Данная программа является рабочей программой по предмету «География» в 6 классе базового уровня, разработана на основании авторской программы под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, авторская программа рассчитана на 35 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Утверждаю»
«Согласовано»
«Рассмотрено»
Директор МБОУ
Заместитель директора
На ШМО учителей
школы по УВР
Естественно – научного цикла
_________
_______
_______
Протокол № 1 от
« » сентября 2019 г.
« » августа 2019 г.
« » августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ГЕОГРАФИЯ»
6 класс
основное общее образование
(ФГОС ООО)
Учебник (под редакцией): География. Планета Земля.Учебник для 5-6 классаобщеобразовательных учреждений. А. А. Лобжанидзе; М.: Просвещение , 2016
Всего часов: 34
Количество часов в неделю 1
Составитель:
Школьное методическое объединение учителей естественно – научного цикла
2019г.
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей программой по предмету «География» в 6 классе базового уровня, разработана на основании авторской программы под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, авторская программа рассчитана на 35 часов в год.
Раздел 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты
В результате изучения курса «География. Планета Земля»:
Обучающийся научится:
• использовать различные источники географической информации(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
* ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
* читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
* строить простые планы местности;
* создавать простейшие географические карты различного содержания;
* моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Универсальные учебные действия
Личностные
Будут сформированы:
1)воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)ответственное отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3)личностные представления о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4)уважительное отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Получат возможность для формирования:
1)развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
2)коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
3)ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
4)основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
5)развития эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Будут сформированы:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
Получат возможность для формирования:
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Будут сформированы:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Получат возможность для формирования:
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Будут сформированы:
- умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Получат возможность для формирования:
- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Раздел 2.
Содержание учебного предмета
«География. Планета Земля» 6 класс.
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.
Раздел 3.
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел
Количество часов
Практические работы
По программе
По рабочей программе
1
Введение
1
1
1
2
Гидросфера — водная оболочка Земли
9
9
2
3
Атмосфера— воздушная оболочка Земли
10
10
3
4
Биосфера — оболочка жизни
14
14
1
6
Резерв
1
-
Итого:
35 часов
34 часа
7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Утверждаю»
«Согласовано»
«Рассмотрено»
Директор МБОУ
Заместитель директора
На ШМО учителей
школы по УВР
Естественно – научного цикла
_________
_______
_______
Протокол № 1 от
« » сентября 2019г.
« » августа 2019 г.
« » августа 2019 г.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «ГЕОГРАФИЯ»
6 класс
основное общее образование
(ФГОС ООО)
на 2019-2020 уч. год
Класс: 6 «А» КЛАСС
Учитель:
Вид программы: рабочая, общеобразовательная
Название предмета: география
Учебник (под редакцией): География. Планета Земля.Учебник для 5-6 классаобщеобразовательных учреждений. А. А. Лобжанидзе; М.: Просвещение , 2016
Всего часов: 34
Кол-во часов в неделю: 1 час
2019г.
№ п/п
урока
№ урока в теме
Тема урока
Дата урока
Корректировка
Введение
1
1
Введение.
Практическая работа №1
«Наблюдения за погодой. Ведение дневника погоды.»
Гидросфера — водная оболочка Земли
2
1
Гидросфера
3
2
Мировой океан.
4
3
Движения воды в Океане
Практическая работа №2
«Описание по картам вод Мирового океана»;
5
4
Реки
6
5
Озера и болота
7
6
Подземные воды
8
7
Ледники и многолетняя мерзлота
9
8
Человек и гидросфера
Практическая работа №3
«Описание реки своей местности»
10
9
Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли»
Атмосфера— воздушная оболочка Земли
11
1
Атмосфера
12
2
Температура воздуха
Практическая работа №4
«Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды».
13
3
Влажность воздуха. Облака
14
4
Атмосферные осадки
15
5
Атмосферное давление
16
6
Ветер
Практическая работа №5
"Вычерчивание розы ветров."
17
7
Погода.
18
8
Климат
19
9
Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера
20
10
Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»
Практическая работа №6
"Обобщение данных дневника погоды"
Биосфера — оболочка жизни
21
1
Биосфера
22
2
Жизнь в Океане и на суше
23
3
Значение биосферы
24
4
Человек — часть биосферы
25
5
Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни»
26
6
Географическая оболочка.
27
7
Природные комплексы
28
8
Почва
29
9
Ледяные пустыни и тундры
30
10
Леса.
31
11
Степи и саванны. Засушливые области планеты
32
12
Природные комплексы Мирового океана.
33
13
Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие
Практическая работа №7
"Создание информационного буклета "Объект Всемирного наследия."
34
14
Обобщающий урок по теме „Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс»