Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
МБОУ «Дятьковская средняя общеобразовательная школа №3»
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению»
Руководитель ШМО
_________ О.М. Клименко
Протокол № ___ от
«____»___________201 г.
«Утверждаю»
Директор
_____________ Д.В.Ромашков
Приказ №___ от «___»____ 201 г.
ПРОГРАММА
по географии
для 5б,в классов
учителя географии
Составитель:
Гришина Юлия Сергеевна
г. Дятьково
2019 год
Аннотация к рабочей программе по предмету география
Рабочая программа по предмету « География. Начальный курс» в 5 классе составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки России от 28 декабря 2018 г. N 345" «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Примерная программа основного общего образования. География. Рабочие программы. Н.П.Петрушина М.:Вако,2013г.
Рабочая программа содержит следующие разделы:
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета, курса.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Целями преподавания в школе является:
Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Целью этого курса является:
формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
знакомство с географической картой;
пробуждение интереса к естественным наукам;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения
Знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Рабочая программа по предмету "География. Начальный курс рассчитана:
- в 5 классе на 35 часов в год (в неделю - 1 час);
Преподавание учебного предмета "География. Начальный курс» осуществляется по следующим учебникам:
класс
Автор, название учебника или др метод литература
Год издания
Издательство
1
И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
«География. Начальный курс»
2016
Дрофа
Учебная программа по географии
( 5 класс, 35 часов)
Планируемые результаты освоения курса «География. Начальный курс. 5 класс.»
Личностные результаты
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии: • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: — осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); — осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; — представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; — осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; • гармонично развитые социальные чувства и качества: — эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; — патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; — уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: — познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; — гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; — способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; — готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.; • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты :
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем; • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); • умение работать с разными источниками географической информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • картографическая грамотность; • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1.Что изучает география (5 ч).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно - географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Раздел 2.Как люди открывали Землю (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 1.
Важнейшие открытия древности и Средневековья.
Практическая работа № 2
Важнейшие географические открытия
Раздел 3. Земля во Вселенной (9ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной.Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
Практическая работа №3.Ориентирование по компасу
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.Практическая работа № 4. Построение простейшего плана местности
Раздел 5 . Природа Земли (12ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем урока
Количество часов
дата
план
факт
Раздел 1. Что изучает география 5часов
1
Мир, в котором мы живём.
1
2
Науки о природе.
1
3
География–наука о Земле.
1
4
Методы географических
Исследований.
1
5
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
1
Раздел 2. Как люди открывали Землю 5 часов
6
Географические открытия древности и Средневековья.
Пр. работа№1«Важнейшие открытиядревности и Средневековья.»
1
7
Важнейшие географические открытия.
1
8
Открытия русских путешественников.
1
9
Открытия русских путешественников.
Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия.
1
10
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.
1
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)
11
Как древние люди представляли себе Вселенную.
1
12
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
1
13
Соседи Солнца.
1
14
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
1
15
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
1
16
Мир звёзд.
1
17
Уникальная планета – Земля.
1
18
Современные исследования космоса.
1
19
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
1
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)
20
Стороны горизонта
1
21
Ориентирование. Пр. работа №3 «Ориентирование по компасу»
1
22
План местности и географическая карта.
1
23
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»Пр. работа «Построение плана местности»
1
Раздел 5. Природа Земли (11 ч.)
24
Как возникла Земля.
1
25
Внутреннее строение Земли.
1
26
Землетрясения и вулканы.
Пр. работа №5.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.
1
27
Путешествие по материкам.
1
28
Вода на Земле.Пр работа№6.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
1
29
Воздушная одежда Земли.
1
30
Облака. Явления в атмосфере. Беспокойная атмосфера.