Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»
Российская Федерация
Управление образования Брянской городской администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18
им. братьев Могилевцевых г. Брянска»
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей истории и
естественно-научного цикла
Протокол № 1
от « __ » августа 20__г
Руководитель ШМО
________/___________./
Согласовано
на МС МБОУ СОШ №18
г. Брянска
Протокол № 1
от «___» сентября 20__г
зам. дир. по УВР
________/____________./
Утверждено
Приказом МБОУ СОШ № 18 г. Брянска
№ от 09.20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
Уровень обучения (класс) основное общее образование , 5 класс
Количество часов 34
Учитель Самутина Н.А.
Программа разработана на основе примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии (V- IX классы); авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.
М., «Дрофа» - 2012;
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями).
(приказ Минобрнауки Р.Ф. № 373 от 6 октября 2009 г.)
Учебник «География. Начальный курс» И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Москва, «Дрофа», 2015.
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО второго поколения;
примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию;
авторской учебной программы «География: Программа V- IX классы». И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. М., «Дрофа» - 2012;
основной образовательной программы основного общего образования МОУ Титовской средней общеобразовательной школы;
Устава МОУ Титовской средней общеобразовательной школы.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа».
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по географии и учебно-методических пособий классической линии УМК (5-9кл.), Вертикаль.
Общая характеристика курса
“География. Начальный курс” – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету География курс «География. Начальный курс»
полностью соответствует требованиям ФГОС ООО.
Согласно учебному плану, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа в год -
1 час в неделю. Учебный год рассчитан на 34 недели.
Задачи обучения
Знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Цели обучения
Курс “География. Начальный курс “ призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Целью этого курса является:
Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
знакомство с географической картой;
пробуждение интереса к естественным наукам;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Методы обучения предмета:
-словесный (рассказ, беседа, дискуссии, работа с текстом);
- наглядный (демонстрация картин, карт, таблиц, презентаций, видео, работа с компьютером);
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Введение
Знакомятся со структурой учебника, перечнем тем, которые будем изучать в
5 классе. Определяют цели изучения предмета географии.
Тема 1. Что изучает география.
Знать/уметь:
1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.
2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»
3.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.
4.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.
5.Приводить примеры географических наук.
6.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).
Тема 2. Как люди открывали Землю.
Знать/уметь:
1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.
2.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.
3.Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.
Тема 3. Земля во Вселенной.
Знать/уметь:
1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»
2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.
3.Знать особенности всех планет Солнечной системы.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов.
4. Объяснять значение понятий:
небесные тела, метеоры и метеориты.
Уметь называть малые небесные
тела и их характерные черты.
5. Объяснять значение понятия звезда, созвездия. Знать на какие группы звёзды делятся.
6. Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет.
7.Объяснять значение
понятий: астрономия, её задачи.
Тема 4. Виды изображений поверхности Земли.
Знать/уметь:
1.Объяснять значение понятий:
горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.
2.Объяснять значение понятий: ориентирование, компас.
3.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.
4. Знать виды изображения земной поверхности.
5.Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки.
эпицентр, вулкан, кратер, жерло. Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы.
4.Объяснять значение понятий: материк,
остров, архипелаг, часть света.
5.Уметь показывать на карте полушарий все материки. Уметь называть особенности каждого материка.
6.Объяснять значение понятий:
гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.
7.Уметь показывать на карте полушарий все океаны.
8. Объяснять значение понятия: атмосфера, ветер, бриз, муссон.
9.Называть свойства воздуха.
10.Объяснять причины возникновения ветра.
11.Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня.
12.Объяснять значение понятий: климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий.
13. Объяснять значение понятия
биосфера.
14. Объяснять значение понятий:
почва, гумус, плодородие.
15.Объяснять значение понятий:
заповедники, заказники, национальные парки.
Личностные результаты:
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- основами экологической культуры
Метапредметные результаты:
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
Система контроля:
учительский контроль,
самоконтроль
взаимоконтроль.
Формы контроля:
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, географические диктанты, проекты, практические работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося, географический диктант, тестирование заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за проекты, письменную практическую работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Содержание учебного курса географии, 5 класс
Что изучает география.
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы;
Как люди открывали Землю.
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Как люди открывали Землю.
Практическая работа №2. Составление таблицы «Географические открытия Средневековья».
Земля во Вселенной.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли.
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли.
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
практические работы
проекты
1.
Что изучает география.
Мир, в котором мы живем. Науки о природе.
География — наука о Земле.
4
Практическая работа №1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
2.
Как люди открывали Землю.
Географические открытия древности и Средневековья.
Открытия русских путешественников.
4
Практическая работа №2. Составление таблицы «Географические открытия Средневековья».
3.
Земля во Вселенной.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
Соседи Солнца.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд.
Уникальная планета— Земля.
Современные исследования космоса.
6
Мое путешествие во Вселенной.
4.
Виды изображений поверхности Земли.
Стороны горизонта.
Ориентирование.
План местности и географическая карта.
Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
6
Практическая работа №3. Ориентирование по плану и на местности.
Практическая работа №4.Самостоятельное построение простейшего плана.
5.
Природа Земли.
Как возникла Земля.
Внутреннее строение Земли.
Землетрясения и вулканы. Путешествие по материкам.
Вода на Земле.
Воздушная одежда Земли. Живая оболочка Земли.
Почва — особое природное тело.
Человек и природа.
13
Практическая работа №5.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составление описания океанов.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Путешествие вглубь земного шара.
6.
Итоговая контрольная работа.
1
7.
Резервный урок.
1
ИТОГО
35
7
2
Календарно-тематическое планирование, 5 класс
№ урока
Тема
Дата по плану/фактич.
I четверть – 9 часов, в т.ч. пр.работ – 2.
1.
Мир, в котором мы живем.
Практическая работа №1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
2.
Науки о природе.
3.
География – наука о Земле.
4.
Методы географических исследований.
5.
Географические открытия древности и Средневековья.
6.
Важнейшие географические открытия.
Практическая работа №2. Составление таблицы «Географические открытия Средневековья».
7.
Открытия русских путешественников.
8.
Обобщение по теме «Как люди открывали Землю».
9.
Изучение Вселенной.
II четверть – 7 часов, в т.ч. проект - 1.
10.
Соседи Солнца. Планеты-гиганты.
11.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
12.
Мир звезд.
13.
Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса.
14.
Обобщение по теме «Вселенная».
Проект «Мое путешествие во Вселенной».
15.
Стороны горизонта.
16.
Ориентирование.
III четверть – 10 часов, в т.ч. пр.работ – 4, проект - 1.
17.
План местности.
Практическая работа № 3. Составление плана местности по описанию.
18.
Практическая работа №4.Самостоятельное построение простейшего плана.
19.
Географическая карта.
20.
Обобщение по теме «Виды изображения поверхности Земли».
21.
Как возникла Земля.
22.
Внутреннее строение Земли.
Проект «Путешествие вглубь земного шара».
23.
Землетрясения и вулканы.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
24.
Материки.
25.
Обобщение знаний по теме «Материки».
26.
Вода на Земле.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составление описания океанов.
IV четверть – 8 часов, в т.ч. пр.работ – 1.
27.
Воздушная одежда Земли
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
28.
Погода.
29.
Климат.
30.
Живая оболочка Земли.
31.
Почва – особое природное тело.
32.
Человек и природа.
33.
Обобщение по теме «Природа Земли».
34.
Итоговая контрольная работа.
Итого – 34 часа, в т.ч. пр. работ – 7, проектов – 2.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
печатные пособия (демонстрационные печатные пособия для оформления кабинета и др.);
информационно – коммуникативные средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку);
экранно-звуковые пособия (обеспечение для традиционных ТСО);
технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демонстрации учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудование для организации практической работы в малых группах учащихся);
натуральные объекты (необходимые коллекции и гербарии).
Учебник по предмету включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Атлас и контурные карты:
Атлас: География, 5 класс. Начальный курс. М., Дрофа, 2017.
Контурные карты: География, 5 класс. Начальный курс. М., Дрофа, 2018.
Методические пособия для учителя:
И.И.Баринова, Т.А.Карташева. География. Начальный курс. 5 класс. М., Дрофа, 2016.
Е.А.Беловолова. Формирование ключевых компетенций на уроках географии.
М., Вентана-Граф, 2012.
Основные дидактические материалы:
И.И.Баринова, М.С.Соловьев. Диагностические работы. География. Начальный курс. М., Дрофа, 2016;
Н.Н.Петрова. Тесты по географии, 6-10 классы. М., Дрофа, 2010;
Контрольно-измерительные материалы. География, 9 класс. М., Вако, 2017.