География. 5 класс. Календарно – тематическое планирование.
Дата | № п/п | Тема | Содержание урока | Виды деятельности ученика | Требования к результатам | Материально – техническое обеспечение |
Предметные результаты обучения | Метапредметные результаты обучения | Личностные результаты обучения | Форы организации |
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч.) | |
Что изучает география ( 6 ч) | |
| 1 | Мир, в котором мы живем | Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций | 1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы. 2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы» | .Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Организация собственной деятельности |
| 2 | Диагностический контроль | | | | | | |
| 3 | Науки о природе | Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | 1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. 2. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Значение знаний о природе. |
| 4 | География— наука о Земле | Физическая и социально- экономическая география— два основных раздела географии | Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией | 1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии. 2.Приводить примеры географических наук. | Формирование умения ставить учебную цель. | Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию. | Знать характерные черты методов исследований. Называть отличия в изучении Земли |
| 5 | Методы географических исследований | Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод | Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы | Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический). | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях | Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него. |
| 6 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | | | | |
Как люди открывали Землю ( 5 ч) | |
| 7 | Географические открытия древности и Средневековья | Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья | Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника | 1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Учить работать по картам: показывать маршруты путешественников |
| 8 | Важнейшие географические открытия. | Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Практическая работа № 1 | Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации | 1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира | Отрабатывать умения работы с картами. |
| 9-10 | Открытия русских путешественников | Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практическая работа № 2 | Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников» | Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова |
| 11 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | | | | Ответы на вопросы. Тест. |
Земля во Вселенной (9 ч) | |
| 12 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею | Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. | 1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная» 2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной |
| 13 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной | Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир» | | | | |
1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная» 2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) |
| 14 | Соседи Солнца | Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс | Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя | 1.Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности |
| 15 | Планеты - гиганты и маленький Плутон | Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон | Составление характеристики планет - гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска | 1. Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности |
| 16 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника | 1. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты 2. Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Работа с учебником :выписать определения небесных тел и характерные черты. |
| 17 | Мир звезд | Солнце. Многообразие звезд. Созвездия | Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел | 1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия. 2.Знать на какие группы звёзды делятся | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель | Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде | Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад. |
| 18 | Уникальная планета— Земля | Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы | Сравнение особенностей планет земной группы | 1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет 2.Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи. | Формирование способностей к самостоятельному приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты. | Выяснить значение изучения космоса в настоящее время | Знать отличительные особенности Земли от других планет. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. |
| 19 | Современные исследования космоса | Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин | Подготовка сообщения о первой Женщине - космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов) | 1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет 2.Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи. | Формирование способностей к самостоятельному приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты. | Знать, какой вклад внесли отечественные учёные: К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин | |
| 20 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной» | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе взаимопомощи при подготовке к ответам | Оценивание работы одноклассников. | Знать, какой вклад внесли отечественные учёные: К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин | Ответы на вопросы. Тест |
| Виды изображений поверхности Земли (4 ч) | |
| 21 | Стороны горизонта | Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта | 1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок. | Знание сторон горизонта и умение ориентироваться – это необходимо каждому человеку. |
| 22 | Ориентирование | Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Практическая работа № 3 | Ориентирование по компасу и местным признакам | 1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас. 2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности Из различных источников. | Знать способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться по Солнцу, звездам. |
| 23 | План местности и географическая карта | Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практическая работа № 4 | Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте | Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности | Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради. | Находить и называть сходства и различия в изображении элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать |
| 24 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности | Овладение основами картографической грамотности. | Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать. | Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками | Составление вопросов для обобщения и ответы на них. Тест. |
| Природа Земли (10 ч) | |
| 25 | Как возникла Земля | Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя | Объяснять значение понятий: гипотеза . Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов |
| 26 | Внутреннее строение Земли | Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры | Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя | 1. Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера полезные | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану. | Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.. | Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов. |
| 27 | Землетрясения и вулканы | Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор | Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов | 1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло 2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. | Выявлять причины возникновения природных явлений. Стихийные бедствия, районы их распространения. Меры предосторожности. |
| 28 | Диагностический контроль | | | | | | |
| 29 | Путешествие по материкам | Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова | Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с учебником, атласом | 1. Объяснять значение понятий: материк, остров, архипелаг, часть света. 2.Уметь показывать на карте полушарий все материки. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов. | Формирование осознания единства географического пространства. | Умение находить и показывать на карте изучаемые объекты. |
| 30 | Вода на Земле | Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере | Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли | Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник. 2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование основ экологической культуры; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | Изучить состав гидросферы. состояние воды в ней, свойства воды. Заложить основы бережного отношения к воде: Вода – это жизнь. |
| 31 | Воздушная одежда Земли | Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера | Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока | Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха. Объяснять причины возникновения ветра. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | | Приводить примеры ветров различного направления, виды облаков, осадков, стихийных природных осадков.. |
| 32 | Живая оболочка Земли | Понятие о биосфере. Жизнь на Земле | Работа с учебником и электронным приложением | Объяснять значение понятия биосфера | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | |
| 33 | Почва— особое природное тело. Человек и природа. | Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Устанавливать причинно –следственные связи для образования и сохранения плодородия почвы. |
| 34 | Итоговая контрольная работа | Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. | | | | | |
| 35 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» | Анализ итоговой контрольной работы. Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | | | | Подготовить каждому 10 вопросов по теме и ответы на них. |