kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии на 2021-2022учебный год составлена в соответствии требованиям ФГОС 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

  1. Пояснительная записка:

1. Нормативные документы

  • Рабочая программа курса географии 5 класса «География» составлена на основе:

  • - федерального закона от 29.12.2012г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации";

  • - приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • - федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • - Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  • - рабочей программы курса географии разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /авт. – сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – 2-е изд. дополн. - М.: Просвещение, 2013. – 112с.;

  • - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год»;

  • - базисного учебного плана МОАУ «СОШ № 7 г. Новотроицка» на 2021-2022 учебный год (протокол педсовета № от «__» ________ 2021г.);

  • - основной образовательной программы МОАУ «СОШ № 7 г. Новотроицка».

  • Программа является составной частью учебно-методического комплекта по географии для 5 класса. Структура программы соответствует структуре учебника «География. Полярная звезда»: учебник для 5-6 класса общеобразовательных учреждений» (приказом Минобрнауки России от 13. 12. 2015 г. №1577)


2. . Цель образовательной программы.

Ценностные ориентиры в предмете

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


.3.Цель изучения предмета.

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • формирование целостного географического образа планеты Земля в целом;

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и т.д.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных;

  • формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии обучающимися

.

4.Задачи обучения по предмету

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

- предпрофильной ориентации.

В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.


Общая характеристика программы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов. По программе В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов (из них 5ч. – резервное время).

Проведены изменения по количеству часов по темам: с целью расширения знаний добавлены по одному часу на разделы «Введение», «Развитие географических знаний о Земле» (5 ч.), «Земля – планета Солнечной системы» (4 ч.) и 2 часа на раздел «План и карта» (12 ч.). Сокращен на 2 часа раздел «Литосфера – твердая оболочка Земли» (8 ч.). Один час отведен на урок обобщения, проверки, контроля и коррекции знаний за курс 5 класса.


2.5.Общая характеристика предмета

Материал курса сгруппирован в шесть разделов:

  1. Введение «География как наука» (1 ч.) - знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о задачах и методах географических исследований.

  2. Тематический раздел «Развитие географических знаний о Земле» (5 ч.) - знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

  3. Тематический раздел «Земля – планета Солнечной системы» (4 ч.) — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

  4. Тематический раздел «План и карта» (12 ч.) - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

  5. Тематический раздел «Человек на Земле» (3 ч.) – знакомит с основными путями расселения древнего человека, делением населения Земли на расы по внешним признакам, численностью и плотностью населения Земли, крупными странами и городами.

  6. Тематический раздел «Литосфера» (8 ч.) - знакомит учащихся с твердой оболочкой нашей планеты - литосферой. Внутреннее строение Земли, горные породы и полезные ископаемые, движения земной коры, формы рельефа, а также влиянием хозяйственной деятельности человека на данную оболочку.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.


2.6. Общая характеристика учебного процесса.

Учебный процесс при изучении курса географии в 5 классе строится с учетом следующих методов обучения:

-информационный;

-исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);

-проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);

-использование ИКТ;

-алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);

-методы развития способностей к самообучению и самообразованию;

-руководства по улучшению понимания прочитанного;

- методики работы с текстом «Плюс, минус, интересно»;

- приемов графической организации текста: кластер, таблица, таблица «Знаю, хочу узнать, узнал», прием «двойного дневника», опорные сигналы.  

Организационные формы обучения географии, используемые на уроках:

- практическая работа,

- самостоятельная работа,

- внеаудиторная работа (экскурсионная)

Основные технологии обучения:

- технология проблемного обучения;

-  интерактивных технологий;

- технология развития критического мышления;

- модульная технология;

- технология проектной деятельности;

- технология дифференцированного обучения

Преемственность с другими предметами.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых. Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.

При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла — коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.

В связи с этим в примерных программах для основной школы в разных учебных курсах превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.



2.7.Обоснование выбора УМК.

С 2021 года школа постепенно переходит на предметную линию учебников «Полярная звезда» авторов А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина 5-6, 7, 8, 9 классы и Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина География. 10-11 классы Просвещение

  1. Рабочие программы. География. 5—9 классы. Предметная линия УМК «Полярная звезда» В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, Учебник Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 класс», издательство «Просвещение», 2020г.

  2. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD)

  3. Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.

  4. Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.

  5. Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.

  6. Атлас

  7. Контурные карты

Всё это позволяет работать в соответствии требованиям ФГОС.


2. 8.Место предмета.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


2.9. Результаты освоения предмета.

Личностные.

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

4) овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

5) осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

6) формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую определять критерии для сравнения фактов, явлений;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих; ставить учебную задачу под руководством учителя;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. выслушивать и объективно оценивать другого уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные

- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- уметь составлять схему наук о природе;

- уметь составлять описание учебного кабинета географии;

- уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;

- уметь организовывать наблюдение за погодой;

- уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;

- уметь составлять план кабинета географии;

- уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;

- уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;

- уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;

- уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;

- уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;

- уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.


2.10.Требования к учащимся

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • описывать по картам взаимное расположение географичес­ких объектов;

3. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

4. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

5. Описывать географические объекты.

6. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

7.Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

8.Различать и сравнивать изученные географические объек­ты, процессы и явления; географические и

явления, определяющие особенности природы и населения материков п океанов;

9.Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников

географи­ческой информации;

10.Формулировать закономерности протекания явлений по ре­зультатам наблюдений в том числе

инструментальных).


Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.



  1. Содержание учебного предмета, курса:

Введение (1 ч.)

Содержание темы:

География как наука. Задачи географии. Методы географических исследований: сравнительно-описательный, картографический.

Учебные понятия:

география, наука, метод, сравнительно-описательный метод, картографический метод.

Виды учебной деятельности

на метапредметном уровне:

  • постановка учебной задачи под руководством учителя;

  • планирование собственной деятельности под руководством учителя;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • определение критериев для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивание и объективное оценивание собеседника;

  • ведение диалога;

  • выработка общего решения;

на предметном уровне:

объяснение

  • специфики географии как науки;

  • специфики методов географического исследования;

определение

  • отличительных особенностей географических методов исследования;

  • рациональности использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.


Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч.)

Содержание темы:

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований

Учебные понятия:

Старый свет, Новый свет, навигационные системы, источники географической информации, географические информационные системы (ГИС).

Персоналии:

Аристотель, Эратосфен, Птолемей, Марко Поло, Афанасий Никитин, Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан, Френсис Дрейк, Герард Меркатор, Виллем Баренц, Абель Тасман, Джеймс Кук, Роберт Пири, Руал Амундсен, Ермак Тимофеевич, Иван Москвитин, Семен Дежнев, Витус Беринг, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Семен Челюскин, Михаил Ломоносов, Георгий Шелехов, Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, Фаддей Белинсгаузен и Михаил Лазарев.

Виды учебной деятельности

на метапредметном уровне:

  • постановка учебной задачи под руководством учителя;

  • планирование собственной деятельности под руководством учителя;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • определение критериев для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивание и объективное оценивание собеседника;

  • ведение диалога;

  • выработка общего решения;

на предметном уровне:

объяснение

  • специфики географии как науки;

  • специфики методов географического исследования;

определение

  • отличительных особенностей географических методов исследования;

  • рациональности использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Практические работы:

  1. Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»



Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч.)

Содержание темы:

Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Материки и части света.

Учебные понятия:

Вселенная, Галактика, Млечный путь, Солнечная система, материки и части света, земные оболочки, осевое и орбитальное движения Земли, Северный полюс, Южный полюс, экватор, високосный год, зенит, тропики, полярные круги, пояса освещенности, полярный день и полярная ночь, равноденствие, солнцестояние

Персоналии:

Николай Коперник

Виды учебной деятельности

на метапредметном уровне:

  • постановка учебной задачи под руководством  учителя;

  • планирование собственной деятельности под руководством учителя;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • определение критериев для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивание и объективное оценивание собеседника;

  • ведение диалога;

  • выработка общее решения.

на предметном уровне:

объяснение

  • особенностей формы и размеров Земли;

  • свойств географической карты и плана местности;

  • географических следствий вращения Земли;

определение

  • отличительных особенностей изображения земной поверхности;

  • направлений на карте и плане сторон горизонта.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов


Тема 3. План и карта (12 ч.)

Содержание темы:

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояния и определение направления на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Масштаб и его виды. Параллели и меридианы, географические координаты и их определение.

Учебные понятия: ориентирование, азимут, компас, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок, условные знаки, масштаб, относительная высота, абсолютная высота, горизонтали, глобус, географические карты, атлас, градусная сетка, параллели, меридианы, географические координаты, географическая широта, географическая долгота, часовые пояса

Виды учебной деятельности

на метапредметном уровне:

  • постановка учебной задачи под руководством учителя;

  • планирование собственной деятельности под руководством учителя;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • определение критериев для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивание и объективное оценивание собеседника;

  • ведение диалога;

  • выработка общее решения.

на предметном уровне:

объяснение

  • результатов выдающихся географических открытий и путешествий;

  • влияние путешествий на развитие географических знаний;

определение

  • причин и следствий географических путешествий и открытий;

  • маршрутов путешествий.

Практические работы:

  1. Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте.

  1. Составление простейшего плана местности.

  2. Определение по карте географических координат различных географических объектов.


Тема 4. Человек на Земле (3 ч.)

Содержание темы:

Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. современная численность населения мира. Показатель плотности населения. Страны и крупные города

Учебные понятия:

Расселение, присваивающее хозяйство, расы, народы, плотность населения, государства, города и сельские поселения.

Виды учебной деятельности

на метапредметном уровне:

  • постановка учебной задачи под руководством  учителя;

  • планирование собственной деятельности под руководством учителя;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • определение критериев для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивание и объективное оценивание собеседника;

  • ведение диалога;

  • выработка общее решения.

на предметном уровне:

объяснение

  • географических особенностей природы и населения материков и океанов;

  • особенностей взаимодействия океана и суши;

  • значение Мирового океана;

определение

  • специфики природы и населения материков;

  • характера взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.


Тема 5. Литосфера (8 ч.)

Содержание темы:

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Виды учебной деятельности

на метапредметном уровне:

  • постановка учебной задачи под руководством  учителя;

  • планирование собственной деятельности под руководством учителя;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • определение критериев для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивание и объективное оценивание собеседника;

  • ведение диалога;

  • выработка общее решения.

на предметном уровне:

объяснение

  • особенностей оболочек Земли;

  • специфики географической оболочки;

определение

  • отличий природных объектов;

  • отличий оболочек Земли.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;

  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.


3.2.Перечень практических работ.

Всего оценочных (выделены жирным шрифтом): 7

  1. Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

  3. Обозначение на контурной карте материков и океанов

  4. Ориентирование по топографической карте: чтение легенды карты, определение расстояний между географическими объектами

  5. Ориентирование по компасу, местным признакам и сторонам горизонта. Особенности ориентирования в городе и в природе

  6. Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте.

  7. Составление простейшего плана местности.

  8. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

  9. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств

  10. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

  11. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека


3.3.Перечень тем проектов и исследовательских работ.

  1. География в моей жизни.

  2. Профессии наших родителей.

  3. Человек интересной судьбы.

  4. План микрорайона школы.

  5. Исследователи космоса - уроженцы Оренбургской области.

  6. История города в судьбе моей семьи.

  7. Истоки моего родства.

  8. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.

  9. Семейная реликвия.

  10. Игры народов родного края.

  11. Где родился, там и пригодился.

  12. Моя минералогическая коллекция.

  13. Живи, родник.

  14. Редкие природные явления (по материалам наблюдений)

  15. Местные признаки предсказаний погоды.

  16. Матушка природа для лечения народа.

  17. Зелёная аптека на грядке.

18. Мой любимый уголок природы.

19. Деревянное зодчество.

20. Создание туристического маршрута в микрорайоне школы.


3.4. Перечень тем экскурсий.

1.Весенняя экскурсия. Организация наблюдений за погодой

2.Осенняя экскурсия. Организация фенологических наблюдений в природе. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.

3.Осенняя экскурсия. Определение с помощью компаса сторон горизонта и азимута.

Планирование учебной деятельности учителя включает составление двух видов планов: тематического и поурочного. План должен помогать учителю.

Тематическое планирование предполагает создание системы уроков по темам, взаимосвязанных по содержанию, методам обучения, характеру познавательной деятельности учащихся. Руководствуясь программой и учебником, учитель, на основе тематического планирования, позднее составляет поурочные планы, в которых более подробно раскрывает учебно – воспитательные цели и задачи каждого урока, его структуру, содержание, методы и приёмы обучения, опорные знания, практические и самостоятельные работы, средства обучения.

При составлении тематического плана мы предлагаем разбивать учебный материал не только по темам, но и по учебным четвертям, что позволяет строже контролировать учебный процесс во времени. Главные идеи тематического планирования заключаются в том, чтобы дать возможность учителю во время урока чётко представлять место данного урока в системе всей темы и курса в целом. Это позволяет выделить ключевые моменты материала, их ценность и значимость. Предполагаемое тематическое планирование состоит из двух частей: первой – вводной, в которой указываются все уроки данной четверти и ключевой информационный материал: общая тема, тема урока, домашняя работа учащихся, оценочные практические работы и географическая номенклатура. Учителям эта схема позволяет зрительно помнить весь учебный материал четверти, легче ориентироваться в теме урока при подготовке его, а позднее облегчит им заполнение классных журналов. Вторая часть тематического планирования называется «Ключевые моменты деятельности учителя и учащихся». Она более детализирована, так как предусматривает выделение ключевых моментов деятельности на уроке не только учителя, но и учащихся. Это позволит более чётко организовать работу учителя и учеников на уроке, предусмотреть основные требования администрации к учебному процессу, связанному со спецификой учебного заведения, включить фрагменты собственных педагогических находок или других приёмов преподавания с учётом возможностей школы и опыта учителя. Фактически ключевые моменты деятельности учителя на уроке выполняют функцию основных целей урока – образовательных и воспитательных. А ключевые моменты деятельности учащихся на уроке можем рассматривать как развивающие моменты на уроке. При распечатке отдельного урока из «Ключевых моментов деятельности учителя и учащихся» и, дополнив его необходимым материалом, мы облегчаем себе написание поурочного плана. А это позволяет не только экономить время на подготовку к уроку, но и создаёт вариативность работы с отдельными классами. План не лишает учителя инициативы и самостоятельности, он легко дополняется, изменяется и переделывается.

Учебных недель в году – 35, но чаще полных – 34 - (1час в неделю),

I четверть – 8 часов, 3 оценочных практических работ

II четверть – 8 часов, 1 оценочная практическая работа

III четверть – 10 урок, 2 оценочных практических работ

IV четверть - 8 уроков, 1 оценочная практическая работа

Таким образом, в году 7 оценочных работ. При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развивается трудолюбие, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.

Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.


Планируемые результаты изучения предмета

6.1.Требования к предметным результатам освоения:

1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных

географических знаний о закономерностях развития природы, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах

взаимодействия природы и общества.

6.2.Планируемые результаты реализации программы «Формирование УУД» средствами предмета

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий,

  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;



6.3.Планируемые результаты реализации программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» средствами предмета.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

      • определять главную тему, общую цель или назначение текста,

      • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

      • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

      • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

      • объяснить порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

      • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснить назначение карты, рисунка, пояснить части графика или таблицы и т.д.;

  • находить в тексте требуемую информацию («пробежать» текст глазами, определить его основные элементы, сопоставить формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установить, являются ли они тождественными или синонимическими, найти необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

      • определять назначение разных видов текстов;

      • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

      • различать темы и подтемы специального текста;

      • выделять не только главную, но и избыточную информацию;

      • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

      • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

      • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

      • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;

      • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
     Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
    Выпускник научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст:

      • сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера,

      • обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,

      • сделать выводы из сформулированных посылок,

      • вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста;
        Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа «подтекста» (использованных языковых средств и структуры текста);
    Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • откликнуться (отрефлексировать) на содержание текста:

      • связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,

      • оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире,

      • найти доводы в защиту своей точки зрения;

  • откликнуться (отрефлексировать) на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; 

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);

  • Выпускник получит возможность научиться:

. критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации; 

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации


6.4.Планируемые результаты реализации программы «Формирование ИКТ компетентности обучающихся» средствами предмета

Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы с различными экранами.
     Выпускник получит возможность научиться:

осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текст на русском языке с использованием клавиатурного письма;

  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом, средствами текстового редактора;

  • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

  • использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать текст на иностранном языке с использованием клавиатурного письма;

  • использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
     Создание графических сообщений

Выпускник научится:

  • создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;

  • создавать специализированные карты и диаграммы: географические (ГИС), хронологические;

  • создавать графические сообщения проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.

Выпускник получит возможность:

  • научиться создавать мультипликационные фильмы;

  • получить опыт создания виртуальных моделей трехмерных объектов. 

 Создание восприятие и использование гипермедиа сообщений
Выпускник научится:

  • работать с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе в системах глобального позиционирования;

  • проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; 

  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; 

  • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Выпускник получит возможность:

  • получить опыт проектирования дизайна сообщений в соответствии с его задачами и средствами доставки;

  • научиться понимать сообщения, используя при его восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструментов поиска, справочные источники (включая двуязычные).

Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник научится:

  • выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

  • участвовать в обсуждении (видео-аудио, текстовый форум) с использованием возможностей интернета;

  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Выпускник получит возможность:

  • получить опыт взаимодействия в социальных сетях, групповой работы над сообщением (вики);

  • получить опыт участия в форумах в социальных образовательных сетях;

 Поиск и организация хранения информации 

Выпускник научится:

  • использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

  • формировать собственное информационное пространство: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение информации в Интернете.

Выпускник получит возможность:

  • получить опыт создания и заполнения различных определителей;

  • использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

 Анализ информации, обработка данных в исследовании

Выпускник научится:

  • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;

  • строить математические модели; 

  • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях

Выпускник получит возможность:

  • проводить естественнонаучные и социальные измерения, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация;

  • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.

 Моделирование и проектирование, управление

Выпускник научится:

  • моделировать с использованием виртуальных конструкторов;

  • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;

  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.

Выпускник получит возможность:

  • научиться проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.


6.5.Планируемые результаты реализации программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» средствами предмета.

Выпускник научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • использовать такие методы и приемы, как доказательство, доказательство «от противного», доказательство «по аналогии», опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения; построение и исполнение алгоритма;

  • использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

  • использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; 

  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • использовать догадку, «озарение», интуицию;

  • использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

  • использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.



























Календарно-тематическое планирование

на _2021_/_2022_ учебный год


Предмет

География.

класс

5-6 классы

Автор(ы) программы

А.И.Алексеев

Автор(ы) учебника

А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, С.И.Болысов

Количество часов в неделю

1 час


четверть

Кол-во часов

Кол-во контр. работ

Кол-во практ. работ

Кол-во лаб/раб.

Кол-во часов р/р

Кол-во часов вн/чт

Кол-во экскурсий

I

8 часов,

1

3

-

-

-

1

II

8 часов

1

1

-

-

-

-

III

10 часов

1

2

-

-

-

-

IV

8 часов

1

1

-

-

-

0

год

34 часа

4

7

-

-

-

1








IV. КТП:


Фактические

сроки (и/или

коррекция)

Планируемые

сроки про-

хождения

темы

Сквозная

нумерация

урока по данной теме

Тема раздела (общее количество часов)

/Тема урока

Основные виды учебной деятельности


примечание





I четверть / 8ч./







Тема 1. Введение. (1часа)




сентябрь

1

1

География как наука. Географические методы изучения окружающей среды









Тема1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч.)

Узнают понятие «География» Получат возможность выявлять особенности изучения Земли в сравнении с другими науками. Овладеют навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебным пособием.


§1.


сентябрь

2

1

Развитие географических знаний о Земле


Научатся устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки.

Научатся систематизировать информацию о путешествиях и открытиях и оформлять работу в виде таблицы.

§2.


сентябрь

3

2

Развитие географических знаний о Земле. Практическая работа №1 «Обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов»

Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки.

Научатся систематизировать информацию о путешествиях и открытиях и оформлять работу в виде таблицы 1.Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.


§ 3.


сентябрь

4

3

Российские путешественники практическая работа №2 «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний ПР.раб

2.Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

§4.



сентябрь

5

4

Современный этап научных географических исследований


Научатся различать природные и антропогенные географически объекты. Выявлять различные методы изучения науки. Составлять схему.

§5,




октябрь

6

5

Итоговый контроль знаний по теме раздела «Развитие географических знаний о Земле»

Понимание личностного результата по теме раздела

§6.



октябрь


7


1


ТемаII. Земля – планета Солнечной системы (4 ч.)

Земля – планета Солнечной системы. Практическая работа №3 «Обозначение материков и океанов»

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы

3.Обозначение на контурной карте материков и океанов


.


октябрь

8

2

Движения Земли








II четверть / 8 ч./


Узнают закономерности вращения Земли вокруг оси и Солнца. Научатся анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.


§7.




ноябрь


9


3



Солнечный свет на Земле

Узнают закономерность между высотой Солнца на разных широтах в разное время года и выявлять следствие этой закономерности.


§8









ноябрь

10

4

Итоговый контроль знаний по теме раздела «Земля – планета Солнечной системы»

Понимание личностного результата по теме раздела

§9




ноябрь



11



1

Тема 3. План и карта (12 ч.)



Ориентирование на местности. Способ ориентирования


Научатся определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Умение на практике применять теоретические знания, развитие навыков работы с доступным оборудованием

§10.


ноябрь

12

2

План местности

Узнают определение «масштаб», виды масштаба. Уметь измерять расстояния с помощью масштаба. Ориентирование по топографической карте: чтение легенды карты, определение расстояний между географическими объектами


§11


декабрь

13

3

Изображение земной поверхности на плоскости

Узнают понятия «абсолютная» и «относительная» высота, понимать различия между двумя понятиями. Смогут на планах местности определять абсолютную и относительную высоты.

§12.


декабрь

14

4

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

Научатся читать простейший план местности. Выполнять практические задания по плану местности.

§13.



декабрь

15

5

Географическая карта – особый источник информации

Узнают понятия «Географическая карта», изучают виды географических карт. Выделять основные свойства карт. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

§


декабрь

16

6

Градусная сетка

Узнают понятия «параллель», «меридиан». Определять направление на глобусе и карте.

§





III четверть / 10 ч./




январь

17

7

Географические координаты

Узнают понятие «географическая широта», «географическая долгота». Научатся определять географические координаты объектов на карте.

§



январь

18

8

Географические координаты

Научатся определять географические координаты объектов на карте.

§.


январь

19

9

Практическая работа №5 «Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте»


Продолжат закреплять умение определять географические координаты объектов на карте. 5.Определение по карте географических координат различных географических объектов.


§


февраль

20

10

«Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №6 «Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте»


Продолжат применять ЗУН при работе с планами местности и географическими картами

6.Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте.




февраль

21

11

Обобщение по теме «План и карта»

Применять ЗУН при работе с планами местности и географическими картами

§


февраль

22

12

Итоговый контроль знаний по теме раздела «План и карта»

Понимание личностного результата по теме раздела

§




февраль


23


1

Тема4. Человек на Земле (3ч.)

Заселение человеком Земли

Узнают основные пути расселения древнего человека, влияние природных условий и ресурсов на расселение. Как возникло земледелие и животноводство, приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества



§



март

24

2

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

Узнают основные расы, их отличительные особенности. Численность населения на Земле, плотность населения, неравномерность его размещения, крупные государства и города мира.

§



март

25

3

«Учимся с «Полярной звездой»»

Продолжат применять ЗУН при работе с планами местности и географическими картами. Формирование умения пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания

§




март



26



1

Тема 5. Литосфера –твердая оболочка Земли (8 ч.)

Земная кора и литосфера

Узнают особенности внутренних оболочек Земли. Научатся устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.



§






IV четверть / 8 ч./




апрель

27

2

Горные породы, минералы, полезные ископаемые


Продолжат формировать умение работать с различными источниками информации. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств



§




апрель


28


3


Движение земной коры. Землетрясения.

Выявлять закономерности распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений



§



апрель

29

4

Движение земной коры. Вулканы

Выявлять закономерности распространения вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы вулканизма.

§


апрель

30

5

Рельеф Земли. Равнины

Продолжат формировать умение работать с картой. Научатся выявлять количественные и качественные характеристики крупнейших равнин и гор



май

31

6

Рельеф Земли. Горы

. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на к/к крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта

Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека




§.


май

32

7

Решение практических задач по карте. Практическая работа №7 «Обозначение крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов»


7.Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов

§


май

33

8

Литосфера и человек

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. Закрепить понятие «антропогенное влияние»

§


май


34


Обобщение и контроль за курс географии 5 класса

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия. Осознание ценности географических знаний в современном мире и их практического применения

-


















V. Материально- техническое обеспечение образовательной программы.

5.1.И.К.Т.

1.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/

2.Российский общеобразовательный портал. http://www. school.edu.ru

3.Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru

4.Образовательная коллекция. География 6- 10 классы. Лицензионная коллекция от «1С» ИРМЦ. 2008 год.

5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год.

6. 3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.

7.Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.

5.2.Учебно – методические ресурсы.

  1. Рабочие программы по географии предметной линии учебников «Полярная звезда» 5—9 классы / авт.- В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина

  2. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География» учебник для 5-6 классов общеобразовательных организаций.

  3. Николина В.В. Поурочные разработки к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География» учебник для 5-6 классов

  4. Николина В.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География» учебник для 5-6 классов

  5. Николина В.В. Мой тренажер к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География». 5-6 классы.

  1. Матвеев А.В. Атлас. География. 5—6 классы.

  2. Пилюгина Е.В. Контурные карты. 5 класс.

  3. Компьютер

  4. Компас

  5. Глобус

  6. Термометр

  7. Барометр

  8. Осадкомер

  9. Настенные карты.



.





Список используемой литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.

  6. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)

  7. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2013. – 113 с.

  8. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

  9. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География» учебник для 5-6 классов общеобразовательных организаций

  10. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География» учебник для 7 классов общеобразовательных организаций

  11. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География» учебник для 8 классов общеобразовательных организаций

  12. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География» учебник для 9 классов общеобразовательных организаций


Интернет-ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

  2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

  3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru



40



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по географии 5 класс

Автор: Бучнева Валентина Николаевна

Дата: 13.04.2022

Номер свидетельства: 604744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства