Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (адаптированная для детей с ОВЗ) по географии»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – Москва, 2012 год.
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью:
-умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений,
- адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
-формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
-формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
-формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
-формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Коррекционные задачи:
Развивать познавательную активность обучающихся (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
Развивать общеинтеллектуальные умения;
Осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
Развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
Проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
Корректировать познавательную возможность и интересы.
Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.
Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через урочную деятельность.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
2.Общая характеристика предмета «География».
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с умственной отсталостью об окружающем мире.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии предусматривает наличие межпредметных связей со следующими предметами: история, биология, ИЗО, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.
В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс — «Начальный курс физической географии», 7 класс — «Природа нашей Родины». В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить обучающимся, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа в соответствии с ОБУП и Учебным планом МБОУООШ№16 в 6-7 классах рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю в соответствии с расписанием)
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.
5.Содержание учебного предмета.
Начальный курс физической географии
География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер,атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере,меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических
представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных
в 1-5 классах.
Практические работы:
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением -атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе.
Ориентирование на местности ( 5 ч)
Горизонт. Линия горизонта.Стороны горизонта.Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу,
звездам, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Практические работы:
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам
(на экскурсии или в уголке ориентирования).
Формы поверхности Земли ( 4 ч)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
Практические работы:
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины,холма, горы, оврага, вулкана.
Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного
плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана,
условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой
на таблицу условных знаков.
Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм
поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных
водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих
иллюстраций.
Земной шар (14 часов)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли.
Освоение космоса.
Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса.
Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на
Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Практическиеработы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обо-
значением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных
путешествий (в рабочей тетради на печатной основе}.
Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными}.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности
на земном шаре.
«Опоясывание)) глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов.
Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам
освещенности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей
в различных климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.
Карта России (20 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России - Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.
Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Работа с контурными картами.
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоско-
горья.
Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного
угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Работа с контурными картами.
Река Волга.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Крупные города России (по выбору учителя).
Работа с контурными картами.
Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии.
Практические работы:
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение
названий изученных географических объектов на контурную карту
России в рабочей тетради на печатной основе.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление
их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого- образец из коллекции- его название- основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.
География России
Особенности природы и хозяйства России (общая характерис-
тика) (11 ч)
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
Промышленность- основа хозяйства, ее отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
6 класс
Раздел, темы.
Основные виды учебной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Пр.р. № 1 «Чтение и обобщение календарей природы и труда .Знакомство с новым учебником».
Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки.
Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия№1 «для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
Горизонт. Линия горизонта. Экскурсия №2 «Закрепление понятий о горизонте и об основных направлениях».
Стороны горизонта. Пр.р.№ 2 «Зарисовка линии, сторон горизонта»
Компас и правила пользования им.Пр.р.№3 «Схематическая зарисовка компаса».
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Пр.р.№4 «Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу» Пр.р.№5 « Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам ( на экскурсии)
Экскурсия №3 «Закрепление понятий о горизонте и об основных направлениях».
Форма поверхности Земли
Экскурсия «Ознакомление с формами рельефа своей местности».
Рельеф местности, его основные формы. Равнины ( плоские и холмистые), холмы. Пр.р.№8 «Моделирование из сырогопеска, глины или пластилина равнины ,холма ,горы, оврага, вулкана»
Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. Пр.р.№ 10 «Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе».
ВОДА НА ЗЕМЛЕ
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Пр.р.№18 «Моделирование из пластилина и воды( реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов»
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.Пр.р.№22 « Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова»
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
ПЛАН И КАРТА
Рисунок и план предмета. Пр.р. №6« Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте».
Пр.р.№7 «Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте»
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. Пр.р.№ 8 «Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе»
План класса. Пр.р.№ 9 «Вычерчивание простейших планов (несколько предметов, класса.
План школьного участка. Пр.р.№ 10 «Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка»
Условные знаки плана местности.Пр.р.№ 11 «Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты».
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.)Пр.р. №12 «Чтение простейших планов по условным знакам ( школьного участка, местности).
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.Пр.р.№13 «Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций» Пр.р.№14 « Показ на физ.карте в приложении к учебнику форм поверхности и различных водоемов»
ЗЕМНОЙ ШАР
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля - планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Пр.р.№22 « Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса».
Глобус- модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.Пр.р.№23 «Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов»Пр.р.№24 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи».
Физическая карта полушарий.
Распределение воды и суши на и Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий. Пр.р .№25 «Оформление таблицы названий океанов и материков»
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.Пр.р. № 26 «Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий»
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещенности и нагревании Солнцем земной поверхности ( отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. .Пр.р.№27 «Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара»
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Пр.р.№28 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре»
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов. Пр.р.№29 «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого, белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности» .
КАРТА РОССИИ
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России – Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Пр.р.№30 «Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России».
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых( каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа).Пр.р. № 31 «Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции- его название- основные месторождения».
Работа с контурными картами. Пр.р.№32 «Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте».
Река Волга .
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки Лена и Амур.
Озера: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Крупные города России ( по выбору учителя)
Наш край на физической карте России. Работа с контурными картами.
Повторение начального курса физической географии.
Контрольная работа.
Итоговый урок
Ознакомление с новым курсом-географией и новым понятием о географии - как науки о Земле.
Ознакомление с понятием «погода», компонентами погоды.
Знакомство с опасными природными явлениями, правилами поведения при ЧС природного характера.
Уточнение и закрепление знаний по данной теме.
Ознакомление с понятием горизонт, стороны горизонта, со способами ориентирования по местным признакам природы.
Уточнение и закрепление знаний по данной теме.
Формирование умения пользоваться компасом и ориентироваться по местным признакам.
Формирование понятий: равнина, низменность, холм.
Ознакомление с видами гор и их частями, вулканами и причинами их образования
Формирование умения зарисовывать различные формы рельефа.
Формирование представлений о водоемах,
о частях речной системы, горных и равнинных реках и их отличии.
Расширение представлений о способах образования озер, болот, прудов.
Формирование представлений о морях , океанах, островах и полуостровах.
Расширение представлений о явлениях природы: ураганах, цунами, штормах.
Продолжить знакомство с местными водоемами.
Формирование представлений о рисунке и плане предмета.
Ознакомление с условными знаками плана местности.
Формирование представлений о географической карте.
Ознакомление с условными цветами физической карты.
Работа над формированием новых географических понятий.
Ознакомление с глобусом, как модели земного шара.
Организация самостоятельной работы с картой и атласом.
Ознакомление с физической картой полушарий.
Ознакомление с материками на карте полушарий.
Формирование представлений о значении Солнца для жизни на Земле.
Ознакомление с понятиями климат и погода, типами климата.
Ознакомление с природой тропического пояса, с растениями и животными полярных и умеренных поясов
Формирование представлений о географическом положении России на карте и нашего края.
Закрепление понятий «остров и полуостров» с опорой на карту.
Формирование представлений о разнообразии рельефа, причинами образования.
Проверка знаний по изученным темам.
Повторение изученных тем.
Ознакомление с горными системами России на карте.
Формирование представлений о природных богатствах своего края.
Ознакомление с реками и озерами Азиатской и Европейской частями России, реками и озерами Сибири.
Расширение и углубление знаний о реках Дон, Волга, Обь, Енисей.
Развитие умений при работе с текстовыми заданиями с опорой на карту.
Формирование умений работы с физической картой России, контурными картами.
Формирование умений работы у настенной карты.
Повторение и закрепление изученных тем.
7 класс
Разделы, темы
Основные виды учебной деятельности
Особенности природы и хозяйства России ( общая характеристика)
Географическое положение России на карте мира.
Минимальный уровень:
С учётом индивидуальных возможностей обучающихся давать им дифференцированные упрощенные задания по работе с текстом, с атласом, учебными картами;
Достаточный уровень:
Давать полные ответы при описании географического положения России, расположения границ, Европейской и Азиатской частях, природе, экономическом развитии.
Нахождение на карте сухопутных и морских границ, географического положения карты, нахождение основных месторождений полезных ископаемых.
Формирование мысленной пространственной ориентировки, внимания при работе с географической картой России, атласами, развитие мышления, зрительной памяти, связной речи.
Европейская и Азиатская части России
Административное деление России.
Разнообразие рельефа
Полезные ископаемые, их основные месторождения
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России.
Природные зоны России
Размещение природных зон на территории России.
Минимальный уровень: Показывать на карте расположение природных зон России.
Достаточный уровень: Должны знать названия природный зон России, находить их на карте. С помощью таблиц, рисунков в учебнике составлять краткое описание природы.
Минимальный уровень: Показывать на карте расположение природной зоны арктических пустынь. Знать климатические особенности.
Достаточный уровень: Описывать положение на карте зоны арктических пустынь, её природу, растительных и животный мир, изучение Арктики и её значение. Формирование образной оперативной памяти. Развитие умения конкретизации и обобщения при изучении тем, систематизация знаний.
Карта природных зон России. Практическая работа № 1 «Работа с физической картой и картой природных зон Росс в атласе- приложении»
Зона арктических пустынь.
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир. Охрана природы.Практическая работа № 2
« Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных»
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Зона тундры
Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Минимальный уровень:
Показать на карте расположение зоны тундры.
Знать климатические особенности, особенности растительного и животного мира.
Достаточный уровень:
Давать полные ответы на заданные вопросы, уметь пользоваться текстом учебника, картой, описывать особенности природы изучаемых природных зон.
Формирование долговременной памяти с помощью установления причинно-следственных зависимостей, формирование познавательного интереса у учащихся
Животный мир.Практическая работа № 3.
« Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных»
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города тундры: Мурманск,Воркута.
Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона.
Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Минимальный уровень:
Показать на карте расположение лесной зоны.
Уметь назвать лиственные и хвойные породы деревьев.
Достаточный уровень:
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятием населения. Описывать особенности природы своего Донского края.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных.
Формировать навыки пространственной ориентировки при работе с картой. Развитие устной
речи на основе слухового восприятия, синтез деятельности анализаторов, сдерживание непроизвольных эмоций.
Реки, озера, каналы. Экологические проблемы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
Значение леса.Практическая работа № 4.
« Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
Показать на карте расположение зоны степей. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства.
Достаточный уровень:
Составлять рассказ по предложенному плану. Наносить на контурные карты природные зоны. Знать правила поведения в природе, уметь ими пользоваться.
Формирование познавательного интереса у учащихся. Развитие абстрактного мышления. Развитие речевых навыков, бережного отношения к природе.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Зона степей.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир. Животный мир.Практическая работа № 5.
« Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных»
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы степей.
Минимальный уровень:
Показать на карте расположение зоны полупустынь и пустынь. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства.
Достаточный уровень:
Составлять рассказ по предложенному плану. Наносить на контурные карты природные зоны. Знать правила поведения в природе, уметь ими пользоваться. Заполнение таблицы «Полезные ископаемые полупустынь и пустынь»
Зона полупустынь и пустынь.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир. Охрана природы.
Животный мир. Охрана природы.Практическая работа № 6. « Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных»
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков.
Положение на карте
Минимальный уровень: Показать на карте расположение зоны субтропиков. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства.
Достаточный уровень: Составлять рассказ по предложенному плану.
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты.
Минимальный уровень:
Показать на карте расположение областей высотной поясности в горах. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства.
Достаточный уровень:
Составлять рассказ по предложенному плану. Наносить на контурные карты природные зоны. Знать правила поведения в природе, уметь ими пользоваться.
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости
Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.Практическая работа № 7 «Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой ( природных зон России)
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.Практическая работа № 8 «Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради»
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Практическая работа № 9
« Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости».
Практическая работа № 10
« Изготовление несложных макетов по различным природным зонам»
Обобщающий урок по географии России
7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
№
п/п
Наименование
Перечень материально-технического обеспечения
1.
Методические электронные и печатные пособия, раздаточный материал
Учебно-дидактический материал для учащихся
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы // Под редакцией.В.В. Воронковой, (Москва.Владос. 2012г
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001
Атлас 6 класс
Рабочей программе соответствует учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Лифанова Т.М. География России. 7 класс/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломатина. – М.: Просвещение, 2004.
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии России. – М.: Просвещение, 2001.
Географическая карта (физическая, политико-административная, карта природных зон России)
Атлас 7 класса, контурные карты.
Дополнительная литература:
Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.
Баринова И.И. География России. Природа: рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа, 2003.
Студенцов Н.Н. Занимательная география/ Н.Н. Студенцов, Г.П. Пивоварова. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1973.
Астапенко М.П. Природа и история Донского края/ М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, - Ростов-н-Д: БАРОпресс, 2003.
Энциклопедия «Красная книга России» Энциклопедия «Мир животных» Энциклопедия «Растительный мир в картинках»
«Мир природы» (познавательные материалы об окружающем мире- воздух, превращения воды).
презентация «Значение воды в природе».
презентация к Уроку Чистой воды.
презентация «Полезные ископаемые».
презентация «Известняки». -
- Гербарий
- Основные группы растений
2.
Технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска, серия дисков .
3.
Демонстрационные пособия
Таблицы:
Растения зимой и летом.
Опорный сигнал по теме: «Полезные ископаемые». 3. Воздух. 3.1. Работа ветра. 3.2. Выветривание. 4. Почвы. 5. Вода в природе. 6. Три состояния воды. 7. Работа воды.