kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 9 класс по учебнику Домогацких Е.М.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии соответственно ФГОС по учебнику Домогацких. 68 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс по учебнику Домогацких Е.М.»


Пояснительная записка

Введение

Курс «География России. Население и хозяйство»  


              Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред.  Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома.

В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности и дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

УМК:

„Программа по географии для общеобразовательных учреждений, 6-9 классы“. – М.: Дрофа, 2011.

В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2011.

В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2011.

Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс – М.: «ВАКО», 2010


Общая характеристика предмета

В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства страны. Разделы курса раскрывают специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, особенности крупных природно-хозяйственных районов.

Цель программы:

   Изучение географии России направлено на:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники. и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.


Результаты изучения курса

Выпускник 9 класса научится:

умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В результате изучения предмета учащийся должен:

    1. Называть и (или) показывать:

предмет изучения географии России;

основные средства и методы получения геогра­фической информации:

субъекты Российской Федерации;

пограничные государства;

особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

границы часовых поясов:

основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

основные области современного оледенения и крупные ледники:

зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие. Районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

экологически неблагополучные районы России:

маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

географическое положение объектов;

разницу в поясном времени территорий;

погоду по синоптической карте;

параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

особенности быта и религии отдельных народов

4. Объяснять:

роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем страны;

влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

как составляют прогноз погоды;

распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

объяснять причины географических явлений.

  1. Оценивать и прогнозировать:

природно-ресурсный потенциал страны, региона;

экологическую ситуацию в стране, регионе

изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;


Место курса в учебном плане

   Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю.

Темы

Количество часов

Раздел 1. Общая часть курса (34 ч)


Тема 1. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России

3 ч.


Тема 2. Население Российской Федерации

– 6 ч.


Тема 3. Географические особенности экономики Российской Федерации

– 4 ч.


Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

– 8 ч.


Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы

и химические вещества

– 6 ч.


Тема 6. Агропромышленный комплекс –


3 ч.

Тема 7. Инфраструктурный комплекс

– 4 ч.


Раздел 2. Региональная часть курса (30 ч)


Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов.


– 2 ч

Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия

– 20 ч.


Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия

– 8 ч.


Раздел 3. Социально- экономическая география Самарской области

4 ч



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО

ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ


класс

Количество часов

1 триместр

2 триместр

3 триместр

год

9

20

22

26

68




Содержание учебного курса


Общая часть курса(34 ч)

Тема 1 Политико-государственное устройство РФ.(3 ч)

Географическое положение России. Российская Федерация. Административно-территориальное устройство. Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

Тема 2 Население Российской Федерации.(6 ч)

Исторические заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, её определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России. Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев. Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения. Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Трудовые ресурсы.


Тема 3 Географические особенности экономики Российской Федерации.(4)

Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия. Природно-ресурсный потенциал России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.


Тема 4 Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.(8 ч)

Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии ВПК.

Практическая работа №1 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»


Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды. Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности. Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практическая работа №2 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»

Практическая работа №3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов»


Тема 5 Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(6 ч)

Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов. Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны. Химико-лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практическая работа №4 «Составление характеристики одной из металлургических баз РФ»

Практическая работа №5 «Определение по картам главных факторов размещения предприятий по производству меди и алюминия» Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности»


Тема 6 Агропромышленный комплекс. (3 ч)

Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социальноэкономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Практическая работа №7 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

Тема 7 Инфраструктурный комплекс.(4 ч)

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Транспорт. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания, её состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе. Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилье – одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильем. Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Практическая работа №8 «Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей»


Региональная часть курса (30 часов)

Тема 1 Районирование России.(2 ч)

Общественная география крупных регионов. Районирование – важнейший метод изучения географии. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России.

Практическая работа №9 «Моделирование вариантов нового районирования России»


Тема 2 Западный макрорегион – Европейская Россия.(20 ч)

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Проблемы социальноэкономического развития. Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокая численность и плотность населения. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Количество и качество трудовых ресурсов. Высокий уровень территориальной концентрации науки и обрабатывающей промышленности. Города науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая и текстильная промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Районы Центральной России. Возникновение и развитие Москвы. Москва – столица России. Московский столичный регион. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Географические особенности областей Центрального района. Нижний Новгород, его географического положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Старинные промыслы. Современность и проблемы древних русских городов – Великого Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска. Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Северо-Западная Россия. Состав. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Высокоразвитая наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».


Практическая работа №10 «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»

Практическая работа №11 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»

Практическая работа №12 «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»

Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию. Природные ресурсы. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Кольско-Карельского и Тимано-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны. Население: состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины. Хозяйство Европейского Севера. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Современные проблемы региона. Проблемы охраны природы Севера.

Практическая работа №13 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона»

Практическая работа №14 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»

Европейский Юг – Северный Кавказ. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Природный амфитеатр. Ресурсы региона. Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура. Хозяйство района. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. ТПК. Цветная металлургия. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Современные проблемы Северного Кавказа.

Практическая работа №15 «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

Практическая работа №16 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе»

Крымский полуостров. Особенности социально-экономического развития. Перспективы.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Хозяйство района. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК – ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практическая работа №17 «Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения»

Практическая работа №18 «Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения»

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности Урала. Заселение Урала. Этнический состав. Две меридиональные полосы расселения, их формирование. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практическая работа №19 «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы» Практическая работа

№20 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»

Тема 3 Восточный макрорегион – Азиатская Россия. (8 ч)

Общая характеристика. Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона. Западная Сибирь. Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Коренные народы. Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и её проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Западной Сибири.

Практическая работа №21 «Изучение и оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для жизни и быта человека»

Практическая работа №22 «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы»

Практическая работа №23 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона»

Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы. Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы. Экономика Восточной Сибири. Великие сибирские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Топливно-энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения. Транссибирская железная дорога – главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практическая работа №24 «Составление характеристики Норильского промышленного узла: ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры»

Практическая работа №25 «Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе»

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона. Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы на юге территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практическая работа №26 «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока» Практическая работа №27 «Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития»


Раздел 3. Социально- экономическая география Самарской области (4 ч)

Особенности географического положения Самарской области. Особенности населения. Агроклиматический и ресурсный потенциал губернии. ЭГП Самарской области. География производственной сферы региона. Развитие важнейших экономических комплексов- топливно - энергетического, машиностроительного, лесного, пищевая индустрия района. Сельское хозяйство Самарской области. Инфраструктура района и межрегиональные связи.


Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса, мыс Дежнёва.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).




Н

Календарно-тематическое планирование

9 класс

(68 часов)

азвание раздела или темы

Темы урока

Количество часов на изучение

Примерная дата проведения урока

№ урока

Название

триместр

Примерная дата


Тема 1 Политико-государственное устройство РФ.(3 ч)

1

Место России в мире. Политико- государственное устройство. Географическое положение и государственные границы России.

1

I

7.09


2

Экономическое, геополитическое и транспортное положение России.

1

8.0916


3

Государственная территория России

1

14.09.16


Тема 2 Население Российской Федерации.(6 ч)


4

Исторические особенности заселения и освоения России

1

I

15.09.16


5

Численность и естественный прирост

21.09.16


6

Национальный и религиозный состав населения России

22.09.16


7

Миграция населения

28.09.16


8

Городское и сельское население. Расселение населения по территории России

29.09.16


9

Контрольно-учетный урок

5.10.16


Тема 3 Географические особенности экономики Российской Федерации.(4)


10

География основных типов экономики на территории России

1

I

6.10.16


11

Проблемы природно-ресурсной экономики России

19.10.16


12

Россия в современной мировой экономике. Проблемы и перспективы

13.10.16


13

Урок-практикум по разделу

19.10.16


Тема 4 Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.(8 ч)


14

Научный комплекс

1

I

20.10.16


15

Машиностроительный комплекс. Роль, значение, перспективы развития

I

26.10.16


16

Факторы размещения. География машиностроения.

I

27.10.16


17

Военно-промышленный комплекс

I

2.11.16


18

Роль, значение и проблемы ТЭК

I

3.11.16


19

Топливная промышленность.

I

9.11.16


20

Электроэнергетика

I

10.11.16


21

Итоговый урок по разделу.

II

16.11.16


Тема 5 Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(6 ч)


22

Состав, проблемы и значение комплексов

1

II

17.11.16


23

Металлургический комплекс

30.11.16


24

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

1.12.16


25

Цветная металлургия

7.12.16


26

Химическая промышленность. Факторы размещения

8.12.17


27

Лесная промышленность

14.12.16


Тема 6 Агропромышленный комплекс. (3 ч)


28

Состав и значение АПК

1

II

15.12.16


29

Земледелие и животноводство

21.12.16


30

Пищевая и легкая промышленность

22.12.16


Тема 7 Инфраструктурный комплекс.(4 ч)


31

Состав комплекса. Роль транспорта в экономике.

1

II

28.12.16


32

Железнодорожный и автомобильный транспорт

1

29.12.16


33

Водный и другие виды транспорта

1

11.01.17


34

Связь, сфера обслуживания.

1

12.01.17


Тема 1 Районирование России.(2 ч)


35

Районирование России

1

II

18.01.17


36

Общая характеристика макрорегионов


Тема 2 Западный макрорегион – Европейская Россия.(20 ч)


37

Центральная Россия. Состав, историческое изменение и проблемы региона.

1

II

19.01.17


38

Население и главные черты хозяйства

1

II

25.01.17


39

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

1

II

26.01.17


40

Географические особенности областей Центрального Региона.

1

II

1.02.17


41

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный район

1

II

2.02.17


42

Северо-западный район. Географическое положение и особенности развития

1

II

8.02.17


43

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

III

9.02.17


44

Население и хозяйство.

1

III

15.02.17


45

Обобщающий урок

1

III

16.02.17


46

Европейский Юг. Северный Кавказ. Характеристика района

1

III

1.03.17


47

Население и хозяйство

1

III

2.03.17


48

Крымский полуостров. Хозяйство и перспективы развития

1

III

8.03.17


49

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы

1

III

9.03.17


50

Население

1

III

15.03.17


51

хозяйство

1

III

16.03.17


52

Урал. Географическое положение, природный условия и ресурсы

1

III

22.03.17


53

Население

1

III

23.03.17


54

Хозяйство

1

III

29.03.17


55

Урок-практикум.

1

III

30.03.17


56

Итоговый урок по разделу.

1

III

5.04.17


Тема 3 Восточный макрорегион – Азиатская Россия. (8 ч)


57

Общая характеристика региона

1

III

6.04.17


58

Этапы, проблемы и перспективы развития

19.04.17


59

Западная Сибирь

20.04.17


60

Восточная Сибирь

26.04.17


61

Дальний восток. Состав, проблемы, перспективы

27.04.17


62

Хозяйство и население

3.05.17


63

Обобщающий урок

4.05.17


64

Контрольно-учетный урок по курсу.

10.05.17


Раздел 3. Социально- экономическая география Самарской области (4 ч)


65

Особенности географического положения.

1

III

11.05.17


66

Ресурсный потенциал губернии. Население.

17.05.17


67

Хозяйство Самарской области

18.05.17


68

Итоговый урок

24.05.17
























































































Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Дополнительная литература:

1. И.М. Чередов. Формы учебной работы в средней школе.

2. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). –

М.: Просвещение, 1991.

3. Э. Гирчис. «Дорогами дружбы» – М.: Детская литература, 1928.

4. В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа, 2002.

5. Сто народов – сто языков (этнографические очерки). – М.: Просвещение, 1992.

Методическая литература:

1.Школьные олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова). География 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2003.

2. Задачи по географии. Под редакцией А.С. Наумова. – М.: МИРОС, 1993.

3. Журналы «География в школе». 2003-2010 гг.



Приложение


Итоговый опрос 9 класс

На территории какой из перечисленных стран находится самая большая по

площади низменность на Земле?

1) США

2) Китай

3) Бразилия

4) Канада

Ответ:

С какой из перечисленных стран Россия имеет как сухопутную, так и

морскую границу?

1) Эстония

2) Белоруссия

3) Монголия

4) Япония

Ответ:

Для какой из перечисленных территорий России, расположенных в умеренном

климатическом поясе, характерен резко континентальный климат?

1) Забайкалье

2) Кольский полуостров

3) Приморье

4) полуостров Камчатка

Ответ:

Снежные лавины – одно из наиболее грозных и опасных природных явлений.

В каком из перечисленных регионов России снежные лавины представляют

наибольшую опасность?

1) Калининградская область

2) Республика Северная Осетия – Алания

3) Чувашская Республика

4) Архангельская область

Ответ:

В каком из перечисленных регионов России угледобывающая

промышленность является одной из основных отраслей хозяйства?

1) Краснодарский край

2) Кемеровская область

3) Астраханская область

4) Республика Карелия

Ответ:

Учёные-биологи должны исследовать места обитания популяций овцебыков,

белых медведей, некоторых видов птиц. Какой из перечисленных

заповедников им следует посетить для проведения исследовательской

работы?

1) Остров Врангеля

2) Магаданский

3) Командорский

4) Печоро-Илычский

Ответ:

В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения

наибольшая?

1) Камчатский край

2) Ростовская область

3) Мурманская область

4) Республика Карелия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по географии 9 класс по учебнику Домогацких Е.М.

Автор: Алексахина Екатерина Сергеевна

Дата: 18.11.2017

Номер свидетельства: 439436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по географии 5 класс  в соответствии требованиям ФГОС "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-v-sootvietstvii-triebovaniiam-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "169766"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423469306"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Рабочая программа по географии для 7 класса (авторы учебника Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И.), составленная в соответствии с требованиями ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(166) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-7-klassa-avtory-uchiebnika-domoghatskikh-ie-m-i-alieksieievskii-n-i-sostavliennaia-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "112569"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408731417"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Рабочая программа по географии для 5-9 классов разработана на основе программы Е.М. Домогацких Программа курса «География». 5-9  классы "
    ["seo_title"] => string(147) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-9-klassov-razrabotana-na-osnovie-proghrammy-ie-m-domoghatskikh-proghramma-kursa-gieoghrafiia-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "239005"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444677810"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Рабочая программа по географии к учебнику Е.М. Домогацких 5 класс ФГОС (2 часа в неделю)"
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-k-uchiebniku-ie-m-domoghatskikh-5-klass-fgos-2-chasa-v-niedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "271442"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451500548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства