Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по географии для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 21» г. Белгорода
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Шкрабовская Е.С._____
Протокол № от
« » 2020 г.
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ СОШ № 21
Жданова М.М. ___________
« » 2020 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №21 Галкина М.А.________
Приказ № 478от
« » 2019 г.
АДАПТИРОВАНННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
уровня основного общего образования, обеспечивающая реализацию ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Базовый уровень
Составила:
учитель географии
Смирнова Юлия
Александровна
2020 год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География» предназначена для обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся. Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с примерной программой по географии, с учетом требований инструктивно-методического письма Департамента образования о преподавании предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии «Полярная звезда» А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др
Рабочая программа по географии составлена на основе:
· фундаментального ядра содержания основного общего образования;
·требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения;
·примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
· программы развития и формирования универсальных учебных действий;
· программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Актуальность программы определяется, прежде всего, тем, что обучающиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (сохранный интеллект и слух, но имеются нарушения произношения, грамматического строя речи, бедность словарного запаса, а также нарушение темпа и плавности речи, недостаточная устойчивость внимания) не могут освоить программный материал по географии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ без специальной коррекционной помощи. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением; у части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы - недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения; часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Данная адаптированная рабочая программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по географии, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной компетенцией, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Необходимость учета образовательных потребностей учеников с тяжелыми нарушениями речи обусловило учет и применение специфических педагогических требований в процессе их обучения (последовательность во введении и применении географической терминологии, внимание при выборе языкового материала, упрощение требований к письменным работам, к работам с контурными картами и устным ответам, помощи обобщать материал и делать выводы.
Особенностями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются:
при относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена вербальная память (вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию), страдает продуктивность запоминания;
отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения;
трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики;
неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью;
нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность;
отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками;
трудности формирования саморегуляции и самоконтроля;
речевые недостатки сочетаются с рядом неврологических и психопатологических синдромов, а именно:
нарушения умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности.
повышенная нервно-психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях - проявления гипервозбудимости, в других – преобладание заторможенности, вялости, пассивности.
изменения мышечного тонуса, нерезко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность дифференцированной моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса;
трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.
Цель реализации адаптированной рабочей программы по географии - обеспечение выполнения требований ФГОС ООО посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР (вариант 5.1., и 5.2.), обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии.
Задачи реализации программы:
1) формировать систему научных представлений, отражающих и обобщающих географические различия природы, населения и хозяйства России, Томской области, регионов и стран мира;
2) формировать посредством содержания курса школьной географии мировоззренческую ценностно-смысловую сферу личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;
3) создавать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использования их населением; развивать практические географические навыки, извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории России;
4) продолжать развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба;
5) развивать творческий подход к изучению материала посредством применения географических методов исследования и моделирования; применять полученные знания и навыки в практической деятельности, в том числе в природопользовании с учётом хозяйственной целесообразности и экологических требований;
6) раскрыть на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран.
Коррекционные задачи:
1)адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции речевого развития;
2)обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС);
3)организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
4)профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
5)постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики речевого развития;
6)обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
7)постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
8)постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
9)специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
10)постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
11)использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
12)развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
13)специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
14)обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
К специальным педагогическим условиямреализации данной программы относятся:
1) учет особенностей психофизического состояния обучающегося;
2) обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно-практической, учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий;
3) увеличение времени на выполнение заданий;
4) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ТНР:
1)Небыстрый темп изложения материала.
2)Увеличение времени на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс географии предыдущих классов.
3)Предлагаемые задания должны быть посильны и разнообразны поформе и содержанию, включать в себя игровые и практические моменты.
4)Задания должны быть направлены на отработку умений анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приемы в нестандартные ситуации, обучаются логическому мышлению, приемам организации мыслительной деятельности.
5)Доступность материала с выделением в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.
6)Богатая по содержанию учебная деятельность, требующая от школьника интеллектуального напряжения;
7)Оптимальный объем излагаемого материала, не допускающего перегрузку обучаемых.
8)Доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания. 9)Использование занимательного материала, включение в урок игровых ситуаций, направленных на снятие напряжения, переключение внимания детей с одного задания на другое и т. п.
10)Индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий.
11)Опора на межпредметные связи, что позволяет рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
12)Проведение практических работ, побуждающих обучающихся к активному учебному труду, коррекции высших психических функций (внимание, память, мышление, речь).
13)При устных ответах постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя географии с учащимися, имеющими ТНР, являются:
- объяснительно- иллюстративный;
- личностно- ориентированный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- коммуникативный;
- информационно-коммуникационный;
- игровых технологий;
- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная.
Технологии, используемые в обучении: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающее обучение.
Сроки реализации программы – 5 лет.
Общая характеристика учебного предмета, курса
География в основной школе - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных
природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, o проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
— формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
— формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т. д.);
— понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
— познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, характерных для географического пространства России и мира;
— формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
— формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;
— формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
— формирование опыта творческой деятельности по реализации по-знавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе соз-дания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
— формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии обучающимися;
— понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
— всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
— выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
— формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение содержания учебного курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного,
историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, осно-ванных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных компетенций. Основу познавательных учебных действий составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Основу коммуникативных учебных действий составляют такие действия, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России.
Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; о Земле как планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве.
Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионах и странах, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание — центральное в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель — формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов — природы, населения, хозяйства. В 8 классеизучаются географическое пространство, население, природа и природно-хозяйственные зоны России, а в 9 классе — отрасли хозяйства и географические районы.
Описание местаучебного предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для уровня основного общего образования 5-9 классов. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе, 34 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах в соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ № 21.
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса географии
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятий, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию,
формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические
средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке
общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему рас-ширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета
География Земли (5—7 классы)
5 класс
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю.
Практическая работа
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний
Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира — Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света — экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования.
Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы
развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.
Практические работы
1) Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.
2) Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).
Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы.
Следствия осевого вращения Земли.
Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена вре-мён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практические работы
1) Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.
2) Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.
Раздел 3. Изображения земной поверхности
Тема 2. План и топографическая карта
Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности.
План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности.
Разнообразие планов и области их применения.
Практическая работа
Проведение полярной съёмки и составление плана местности.
Тема 3. Географические карты
Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах.
Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Практические работы
1) Определение направлений и расстояний на карте.
2) Определение географических координат точек на глобусе и картах.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.
Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.
Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание — разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.
Практические работы
1) Сравнение свойств горных пород.
2) Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.
3) Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.
6 класс
Раздел 4. Оболочки Земли (продолжение)
Тема 5. Гидросфера — водная оболочка
Водная оболочка Земли и её состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Части Мирового океана. Солёность и температура морской воды. Движение воды в Мировом океане: волны (ветровые и цунами), течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.
Воды суши. Реки: горные и равнинные. Части реки. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота, их образование. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Источники. Гейзеры. Природные ледники: горные и покровные. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. Вода — основа жизни на Земле.
Практические работы
1) Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2) Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану.
Тема 6. Атмосфера — воздушная оболочка
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение. Температура воздуха. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Нагревание воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Амплитуда температур.
Вода в атмосфере. Образование облаков. Облака и их виды. Туман.
Образование атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Распределение осадков на Земле.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Пассаты.
Погода, причины её изменения.
Климат и климатообразующие факторы. Климаты Земли.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы.
Практические работы
1) Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха и (или) количества атмосферных осадков в зависимости
от географического положения объектов.
2) Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды.
3) Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов.
Тема 7. Биосфера — оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Состав и границы биосферы. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Живые организмы на суше.
Проблемы биосферы. Охрана биосферы.
Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Расы человека.
Раздел 5. Географическая оболочка
Понятие «географическая оболочка». Свойства географической оболочки. Природно-территориальный комплекс. Природная зональность и высотная поясность.
Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.
7 класс
Введение. Что изучают в курсе географии 7 класса
Раздел 1. Человек на Земле
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения и их географические особенности. Размещение населения. Понятие «плотность населения».
Народы и религии мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность населения: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. География видов хозяйственной деятельности.
Города и сельские поселения.
Многообразие стран, их основные типы.
Культурно-исторические регионы мира.
Практические работы
1) Сравнительное описание численности и плотности населения стран
по разным источникам информации.
2) Определение и сравнение естественного прироста населения стран
по источникам географической информации.
3) Классификация стран по разным количественным показателям особенностей населения (естественному приросту, доле городского населения, религиозному и этническому составу).
4) Определение по комплексным картам различий в типах хозяйственной деятельности населения стран разных регионов.
Раздел 2. Главные закономерности природы Земли
История формирования рельефа Земли. Литосферные плиты и образование континентальной и океанической земной коры. Платформы древние и молодые. Области складчатости. Формирование современных материков и океанов.
Климатообразующие факторы. Географическая широта как основной климатообразующий фактор. Воздушные массы: понятие, типы. Циркуляция атмосферы как важный климатообразующий фактор. Преобладающие ветры — пассаты тропических широт, тропические (экваториальные) муссоны, западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые) ветры полярных областей. Влияние на климат подстилающей поверхности, океанических течений, абсолютной высоты местности и её рельефа.
Разнообразие климата на Земле. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.
Климатические карты. Климатограмма как графическая форма отражения климатических особенностей.
Мировой океан и его части. Океан и атмосфера: поверхностные водные массы, их типы; поверхностные течения. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения. Экологические проблемы Миро-вого океана.
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны:
особенности природы, ресурсы, освоение человеком. Южный океан.
Природные зоны Земли. Высотная поясность.
Практические работы
1) Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
2) Анализ разных источников географической информации с целью
объяснения географического распространения землетрясений и современного вулканизма.
3) Определение климатических характеристик территории по климатической карте.
4) Составление схемы общей циркуляции атмосферы.
5) Описание климата территории по климатограмме.
6) Сравнение годового хода температуры воздуха по сезонам года в Северном и Южном полушариях.
7) Составление графика годового хода температуры воздуха по статистическим данным.
8) Сравнение солёности поверхностных вод Мирового океана на разной широте по карте солёности поверхностных вод, выявление закономерности её изменения в широтном направлении.
9) Выявление закономерностей распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков по физической карте мира.
10) Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
11) Сравнение высотных поясов гор с целью выявления зависимости их структуры от географического положения и абсолютной высоты.
Раздел 3. Материки и страны
Тема 1. Южные материки
Африка, Австралия и Океания, Южная Америка: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы.
Страны.
Антарктида: географическое положение и береговая линия, рельеф поверхности ледника и подлёдный рельеф, особенности климата и внутренних вод, органический мир. Открытие и исследования Антарктиды.
Практические работы
1) Выявление влияния географического положения на климат материка.
2) Объяснение особенностей климата экваториального климатического пояса на примере одного из материков.
3) Выявление влияния океанических течений у западных и восточных побережий материков на климат и природные комплексы.
4) Сравнение высотной поясности горных систем, выявление причин различий.
5) Сравнение населения южных материков по разным источникам географической информации.
6) Выявление природных, исторических и экономических причин, повлиявших на плотность населения, на примере одного из регионов.
7) Определение средней плотности населения стран по статистическим данным.
8) Описание одной из стран по географическим картам.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка и Евразия: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.
Практические работы
1) Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пояса.
2) Сравнение расположения природных зон Северной Америки и Евразии и выявление причин подобного расположения.
3) Комплексное географическое описание одной из природных зон материков.
4) Сравнение расположения южной границы распространения многолетней мерзлоты в Северной Америке и Евразии и выявление причин различий.
5) Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
6) Определение и сравнение естественного прироста населения стран Азии и Европы по статистическим данным.
7) Анализ разных источников информации для составления характеристики населения страны.
8) Сравнение двух стран по заданным показателям.
Раздел 4. Взаимодействие природы и общества
Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охраны.
Глобальные проблемы человечества: продовольственная, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, экологическая. Проблема глобальных климатических изменений.
Практическая работа
Оценка последствий изменений компонентов природы в результате деятельности человека на примере одной из стран.
География России (8—9 классы)
8 класс
Раздел 1. Географическое пространство России
Тема 1. Географическое положение и границы России
Государственная территория России. Территориальные воды. Исключительная экономическая зона России. Государственная граница России.
Морские и сухопутные границы. Континентальный шельф. Страны — соседи России.
Географическое положение России. Виды географического положения. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
Россия в мире.
Практическая работа
Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств.
Тема 2. Время на территории России
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России.
Местное, поясное и зональное время.
Практическая работа
Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон.
Тема 3. История формирования, освоенияи изучения территории России
Освоение и изучение территории России в XVI—XXI вв.: землепроходцы, научные географические экспедиции XVIII в., изучение Арктики, Сибири и Северо-Востока страны.
Воссоединение Крыма.
Практические работы
1) Систематизация сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт.
2) Объяснение ситуаций в контексте реальных событий.
Тема 4. Административно-территориальное устройство России.
Районирование территории
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов
Российской Федерации. Федеральные округа.
Районирование как метод географических исследований. Крупные
районы России.
Практическая работа
Обозначение на контурной карте границ географических районов и
федеральных округов с целью выявления различий.
Раздел 2. Население России
Тема 5. Численность населения
Динамика численности населения России и факторы, её определяющие. Переписи населения России. Естественное движение населения. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения России и её географических районов. Миграции (механическое движение) населения. Прогнозы изменения численности населения России.
Практическая работа
Определение по статистическим материалам показателей общего, естественного или миграционного прироста населения своего региона.
Тема 6. Половой и возрастной состав населения
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная
структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Практическая работа
Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.
Тема 7. Народы и религии
Россия — многонациональное государство. Языковая классификация народов России. Русский язык — язык межнационального общения.
Крупнейшие народы России и их расселение.
География религий.
Практическая работа
Анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов Российской Федерации».
Тема 8. Территориальные особенности размещения населения
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Главная полоса расселения.
Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Современные тенденции сельского расселения.
Практическая работа
Анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения населения.
Тема 9. Миграции населения
Виды миграций. Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды.
Раздел 3. Природа России
Тема 10. Природные условия и ресурсы
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов по разным признакам.
Практические работы
1) Сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию,
по нескольким источникам информации.
2) Оценка природно-ресурсного капитала одного из районов России
по картам и статистическим материалам.
Тема 11. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры: платформы и складчатые пояса.
Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Современные процессы, формирующие рельеф. Внутренние процессы: области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.
Внешние процессы: древнее и современное оледенения, работа текучих вод, ветра, моря. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей.
Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа.
Минеральные ресурсы: виды и проблемы рационального использования.
Рельеф своей местности.
Практические работы
1) Сравнительное описание двух горных систем России по нескольким источникам информации.
2) Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны.
3) Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.
Тема 12. Климат
Факторы, определяющие климат России. Географическая широта как главный фактор формирования климата. Солнечная радиация: понятие, виды. Радиационный баланс. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Типы воздушных масс на территории России и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их изображение на картах погоды.
Распределение температуры воздуха, увлажнения и атмосферных осадков по территории России. Испаряемость. Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.
Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Влияние на климат хозяйственной деятельности населения. Климатические изменения на территории России.
Агроклиматические ресурсы.Климат своей местности.
Практические работы
1) Описание погоды территории по карте погоды.
2) Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.
3) Оценка основных климатических показателей одного из географических районов страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 13. Внутренние воды и моря
Моря, омывающие Россию: особенности природы и хозяйственного использования.
Внутренние воды России. Реки: распределение по бассейнам океанов.
Главные речные системы России: питание, режим. Крупнейшие озёра
России, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения.
Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России.
Внутренние воды и водные ресурсы своей местности.
Практические работы
1) Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа.
2) Объяснение закономерностей распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.
Тема 14. Почвы, растительный и животный мир
Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв — мелиорация земель: борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений. Охрана почв.
Основные типы растительности России. Особенности животного мира
России: видовое разнообразие; факторы, его определяющие. Ресурсы растительного и животного мира России.
Тема 15. Природно-хозяйственные зоны
Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.
Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров, растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах.
Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России.
Практические работы
1) Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России.
2) Объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах.
3) Сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации.
9 класс
Раздел 1. Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства
Состав хозяйства: секторы, важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, факторы их формирования и развития. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) как показатели уровня развития страны и регионов. Факторы размещения производства.
Человеческий капитал России. Природно-ресурсный капитал России.
Производственный капитал России. Распределение производственного капитала по территории страны.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Топливно-энергетический комплекс: состав и значение в хозяйстве.
Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Особенности современного этапа освоения шельфовых месторождений топлива.
Электроэнергетика: основные типы электростанций (включая станции, использующие возобновляемые источники энергии — ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Место России в мировом производстве электроэнергии. Атомные, тепловые и гидроэлектростанции.
Каскады ГЭС. Энергосистемы.
Влияние ТЭК на окружающую среду. Направления развития ТЭК России.
Практические работы
1) Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
2) Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургия
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. География металлургии чёрных и цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические районы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Направления развития металлургического комплекса России.
Практическая работа
Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия.
Тема 4. Машиностроение
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей. Машиностроение и охрана окружающей среды. Направления развития машиностроения России.
Практическая работа
Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции.
Тема 5. Химическая промышленность
Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших отраслей. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Направления развития химической промышленности России.
Практическая работа
Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука).
Тема 6. Лесопромышленный комплекс
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесопромышленного комплекса. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. Направления развития лесопромышленного комплекса России.
Практическая работа
Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 7. Агропромышленный комплекс
Состав и значение в экономике страны.
Сельское хозяйство. Состав и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Растениеводство и животноводство: главные отрасли и их география, направления развития.
Пищевая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Пищевая промышленность и окружающая среда. Направления развития пищевой промышленности России.
Лёгкая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лёгкая промышленность и окружающая среда. Направления развития лёгкой промышленности России.
Практическая работа
Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.
Тема 8. Инфраструктурный комплекс
Состав и значение в хозяйстве.
Транспорт. Состав и значение в хозяйстве. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная система.
Дальний Восток: состав и географическое положение, особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.
Практические работы
1) Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации.
2) Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным критериям.
3) Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.
Россия в системе международного географического разделения труда.
Россия в мировой торговле. Россия в системе мировых транспортных коридоров.
Тематическое планирование
5 класс
Тема
Количество часов
Количество
практических работ
по программе
по рабочей программе
по программе
по рабочей программе
Введение. География — наука о планете Земля
1
1
1
1
Развитие географических знаний о Земле
6
6
2
2
Земля — планета Солнечной системы
5
7
2
2
План и карта
11
11
3
3
Литосфера — каменная оболочка Земли
8
9
3
3
Резервное время
4
0
Всего
35
34
11
11
6 класс
Тема
Количество часов
Количество
практических работ
по программе
по рабочей программе
по программе
по рабочей программе
Гидросфера — водная оболочка Земли
10
11
2
2
Атмосфера — воздушная оболочка Земли
10
11
3
3
Биосфера — живая оболочка Земли
5
6
0
0
Географическая оболочка
5
6
1
1
Резервное время
5
0
Всего
35
34
5
5
7 класс
Тема
Количество часов
Количество
практических работ
по программе
по рабочей программе
по программе
по рабочей программе
Введение. Что изучают в курсе географии 7 класса
2
2
Человек на Земле
6
8
4
4
Природа Земли
12
15
11
11
Природные комплексы и регионы
5
6
Материки и страны
34
36
16
16
Заключение
1
1
1
1
Резервное время
10
0
Всего
70
68
32
32
8 класс
Тема
Количество часов
Количество
практических работ
по программе
по рабочей программе
по программе
по рабочей программе
Географическое пространство Росси
10
11
5
5
Население России
12
14
4
4
Природа России
26
26
10
10
Природно-хозяйственные зоны и районы
12
12
3
3
Родной край
2
5
Резервное время
8
0
Всего
70
68
22
22
9 класс
Тема
Количество часов
Количество
практических работ
по программе
по рабочей программе
по программе
по рабочей программе
Хозяйство России
22
29
7
7
Регионы России
38
38
4
4
Заключение
1
1
Резервное время
10
0
Всего
70
68
11
11
Планируемые результаты изучения курса географии
Выпускник научится:
•выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
•ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
•представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
•использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
•оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;•различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;•использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
•описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
•устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;•приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
•различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
•оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
•оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
•оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
•использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
•различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
•использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
•находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
•различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
•использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
•объяснять и сравнивать особенностиприроды, населения и хозяйства отдельных регионов России;
•сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
•сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
•приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
•оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
•создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления;
•работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
•ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
•использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
•приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
•примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
•воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
•составлять описание природного комплекса;
•выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
•сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
•оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
•объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
•оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
•давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
•делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; наносить на контурные карты основные формы рельефа;
•давать характеристику климата своей области;
•показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
•выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
•объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России, выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны; •обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
•выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
•объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
•оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Система оценки образовательных достижений
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1. и 5.2.) включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся с ТНР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ТНР: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ТНР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
- упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Особенности оценки предметных (географических) результатов
Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Все виды контрольно-оценочных работ оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу: Отметка «удовлетворительно» - выполнено от 30 % до 50 % заданий. Отметка «хорошо» - выполнено от 51 % до 65 % заданий. Отметка «отлично» - выполнено свыше 65 % заданий.
Оценивание текущих устных и письменных (практических) работ.
Отметка «5» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
• не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания всего изученного программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
• допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;
• умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале;
• не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затрудненияпри ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ
Примерной программой и программой под редакцией А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной не предусмотрено проведение контрольных работ по географии. В течение учебного года оценка образовательных достижений осуществляется следующим образом:
1. Входной контроль в форме тестовой работы проводится в самом начале учебного года.
2. Текущий контроль в форме практических работ, выполняемых во время урока в соответствии с рабочей программой.
3. Тематический контроль в тестовой форме после цепочки занятий, посвященных какой-либо крупной теме или разделу.
4. Рубежный контроль в форме тестовой работы по окончании I полугодия.
5. Итоговый контроль: вконце учебного года проводятся аттестационные испытания в тестовой форме.
Ведущими составляющими контроля выступают проверка знаний географической номенклатуры, фактических данных, усвоения основных понятий и терминов и оценка умений извлекать информацию и работать с различными источниками географической информации.
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» с 5 по 9 класс.
УМК для 5—6 классов
· А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. · А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География.
5—6 классы. Учебник
· В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы
· Атлас. 5—6 классы
· Контурные карты. 5 класс
· Контурные карты. 6 класс
· В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы
УМК для 7 класса
· А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы.
· А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География.
7 класс. Учебник
· В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс
· Атлас. 7 класс
· Контурные карты. 7 класс
· В. В. Николина и др. География. Поурочные разработки. 7 класс
УМК для 8 класса
· А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы.
· А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География.
8 класс. Учебник
· В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс
· Атлас. 8—9 классы
· Контурные карты. 8 класс
· В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс
УМК для 9 класса
· А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы.
· А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География.
9 класс. Учебник
· В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс
· Атлас. 8—9 классы
· Контурные карты. 9 класс
· В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс
Кабинет географии
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нём также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися.
Кабинет географии должен быть оснащён:
1) современным лабораторным и демонстрационным оборудованием;
2) комплектом технических и информационно-коммуникативных средств обучения, включающих: графопроектор; аппаратуру для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации; компьютер; мультимедиа-проектор; интерактивную доску; медиатеку; широкополосный Интернет; оборудование для спутниковой навигации;
3) комплектом географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
4) комплектом портретов выдающихся географов и путешественников;
5) учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой;
6) картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ