Географическое положение и природа. Каковы особенности экономико – географического положения? В чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя представляют ландшафты Поволжья. Какими природными ресурсами богато Поволжье? Население и хозяйство. Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории? каковы особенности состава населения? Что представляет собой современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен небольшой город?

Европейский Юг России. Природные условия. Каковы особенности рельефа Северного Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов? Хозяйство района. На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические ресурсы? Развитию каких отраслей способствовало богатство полезными ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в районе? Народы Крыма и Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района? Каковы особенности культуры народов Кавказа? Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стало осваиваться русскими купцами? Исчезнет ли когда – нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море?

Урал. Географическое положение и природа. В чем заключается специфика географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С чем связано необычайное природное разнообразие Урала? Этапы развития и современное хозяйство. Как шло развитие горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития Уральского региона? Население и города Урала. Проблемы района. Какие народы живут на Урале? Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старо промышленный район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем региона?

Практические работы.

  1. Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно – Европейской равнины.

  2. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.

  3. Вариант 1. Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России. Вариант 2.Составление туристического маршрута по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно – историческое объекты, национальные святыни России)

  4. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем.

  5. Вариант 1. Сравнение двух районов Европейского Севера – Кольско – Карельского и Двинско – Печорского – по плану: особенности географического положения; типичные природные ландшафты; природные ресурсы; хозяйственное развитие; международные связи. 2 вариант. Выбор города в качестве «региональной столицы» Европейского Севера и обоснование своего выбора.

  6. Вариант 1. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации. Вариант 2. Составление туристических маршрутов по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года.

  7. Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно – географическому положению, историко – культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

  8. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.

  9. Составление географического описания Среднего Урала по картам.

Тема 4. Азиатская часть России (16 ч)

Природа Сибири. Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах? Какими природными особенности характеризуются сибирские реки? Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется растительный мир горных районов? Арктические моря. В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличается друг от друга арктические моря? Население Сибири. Как формировалась этническая карта Сибири? Как начиналось русское заселение Сибири? Кто такие семейские? Чем старожилы Сибири отличались от новоселов? Хозяйственное освоение Сибири. Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории Сибири?

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природно – хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа? Хозяйственные районы. Какое значение имеет топливная промышленность района? Как изменилось экономико – географическое положение сибирской металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири? Байкал. Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречается только в Байкале? Как ведётся хозяйство на берегах озера? Хозяйство района. Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района? Дальний Восток. Формирование территории. Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как завершалась история Русской Америки? Какова предыстория современной российско – китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как формировалась русско – японская граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке? Каковы современные границы района? Природные условия и ресурсы. В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляется опасные природные явления? Моря Тихого океана. Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря? Каковы характерные черты Японского моря? Население района. Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается национальный состав населения? Каковы отличительные особенности современного населения? Хозяйство района. Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

Практические работы.

  1. Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающие на пути, изменение ландшафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга.

  2. Обозначение на контурной карте и комплексное физико – географическое и экономико – географическое описание района Крайнего Севера Сибири с использованием различных источников географической информации.

  3. Вариант 1. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока. Вариант 2. Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана.

  4. Комплексная характеристика Якутии как географического района с использованием различных источников географической информации.

  5. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами).

Тема 5. России в мире (4 ч)

Чем богата России? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве? Какую роль играла России в мировой политике?

Практические работы.

  1. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира.

  2. Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России.


Тематическое планирование курса «География России. Хозяйство и географические районы»

9 класс (2 ч в неделю, всего 66ч)

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Пр. р.


Введение

1

-

1.

Раздел 1. Хозяйство России

19

8

2.

Раздел 2. Районы России.

43

14

3.

Россия в современном мире

3

2


ИТОГО

66

24













Практические работы

Всего

Обучающие

Оценочные

24

№2, 3,4,7,8,9,12,14,16,17,18,20, 23 Итого:13

№1,5,6,10,11 13,15,19,21,22,24

Итого: 11



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Материально- техническое обеспечение:

1. Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Теллурий, глобусы, нивелиры, компасы, визирные линейки,

  • Наборы минералов и горных пород, почв, коры деревьев.

  • Коллекции металлов и сплавов,

  • Барометр, анемометр, термометры

2. Стенды для временных экспозиций

3. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

  • многофункциональное устройство: принтер-сканер-копир (черно-белой печати, формата А4);

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • устройства для ввода визуальной информации (документ камера);

  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.

4. Комплекты интерактивных географических карт и печатных демонстрационных пособий



Учебно-методический комплекс.

УМК «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»

1.  География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник (авторы А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким).

2. География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы Э. В. Ким, В. И. Сиротин). 3.  География России. Хозяйство и географические районы. Рекомендации к планированию уроков. 9 класс. Методическое пособие (авторы Н. П. Петрушина, Э. В. Ким).

4.  География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рабочая тетрадь (авторы Э. В. Ким, Н. А. Марченко, В. А. Низовцев).

5.  География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Электронное приложение.



Образовательная платформа «LECTA» содержит бесплатные интерактивные возможности печатного атласа.



6. Интернет-ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki

  2. http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

  3. http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

  4. http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

  5. http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

  6. http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru

  8. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru

  9. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  10. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

  11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

  12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru

  13. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по географии 9 класс.

Автор: Тарпанова Татьяа Валерьевна

Дата: 14.09.2023

Номер свидетельства: 636592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства