Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 6 класса коррекционной школы VIII вида»
Рабочая программа
по географии
для 6 класса
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей (2014 года), и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001
Атлас 6 класс
Цель: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.
Задачи:
формирование элементарных географических представлений;
развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
развитие любознательности, научного мировоззрения;
формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;
привитие любви к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;
привитие гражданских и патриотических чувств.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программой на изучение географии в 6 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33,3 учебные недели). С учётом специфики нашего образовательного учреждения реализуется программа по географии (автор Лифанова Т.М., 2011)
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия, представлено календарное планирование в табличной форме ниже.
Результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определённых личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
развитие мотивации к изучению предмета.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов при помощи наводящих вопросов учителя;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
показывать на карте некоторые географические объекты, из указанных в программе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
Достаточный уровень:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
Структура и содержание учебного предмета
Введение. Ориентирование на местности. Формы поверхности Земли. Вода на Земле. План и карта. Земной шар. Карта России.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне и в своём темпе. Кроме всего, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе.
Коммуникативные учебные действия:
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
Регулятивные учебные действия:
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
Познавательные:
Дифференцированно воспринимать мир, его временно-пространственную ориентацию
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале.
Календарный план
Четверти
По плану
Фактически
6а
6б
6в
6г
I
II
III
IV
За год
№ п/п
Тема урока
Число часов
Дата
I четверть (17 часов)
Введение (3 часа)
6а
6б
6в
6г
1
География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
1
2
Наблюдение за изменением высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды.
1
3
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса географических представлений, полученных в 1-5 классах.
1
Ориентирование на местности (5 часов)
4
Горизонт. Линия горизонта. Практическая работа «Зарисовка линии горизонта», «Нахождение линии горизонта на местности»
1
5
Стороны горизонта. Практическая работа «Зарисовка сторон горизонта»
1
6
Компас и правила пользования им. Практическая работа «Схематическая зарисовка компаса» «Упражнения в определении сторон горизонта по компасу»
1
7
Ориентирование. Определение основных сторон горизонта по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Практическая работа «Упражнения в определении сторон горизонта».
1
8
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. Практическая работа «Упражнения в определении сторон горизонта».
1
Формы поверхности Земли (4 часов)
9
Рельеф местности, его основные формы.Равнины плоские и холмистые. Практическая работа «Показ на физической карте России равнин, низменностей, возвышенностей, плоскогорий и гор»
1
10
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
1
11
Овраги и их образование. Практическая работа «Зарисовка схемы строения оврага»
Самостоятельная работа
1
12
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов. Практическая работа «Зарисовка схемы строения горы», «Показ на физической карте гор».
1
Вода на Земле (10 часов)
13
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Проведение опыта «Растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой».
1
14
Родник, его образование. Практическая работа «Зарисовка схемы родника».
1
15
Колодец, водопровод.
1
16
Река. Ее части.Горные и равнинные реки. Практическая работа «Зарисовка схемы реки»
1
17
Использование рек.
1
2 четверть (15 часов)
18
Озёра, водохранилища, пруды. Практическая работа «Зарисовка схемы озера».
1
19
Болота, их осушение.
1
20
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
1
21
Острова и полуострова.
1
22
Водоемы в нашей местности.Охрана вод от загрязнения.
1
План и карта (9 часов)
23
Рисунок и план предмета. Практическая работа «Вычерчивание простейшего плана и рисунка предмета»
1
24
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. Практическая работа «Вычерчивание простейших планов нескольких 02предметов и классной комнаты в соответствии с масштабом»
1
25
План класса.
1
26
План школьного участка. Практическая работа
«Работа над составленным планом школьного участка с условными обозначениями»
1
27
Условные знаки плана местности. Практическая работа «Изготовление условных знаков плана местности»
1
28
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Практическая работа «Упражнение в определении направлений»
1
29
Условные цвета физической карты. Практическая работа «Зарисовка условных цветов физической карты»
1
30
Условные знаки физической карты. Практическая работа «Зарисовка условных знаков физической карты»
1
31
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
1
32
Контрольно-обобщающий урок по теме «План и карта».
1
3 четверть (19 часов)
Земной шар (14 часов)
33
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
1
34
Планеты.
1
35
Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли.
1
36
Освоение космоса.
1
37
Глобус – модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса, особенности изображения суши и воды на глобусе. Практическая работа «Изготовление из пластилина модели Земного шара».
1
38
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.
1
39
Океаны на глобусе и карте полушарий.
1
40
Материки на глобусе и карте полушарий.
1
41
Первые кругосветные путешествия. Практическая работа «Обозначение на контурной карте первых кругосветных путешествий».
1
42
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные, скользящие лучи).
1
43
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Практическая работа «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре».
1
44
Пояса освещенности: жаркий, умеренный, холодный. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
1
45
Природа тропического пояса Практическая работа «Прикрепление контуров растений и животных к поясу освещенности».
1
46
Природа умеренных и полярных поясов. Практическая работа «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов».
1
Карта России (20 часов)
47
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России.
1
48
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Практическая работа в контурной карте «Обозначение сухопутных границ на западе и юге»
1
49
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
1
50
Моря Тихого и Атлантического океанов.
1
51
Острова и полуострова России.
Практическая работа в контурных картах.
2
4 четверть (15 часов)
52
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
1
53
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Практическая работа в контурных картах.
1
54
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Практическая работа «Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их на карту»
1
55
Река Волга.
1
56
Реки: Дон, Днепр, Урал.
1
57
Практическая работа в контурной карте «Обозначение рек европейской части».
1
58
Реки Сибири: Обь, Енисей.
1
59
Реки: Лена, Амур.
1
60
Озера: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское.
1
61
Практическая работа в контурной карте «Обозначение рек азиатской части».