kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 10-11 класс

    Рабочая программа учебного предмета география  разработана на основе:

        - ст.  2, 12, 47,48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.  № 273 – ФЗ,

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 г. № 1897 «Об утверждении   федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России от 01 февраля 2011 г.      № 19644);

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10-11 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Осиновая Речка Хабаровского муниципального района Хабаровского края




УТВЕРЖДАЮ: Принято:

Директор школы протокол педсовета № «___»________2019 год

____________О.И. Мироманова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 10-11 КЛАССЫ

Авторы Ю.Н.Гладкий, В.В. Николина, Полярная звезда







2019 – 2020 учебный год









Рабочая программа по географии 10-11 класса

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета география разработана на основе:

- ст. 2, 12, 47,48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ,

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России от 01 февраля 2011 г. № 19644);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897" (зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2016 г., регистрационный № 40937),

- примерной программы учебного предмета географии(Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и входящая в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ);

- рабочая программа по географии для 10-11 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 класса М., «Просвещение», 2007 г.

Курс «Современный мир» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования обучающихся, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные обучающимися в основ­ной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для обучающихся, не плани­рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у обучающихся широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать кур­сом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета по 35 часов обучения в 10-м и 11-м классах, т.е. по 1 часу в неделю. Часы резервного времени распределены дополнительно на темы в 10-м классе 1 час на обобщение и в 11-м классе 8 часов на тему "Регионы и страны" и 1 час на обобщение.

Требования к уровню подготовки учащихся

  В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
      знать / понимать: этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;  важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования; необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду; особенности научно-технической революции  понятие «природопользование», виды природопользования;  идеи устойчивого развития общества;
особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира; этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения; занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;  крупнейшие города и агломерации мира;  причины и виды миграций;  культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;  этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира; секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;  понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции; крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;  географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
       уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов; определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения; определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;  характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
 определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;  составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;  уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;  выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;  устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;  составлять развернутый план доклада, сообщения;
 составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;  строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;  составлять и презентовать реферат;  участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;  работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
       оценивать:
  обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;   рекреационные ресурсы мира; современное геополитическое положение стран и регионов;  положение России в современном мире;   влияние человеческой деятельности на окружающую среду;  экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).


Содержание учебного предмета 10-11 классы

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
      Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
      Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
      Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
      Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
      Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
      Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
      Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
      Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
      Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
        Тема 2. География населения

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
      Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
      Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
      Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
      Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
         Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций

      Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
      География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
      Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.
      Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Тема 4. Политическая карта мира

      Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
      Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.
      Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

  Тема 5. География мировой экономики

      Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
      Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
      Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
      Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
      Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
      Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
      Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
      Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
      Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

    Тема 6. Регионы и страны

      Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
      Англоязычная Америка
      Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
      Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
      Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
      Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
      Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.
      Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.
      Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.
      Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
      Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.
      Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
      Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
      Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.
      Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.
      Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
      Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.
      Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия. 
      Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
      Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.
      Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

   Тема 7. Глобальные проблемы человечества

      Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.


Тематическое планирование по географии 10 класс

Содержание

Количество часов

Всего

Практическая работа

1

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

10

3

2

Тема 2. География населения

5

2

3

Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций

4

1

4

Тема 4. Политическая карта мира

4

1

5

Тема 5. География мировой экономики

11

4

6

Обобщающее повторение

1



Итого

35

11


Тематическое планирование по географии 11 класс

Содержание

Количество часов

Всего

Практическая работа

1.

Тема 1. Регионы и страны

29

3

2.

Тема 2. Глобальные проблемы человечества

4

2

3.

Обобщающее повторение

1



Итого

34

5




10 класс


Содержание

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

10

География важнейших отраслей: топливно-энергетический комплекс, металлургия мира, машиностроение химическая и лёгкая промышленность, сельское хозяйство и транспорт.

Знать

географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.

Уметь

составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Тема 2. География населения

5

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды. Расселение населения. Урбанизация и её формы. Крупнейшие города и городские агломерации мира, мегаполисы.

Знать численность и динамику населения мира; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций.

Уметь определять и сравнивать географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов; оценивать и объяснять демографическую сттуацию, уровни урбанизации.

Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций

4

Знать и понимать географию религий, цивилизацию и ее характерные черты; религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих

людей. Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие

китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской

цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее

географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика,

культурные ценности. Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического

распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и

восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Тема 4. Политическая карта мира

4

Традиционные и новые методы географических исследований. Статистический метод – один из основных в географии.

Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь показать разнообразие стран современного мира; дать оценку геополитического положения отдельных стран.

Тема 5. География мировой экономики

11

География важнейших отраслей: топливно-энергетический комплекс, металлургия мира, машиностроение химическая и лёгкая промышленность, сельское хозяйство и транспорт.

Знать

географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.

Уметь

составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия


Контрольные работы

1

Обобщить и систематизировать содержание курса географии 10 класса

Итого

35




11 класс

Содержание

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема 1. Регионы и страны

29

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы.

Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.

Внутренние географические различия стран.

Знать/уметь

Оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Тема 2. Глобальные проблемы человечества

4

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Виды природных ресурсов Земли. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов с различными типами природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Контрольные работы

1

Обобщить и систематизировать содержание курса географии 11 класса

Итого

34




Календарно-тематическое планирование по географии 10 класс

Дата

Тема занятия

Форма организации учебного занятия

Содержание (понятия)

Основные виды деятельности

Домашнее задание


План

Факт






Тема 1. Человек и ресурсы Земли 10 ч

1

05.09


От древности до наших дней

Урок-практикум.

Практическая работа №1 Выявления изменения характера связей человека с природой на протяжении истории.

География важнейших отраслей: топливно-энергетический комплекс, металлургия мира, машиностроение химическая и лёгкая промышленность, сельское хозяйство и транспорт.


Знать

географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.

Уметь

составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.

П.1

2

12.09


Современное освоение планеты

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

П.2

3

19.09


Природные ресурсы и экономическое развитие

Урок-практикум.

Практическая работа №2 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

П.3

4

26.09


Ископаемые ресурсы

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

П.4

5

03.10


Земельные ресурсы

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

П.5

6

10.10


Водные ресурсы

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

П.6

7

17.10


Лесные ресурсы

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

П.7

8

24.10


Ресурсы Мирового океана

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

П.8

9

07.11


Другие виды ресурсов

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

П.9

10

14.11


Природопользование и устойчивое развитие

Урок-практикум.

Практическая работа №3 Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов

П.10

Тема 2. География населения 5 ч

11

21.11


Демографическая история человечества


Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды. Расселение населения. Урбанизация и её формы. Крупнейшие города и городские агломерации мира, мегаполисы.

Знать численность и динамику населения мира; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций.

Уметь определять и сравнивать географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов; оценивать и объяснять демографическую сттуацию, уровни урбанизации.

П.11

12

28.11


Этническая и языковая мозаика

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.12

13

05.12


Возрастно-половой состав населения мира

Урок-практикум.

Практическая работа №4 Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран

П.13

14

12.12


Расселение: жители городов и деревень

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.14

15

19.12


Миграции населения

Урок-практикум.

Практическая работа №5 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

П.15

Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций 4 ч

16

26.12


Что изучает география культуры

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Особенности историко-географического

распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и

восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций. Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие

китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга.

Знать и понимать географию религий, цивилизацию и ее характерные черты; религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих

людей.

Вклад индуистской

цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее

географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика,

культурные ценности. Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная.


П.16

17

16.01


География религий

Урок-практикум.

Практическая работа №6 Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору)

П.17

18

23.01


Цивилизации Востока

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.18

19

30.01


Цивилизации Запада

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.19

Тема 4. Политическая карта мира 4 ч

20

06.02


Формирование политической карты мира

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Госуд. строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира. Политическая география и геополитика.

Показывать и знать на карте новые суверенные государства после распада СССР. Уметь применять количественные и качественные сдвиги, этапы формирования политической карты.

П.20

21

13.02


Государство – главный объект политической карты

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Показывать границы государств и их территории, формы правления, монархия, республики, унитарное государство

П.21

22

20.02


Типы государств

Практическая работа №7 Составление классификационной таблицы "Крупнейшие страны мира по формам правления"

Умеют сгруппировать государства, охарактеризовать признаки (или критерии) типологии географического положения стран.

П.22

23

27.02


Политическая география и геополитика

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Имеет представление о политической организации человеческого общества ООН. Геополитика

П.23

Тема5. География мировой экономики 11 ч

24

06.03


Мировая экономика

Урок-практикум.

Практическая работа № 8 Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
      Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Промышленность мира. Сфера услуг.

Знать

географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.

Уметь

составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия


П.24

Стр.105-107

25

13.03


Научно-техническая революция

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.24

Стр.107-109

26

20.03


Международное разделение труда

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.25

27

03.04


Горнодобывающая промышленность.

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.26

Стр.114-117

28

10.04


Энергетика

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция. Урок-практикум.

Практическая работа № 9 Проложение по контурной карте маршрута международного туризма

П.26

Стр.117-120

29

17.04


Обрабатывающая промышленность

Практическая работа № 10 Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности

П.27

31

24.04


Сельское хозяйство

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.28

32

08.05


Транспорт и сфера услуг

Урок-практикум.

Практическая работа № 11 Подготовка сообщения "Развитие промышленности и экологические проблемы"

П.29

33

15.05


Мирохозяйственные связи и интеграция

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.30

34

22.05


Контрольная работа № 1 по курсу 10 класса

Урок обобщения и систематизации знаний

Тести­рование. Решение творческих задач

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

повторение

35

29.05


Обобщение и повторение курса 10 класса

Работа над ошибками





Календарно-тематическое планирование по географии 11 класс

Дата

Тема занятия

Форма организации учебного занятия

Содержание (понятия)

Основные виды деятельности

Домашнее задание


План

Факт






Тема 1. Регионы и страны (29 час.)

1

02.09


Как поделить земное пространство?

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

  Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Знать принцип строения культурно-исторических регионов, найти и показать на карте регионы, географическое пространство.

П.31

2

09.09


Центры экономической мощи и "плюсы" бедности

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Могут определять ВВП в странах мира и ВВП на душу населения. Национальное богатство. Знать главный центр мировой экономики.

П.32

3

16.09


Практическая работа

Урок-практикум.

Практическая работа №1 Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека

Могут оценить природные ресурсы ведущих стран мира.

повторение

4

23.09


США: географическое положение, природные условия и ресурсы

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция


Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации.
      Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность стран США, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

П.33

Стр.152-153

5

30.09


США: население, экономика

П.33

Стр.153-158

6

07.10


США - внутренние различия

П.33

Стр.158-160

7

14.10


Канада: географическое положение, население

      Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность страны Канада, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

П.34

Стр.160-162

8

21.10


Экономика Канады

П.34 стр.162-165

9

11.11


Латинская Америка

ГП. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

П.35

10

18.11


Регионы Латинской Америки

П.36

11

25.11


Западная Европа

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Западной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

П.37

12

02.12


Практическая работа

Урок-практикум.

Практическая работа №2 Составить экономико-географическую характеристику страны (по выбору)

повторение

13

09.12


Германия

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция


П.38

14

16.12


Великобритания

П.39

15

23.12


Франция

П.40

16

30.12


Италия

П.41

17

15.01


Центрально-Восточная Европа

П.42

18

22.01


Страны-карлики Западной Европы

П.42

19

29.01


Постсоветский регион (без России и стран Балтии)

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран постсоветского периода (без стран России и стран Балтики), их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

П.43

20

05.02


Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона)

Урок-практикум.

Практическая работа №3 Сравнительная характеристика двух стран (по выбору)

Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность стран Китая, Индии, Индонезии, Пакестана, Японии и Багладеш, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

П.44

21

12.02


Китайская народная республика

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.45

22

19.02


Япония

П.46

23

26.02


Юго-Восточная Азия

П.47

24

05.03


Южная Азия

П.48

25

12.03


Юго-Западная Азия

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Юго_западной Азии, Северной Америки и тропической Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

П.49

26

19.03


Северная Африка

Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Национальные ремесла. Транспорт.

П.49

27

02.04


Тропическая Африка и ЮАР

П.50

28

09.04


Австралия и Океания

Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.

Уметь оценивать ресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

П.51

29

16.04


Зачет по теме "Регионы и страны"

Урок обобщения и систематизации знаний

Тести­рование. Решение творческих задач

Подготовка к Всероссийской проверочной работе.

повторение

Тема 2. Глобальные проблемы человечества (4 часа)

30

23.04


Глобальные проблемы

Урок-практикум.

Практическая работа №4 На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы.

Знать и понимать глобальные проблемы человечества, Глобальные проблемы и география их взаимосвязь, отсталость, голод, болезни. Уметь оценивать глобальные проблемы нашей планеты. Выявлять причины отсталости стран. Принимать решения по улучшению продовольственной проблемы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

П.52

31

30.04


Отсталость, голод, болезни

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.53

32

07.05


Энергетическая и сырьевая проблемы

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

П.54

33

14.05


Экологическая проблема

Практическая работа №5 На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества

П.55

34

21.05


Контрольная работа №1 по теме: повторение курса 11 класса

Урок обобщения и систематизации знаний

Тести­рование. Решение творческих задач

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

повторение



























Итоговые практические и контрольные работы в 10 классе за 2019-2020 уч. году


Дата

практические работы, темы

Дата

Контрольные работы, темы

1

15.09.2019

Практическая работа №1 Выявления изменения характера связей человека с природой на протяжении истории.

1

22.05.2020

Контрольная работа №1 по теме: повторение курса 10 класса

2

19.09.2019

Практическая работа №2 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

2



3

14.11.2019

Практическая работа №3 Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов

3



4

05.12.2019

Практическая работа №4 Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран

4



5

19.12.2019

Практическая работа №5 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

5



6

16.01.2020

Практическая работа №6 Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору)

6



7

20.02.2020

Практическая работа №7 Составление классификационной таблицы "Крупнейшие страны мира по формам правления"

7



8

06.03.2020

Практическая работа № 8 Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану




9

10.04.2020

Практическая работа № 9 Проложение по контурной карте маршрута международного туризма




10

17.04.2020

Практическая работа № 10 Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности




11

08.05.2020

Практическая работа № 11 Подготовка сообщения "Развитие промышленности и экологические проблемы"





Итоговые практические и контрольные работы в 11 классе за 2019-2020 уч. году


Дата

практические работы, темы

Дата

Контрольные работы, темы

1

18.09.2019

Практическая работа №1 Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека

1

21.05.2020

Контрольная работа №1 по теме: повторение курса 11 класса

2

27.11.2019

Практическая работа №2 Составить экономико-географическую характеристику страны (по выбору)

2



3

05.02.2020

Практическая работа №3 Сравнительная характеристика двух стран (по выбору)

3



4

23.04.2020

Практическая работа №4 На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения

4



5

14.05.2020

Практическая работа №5 На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества

5













ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки учебной деятельности по географии

            Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

 

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.      Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.      Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.      хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

 

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.      Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.      В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.      Ответ самостоятельный;

5.      Наличие неточностей в изложении географического материала;

6.      Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.      Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.      Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9.      Понимание основных географических взаимосвязей;

10.  Знание карты и умение ей пользоваться;

11.  При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.       Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.       Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.       Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.       Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.       Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.       Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.       Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.       Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.       Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.   Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.   Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.   Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

 

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.      Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.      Не делает выводов и обобщений.

3.      Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.      Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.      При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.      Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

 

Оценка "1" ставится, если ученик:

1.      Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2.      Полностью не усвоил материал.

 

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

 

Оценка "5" ставится, если ученик:

  выполнил работу без ошибок и недочетов;

  допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  не более двух грубых ошибок;

  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  или не более двух-трех негрубых ошибок;

  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  не приступал к выполнению работы;

  или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.     Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  Время выполнения работы: 10-15 мин.

  Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.     Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  Время выполнения работы: 30-40 мин.

  Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

 

 

Оценка за полугодие выставляется на основе текущих оценок с учетом различных форм контроля.

Особо выделена рубрика «Практические работы» в связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как проведение измерений, наблюдений, описания объектов и т.д.

 

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

                      

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено. 

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

 

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по географии 10-11 класс

Автор: Тимошенко Татьяна Геннадьевна

Дата: 18.03.2020

Номер свидетельства: 543195

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства