kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа (адаптированная для детей с ОВЗ) по географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей, работающих с учащимися с ОВЗ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (адаптированная для детей с ОВЗ) по географии»

1.Пояснительная записка.


Рабочая программа по географии разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – Москва, 2012 год.

География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью:

-умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений,

- адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии являются:

-формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

-формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

-формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;

-формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.

Коррекционные задачи:

Развивать познавательную активность обучающихся (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

Развивать общеинтеллектуальные умения;

Осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

Развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

Осуществлять психокоррекцию поведения обучающегося;

Проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Корректировать познавательную возможность и интересы.

Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через урочную деятельность.

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Развитие самостоятельности, аккуратности.


2.Общая характеристика предмета «География».


Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с умственной отсталостью об окружающем мире.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии предусматривает наличие межпредметных связей со следующими предметами: история, биология, ИЗО, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика.

Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных географических знаний.

В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.

В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс — «Начальный курс физической географии», 7 класс — «Природа нашей Родины». В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить обучающимся, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).


3.Описание места учебного предмета в учебном плане.


Рабочая программа в соответствии с ОБУП и Учебным планом МБОУООШ№16 в 6-7 классах рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю в соответствии с расписанием)

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».


4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень:

представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;

выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;

сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;

использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;

ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

нахождение в различных источниках и анализ географической информации;

применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.


5.Содержание учебного предмета.


Начальный курс физической географии

География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер,атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере,меры предосторожности.

Географические сведения о своей местности и труде населения.

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических

представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных

в 1-5 классах.

Практические работы:

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.

Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением -атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе.

Ориентирование на местности ( 5 ч)

Горизонт. Линия горизонта.Стороны горизонта.Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу,

звездам, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Практические работы:

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам

(на экскурсии или в уголке ориентирования).

Формы поверхности Земли ( 4 ч)

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

Овраги, их образование.

Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

Практические работы:

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины,холма, горы, оврага, вулкана.

Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

Практические работы:

Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной

водой;

б) очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, различение

берегов и других ее частей.

План и карта (9 ч)

Рисунок и план предмета.

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.

Использование плана в практической деятельности человека.

План класса. План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

План и географическая карта. Основные направления на карте.

Масштаб карты.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки,

каналы и т.д. ).

Физическая карта России. Значение географической карты

в жизни и деятельности людей.

Практические работы:

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их

на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников).

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса)

в рабочей тетради на печатной основе.

Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного

плана-макета школьного участка.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана,

условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой

на таблицу условных знаков.

Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм

поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных

водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)

Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих

иллюстраций.

Земной шар (14 часов)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты.

Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли.

Освоение космоса.

Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса.

Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на

Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная

Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.

Практическиеработы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обо-

значением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных

путешествий (в рабочей тетради на печатной основе}.

Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными}.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности

на земном шаре.

«Опоясывание)) глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов.

Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам

освещенности.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей

в различных климатических поясах земного шара.

Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.

Карта России (20 ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России - Москва.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.

Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Работа с контурными картами.

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоско-

горья.

Работа с контурными картами.

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного

угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Работа с контурными картами.

Река Волга.

Реки: Дон, Днепр, Урал.

Реки Сибири: Обь, Енисей.

Реки Лена и Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.

Крупные города России (по выбору учителя).

Работа с контурными картами.

Наш край на физической карте России.

Повторение начального курса физической географии.

Практические работы:

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение

названий изученных географических объектов на контурную карту

России в рабочей тетради на печатной основе.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление

их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого- образец из коллекции- его название- основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.

География России

Особенности природы и хозяйства России (общая характерис-

тика) (11 ч)

Географическое положение России на карте мира.

Европейская и азиатская части России.

Административное деление России.

Разнообразие рельефа.

Полезные ископаемые, их основные месторождения.

Климат России.

Водные ресурсы России, их использование.

Население России. Народы России.

Промышленность- основа хозяйства, ее отрасли.

Сельское хозяйство, его отрасли.

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской

частей России.

Природные зоны России (55 ч)

Размещение природных зон на территории России.

Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь (5 ч)

Положение на карте.

Климат.

Растительный и животный мир.

Население и его основные занятия.

Северный морской путь.

II четверть (14 ч)

Зона тундры (8 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Водоемы тундры.

Растительный мир.

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (18 ч)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат.

Реки, озера, каналы.

Растительный мир. Хвойные леса (тайга).

Смешанные и лиственные леса.

Животный мир.

Пушные звери.

III четверть (20 часов)

Значение леса.

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промыш-

ленность и сельское хозяйство Центральной России.

Города Центральной России.

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

Города Северо-Западной России: Санкт- Петербург, Архангельск,

Новгород, Псков, Калининград.

Западная Сибирь.

Восточная Сибирь.

Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Обобщающий урок по лесной зоне.

Зона степей (8 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.

Растительный мир.

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, _Оренбург,

Омск,

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-наДону,

Ставрополь, Краснодар.

Охрана природы зоны степей.

IVчетверть (14ч)

Зона полупустынь и пустынь ( 6 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Реки.

Растительный мир .

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия .

Города зоны полупустынь и пустынь.

Зона субтропиков ( 2 ч)

Положение на карте.

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-

курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик ). Город Новороссийск.

Высотная поясность в горах ( 6 ч)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

Города и экологические проблемы Урала.

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и

его основные занятия. Города.

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные

занятия. Города.

Обобщающий урок по географии России.

Практическиеработы

Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе приложении

к учебнику.

Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание

их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7 класса.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой

природной зоны растений и животных.

Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для

работы с магнитной картой {природных зон России).

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем,

помогающих понять причинно-следственные зависимости.

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.


6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.


6 класс




Раздел, темы.

Основные виды учебной деятельности


ВВЕДЕНИЕ

География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Пр.р. № 1 «Чтение и обобщение календарей природы и труда .Знакомство с новым учебником».

Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки.

Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности.

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия№1 «для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

Горизонт. Линия горизонта. Экскурсия №2 «Закрепление понятий о горизонте и об основных направлениях».

Стороны горизонта. Пр.р.№ 2 «Зарисовка линии, сторон горизонта»

Компас и правила пользования им.Пр.р.№3 «Схематическая зарисовка компаса».

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Пр.р.№4 «Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу» Пр.р.№5 « Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам ( на экскурсии)

Экскурсия №3 «Закрепление понятий о горизонте и об основных направлениях».

Форма поверхности Земли


Экскурсия «Ознакомление с формами рельефа своей местности».

Рельеф местности, его основные формы. Равнины ( плоские и холмистые), холмы. Пр.р.№8 «Моделирование из сырогопеска, глины или пластилина равнины ,холма ,горы, оврага, вулкана»

Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. Пр.р.№ 10 «Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе».

ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Пр.р.№18 «Моделирование из пластилина и воды( реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов»

Родник, его образование

Колодец. Водопровод.

Река, её части. Горные и равнинные реки.

Использование рек.

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.Пр.р.№22 « Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова»

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

ПЛАН И КАРТА

Рисунок и план предмета. Пр.р. №6« Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте».

Пр.р.№7 «Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте»

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. Пр.р.№ 8 «Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе»

План класса. Пр.р.№ 9 «Вычерчивание простейших планов (несколько предметов, класса.

План школьного участка. Пр.р.№ 10 «Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка»

Условные знаки плана местности.Пр.р.№ 11 «Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты».

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.)Пр.р. №12 «Чтение простейших планов по условным знакам ( школьного участка, местности).

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.Пр.р.№13 «Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций» Пр.р.№14 « Показ на физ.карте в приложении к учебнику форм поверхности и различных водоемов»


ЗЕМНОЙ ШАР

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты.

Земля - планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Пр.р.№22 « Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса».

Глобус- модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.Пр.р.№23 «Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов»Пр.р.№24 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи».

Физическая карта полушарий.

Распределение воды и суши на и Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий. Пр.р .№25 «Оформление таблицы названий океанов и материков»

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Первые кругосветные путешествия.Пр.р. № 26 «Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий»

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещенности и нагревании Солнцем земной поверхности ( отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. .Пр.р.№27 «Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара»

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Пр.р.№28 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре»

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов. Пр.р.№29 «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого, белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности» .

КАРТА РОССИИ

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России – Москва.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Пр.р.№30 «Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России».

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Работа с контурными картами.

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых( каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа).Пр.р. № 31 «Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции- его название- основные месторождения».

Работа с контурными картами. Пр.р.№32 «Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте».

Река Волга .

Реки: Дон, Днепр, Урал.

Реки Сибири: Обь, Енисей.

Реки Лена и Амур.

Озера: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.

Крупные города России ( по выбору учителя)

Наш край на физической карте России. Работа с контурными картами.

Повторение начального курса физической географии.

Контрольная работа.

Итоговый урок




Ознакомление с новым курсом-географией и новым понятием о географии - как науки о Земле.


Ознакомление с понятием «погода», компонентами погоды.






Знакомство с опасными природными явлениями, правилами поведения при ЧС природного характера.

Уточнение и закрепление знаний по данной теме.









Ознакомление с понятием горизонт, стороны горизонта, со способами ориентирования по местным признакам природы.


Уточнение и закрепление знаний по данной теме.


Формирование умения пользоваться компасом и ориентироваться по местным признакам.












Формирование понятий: равнина, низменность, холм.

Ознакомление с видами гор и их частями, вулканами и причинами их образования


Формирование умения зарисовывать различные формы рельефа.





Формирование представлений о водоемах,

о частях речной системы, горных и равнинных реках и их отличии.

Расширение представлений о способах образования озер, болот, прудов.

Формирование представлений о морях , океанах, островах и полуостровах.

Расширение представлений о явлениях природы: ураганах, цунами, штормах.

Продолжить знакомство с местными водоемами.









Формирование представлений о рисунке и плане предмета.

Ознакомление с условными знаками плана местности.


Формирование представлений о географической карте.

Ознакомление с условными цветами физической карты.











Работа над формированием новых географических понятий.


Ознакомление с глобусом, как модели земного шара.

Организация самостоятельной работы с картой и атласом.

Ознакомление с физической картой полушарий.























Ознакомление с материками на карте полушарий.


Формирование представлений о значении Солнца для жизни на Земле.

Ознакомление с понятиями климат и погода, типами климата.


Ознакомление с природой тропического пояса, с растениями и животными полярных и умеренных поясов


Формирование представлений о географическом положении России на карте и нашего края.





Закрепление понятий «остров и полуостров» с опорой на карту.


Формирование представлений о разнообразии рельефа, причинами образования.

Проверка знаний по изученным темам.

Повторение изученных тем.

































Ознакомление с горными системами России на карте.


Формирование представлений о природных богатствах своего края.


Ознакомление с реками и озерами Азиатской и Европейской частями России, реками и озерами Сибири.


Расширение и углубление знаний о реках Дон, Волга, Обь, Енисей.


Развитие умений при работе с текстовыми заданиями с опорой на карту.

Формирование умений работы с физической картой России, контурными картами.

Формирование умений работы у настенной карты.


Повторение и закрепление изученных тем.




7 класс



Разделы, темы


Основные виды учебной деятельности



Особенности природы и хозяйства России ( общая характеристика)

Географическое положе­ние России на карте мира.

Минимальный уровень:

С учётом индиви­дуальных возмож­ностей обучаю­щихся давать им дифферен­циро­ванные упро­щенные задания по работе с текстом, с атласом, учебными картами;

Достаточный уровень:

Давать полные от­веты при описании географического положения России, расположения гра­ниц, Европейской и Азиатской частях, природе, экономи­ческом развитии.

Нахождение на карте сухопутных и морских границ, географического положения карты, нахождение основных месторождений полезных ископаемых.

Формирование мыс­ленной простран­ственной ориенти­ровки, внимания при работе с географиче­ской картой России, атласами, развитие мышления, зритель­ной памяти, связной речи.


Европейская и Азиатская части России

Административное деле­ние России.


Разнообразие рельефа


Полезные ископаемые, их основные месторождения

Климат России.


Водные ресурсы России, их использование.

Население России. Народы России.


Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли

Сельское хозяйство, его отрасли.


Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России.

Природные зоны России

Размещение природных зон на территории России.



Минимальный уровень: Показывать на карте расположение при­родных зон России.

Достаточный уровень: Должны знать названия природ­ный зон России, находить их на карте. С помощью таблиц, рисунков в учебнике составлять краткое описание природы.

Минимальный уровень: Показывать на карте расположение природной зоны арктических пустынь. Знать климатические особенности.

Достаточный уровень: Описывать положе­ние на карте зоны арктических пу­стынь, её природу, растительных и жи­вотный мир, изуче­ние Арктики и её значение. Формирование об­разной оперативной памяти. Развитие умения конкретиза­ции и обобщения при изучении тем, систематизация зна­ний.

Карта природных зон России. Практическая работа № 1 «Работа с физической картой и картой природных зон Росс в атласе- приложении»

Зона арктических пустынь.

Положение на карте.

Климат.


Растительный и живот­ный мир. Охрана приро­ды. Практическая работа № 2

« Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных»

Население и его основные занятия.


Северный морской путь.

Зона тундры

Положение на карте.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Водоемы тундры.


Растительный мир.

Минимальный уровень:

Показать на карте расположение зоны тундры.

Знать климатические особенности, особенности растительного и животного мира.

Достаточный уровень:

Давать полные от­веты на заданные вопросы, уметь пользоваться тек­стом учебника, кар­той, описывать осо­бенности природы изучаемых природ­ных зон.

Формирование дол­говременной памяти с помощью установ­ления причинно-следственных зави­симостей, формиро­вание познаватель­ного интереса у учащихся

Живот­ный мир. Практическая работа № 3.

« Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных»

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города тундры: Мурманск,Воркута.

Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона.

Положение на карте.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат.


Минимальный уровень:

Показать на карте расположение лесной зоны.

Уметь назвать лиственные и хвойные породы деревьев.


Достаточный уровень:

Устанав­ливать взаимосвязь между климатом, растительным и жи­вотным миром, природными усло­виями и занятием населения. Описы­вать особенности природы своего Донского края.


Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.


Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных.


Формировать навы­ки пространственной ориентировки при работе с картой. Раз­витие устной

речи на основе слухового восприятия, синтез деятельности анали­заторов, сдержива­ние непроизвольных эмоций.

Реки, озера, каналы. Экологические проблемы.


Растительный мир. Хвойные леса (тайга).

Смешанные и лиственные леса.

Животный мир.


Пушные звери.

Значение леса. Практическая работа № 4.

« Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Города Центральной Рос­сии.


Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград,Архангельск.

Западная Сибирь.


Восточная Сибирь.

Дальний Восток.

Минимальный уровень:

Показать на карте расположение зоны степей. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства.

Достаточный уровень:

Со­ставлять рассказ по предложенному плану. Наносить на контурные карты природные зоны. Знать правила пове­дения в природе, уметь ими пользо­ваться.


Формирование по­знавательного инте­реса у учащихся. Развитие абстракт­ного мышления. Раз­витие речевых навы­ков, бережного от­ношения к природе.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Зона степей.

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки.

Растительный мир. Животный мир. Практическая работа № 5.

« Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных»

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.

Охрана природы степей.

Минимальный уровень:

Показать на карте расположение зоны полупустынь и пустынь. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства.

Достаточный уровень:

Со­ставлять рассказ по предложенному плану. Наносить на контурные карты природные зоны. Знать правила пове­дения в природе, уметь ими пользо­ваться. Заполнение таблицы «Полезные ископаемые полупустынь и пустынь»

Зона полупустынь и пустынь.

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Реки.

Растительный мир. Охрана приро­ды.

Живот­ный мир. Охрана приро­ды. Практическая работа № 6. « Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных»

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города зоны полупустынь и пустынь.

Зона субтропиков.

Положение на карте


Минимальный уровень: Показать на карте расположение зоны субтропиков. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства.

Достаточный уровень: Со­ставлять рассказ по предложенному плану.

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты.


Минимальный уровень:

Показать на карте расположение областей высотной поясности в горах. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства.

Достаточный уровень:

Со­ставлять рассказ по предложенному плану. Наносить на контурные карты природные зоны. Знать правила пове­дения в природе, уметь ими пользо­ваться.

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости

Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Практическая работа № 7 «Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой ( природных зон России)

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

Города и экологические проблемы Урала.

Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Практическая работа № 8 «Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради»

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.


Практическая работа № 9

« Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости».


Практическая работа № 10

« Изготовление несложных макетов по различным природным зонам»


Обобщающий урок по географии России
























7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные и печатные пособия, раздаточный материал


Учебно-дидактический материал для учащихся

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы // Под редакцией.В.В. Воронковой, (Москва.Владос. 2012г

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001

Атлас 6 класс

Рабочей программе соответствует учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

Лифанова Т.М. География России. 7 класс/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломатина. – М.: Просвещение, 2004.

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии России. – М.: Просвещение, 2001.

  1. Географическая карта (физическая, политико-административная, карта природных зон России)

  2. Атлас 7 класса, контурные карты.

Дополнительная литература:

Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.

Баринова И.И. География России. Природа: рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа, 2003.

Студенцов Н.Н. Занимательная география/ Н.Н. Студенцов, Г.П. Пивоварова. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1973.

Астапенко М.П. Природа и история Донского края/ М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, - Ростов-н-Д: БАРОпресс, 2003.


Энциклопедия «Красная книга России» Энциклопедия «Мир животных» Энциклопедия «Растительный мир в картинках»

«Мир природы» (познавательные материалы об окружающем мире- воздух, превращения воды).

презентация «Значение воды в природе».

презентация к Уроку Чистой воды.

презентация «Полезные ископаемые».

презентация «Известняки». -

- Гербарий

- Основные группы растений    


2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска, серия дисков .

3.

Демонстрационные пособия

Таблицы:

  1. Растения зимой и летом.

  2. Опорный сигнал по теме: «Полезные ископаемые». 3. Воздух. 3.1. Работа ветра. 3.2. Выветривание. 4. Почвы. 5. Вода в природе. 6. Три состояния воды. 7. Работа воды.

  3. Наглядные пособия: Тема: «Полезные ископаемые. 1.Коллекции металлов - 3. 2.«Чугун и сталь». 3.«Коллекция стройматериалов» - 2. 4.Демонстрационная коллекция «Полезные ископаемые к курсу природоведения» - 2. 5.«Известняки» - 3. 6.«Гранит, составные части». 7.Топливо - 2. 8.Торф - 2. 9.Набор удобрений - 2. 10.«Минеральные и горные породы» - 2. 11.«Основные виды промышленного сырья» - 1.



 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа (адаптированная для детей с ОВЗ) по географии

Автор: Абдурахманова Лилия Мусавировна

Дата: 18.11.2019

Номер свидетельства: 527604

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Адаптированная рабочая программа по географии для 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_po_geografii_dlia_5_klassa_dlia_detei_s_ogra"
    ["file_id"] => string(6) "541262"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582743604"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Адаптированная рабочая программа по географии для детей с тяжелыми нарушениями речи"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_po_geografii_dlia_detei_s_tiazhelymi_narushe"
    ["file_id"] => string(6) "568346"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1608740261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства