Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»
Рабочая программа
по Географии
в 8 классе
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Авторская программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-10 кл. М., Дрофа, 2006 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии . Авторы программы И.И. Баринова. Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы».Составитель В.В.Курчина— М.:Дрофа, 2011г.
Количество часов: по учебному плану — 68 часов , 2 часа в неделю
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2014г;
Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2016г.
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Данная программа и реализующий её учебник отражают традиционный подход к изучению географии России, предусматривающий раздельное изучение природы и хозяйства. Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Программа и учебник данного автора позволяют реализовать основные задачи курса: формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и её регионов.
Содержание обучения
Введение.(6часов)
Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.
Географическое положение России
Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.
Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.
Практические работы:
1.Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2.Определение поясного времени для разных пунктов России.
История заселения и исследования территории России
Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.
Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. (25 часов)
Рельеф, геологическое строение России. (6 часов)
Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.
Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.
Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.
Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Практическая работа:
1.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Климат и климатические ресурсы России.(6 часов)
Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).
Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.
Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.
Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.
Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.
А.И. Воейков - основоположник климатологии.
Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.
Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.
Сумма активных температур.
Практические работы:
1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран.
2.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
3.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Внутренние воды и водные ресурсы России(5 часов)
Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.
Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.
Болота, их виды и размещение по территории России.
Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.
Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.
Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.
Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.
Практические работы:
1.Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
2.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата.
3.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Почва и почвенные ресурсы России( 4 часа)
Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.
Практическая работа:
1.Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Растительный, животный мир и биологические ресурсы России ( 4 часа)
Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.
Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.
Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.
Практическая работа:
1.Составление прогноза изменений растительного и животного мира России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Раздел II. Природные комплексы России(31 час)
Природно-территориальный комплекс.(6 часов)
Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России.
Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.
Природа регионов России.(19 часов)
Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.
Практические работы:
1.Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
2.Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение среди них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Особенности природы Ярославской области( 6 часов)
Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны природы и природопользования .
Практические работы
1. Составление характеристики географического положения.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия нашей страны.
Практические работы:
1.Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных разных источников географической информации. Оценка экологической ситуации в Ярославской области.
2. Тематический план.
№
Раздел
Всего часов
Практические работы
1
Введение.
6
2
2
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России
25
5
3
Раздел 2. Природные комплексы России
31
5
4
Раздел 3. Человек и природа
6
3
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Что пройдено на уроке
Изучаемые понятия (в соответствии с ФКГС, ФГОС)
Д/З
§
Дата
План.
8а
Факт.
8б
Факт.
8в
Введение
1
Что изучает география России.
Источники географических знаний.
2
Россия на карте мира. Особенности географического положения по сравнению с другими странами. Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России»
1
3
Моря, омывающие берега России.
Ресурсы морей.
2
4
Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории. Практическая работа №2
«Определение поясного времени для разных пунктов России»
3
5
Как осваивали и изучали территорию России. История освоения и изучения территории России
4
6
Наша Родина на карте мира (обобщение). Итоговый урок по теме «Пространства России».
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (25 ч)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 ч)
7
Особенности рельефа России.
5
8
Геологическое строение территории.
Геохронологическая таблица. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.
6
9
Основные тектонические структуры.
Тектоническая карта России.
6
10
Минеральные ресурсы России. Практическая работа №3
«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры"Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых".» Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России.
7
11
Развитие форм рельефа. Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его развития на примере своего региона.
8
12
Обобщение темы «Рельеф и недра России» Контрольная работа №1
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.
§ 10 , до стр.64
16
Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения радиационного баланса, распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, типа климата ».
§ 10, до конца
17
Зависимость человека от климата.Агроклиматические условия. Неблагоприятные климатические условия. Климат и хозяйственная деятельность людей. Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.
Практическая работа №5 «Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»
11
18
Обобщающий урок по теме « Климат и климатические ресурсы»
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 ч)
19
Разнообразие внутренних вод России. Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Выявление: зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.
§12, до стр.76
20
Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим. Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования»
§12, до конца
21
Озёра, их происхождение. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
13
22
Водные ресурсы. Стихийные явления, связанные с водами.
14
23
Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (4 ч)
24
Почва - особый компонент природы. Образование почв, их разнообразие.
15
25
Типы почв России. Закономерности распространения почв.
16
26
Почвенные ресурсы страны. Мелиорация земель. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.
17
27
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа №7 «Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия»
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч)
28
Растительный мир России
18
29
Животный мир России
18
30
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.
19
31
Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний. Контрольная работа № 2
20
Раздел 2. Природные комплексы России (31 ч)
Тема 1. Природное районирование (6 ч)
32
Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России.
21
33
Моря как крупные природные комплексы. Природно-хозяйственные различия морей России. Практическая работа № 8 «Характеристика моря России ( по выбору)»
22
34
Природные зоны: арктические пустыни, тундра и лесотундра.
23, 24
35
Природные зоны: леса, степи, лесостепи, полупустыни и пустыни.
25
36
Высотная поясность . Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)» Анализ физической карты и карт компонентов.»
26
37
Природная зона своей местности, её экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории. Обобщение знаний по теме.
Тема 2. Природа регионов России (19 ч)
38
Русская равнина – общая характеристика.
ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. Природно - хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо - Запад, Центральная Россия, Поволжье.
27
39
Климат и внутренние воды Русской равнины. Географическое положение регионов, их природный потенциал.
27
40
Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы Русской равнины.
28
41
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Практическая работа №10 «Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности"
29
42
Северный Кавказ. Своеобразие природы. Географические особенности отдельного района и региона (Юг Европейской части страны). Географическое положение регионов их природный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
30
43
Природные комплексы Северного Кавказа.
31
44
Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу. Географические особенности отдельного района и региона (Урал). Географическое положение регионов их природный потенциал.
32
45
Своеобразие природы Урала. Природные уникумы.
33
46
Экологические проблемы Урала. Регионы экологического неблагополучия. Практическая работа №11 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала»
34
47
Западно - Сибирская низменность: особенности природы. Географические особенности отдельного района и региона (Сибирь). Географическое положение регионов их природный потенциал.
35
48
Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.
36
49
Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.
37
50
Природные районы Восточной Сибири.
38
51
Жемчужина Сибири – Байкал.
39
52
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
40
53
Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы. Географические особенности отдельного района и региона (Дальний Восток). Географическое положение регионов их природный потенциал.
41
54
Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин, Курильские острова.
42
55
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
43
56
Природа регионов России. Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа регионов России». Контрольная работа № 3
Тема 3. Природа Ярославской области (6 часов)
57
География своей области. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения Практическая работа№12 « Составление характеристики ГП области»
58
Особенности рельефа и полезные ископаемые.Оценка природных ресурсов и их использования.
59
Климат Ярославской области
60
Внутренние воды и использование их человеком. Почвы области. Растительные зоны
61
Животный мир. Экологические проблемы.Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности.
62
Обобщение и систематизация знаний по теме: "Природа Ярославской области". Контрольная работа № 4
Раздел 3. Человек и природа (6 ч) Природопользование и геоэкология.
63
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Основные типы природопользования.
Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»
44
64
Антропогенные воздействия на природу.
Практическая работа №14 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России»
45
65
Рациональное природопользование. Стихийные природные явления на территории страны. Изучение мер защиты от стихийных природных явлений. Практическая работа №15
«Природные уникумы России» (составление карты)
46
66
Экологическая ситуация в России, в своей области (мониторинг). Экологические загрязнения и его источники. Экологические проблемы сельской местности. Применение географических знаний для понимания геоэкологических проблем. Соблюдение правил поведения человека в окружающей среде. Обобщение и систематизация знаний.
46
67
Памятники Всемирного природного и культурного наследия нашей страны.
68
Обобщение и систематизация знаний.
Мониторинг успешности усвоения учебного материала.
Дата
№
К.Р.
Тема контрольной работы.
Класс
Кол-во уч-ся в классе
Выполняли работу
Справились
Получили «4»-«5»
1
2
3
4
5
6
7
8
Дата
№
К.Р.
Тема контрольной работы.
Класс
Кол-во уч-ся в классе
Выполняли работу
Справились
Получили «4»-«5»
1
2
3
4
5
6
7
8
Дата
№
К.Р.
Тема контрольной работы.
Класс
Кол-во уч-ся в классе
Выполняли работу
Справились
Получили «4»-«5»
1
2
3
4
5
6
7
8
Анализ выполнения программы.
Параметры.
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный
год
Кол – во
часов
%
1
2
3
4
5
6
7
Кол-во часов по программе
Проведено фактически
Разница в часах
Причины
Выполнение программы
Дата заполнения
Подпись учителя
Параметры.
Учебный период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный
год
Кол – во
часов
%
1
2
3
4
5
6
7
Кол-во часов по программе
Проведено фактически
Разница в часах
Причины
Выполнение программы
Дата заполнения
Подпись учителя
Требования к уровню освоения содержания образования.
В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий в России;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы России и её разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов и страны;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности освоения ее районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий россии, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов; разницу во времени
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Обладать базовыми компетенциями, то естьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические
Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
Коммуникативные:
Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
Учебно-познавательные:
Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.