Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10-11 класс»
География 10-11 класс базовый уровень.
Учебник В.П. Максаковский 10-11 класс, М. «Просвещение», 2019г.
Пояснительная записка.
география
10 - 11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2012 № 413, с изменениями на 29.06.2017)
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 № 2/16-з)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015 № 81);
- «Календарный учебный график на 2019 - 2020 учебный год», утвержденный приказом МОУ «Средняя школа № 55» от 22.08.2019 № 01-07/143 «О внесении изменений в ООП НОО, ООО, СОО: об утверждении календарного учебного графика на 2019 - 2020 учебный год».
Программа ориентирована на использование учебника «География. 10- 11 класс», В.П. Максаковский. Издательство «Просвещение», 2019 год.
Учебник входит в федеральный перечень учебников.
Программа учебного предмета «География» рассчитана на два года. Общее количество часов за уровень среднего общего образования составляет 68 часов со следующим распределением часов по классам: 10 класс - 34 часа, 11 класс – 34 часа.
Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознании, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Метапредметные результаты :
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Содержание
раздел
10 класс
11 класс
1. Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
2. Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
4 Региональная география и страноведение
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве.
География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
5 Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
урок
Тема урока
Формы контроля (практичес
кие, проверочные и тестовые работы)
Домашнее задание
1.
1.1
Введение. Географическая наука и географическое мышление. Карта — язык географии.
Зап. В тетр.
2.
Человек и окружающая среда.
2.1
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы.
2.2
Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. Минеральные ресурсы.
№1 (итоговая)Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов.
2.3
Природные ресурсы: земельные, водные мира.
2.4
Природные ресурсы Мирового океана.
2.5
Природные ресурсы: биологические, климатические и космические.
2.6
Природные ресурсы: рекреационные.
2.7
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты всемирного природного и культурного наследия.
№2 (обуч.) Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
2.8
Контрольная работа «Человек и окружающая среда».
3
Территориальная организация мирового сообщества.
3.9
Мировое сообщество- общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира.
3.10
Разнообразие стран мира.
3.11
Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
3.12
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика.
№3 (обуч.)Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
№4 (итог.) Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай,Индия, Германия, США). На основе статистических данных.
3.13
Размещение и плотность населения. Закономерности расселения населения.
№5(обуч.) Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
3.14
Состав и структура населения (половозрастной, этнический)
№6 (итог.)Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
3.15
Религиозный состав населения.
3.16
Городское и сельское население.Урбанизация.
3.17
География рынка труда и занятости.
№7(обуч.)Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
3.18
Миграция населения. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
№8 (обуч.)Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
3.19
Контрольная работа «Население мира»
3.20
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда.
№9 (буч)Анализ участия стран и регионов мира в международном разделении труда.
3.21
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры.
№10 (обуч,)Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.
3.22
География основных отраслей производственной сферы: ТЭК стран мира.
3.23
География основных отраслей производственной сферы: металлургический комплекс.
3.24
География основных отраслей производственной сферы: машиностроительный комплекс.
3.25
География основных отраслей производственной сферы: химическая и легкая промышленность.
3.26
География основных отраслей производственной сферы: лесная и деревообрабатывающая.
3.27
География основных отраслей производственной сферы: сельское хозяйство и рыболовство.
№11 (обуч.)Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий
3.28
География основных отраслей непроизводственной сферы. Развитие сферы услуг.
№12 (обуч.)Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
3.29
Урок практикум
№13 (итог).Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
Контрольная работа «География отраслей Мирового хозяйства».
4
Региональная география и страноведение.
4.32
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве.
№14(итог.)Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономическогоположения России.
4.33
География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
№15(обуч.)Определение основных направлений внешних экономических. Политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами.
3.34
Обобщающее повторение.
11 класс
№ п/п
урок
Тема урока
Формы контроля (практичес
кие, проверочные и тестовые работы)
Домашнее задание
4
Региональная география и страноведение.
4.1.
Географическая характеристика стран и регионов мира.
4.2.
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала Зарубежной Европы.
4.3.
Особенности населения Зарубежной Европы.
4.4
Особенности хозяйства,культуры, современных проблем развития Зарубежной Европы.
4.5
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Европы (Северной и Западной Европы).
№1 (обуч)Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4.6
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Европы (Южной и Восточной Европы)
№2 (обуч)Характеристика политико-географического положения страны.
4.7
Обобщающий урок по теме «Зарубежная Европа»
4.8
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала Зарубежной Азии.
4.9
Особенности населения Зарубежной Азии.
4.10
Особенности хозяйства, культуры, современных проблем развития Зарубежной Азии.
4.11
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Азии (Китай).
№3 (итог.)Характеристика экономико-географического положения страны.
№4(итог)Характеристика политико-географического положения страны. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны(данные практические работы проводятся систематически при изучении новогорегиона)
4.12
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Азии (Япония).
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4.13
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Азии (Индия).
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4.14
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Азии (Новые индустриальные страны Азии).
4.15
Обобщающий урок по теме «Зарубежная Азия»
4.16
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Австралии.
4.17
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Африки.
4.18
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Африки.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4.19
Обобщающий урок по теме «Африка»
4.20
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Северной Америки..
4.21
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Северной Америки (США).
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4.22
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Северной Америки (Канада).
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4.23
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Южной Америки.
4.24
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Южной Америки(Бразилия)
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4.25
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития стран Южной Америки..
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
4.26
Перспектива освоения и развития Арктики и Антарктики.
4.27
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции
4.28
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионовв единое мировое сообщество.
4.29
Международные организации (региональные. Политические и отраслевые союзы).
4.30
Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
4.31.
Обобщающий урок по разделу «Региональная география и страноведение».
5
Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
5.32
Географические аспекты глобальных проблем человечества
№5(итог)Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
5.33
Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
№6(обуч.)Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.