Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Рабочая программа по географии для 6 класса составленна в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по предмету для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы программы среднего (полного) общего образования по географии 5 кл. Базовый уровень / Под ред. Н.П.Петрушиной- М.: ВАКО, 2013. ООП ООО МБОУ СОШ № 23, ООП ООО МБОУ СОШ № 23, программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, базисного учебного плана, а также планируемых результатов основного общего образования;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по географии в 5 классе" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Обуховская средняя общеобразовательная школа №23
УТВЕРЖДЕНО
Директор_____________Г.Д.Лебедева
_____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «География. Начальный курс»
базовый уровень
5 класс
Составитель Дикарева Ю.С. ,
учитель географии
высшей категории
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Рабочая программа по географии для 6 класса составленна в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по предмету для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы программы среднего (полного) общего образования по географии 5 кл. Базовый уровень / Под ред. Н.П.Петрушиной- М.: ВАКО, 2013. ООП ООО МБОУ СОШ № 23, ООП ООО МБОУ СОШ № 23, программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, базисного учебного плана, а также планируемых результатов основного общего образования;
Курс рассчитан на 35учебных часов (1 час в неделю)
Курс «Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
Курс состоит из пяти разделов:
- что изучает география;
- как люди открывали Землю;
- земля во Вселенной;
- виды изображений поверхности Земли;
- природа Земли.
Основными целями курса являются:
знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основами экологической культуры.
Дополнительный час на изучение географии в 5 классе направлен на усиление практической направленности обучения, поисковой деятельности, формирования опыта публичных выступлений при защите проектов и презентация, усиления роли ИКТ в преподавании географии во всех разделах.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне универсальных учебных действий) по теме.
Д/З
Что изучает география? (5 часов)
1/1
Мир, в котором мы живем.
Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе.Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности.
2/2
Науки о природе
Приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе. Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе.
3/3
География-наука о Земле.
Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации. Стремление к познанию того, что интересно.
4/4
Методы географических исследований.
Определение значимости географических знаний в научно-профессиональной сфере человека и в быту.
Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца, ориентирование.
5/5
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
Формировать и развивать компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и жизненных задач.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественные науки», «физическая и экономическая географии», «методы географических исследований».
Как люди открывали Землю? (5 часов)
6/1
Географические открытия древности и Средневековья
Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России.
Определять цели обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности.
Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России: финикийцы, греки, открытие Америки, Австралии, Антарктиды, Африки, океанов, Сибири, Европ. Севера, А.Никитина. Умение называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников
7/2
Практическая работа № 1 «Важнейшие географические открытия»
8/3
Открытия русских путешественников
9/4
Открытия русских путешественников
сообщения
10/5
Практическая работа № 2 «Важнейшие географические открытия»
Самостоятельно применять и преобразовывать знаки и символы в модели и схемы для решения учебных проблем. Работать в соответствии с предложенным планом.
Земля во Вселенной.(9 часов)
11/1
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое.
Выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, составлять описания объектов;
12/2
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых. Самостоятельная подготовка сообщений и презентаций по теме.
13/3
Соседи Солнца.
Становление ответственным отношением к учебе,
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
Использование географических знаний и методов для решения учебных задач, работать с текстом и нетекстовыми компонентами,
14/4
Планеты-гиганты и маленький Плутон
15/5
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
Формировать умения ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
Знать и объяснять понятия «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений разными методами.
Сформировать представления о «небесных телах». Уметь объяснять их различия и значение во Вселенной, систематизировать знания в виде схем и таблиц.
16/6
Мир звёзд
Развитие ответственного отношения к учебе, опыта участия в социально значимом труде.
Сформировать представления об особенностях звезд и их многообразии, сформировать знания о названии созвездий, о Солнце – как источнике тепла для планет Солнечной системы.
Знать и объяснять признаки «звезд», «созвездий». Уметь наблюдать и анализировать результаты наблюдений.
17/7
Уникальная планета- Земля
Описывать уникальные особенности Земли как планеты, ее форму размеры. Представлять модель Земли «глобус». Уметь работать с географическими картами и глобусом, находить и показывать главные линии и центры. Характеризовать влияние космоса на Землю и жизнь на планете. Знать, объяснять и показывать форму, размеры (по «экватору», «двум противоположным меридианам»), движение Земли, их географ.следствие: продолжительность года, суток; неравномерность распределения тепла и света по поверхности,«пояса освещенности», «полярные круги», «тропики», «полюса».
18/8
Современные исследования космоса.
Определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов;
19/9
Обобщение тематических знаний
Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Уметь работать в соответствии с поставленными учителем учебными задачами; участвовать в совместной деятельности.
Виды изображения поверхности Земли.(4 часа)
20/1
Стороны горизонта.
Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового.
Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
21/2
Ориентирование.
Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу и местным признакам»
Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе.
22/3
План местности и географическая карта. Практическая работа № 4 «Ориентирование по плану и карте»
Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение.
Знать понятие «масштаб»,«рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали», «план местности», его особенности и правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков.
Уметь работать с примерным планом местности в соответствии с поставленной учебной задачей. Участвовать в совместной творческой деятельности при формировании заданий для одноклассников и их объективного оценивания.
Знать и наносить на контурную карту главные элементы градусной сетки, ориентировать заданные точки по сторонам горизонта на карте.
23/4
Обобщение тематических знаний
Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской и коммуникативной).
Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.
Природа Земли.(10 часов)
24/1
Как возникла Земля.
Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности.. Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем.
Сформировать представления о развитии «гипотез» на возникновение Земли, и их роли в становлении мировоззрений сегодняшнего времени. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
25/2
Внутреннее строение Земли.
Заложить основы экологической культуры
Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли».
Знать и объяснять признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия», «литосферные плиты», выделять и описывать разные группы минералов и горных пород.
26/3
Землетрясения и вулканы.
Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора районов землетрясений и вулканов.
Знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения», «сейсмически активный район».
Определять интенсивность землетрясений по 12-бальной шкале.
27/4
Путешествие по материкам.
Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний форм рельефа. Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
28/5
Вода на Земле
Сформировать основу саморазвития и самовоспитания на примере знаний о воде и ее значении, общечеловеческих нравственных ценностей, бережного отношения к природе;
Объяснять значение понятий: «гидросфера», «круговорот воды». Показать состав водной оболочки и ее значение на Земли.
29/6
Воздушная одежда Земли.
Сформировать осознание целостности природы.
Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации.
Знать и объяснять существенные признаки и значение понятия: «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», использовать понятия для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию и работе с метео-измерителями.
30/7
Живая оболочка Земли.
Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле. Умение взаимодействовать с людьми в процессе игровой деятельности, опытом участия в социально значимом труде. Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний, умение отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.
31/8
Почва-особое природное тело.
Понимание существенных признаков понятия «биосфера», «почва». Умение устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира.
32/9
Человек и природа.
Сформировать эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, основы экологической культуры, опыт участия в социально значимом труде.
Умение оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду. Понимание роли человека и своей роли в частности в деле охраны природы.
33/10
Обобщение знаний «Природа Земли»
Сформировать ответственное отношение к учебе
Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Актуализация знаний и умений за курс географии 5 класса.
Повторение
34
Экологические проблемы Земли
Сформировать ответственное отношение к учебе
Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей.Актуализация знаний и умений за курс географии 5 класса.
Повторение
35
Итоговый урок
35/35
Резерв
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса и материально-технического обеспечения:
Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г. (Федеральный перечень: ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№ 939 Приложение 1)
Рабочая тетрадь. Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2012 г.
Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
Атлас. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.
Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.