Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 11 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Каргинская средняя общеобразовательная школа.
Утверждаю
И.о. директора школы Т.А. Кошкина
приказ № от 2019 г.
Рабочая программа
по географии
11 класс
(базовый уровень)
на 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: в неделю — 1 ч., в год 34 ч.
Составила учитель географии
высшей категории
Лощёнина С.Н
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Т.А. Кошкина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Распоряжение МО Ульяновской области № 929-р от 15.03.2012г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
Программа среднего общего образования по географии. Базовый уровень, авторская программа по географии 6-11 классы под редакцией В.И.Сиротина. Москва, издательство «Дрофа» 2015 год
Приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 № 986
«Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса
и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Рабочая программа по географии для 11 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО.
Рабочаяпрограмма включает 3 раздела:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Основными целями курса являются:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразие его объектов и процессов.
-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
-нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернеты, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в мире, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
География в средней школе изучается в 11 классе. Общее число учебных часов за год обучения составляет 34 часа.
Согласно учебному плану МОУ Каргинская СОШ на изучение географии в 11 классе средней школы отводится 1 час в неделю, всего 34 урока.
Ценностные ориентиры курса географии в средней школе определяются спецификой географии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров географического образования выступают объекты, изучаемые в курсе географии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения географии, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности географических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса географии могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости здорового образа жизни;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс географии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
правильного использования терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Географии
Личностные результаты:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Метапредметные результаты :
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Предметные результаты изучения курса "География" (базовый уровень) –
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 2. Региональная характеристика мира (31 часов)
Тема 1.Зарубежная Европа (7 часов)
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия и Океания.(10 часов).
Тема 3. Африка(4 часа)
Тема 5. Северная Америка(5 часов)
Тема 6. Латинская Америка(4 часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Практические работы: 1.Составление картосхемы производительных связей стран Восточной Европы 2.Доказать наличие территориальной диспропорции в размещении производства на примере развитых стран 3.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран 4.Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки (по выбору)
Тема 7. Россия в современном мире (1 час)
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества (2 часа).
Тема 1.Глобальные проблемы человечества (2 часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Заключение (1 час)
Мир на пороге 21 века
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Экономическая и социальная география мира»
(11 класс)
№
Темы
Количество часов
Практич. работы
1.
Раздел 1.
Зарубежная Европа
7
3
2.
Зарубежная Азия. Австралия и Океания
10
1
3.
Страны Африки
4
2
4.
Страны Северной Америки
5
1
5.
Страны Латинской Америки
4
6.
Россия в современном мире
1
7.
Раздел 2.
Глобальные проблемы человечества
2
1
8.
Заключение. Мир в 21 веке.
1
Итого
34 8
Учебно-методический комплект:
Учебник: Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Дрофа, 2010.
УМК: Географический атлас. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015.
Максаковский, В.П. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2013.
Максаковский, В.П. Дополнительные главы. - М.: Дрофа, 2010.
Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. - М.: Дрофа, 2004.
Гладкий Ю.Н., Лавров С.П. Экономическая и социальная география мира.
Кузнецов, А.П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2013.