Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса (базовый уровень)»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
Рассмотрено:
Руководитель ММО
______________/ /
Протокол от «___» _________ 2016г. №____
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
____________/_____________________/
«___» _________ 2016г.
Утверждаю:
Директор: МОБУ СОШ с. Новые Карамалы
____________/ В.А. Гордеев /
Приказ от
«___» _________ 2016г. №___
Рабочая программа
Тарасовой Марины Владимировны
по ГЕОГРАФИИ
(базовый уровень)
для 8 класса
Количество часов: 70 ч. (в неделю 2 ч.)
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 часов (по 70 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
Курс «География России. Природа, население, хозяйство» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Изменения, внесенные в программу: Авторское содержание программы дополнено региональным компонентом в количестве 6 часов для изучения «Географии Республики Башкортостан».
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Значительная часть задач реализуется системой практических работ программы. В ней предусмотрены разные виды деятельности учащихся непосредственно с объектами и явлениями природы, с моделями географической действительности. Программой предусмотрено 10 оценочных практических работ.
При изучении географии в 8 классе используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, парные. Применяю комплексные географические практикумы, нетрадиционные формы организации уроков (урок-путешествие, урок-квн, семинар).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Дронов В.Л. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. / ВЛ. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, АА Лобжанидзе. - М.: Дрофа.
2. Атлас. География России. 8 класс. - М.: Дрофа; Издательство ДИК.
З. Баринова И.И. , Дронов ВЛ. География России. Природа, население, хозяйство. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа.
4. Баринова И.И., Суслов В.г. География. Россия: при рода, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Экзамен.
5. Сиротин В.Л. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 8 кл. - М.: Дрофа.
6. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии:6-10кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Что изучает география России.
Часть I. Россия на карте мира (11ч)
Тема 1. Географическое положение России (4ч)
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое. Уровни (масштабы) географического положения России и других государств.
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8ч)
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время его роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Оценочные практические работы: 1. Определение координат крайних точек России, протяженности материка с севера на юг, запада на восток в градусах и км.
2. Географического положения (ГП) России.
Часть II.Природа России (31 ч)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6ч)
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Оценочная практическая работа: 3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7 ч)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Оценочные практические работы: 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
5. Определение особенностей погоды для различных пунктов.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3ч)
Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления, загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Оценочная практическая работа: 6. Реки России.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 ч)
Почва – особый компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с эрозией и загрязнением.
Оценочная практическая работа: 7. Закономерности распространения почв.
Тема 5. Растительный и животный мир. (2 ч)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Оценочная практическая работа: 8. Растительный мир России
Тема 6.Природное районирование (8 ч)
Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктический пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Часть III. Население России (8ч)
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы сел.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Оценочная практическая работа: 9. Определение крупных народов и особенностей их размещения.
Часть IV. Хозяйство России (11ч)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.
Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Часть V. География Республики Башкортостана (6ч)
Особенности физико-географического положения республики Башкортостан. Климат и основные климатические особенности. Внутренние воды и водные ресурсы. Растительный и животный мир Почвы и почвенные ресурсы Экология. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Оценочная практическая работа: 10. Определение ГП Республики Башкортостан.
Итоговые занятия 2 часа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАССА
№
Тема урока
Оборудование
Дата
Домашнее задание
Примечание
план
факт
ВВЕДЕНИЕ
Что изучает география России.
Физ. карта РФ
стр.3-7
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА. Тема 1. Географическое положение России (4ч.)
Географическое положение как зеркало России.
Полит. карта
§1 стр.8-11
Особенности географического положения России. П/Р №1Определение координат крайних точек России, протяженности материка с севера на юг, запада на восток в градусах и км.
Полит. карта, атласы,
контур. карты
§2 стр.12-13
Экономико- и транспортно-географическое положение России.
Тематич.карта
§3 стр.16-19
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение РФ. П/Р №2 Географическое положение России
Тематич.карта
§4 стр. 20-22
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8ч.)
Государственная территория России.
Карты, атласы
§5 стр.22-26
Российские пространства: вопросы и проблемы.
Карты, атласы
§6 стр.26-30
Государственные границы России. Типы и виды российских границ.
Карты, атласы,
контур. карты
§7 стр.31-33
Сухопутные и морские границы.
Тематич.карта
§8 стр.34-39
Россия на карте часовых поясов.
Тематич.карта
§9 стр.39-42
Этапы и методы географического изучения территории.
§10 стр.43-48
Особенности административно - территориального устройства России.
Карты, атласы
§11 стр.49-52
Обобщение по теме «Россия на карте мира»
ПРИРОДА РОССИИ. Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6ч.)
Геологическая история и геологическое строение территории России.
Физ. карта РФ
§12
стр.55-58
Рельеф России.
Физ. карта РФ элек. уч.
§13 стр.58-62
Как и почему изменяется рельеф России.
Физ. карта РФ
§14 стр.63-67
Стихийные природные явления на территории нашей страны.
Видео фильм
§15
стр.67-70
Человек и литосфера.
§16 стр.70-79
П/Р № 3Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7 ч.)
Факторы, определяющие климат России
Климат. карта
§17 стр.80-90
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. П/Р №4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
атласы
§18 стр.86-91
Сезонность климата.
Климат. карта
§19 стр. 91-93
Типы климатов России.
Климат. карта
§20 стр.93-98
Комфортность климатических условий. П/Р№ 5Определение особенностей погоды для различных пунктов.
Карты,
атласы
§21
стр.98-101
Климат и человек.
Карты,
атласы
§22
стр.101-106
Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы»
Карты, атласы,
контур. карты
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы ( 3ч.)
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Физичес. карта, элек. уч.
§23
стр.107-115
Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Физичес. карта,
атласы
§24
стр.115-120
Водные ресурсы и человек.
П/Р №6 Реки России
Физичес. карта,
атласы
§25
стр.120-124
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3ч.)
Образование почв и их разнообразие
Почвен. карта
§ 26
стр.125-128
Закономерности распространения почв.
П/Р №7 Закономерности распространения почв
Почвен. карта
§ 27
стр.129-132
Почвенные ресурсы России.
Почвен. карта
§28
стр.132-136
Тема 5. Растительный и животный мир (2ч.)
Растительный и животный мир России.
элек. уч.
§29
стр.137-142
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. П/Р №8 Растительный мир России
§30
стр.143-147
Тема 6. Природное районирование (8ч.)
Разнообразие природных комплексов.
элек. уч.
§31
стр.147-153
Природно-хозяйственные зоны России.
Карта прир.зон
§32
стр.153-157
Арктические пустыни, тундра и лесотундра.
Карта прир.зон
§33
стр. 157-162
Леса.
Карта прир.зон элек. уч.
§34 стр. 162-166
Лесостепи, степи и полупустыни.
Карта прир.зон
§35 стр. 166-170
Высотная поясность.
Карта прир.зон
§36 стр.170-173
Особо охраняемые природные территории.
Карта прир.зон элек. уч.
§37 стр.173-179
Обобщение по теме «Природное районирование»
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8ч.)
Численность населения России.
Карта «народы»
§38
стр.183-188
Половой и возрастной состав населения. Продолжительность жизни.
Карта «народы»
§39
стр.188-191
Народы и основные религии России.
П/Р №9 Определение крупных народов и особенности их размещения
Карта «народы»
§40
стр. 191-198
Городское и сельское население.
атласы
§41
стр.198-203
Размещение населения России.
атласы
§42
стр.203-207
Миграция населения в России.
атласы
§43
стр.207-214
Люди и труд.
§44
стр.214-218
Обобщение по теме «Население»
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12ч.)
Что такое хозяйство страны?
§45
стр.221-224
Как география изучает хозяйство
§46
стр. 224-226
Состав первичного сектора экономики.
Атласы
§47
стр.226-228
Природно-ресурсный потенциал России.
Атласы
§48
стр.228-229
Богата ли Россия ресурсами?
Физичес. карта
§49 стр.230-232
Сельское хозяйство.
Атласы
§50
стр.232-236
Земледелие.
Атласы
§ 51
стр.234-236
Животноводство.
Атласы
§52
стр. 236-238
Лесное хозяйство.
Атласы, элек. уч.
§53
стр.238-241
Охота. Рыбное хозяйство.
Атласы, элек. уч.
§54
стр. 241-242
Географический фактор в развитии общества.
Атласы
§ 55
стр.242-246
Обобщение по теме «Хозяйство России»
ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (6ч.+2)
Особенности физико-географического положения республики Башкортостан.
П/Р № 10 Определение ГП Республики Башкортостан
Физичес. карта РБ
Гео. Баш.
с. 6-8
Климат и основные климатические особенности.
атласы
с.23-28
Внутренние воды и водные ресурсы.
атласы
с.28-32
Растительный и животный мир
атласы
с. 37-44
Почвы и почвенные ресурсы
атласы
с.44-47
Экология. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование.
атласы
с.48-52
Обобщающий урок по теме: «География своего региона»
Обобщение по курсу «География России»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дидактические средства обучения:
таблицы по всем курсам географии;
карты: физическая карты РФ и РБ, карты природных зон РФ и РБ, климатические карты РФ и РБ;
рельефные карты и модели; географические атласы по всем разделам курса географии РФ и РБ;
инструкции по выполнению практических работ и других форм учебной работы для учащихся;
материалы тематического и промежуточного контроля, разработанные учителем;
дифференцированные и разноуровневые карточки-задания, тесты; олимпиадные задания; рефераты и творческие работы учащихся;
авторские презентации.
видеоматериалы, мультимедиа курс География России: Природа и население. 8 класс разработан в соответствии с учебников по географии для 8 класса под редакцией В.П. Дронова
Натуральные объекты:
коллекции горных пород и минералов;
коллекция полезных ископаемых различных видов;
набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов;
гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор;
видеомагнитофон;
компьютер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. У.В. Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа.
В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 271с.
Атлас География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература:
Алексеев А.И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа.
Маерова Н.Ю. Уроки географии: 8-9 классы. - М.: Дрофа.
Сиротин ВЛ. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. - М.: Дрофа.
Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / ИА Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус.
Барабанов В.В. География. 8 класс. 36 диагностических вариантов. – М.: Национальное образование.
Курашева Е.М.География России. 8-9 классы: в схемах и таблицах. - М.: Издательство Экзамен.
Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ.
Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей».
Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен».
Вилесова Л.Е. Исследовательские проекты на уроках географии и во внеурочной деятельности. – Уфа: Авторская типография.
georus.by.ru - "География России". Данные о каждом субъекте Российской Федерации. Сведения о регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и др.
geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"
http://rgo.ru/teachers/geography/ Российское географическое обозрение.
http://geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии Московского института открытого образования.
http://www.geoclass.ru/ Виртуальное методическое объединение учителей географии.
http://www.russia-map.ru/ Географические карты России, городов России и Европы.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Контроль должен выявить:
- знают ли учащиеся фактический материал,
-умеют ли применять свои знания в различных ситуациях,
-могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения.
Текущий контроль осуществляется в форме тестирования по темам: «История исследования территории России», «Моря и внутренние воды», «»Климат и погода», «Геологическое строение и рельеф», итоговый тест за курс 8 класса.
По уровню усвоения учащимися географических умений спланированы практические работы - обучающие, тренировочные и оценочные. Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Оценочные работы выполняют контролирующую функцию, они выполняются учениками самостоятельно.
Оценочные практические работы
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
сроки проведения
план факт
1
Определение координат крайних точек России, протяженности материка с севера на юг, запада на восток в градусах и км.
1
2
Географическое положение России
1
3
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
1
4
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
1
5
Определение особенностей погоды для различных пунктов.
1
6
Реки России
1
7
Закономерности распространения почв
1
8
Растительный мир России
1
9
Определение крупных народов и особенности их размещения
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).