kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии. Соответствуе ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

7 класс

Учитель: Марченко Е. Н.

Год реализации программы: 2017/ 2018 учебный год

Класс: 7 класс

Общее количество часов по плану: всего 68 часов в год

Количество часов в неделю: в неделю 2 часа

Рабочая программа предназначена для учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:

Программы курсов « География» для 5-9 классов под редакцией Домогацких Е. М. - М.: «Русское слово»,2008



Учебники:

Учебник География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений « География. Материки и океаны» 7 класс в двух частях /Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. Москва « Русское слово»2014


Рекомендован Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 2013 г.




Рязань 2017













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой для рабочей программы по географии в 7 классе на 2017-2018 учебный год являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ);

- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

- Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241«О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,утвержденные приказом №1313 от 09.03.2004

- Приказ Министерства образования и науки РФ  17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010  г. N  1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005  г. N  03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
 

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/17учебный год"

- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениям

-  Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. №  03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
       

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

- Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»

- Учебный план МБОУ «Школа №54» на 2017-2018 учебный год.

- Устав МБОУ «Школа №54».

- Программы для общеобразовательных учреждений  «География. 5-9 классы»/ Автор-составитель Домогацких Е.М. — М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.



Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии.

Программа соответствует УМК:

Учебник:География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны» 7 класс/  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 1 и 2 часть/  Москва «Русское слово» 2014г.

Рабочая тетрадь География к учебнику Е.М. Домогацкого, Н.И. Алексеевского в двух частях.Москва «Русское слово» 2014г.

Атлас. С Банников, Е. Домогацких География. Материки и океаны 7 класс Москва, « Русское слово» 2016

Контурные карты. География. 7 класс Москва, « Русское слово» 2016

























Общая характеристика учебного предмета

  Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса,  увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира. Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2000 г.),   рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.



. Цели обучения географии

Главная цель  - создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;

- формирование общей культуры, необходимой каждому молодому человеку;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально – экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  • Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • - ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

  • - осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

  • - осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

  • - осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

  • -  гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • - любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

  • - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

  • - уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

  • - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

  • Результаты изучения учебного предмета

  • Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • – гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • – образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

  • – умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

  • – умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

  • Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:

  • – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • 7–9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • Познавательные УУД:

  • – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:



  • 7–9 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

  • Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.


  • Коммуникативные УУД:

7–9 классы

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  • Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

  • Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:

7 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • - объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • - составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

  • - выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

  • - объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

  • - определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

  • - устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • - выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • использование географических умений:

  • - анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

  • - находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

  • использование карт как моделей:

  • - различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

  • - выделять, описывать и объяснять по  картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

  • понимание смысла собственной действительности:

  • - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.


Место предмета в базисном учебном плане


Согласно действующему в школе учебному плану на 2017-2018учебный год рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Из них 12 контрольных работ, 15 практических работ.












































Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/ понимать:

  • основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.

Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;

  • приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;

  • определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

  • чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;

  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;

  • понимания географической специфики регионов и стран мира.

-проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.






География. Материки и океаны

(7 класс, 68 часов)

Пояснительная записка

География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 5 и 6 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом — региональном (материковом) уровне.

Содержание программы полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени, или 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.

Цели и задачи курса:

  • создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

  • раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

  • воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Курс состоит из двух частей:

1. Планета, на которой мы живем.

2. Материки планеты Земля.

Открывает курс небольшая тема «Литосфера – подвижная твердь». Она знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема «Атмосфера – мастерская климата» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий.

Тема «Мировой океан – синяя бездна» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и с факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Географическая оболочка – живой механизм» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.

Тема «Человек – хозяин планеты» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.

Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

  • географическое положение и история исследования;

  • геологическое строение и рельеф;

  • климат;

  • гидрография;

  • разнообразие природы;

  • население;

  • регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.


Содержание программы

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (22час)

Тема 1.  Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

Содержание темы

Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

Учебные понятия:

Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии

Альфред Вегенер.

Основные образовательные идеи:

  • Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.

  • Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте)  и человек.

  • Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы

  • причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;

  • местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.

Практическая работа:

1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

  • Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)

Содержание темы:

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

Учебные понятия:

Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. 

Основные образовательные идеи:

  • Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;

  • формирование климатических поясов;

  • действие климатообразующих факторов.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;

  • местоположение климатических поясов.

Практические работы:

1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира и определение типов климата по предложенным климатограммам.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (5 часов)

Содержание темы:

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Учебные понятия:

Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.

  • Мировой океан — колыбель жизни.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы в гидросфере;

  • формирование системы поверхностных океанических течений.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  Мировой океан, морское течение;

  • местоположение крупнейших морских течений.

Практические работы:

  1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

  2. Комплексная характеристика одного из океанов.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

Содержание темы

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Учебные понятия

Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Основные образовательные идеи:

  • Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности

  • Природные зоны и человек.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;

  • местоположение природных зон.

Практическая работа:

  • 1.Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам.

Тема 5. Человек – хозяин планеты (4 часа)

Содержание темы

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Учебные понятия:

Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.

Основные образовательные идеи:

  • С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.

  • Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.

  • Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  человеческая раса;

  • местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.

Практическая работа:

  • 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения и разных регионов и стран мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля (46 часов)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.

Персоналии:

Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.

Основные образовательные идеи

  • Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.

  • Африка – материк равнин.

  • Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.

  • Своеобразие регионов Африки:

  • Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.

  • Западная и Центральная Африка -  разнообразие народов и культур.

  • Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;

  • Южная Африка – саванны и пустыни,  богатейшие полезные ископаемые.

Метапредметные умения:

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материков и океанов.

  • географическая специфика отдельных стран.

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

 

Учебные понятия:

Лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии:

Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.

Основные образовательные идеи

  • Самый маленький и самый засушливый материк.

  • Самый низкий материк, лежащий  вне сейсмической зоны.

  • Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы

  • Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.

  • Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.

  • Океания — особый островной мир.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

  • географические особенности отдельных стран.

  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практическая работа:

1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)

Содержание темы:

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Учебные  понятия:

Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии:

Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт. 

Основные образовательные идеи

  • Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материкаэ

  • Антарктида — материк без постоянного населения.

Метапредметные умения:

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материков и океанов.

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)

Содержание темы:

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.  Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная  Америка.

Персоналии:

Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.

Основные образовательные идеи

  • Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.

  • Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и  самые длинные горы суши.

  • Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

  • географические особенности отдельных стран.

  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1.Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.

2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)

Содержание темы

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.

Основные образовательные идеи

  • Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.

  • Равнины на востоке и горы на западе.  Кордильеры – главный горный хребет.

  • Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.

  • Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.

Персоналии:

Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр  Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

  • географические особенности отдельных стран.

  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия  – музей природы (11 часов)

Содержание темы:

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные образовательные идеи:

  • Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.

  • Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.

  • Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.

  • Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.

  • Евразия — самый заселенный материк Земли.

  • Особенности регионов Европы  (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).

Персоналии:

Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод  Иванович Роборовский.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

  • географические особенности отдельных стран.

  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.

3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (1 час)

Содержание темы:

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Учебные понятия:

Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии:

Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи:

  • Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.

  • Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности взаимодействия природы и человека;

  • особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;

  • следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.

Умение определять:

  • центры происхождения культурных растений;

  • местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа:

  1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.







































Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать):

  •  географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

  •  причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

  •  основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

  •  связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;

  •  причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;

  •  географию крупнейших народов Земли.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;

  • выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;

  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;

  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;

  • проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;

  • сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений;

  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

















Географическая номенклатура

Тема «Африка – материк коротких теней»:

  •  Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

  •  Нил, Конго, Нигер, Замбези;

  •  Виктория, Танганьика, Чад;

  •  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия – маленький великан»: 

  •  Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

  •  Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

  •  Муррей, Эйр;

  •  Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка – материк чудес»: 

  •  Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

  •  горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;

  •  Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

  •  Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка – знакомый незнакомец»: 

  •  полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;

  •  Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

  •  Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

  •  горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

  •  Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

  •  Великие Американские озера, Виннипег,  Большое Соленое;

  •  Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия – музей природы»:

  •  полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;

  •  моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

  •  Финский, Ботнический, Персидский заливы;

  •  проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

  •  острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;

  •  равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;

  •  горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

  •  реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн,  Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

  •  озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.



















Тематическое планирование в 7 классе



Наименование раздела

кол-во часов рабочей по программе

Практические работы

Примечание

Раздел 1. Планета на которой мы живем.


22


вводный контроль

Мировая суша

1



Литосфера и рельеф Земли.

6

П/Р № 1


Атмосфера Земли

4

П/Р № 2


Мировой океан- главная часть гидросферы.

5

  П/Р № 3,4


Географическая оболочка

2

П/Р № 5


Человек разумный

4



Раздел 2. Материки планеты Змля..

46



Африка.

9

П/Р

№ 6,7

 

Австралия и Океания.

6

П/Р № 8

 

Антарктида

2


 

Южная Америка

8

П/Р

№ 9,10

 

Северная Америка

8

ПР №11,12

 

Евразия.

11

ПР

№ 13,14,15

 

Раздел 3. Взаимоотношения человека и природы

1



Подведение итогов

1


Итоговый тест

Итого

          68

















Контроль уровня обученности по географии


Нормы  оценок.

При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся и производить расчет коэффициента усвоения материала (тематический текущий контроль), степени обученности по соответствующим методикам.

  Текущему контролю подвергаются   учащиеся   7   классов. Оценивание знаний и умений проводится по системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и вносится в классные журналы.  

Шкала оценок -   пятибалльная: 5 баллов - «отлично»,   4 балла - «хорошо» и 3 балла «удовлетворительно», 2 баллов – «неудовлетворительно».

Оценка «неудовлетворительно»  ставится обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по учебному предмету, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение.

Оценка «удовлетворительно»  ставится обучающемуся, проявившему знания основного программного материала по учебному предмету в объеме, необходимом для последующего обучения.

Оценка «хорошо»  ставится обучающемуся, проявившему полное знание программного материала по учебному предмету, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.

Оценка «отлично»  ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по учебному предмету, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.

Устный ответ

«5» – хорошо знает доказательство теоремы, четко отвечает на дополнительные вопросы или решает дополнительные задачи.

«4» - хорошо знает доказательство теоремы, но не может ответить на дополнительные вопросы.

«3» – делает ошибки при доказательстве, но отвечает на дополнительные вопросы.

«2» – плохо знает доказательство теоремы и не отвечает на дополнительные вопросы.

. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Оценка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка «4»

Работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знания основного теоретического материала и владения умениями, необходимого для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя. На выполнение работы затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическим материалом, географическими инструментами.

Оценка «2»

Выставляется в том случае, если учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство или помощь со стороны учителя вместе не эффективны из-за плохой подготовки учащегося.




Формы промежуточной аттестации

В 7 классе тестирование 1 раз в четверть.



































Примерное календарно – тематическое планирование

по географии для учащихся 7 классов

на 2017-2018 учебный год

учителя Марченко Е.Н.


учебник:«География: физическая география. Учебник для 7 класса» Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. М; «Русское слово», 2010г.


№ урока

ТЕМА

Кол-во часов

Экскурсия, доклады, реферат сообщения практические работы

К/Р

Д/З

Дата

Коррек

тировка


РАЗДЕЛ 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ.(21 час)

ТЕМА 1.
МИРОВАЯ СУША (1 час).

68






1

Суша в океане

1



§1



2

ТЕМА 2.Литосфера-подвижная твердь (6 часов).

Геологическое время

1



§2



3

Строение земной коры. Теория литосферных плит

1

п/р № 1


§3



4

Литосферные плиты и современный рельеф

1



§4



5

Платформы и равнины

1



§5,

к/к



6

Складчатые пояса и горы

1



§6,

повт §2-5



7

Закрепление темы « Литосфера»

1


+






8

ТЕМА 3.
АТМОСФЕРА (4 часа).

Пояса планеты.



1



§7



9

Воздушные массы и климатические пояса.

1

п/р № 2


§8



10

Климатообразующие факторы.

1



§9,

повт §7-8



11

Закрепление темы « Атмосфера»

1


+




12

ТЕМА 4.
МИРОВОЙ ОКЕАН (5 часов).

Мировой океан и его части.

1



п/р № 3


§10,к/к.



13

Движение вод Мирового океана

1



§11,к/к



14

Органический мир океана

1



§12



15

Особенности отдельных океанов .


1

п/р № 4


§13,

повт §10-12



16

Закрепление темы: «Мировой океан»

1


+






17

ТЕМА 5.ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 часа).

Географическая оболочка. Природные комплексы


1



§14



18

Географическая зональность. Высотная поясность.

1

п/р № 5


§15



19

ТЕМА 6.
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (4 часа).

Освоение земли человеком. Охрана природы.


1


+

§16,

17



20

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий.

1



§18



21

Страны мира.

1



§19,повт §1-18



22

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

1


+





РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.(46 часов)

ТЕМА 1.
АФРИКА (9 часов).







23

Географическое положение и история исследования Африки

1

п/р № 6


§20, к/к



24

Тектоническое строение и рельеф Африки.

1



§21,к/к



25

Климат Африки

1



§22



26

Внутренние воды Африки

1

п/р № 7


§23, к/к



27

Разнообразие природа Африки.

1



§24




28

Население Африки и политическая карта. Столицы и крупные города.

1



§25



29

Северная и Западная Африка.


Сообщения


§26



30

Центральная, Восточная и Южная Африка.

1

Сообщения


§27,повт §20-26



31

Закрепление темы: «Африка»

1


+




32

ТЕМА 2.
АВСТРАЛИЯ (6 часов).

История открытия и изучения материка. Особенности физико-географического положения.


1

п/р№ 8


§28,к/к



33

Компоненты природы Австралии

1



§29, к/к



34

Особенности природы Австралии.

1



§30



35

Население Австралии. Австралийский Союз.

1

сообщения


§31



36

Океания

1

Сообщ.


§32,



37

Закрепление темы: «Австралия»

1


+

повт §28-31





38

ТЕМА 3.
АНТАРКТИДА (2 часа)
.

ФГП и история исследования Антарктиды.

1



§33,к/к



39

Своеобразие природы Антарктиды.

1

Доклад


§34,к/к



40

ТЕМА 4.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (8 часов).

Особенности физико-географического положения Южной Америки. История открытия и изучения Южной Америки

1

п/р № 9

+

§35,к/к



41

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

1



§36,к/к



42

.Климат Южной Америки

1



§37



43

Внутренние воды Южной Америки

1



§38,к/к



44

Разнообразие природы Южной Америки. Природные ресурсы и их хозяйственное использование. Охрана природы.

1

п/р № 10


§39,к/к



45

Население Южной Америки.

1

доклады


§40



46

Регионы Южной Америки. Страны Южной Америки. Столицы и крупные города.

1

сообщения


§41,повт §35-40



47

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЮЖНАЯ АМЕРИКА – САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МАТЕРИК»

1


+




48

ТЕМА 5.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (8 часов).

Физико-географическое положение. История открытия и исследования Северной Америки.

1



§42,к/к



49

Рельеф Северной Америки.

1



§43к/к



50

Климат Северной Америки.

1

п/р №11


§44



51

Внутренние воды Северной Америки

1



§45,к/к



52

Природные зоны Северной Америки. Природные ресурсы и их хозяйственное использование. Охрана природы.

1



§46,к/к



53

Население Северной Америки.

1

п/р №12


§47



54

Регионы Северной Америки. Страны Северной Америки. Столицы и крупные города.

1

сообщения


§48,повт §42-47



55

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА»

1


+




56

ТЕМА 6.
ЕВРАЗИЯ (11 часов).


Географическое положение и история исследования материка.

1







§49,к/к



57

Геологическое строение и рельеф Евразии

1



§50/к



58

Климат Евразии.

1

п/р № 13


§51к/к



59

Типы климатов Евразии.

1






60

Внутренние воды Евразии.

1



§52, к/к



61

Разнообразие природы Евразии. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

1

п/р № 14


§53



62

Население Евразии.

1



§54к/к



63

Политическая карта Европы. Страны Европы. Столицы и крупные города.

1

п/р № 15


§55



64

Политическая карта Азии. Страны Юго-Западной и Восточной Азии. Столицы и крупные города.

1

сообщения


§56



65

Политическая карта Азии. Страны Южной и юго-Восточной Азии.

1

сообщения


§57,повт §49-56



66

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЕВРАЗИЯ – САМЫЙ БОЛЬШОЙ МАТЕРИК»

1


+




67

РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.(1 час)

Природа и общество. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.

1



§58



68

Обобщение и повторение курса географии 7 класса.

1


+













































Примерный график практических работ

по географии 7 класс


Практическая работа №1

«Составление картосхемы «Литосферные плиты ».

Практическая работа №2
«Определение главных показателей климата по климатической карте для разных регионов планеты ».

Практическая работа  №3

«Построение профиля дна океана по одной из параллелей ».

Практическая работа №4

«Комплексная характеристика одного из океанов .

Практическая работа №5

«Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам ».

Практическая работа №6

«Определение географическог положения Африки :крайних точек материка, его протяженности в градусах и в километрах» .

Практическая работа №7
«Описание одной из речных систем материка».
Практическая работа №8
«Сравнение особенностей ФГП Африки и Австралии».
Практическая работа №9
«Сравнение географического положения Африки и Южной Америки» .

Практическая работа №10
«Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одной из природных зон»

Практическая работа №11
«Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе»
Практическая работа №12
«Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей» .

Практическая работа № 13
«Определение типов климата по климатическим диаграммам».

Практическая работа № 14

«Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке» .

Практическая работа № 15

«Комплексная характеристика одной из стран Европы» .







График контрольных работ по географии 7 класс



Тема контрольной работы

Дата проведения

1

Литосфера и рельеф Земли


2

Атмосфера


3

Мировой океан


4

Географическая оболочка


5

Человек разумный


6

Африка


7

Австралия


8

Антарктида


9

Южная Америка


10

Северная Америка


11

Евразия


12

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса













































\Учебно-методическое ,материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса 7 класс

п/п

Наименование

Программы

1

программа под редакцией И.В. Душиной География. Программы 6-10класса (базовый уровень) . - М.: Дрофа 2006»

Учебники

2

В.А. Коринская И.В. Душина В.А. Щенев География материков и океанов 7 кл. – Москва, Дрофа, 2007г.

Методические пособия

3

  Никитина , Н.А.. Поурочные разработки по географии 7 класс. М.:ВАКО 2005 .

4

Чернова, В.Г.География в таблицах и схемах.6-10 класс.Санкт-Петербург 2009

5

Сиротин ,В.И Практические работы по географии .6-10 к4ласс М.:2000.

6

Саубанова, Л.И.Тесты.   К.; Магариф 2002.            

7

Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2009.

8

За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2009.

Рабочая тетрадь

9

География Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ. География материков и океанов 7 класс М.: « Дрофа» « Издательство ДИК» 2014

Атлас и контурные карты

10

География материков и океанов, 7 класс.кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.

Демонстрационные материалы

11

Физическая карта мира

12

Южная Америка. Физическая карта

13

Южная Америка. Климат. Природные зоны

14

Южная Америка. Политическая карта

15

Австралия и новая Зеландия. Физическая карта

16

Евразия. Физическая карта

17

Евразия. Климат. Природные зоны

18

Северная Америка. . Климат. Природные зоны

19

Северная Америка. Физическая карта

20

Африка. Физическая карта

21

Африка. Политическая карта

22

Африка. Климат. Природные зоны

23

Таблица: Типы и формы залегания горных пород

24

Таблица: Мир рек: развитие речных долин

25

Почвенная карта мира

26

Географические и этнографические открытия и исследования в новое время

27

Природные зоны мира

28

Климатические пояса и области мира

29

Климатическая карта мира

30

Строение земной коры полезные ископаемые

31

Растения и животные мира (карта)

Подготовка к ГИА



Учебные презентации

32

CD Уроки географии Кирилла и Мефодия ( 7 класс)

Интернет-ресурсы

33

Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»

http://geo.1september.ru 

34

Страны мира: географический справочник

http://geo.historic.ru 

35

Сайт «Все флаги мира»

http://www.karty.narod.ru 

36

География. Планета Земля

http://www.rgo.ru 

37

GeoSite — все о географии

http://www.geosite.com.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по географии 7 класс

Автор: Марченко Елена Николаевна

Дата: 09.12.2017

Номер свидетельства: 443237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства