Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 имени В.И. Кугаева» г. Брянска
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол №1 от
« 29 » августа 2022г.
Руководитель МО
_________/А.А. Цуканова/
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________/ Г.Н. Агафонова/
« 30 » августа 2022г
«Утверждаю»
Директор школы
___________ /Э.Н. Потапкина
« 1 » сентября 2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 7-х классов
на 2022-2023 учебный год
Учитель: Цуканова Анна Александровна
Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 7 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1. Федеральным законом от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изм.);
2. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 г. №712);
3. Приказа Министерства Просвещения России от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. №254»;
5. Учебным планом МБОУ СОШ №26 имени В.И. Кугаева г. Брянска;
7. Федеральной программой по географии для общеобразовательных школ «География для 5-9 классов» предметной линии учебников «Полярная звезда», М.: Просвещение, 2015г.
Сведения об авторской программе
В авторскую программу вышеуказанных авторов внесены изменения: выделено 1ч на проведение промежуточной аттестации. На базе данной программы составлено тематическое планирование на 2022-2023 учебный год.
Программа реализуется по учебнику для 7-х классов общеобразовательных учреждений «География», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина (М., «Просвещение», 2016).
Рабочая программа соответствует ФГОС ООО и составлена на основе программы основного общего образования по географии 7 кл. Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2часа в неделю).
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе ее реализации.
Аннотация
Основная цель географии в 7 классе: сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии в 7 классе являются:
-формирование основополагающих физико-географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;
-приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;
-формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико-географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
География. 7 класс. Учебник/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, - М.: Просвещение, 2016.
Атлас, контурные карты для 7кл., М.: Дрофа, 2020г.
Планируемые результаты обучения географии в 7 классе
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть и показывать материки и части света, острова и полуострова, крупные формы рельефа, океаны и моря, заливы, проливы, течения, реки, озера, наиболее крупные страны мира;
объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры, зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, природных зон, изменения свойств океанических вод, влияние природы на жизнь и деятельность человека;
описывать климат отдельных климатических поясов и территорий, отдельные природные комплексы с использованием карт, особенности природы и основные занятия населения стран;
приводить примеры материковых, вулканических и коралловых островов, основных типов воздушных масс, природных зон, природных комплексов, изменения природы материков под влиянием хозяйственной деятельности человека, влияния природы на жизнь людей, примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;
читать и анализировать разные виды карт, давать характеристику карты;
рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях современного расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности человека.
Метапредметным результатом обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
выявлять причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
выслушивать и объективно оценивать другого;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные результаты обучения
Обучающийся должен уметь:
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества; овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний, умений и навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
уметь с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение.
Содержание рабочей программы
Введение (3 ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой.
Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.
Практическая работа №1 «Анализ карт географического атласа»
Тема 1. Население Земли (5ч)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.
Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Практическая №2 «Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».
Тема 2. Природа Земли (15 ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.
Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.
Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.
Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический,
Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.
Практическая работа «Описание океана по плану»
Тема 4. Материки и страны. (41ч)
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты по Африке.
Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии.
Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов.
Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. Путешествие по Северной Америке. Природа островов Карибского моря.
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Политическая карта Европы. Путешествие по Европе.
Тематическое планирование по географии для 7 класса
(70 часов, 2часа в неделю) учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, - М.: «Просвещение», 2016.
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Домашнее задание
всего
контрольные
практические
7а
7б
7в
Введение (3 часа)
1
Как мы будем изучать географию
1
-
-
П.1
2
Учимся с Полярной звездой
1
-
Практическая работа №1 «Анализ карт географического атласа»
П.2
3
Географическая карта
1
-
-
П.3
Население Земли (5 часов)
4
Народы, языки и религии
1
-
-
П.4
5
Города и сельские поселения
1
-
-
П.5
6
Учимся с Полярной звездой
1
-
Практическая работа №2
П.6
7
Страны мира
1
-
-
П.7
8
Обобщение по теме «Население Земли»
1
-
-
Природа Земли (12 часов)
9
Развитие земной коры
1
-
-
П.8
10
Земная кора на карте
1
-
-
П.9
11
Природные ресурсы земной коры
1
-
-
П.10
12
Температура воздуха на разных широтах
1
-
-
П.11
13
Давление воздуха и осадки на разных широтах
1
-
-
П.12
14
Общая циркуляция атмосферы
1
-
-
П.13
15
Климатические пояса и области Земли
1
-
-
П.14
16
Океанические течения
1
-
-
П.15
17
Реки и озёра Земли
1
-
-
П.16
18
Учимся с Полярной звездой
1
-
Практическая работа №3 «Поиск информации по различным источникам»
П.17
19
Растительный и животный мир Земли
1
-
-
П.18
20
Почвы
1
-
-
П.19
Природные комплексы и регионы (5часов)
21
Природные зоны Земли
1
-
-
П.20
22
23
Океаны
2
-
-
П.21,22
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Домашнее задание
всего
контрольные
практические
7а
7б
7в
24
Материки
1
-
-
П.23
25
Как мир делится на части
1
-
-
П.24
Материки и страны (43часа)
26
27
Африка: образ материка
2
-
-
П.25
28
Африка. Природа материка.
1
-
-
П.25
29
Африка в мире
1
-
-
П.26
30
31
Африка.
Путешествие
2
-
Практическая работа №4 «Путешествие по материку»
П.27,28
32
Египет
1
-
-
П.29
33
Учимся с Полярной звездой
1
-
Практическая работа №5 «Разрабатываем проект»
П.30
34
Обобщение по теме «Африка»
1
-
-
35
Австралия: образ материка
1
-
-
П.31
36
Австралия. Путешествие
1
-
-
П.32
37
Австралийский Союз. Океания
1
-
-
П.32
38
Обобщение по теме «Австралия»
1
-
-
39
40
Антарктида
2
-
-
П.33
41
42
Южная Америка: образ материка
2
-
-
П.34,35
43
Латинская Америка в мире
1
-
-
П.36
44
45
Южная Америка: путешествие
2
-
-
П.37,38
46
Бразилия
1
-
-
П.39
47
Обобщение по теме «Южная Америка»
1
-
-
48
Северная Америка: образ материка
1
-
-
П.40
49
Англо-саксонская Америка
1
-
-
П.41
50
51
Северная Америка: путешествие
2
-
Практическая работа №6 «Путешествие по Северной Америке»