Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класса»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохарьковская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского муниципального района
Воронежской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
естественно-математического цикла
_______ /Е.Д. Михайленко/
Протокол №___
от «01» сентября 2015 г.
«Принято»
протокол педсовета №1
от «27» августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ
Новохарьковская СОШ
________/Н.Н. Мартыненко/
Приказ № 164
от «03» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ГЕОГРАФИЯ»
5 КЛАСС (ФГОС)
Базовый уровень
Учитель: Н. Н. Мартыненко
высшая КК
сл.Новохарьковка
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 о внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Основной образовательной программы ООО МКОУ Новохарьковская СОШ на 2015-2019 учебные года. Приказ № 138 от 30.06.15г.
Учебного плана МКОУ Новохарьковская СОШ на 2015- 2016 учебный год.
Программы курса «ГЕОГРАФИЯ» 5-9 классы, автор-составитель Е.М. Домогацких, - М.: «Русское слово», 2015 г., 127 с.
Положения МКОУ Новохарьковская СОШ о Рабочей программе педагога, осуществляющего введение ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Соответствует учебнику: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков, «ГЕОГАФИЯ введение в географию» 5 класс: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, - М.: «Русское слово», 2015. – 160 с.: ил.
Данная рабочая программа по географии - 5 класса построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального образования. Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса географии согласно УМК под. ред. Е. М. Домогацких осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутри предметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В структуру программы включены следующие разделы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Новохарьковская СОШ на
2015-2016 учебный год
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
обществознания на ступени среднего общего образования.
Содержание учебного предмета «География. Введение в географию» в 5 классе
Тематическое планирование уроков в 5 классе
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа ориентирована на УМК:
География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / С.В. Банников, Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию 5 класс»: дидактические материалы / Н.В. Касьянова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально - регионального компонента по
географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины ,ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в тоже время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и
культуре своего Отечества. Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы,
населения и хозяйства на различных уровнях познаний. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
• социальная сущность человека;
• уровневая организация природы, населения и хозяйства
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Новохарьковская СОШ на 2015-2016 учебный год
Учебный план МКОУ Новохарьковская СОШ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения курса «География. Введение в географию» в 5 классе из расчета 1 учебный час в неделю. Резервное время 2 часа используется на проведение итогового тестового контроля и подготовке летних заданий.
Программой предусмотрено проведение:
- проверочных работ – 4;
- практических – 15;
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение «Введение в географию» в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Задачи обучения
• приобретение принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни;
• освоение методов исследования природы, населения и хозяйства, формирование интеллектуальных умений.
Характеристика 5 класса на начало 2015-2016 учебного года.
На начало года в классе 11 учеников: 4 мальчика, 7 девочек. Большинство детей в классе вместе с 1 класса.
По итогам 4 класса:
- отличников -1 чел.– Городкова Юлия;
- на «4» и «5» - 6 чел. – Городкова Анастасия, Городкова Анна, Кравченко Иван, Сероштан Мария, Ткаченко Юлия, Харченко Алеся;
- с двумя «3» - 1 чел. – Желевский Дмитрий;
- неуспевающих нет.
Хорошим интеллектуальным потенциалом обладают Городкова Юлия, Городкова Анастасия, Городкова Анна. Данные дети стремятся к достижению хороших результатов, переживают за свою успеваемость.
Желевский Дмитрий и Кулишенко Иринатребуют постоянного контроля родителей и учителя, по отдельным предметам знания ниже, чем по другим предметам. Не всегда есть домашние задания, нет стремления учиться лучше.
Слабые дети – Михайленко Павел и Игнатченко Максим. Им учиться тяжело, так как пробелы в знаниях с 1 класса, слабые познавательные возможности, часто не готовы к урокам, отсутствует контроль со стороны родителей. С родителями неоднократно велись беседы, но родители не прислушиваются к мнению учителя.
Проблемой в классе остается дисциплина. Постоянно нарушают дисциплину Игнатченко Максим и Михайленко Павел. Они выкрикивают с места, разговаривают друг с другом, мешают рядом сидящим детям. Сидеть за партой не могут. Работа с ними и их родителями по этому поводу ведется постоянно.
По результатам исследования школьной мотивации от 12 апреля 2015 года высокую имеют 3 чел, хорошую – 6 чел, низкую – 2 чел.
Во внеурочную деятельность вовлечены все учащиеся класса.
Класс объединяют общие интересы. В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети требовательны к себе и остальным учащимся и имеют самокритику. К критике учителя прислушиваются. В классе присутствуют взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии на ступени среднего общего образования.
Изучение предмета «Введение в географию» в 5 классе направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе,
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения. Анализировать, сравнивать, делать выводы и
др.); эстетического отношения к географическим объектам.
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
объяснять роль различных источников географической информации;
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
Ппонимание смысла собственной действительности;
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
6. Содержание учебного предмета «География. Введение в географию» в 5 классе
Тема 1. Наука география – 3 часа
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара,эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли. Глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности. Аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование. Стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Тема 3. История географических открытий - 14 часов
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия:путешествие, экспедиция, викинги, норманны. Варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый. Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Тема 4. Путешествие по планете Земля - 10 часов.
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение. Условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды. Тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Тема 5. Природа Земли - 2 часа.
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Календарно-тематическое планирование уроков географии 5 класс
№ п/п
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
по факту
Тема урока
Планируемые результаты
Домашнее задание
предметные
метапредметные
личностные
ТЕМА: Введение (2 часа)
1
02.09.15
Что такое география.
Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии, и основных правил работы в кабинете географии
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Учебно-познавательный интерес к географии
§ 1 стр. 6-8
2
09.09.15
Методы географических исследований
Давать определение понятию картография
Называть методы географических исследований изучения Земли.
Распознавать, чем отличаются методы географических исследований друг от друга. Выявлять источники географических знаний
Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации
Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний.
§ 2 стр. 9-14, задание стр. 14
Земля и её изображение (5 часов).
3
16.09.15
От плоской Земли к земному шару
Определять какую форму имеет Земля. Объяснять почему в древности люди считали, что Земля плоская, кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара.
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли
§3, стр. 16-19
4
23.09.15
Форма, размеры и движение Земли
Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений, почему в сутках 24 часа и почему бывает високосный год. Рассказать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внёс. Определять каковы размеры Земли.
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений
§4, стр.20-23
5
30.09.15
Глобус и карта
Делать вывод чем отличается географическая карта от глобуса. Давать определение модели Земли и объяснять каковы её особенности.
Выявлять какие фотографические изображения позволяют исследовать Землю
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности
§5, стр.24-28
6
07.10.15
Ориентирование на местности
Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод зачем нужен компас и как с ним работать
Умение работать с измерительными приборами
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.
§6,стр.29-32
7
14.10.15
Обобщение и контроль знаний по теме «Земля и её изображение».
Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. объяснять: особенности формы и размеров Земли;свойства географической карты и плана местности;географические следствия вращения Земли. определять: отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане;стороны горизонта.
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами
Понимание роли и значения географических знаний.
Повт.§3-6, зад. стр.33
Тема: История географических открытий (14 часов)
8
21.10.15
По следам путешественников
каменного века
Выявлять причины и следствия первых географических путешествий, умение работать с картографическими источниками географической информации
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§7, стр.36-39
9
28.10.15
Путешественники древности
Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Рассказывать о финикийцах, описывать какое путешествие и зачем совершили финикийцы. Рассказывать кого называют «отцом географии». Объяснять что такое «солнечный камень». Определить мотивы испуга Пифея.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§8, стр.40-45
10
11.11.15
Путешествия морских народов
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. такие викинги.
Описывать какие географические открытия совершили викинги.
Выявлять особенности природы характерные для Исландии и Гренландии.
Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§9, стр.45-48
11
18.11.15
Первые европейцы на краю Азии
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий. Рассказывать кто такой Марко Поло, о чём говорится в «Книге Марко Поло».
Объяснять зачем европейцы искали путь в Китай.
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§10, стр.49-53
12
25.11.15
Морской путь в Индию
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний.
определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий. Объяснять почему важно было найти морской путь в Индию.
Рассказывать кто такие Бартоломеу Диаш и Васко да Гама.
Выявлять причины почему португальского принца Генриха прозвали Мореплавателем, хотя он не совершил ни одного плавания
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§11,стр.54-58
13
02.12.15
Хождение за три моря
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий.Кто такой Афанасий Никитин. Выялять и показывать по карте какие три моря пересёк А. Никитин во время своего путешествия.
Объяснять зачем Афанасий Никитин отправился в Индию
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§12, стр.58-63
14
09.12.15
Открытие Америки
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий. такое эпоха Великих географических открытий и когда она началась. Делать вывод о том кто открыл Америку, куда плыл и какую ошибку совершил Колумб. Рассказывать кто такой Америго Веспуччи.
Объяснять чем индейцы отличаются от индийцев
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§13, стр.64-69
15
16.12.15
Первое кругосветное плавание
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий.Устанавливать кто совершил первое кругосветное плавание.
Выяснять причины зачем надо было совершать кругосветное плавание. Рассказывать кто такие Фернан Магеллан и Хуан Себастьян Элькано.
Исследовать действительно ли Магеллан совершил первое кругосветное плавание.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§14, стр.69-74
16
23.12.15
Открытие Южного материка
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий. Высказывать предположение что такое Неизвестная Южная Земля.
Выявлять почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землёй.
Рассказывать кто открыл Австралию, почему кенгуру так назвали
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§15, стр.75-79
17
Поиски Южной земли продолжаются
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. продолжал искать Джеймс Кук.
Объяснять почему не состоялось открытие Джеймсом Куком Антарктиды.
высказывать предположения что искал Д. Кук в Тихом океане.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§16, стр.80-83
18
Русские путешественники
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий. Делать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.
Рассказывать и показывать по карте акие территории были открыты и исследованы русскими путешественниками. Рассказывать кто такие Семён Дежнёв, Витус Беринг и Алексей Чириков.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§17, стр.84-88
19
Вокруг света под русским флагом
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§18, стр.89-93
20
Урок обобщения и контроля по теме раздела.
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий.
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний
повт.§7-18, зад.стр.94-96
21
Урок коррекции знаний по теме раздела
объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. определять: причины и следствия географических путешествий и открытий;маршруты путешествий.
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний
Повторить основные понятия по теме
Тема: Путешествие по планете Земля (10 часов).
22
Мировой океан и его части
объяснять: географические особенности природы Мирового океана; определять: специфику природы Мирового океана; Давать определение понятию что такое Мировой океан и каковы его размеры. Объяснять почему вода в океане солёная. Высказывать предположения что заставляет воды Мирового океана двигаться. Определять из каких частей состоит Мировой океан, сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей
§19, стр.98-102
23
Значение Мирового океана для природы и человека
объяснять: особенности взаимодействия океаны и суши;значение Мирового океана; определять: характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Осознание роли Мирового океана для природы и человека
§20, стр.103-106
24
Путешествие по Евразии
объяснять: географические особенности природы и населения Евразии; определять: специфику природы и населения Евразии
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
§21, стр.107-113
25
Путешествие по Африке
объяснять: географические особенности природы и населения Африки; определять: специфику природы и населения Африки
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
§22, стр.114-119
26
Путешествие по Северной Америке
объяснять: географические особенности природы и населения Северной Америки; определять: специфику природы и населения Северной Америки
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
§23, стр.120-125
27
Путешествие по Южной Америке
объяснять: географические особенности природы и населения Южной Америки; определять: специфику природы и населения Южной Америки
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
§24, стр.126-131
28
Путешествие по Австралии
объяснять: географические особенности природы и населения Австралии; определять: специфику природы и населения Австралии
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
§25, стр.132-137
29
Путешествие по Антарктиде
объяснять: географические особенности природы Антарктиды; определять: специфику природы Антарктиды
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
§26, стр.138-142, задание стр.142
30
Урок обобщения и контроля по теме раздела.
объяснять: географические особенности природы и населения материков и океанов определять: специфику природы и населения материков по итексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков Земли.
Повторить §19-26
31
Урок коррекции знаний по теме раздела
объяснять: географические особенности природы и населения материков и океанов определять: специфику природы и населения материков по и тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков Земли.
Повторить основные понятия и номенклатуру по теме раздела.
Тема: природа Земли (2 часа)
32
Что такое природа?
Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные)
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов.
§27, стр.146-149
33
Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела
Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличие оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт оболочек Земли.
§28, стр.149-152, зад.стр.152-154
34
Урок обобщения и контроля по курсу.
См. разделы курса
См. разделы курса
См. разделы курса
Работа со словарём терминов стр. 155-157
35
Урок обобщения и контроля по курсу.
См. разделы курса
См. разделы курса
См. разделы курса
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение
в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М.
Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в
географию. 5 класс»
3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6
класс.
4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География.
Начальный курс. 5 класс.
5. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к