Рекомендован Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 2013 г.
Рязань 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой для рабочей программы по географии в 6 классе на 2017-2018 учебный год являются:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
- Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241«О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,утвержденные приказом №1313 от 09.03.2004
- Приказ Министерства образования и науки РФ 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/18учебный год"
- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениям
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
- Учебный план МБОУ «Школа №54» на 2017-2018 учебный год.
- Устав МБОУ «Школа №54».
- Примерные программы и авторские программы под редакцией Домогацких Е.М .География программа курсов для 6-9классов (базовый уровень) . - М.: Русское слово 2008» и реализована в УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География М. « Русское слово» 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии.
Е.М. Домогацких, Е. Е. Домогацких Рабочая тетрадь по географии. К учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс Москва « Русское слово» 2016
Атлас. География. 6 класс Москва Дрофа, ДиК 2015
Контурные карты. География. 6 класс Дрофа, ДиК
Общая характеристика предмета географии в 6 классе
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели изучения географии:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости
проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости; • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6- классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
5–6 классы
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:
6 класс
осознание роли географии впознании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения географии в 6 классе основной школы, 1 раз в неделю. Из 34 часов 7 контрольных работ и 7 практических работ.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:- особенности компонентов природы своей местности.
Содержание программы
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы:
№1. Определение направлений и расстояний по карте.
№2 Определение географических координат.
№3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
№4 Составление простейшего плана местности (по выбору учащегося)
Тема 3 Литосфера ( 6 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практическая работа
№5 Составление схемы различий гор и равнин по высоте
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
№6 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо действие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практическая работа: №7 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природ ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П. Вернадский
Практическая работа: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.(демонстрационная, экскурсия)
Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)
Почва как особое природное образова ние. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова ния почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территори альные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Тема 8. Обобщающее повторение ( 1 час)
Тематическое планирование в 6 классе
Наименование раздела
Кол-во часов по рабочей программе
Практические работы
Примечание
Земля как планета
5
ПР № 1,2
Географическая карта
5
ПР № 3,4
Литосфера
6
ПР № 5
Атмосфера
8
ПР № 6
Гидросфера
4
ПР № 7
Биосфера
2
Почва и геосфера
3
Подведение итогов
1
Итоговый тест
Итого
34
Контроль уровня обученности
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность
употребления географической терминологии;
- самостоятельность ответа;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.
Примерные нормы оценок за устный ответ
«5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности;
«4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя;
«3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе
«2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.
Примерные нормы оценок
за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное
выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
аккуратное оформление результатов работы;
«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов;
«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в
«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Примерные нормы оценок за выполнение практических работ
«5» - ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении;
«4» - имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
«3» - имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях,
небрежность в оформлении;
«2» - присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в 6 классе в виде контрольной работы 1 раз в полугодие.
Учебно-методический комплект: 1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 232 с.: ил. 2. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 104 с. 3. Географический атлас по географии: География. Планета Земля. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010 4. Контурные карты по географии: География. Планета Земля. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
Дополнительная литература: 1. География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. А.П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010. – 284 с. – (Книга для учителя). 2. Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическрое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с. 3. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с. 4. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьному учителю). 5. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов. /Приложение к основному учебнику Т.П. Герасимова, О.В. Крылова «Физическая география», 6 класс. М.: Просвещение, 1993. / М.: «Аквариум», 1997, 256 с, илл.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
График практических работ:
График итоговых практических работ (обязательных к оценке у всего класса):
№
Название работы
Планируемые сроки/ неделя
Фактические сроки
1
Определение направлений и расстояний по карте.
2
Определение географических координат
3
Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
4
Составление простейшего плана местности.
5
Составление схемы различий гор и равнин по высоте
6
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
7
Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком
График контрольных работ по географии 6 классе
№
Тема контрольной работы
Дата проведения
1
Земля как планета
2
Географическая карта
3
Литосфера
4
Атмосфера
5
Гидросфера
6
Биосфера. Почва и геосфера
7
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса
Примерное календарно-тематическое планирование по географии для учащихся 6 классов на 2017-2018-учебный год учителя Марченко Е.Н.
Учебник: Домгацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 6 класс
№ урока
Тема
Кол-во часов
Экскурсия, сообщения практические работы
К/Р
Д/З
Дата
Корректировка
Физическая география
Земля как планета (5 ч.)
34
1
Земля и вселенная
1
п/р№1
§1 РТ стр.3-6
2
Система географических координат
1
п/р№2
§2,РТ стр.7-9
3
Времена года
§3, РТ стр.10-13
4
Пояса освещенности
1
§4,РТ стр.13-16
5
Закрепление темы « Землям как планета»
1
+
Географическая карта (5 ч)
1
6
Географическая карта .Масштаб карты
§5, РТ стр. 17-20
7
Виды условных знаков
1
§6, РТ стр.20-24
8
Ориентирование
1
п/р№3
§7, РТ стр. 24-26
9
Изображение рельефа на карте
1
п/р№4
§8, РТ стр.27-30
10
Закрепление темы « Географическая карта»
+
Литосфера (6 ч.)
11
Строение земного шара
1
§9, РТ стр. 31-34
12
Виды горных пород.
1
§10, РТ стр.34-38
13
Полезные ископаемые
§11,РТ стр. 38-41
14
Движения земной коры
1
§12,к/к, РТ стр. 42-45
15
Выветривание горных пород
1
§13,РТ стр. 46-50
16
Рельеф суши и дна океана
1
п/р№5
+
§14,к/к, РТ стр. 50-52
Атмосфера (8 ч.)
17
Строение атмосферы
1
§15, РТ стр.53-56
18
Температура воздуха
1
§16, РТ стр.57-60
19
Атмосферное давление
1
§17, РТ стр. 61-64
20
Движение воздуха
1
§18, РТ стр. 65-69
21
Вода в атмосфере
1
§19, РТ стр. 69-72
22
Погода
1
п/р№6
§20, РТ стр. 72-76
23
Климат
1
§21, РТ стр. 77-80
24
Закрепление темы « Атмосфера»
+
Гидросфера (4 ч)
25
Единство гидросферы
1
§22, РТ стр. 81-84
26
Воды суши: реки и озера
1
п/р№7
§23,к/к, РТ стр. 85-88
27
Воды суши: подземные воды и природные льды
1
§24,к/к, РТ стр.89-93
28
Закрепление темы « Гидросфера»
1
+
Биосфера (2 ч.)
29
30
Царства живой природы.
Биосфера и охрана природы
Почва и геосфера (3 ч.)
2
экскурсия
§25, РТ стр. 93-97
§26, РТ стр98-100
31
Почва
1
§27, РТ стр.101--104
32
Природный комплекс
1
Сообщения
§28, РТ стр. 105-107
33
Природные зоны
1
+
§29, РТ стр. 108-111
34
Итоговое обобщение по курсу 6 класса
1
+
Практические работы
6 класс
№1. Определение направлений и расстояний по карте
№2. Определение географических координат
№3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту
№4. Составление плана местности (по выбору учащегося)
№5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте
№6. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
№7. Описание по карте географического положения одной из крупных рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком
Учебно-методическое ,материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса 6 класс
№п/п
Наименование
Программы
1
Программы курсов «География» для 6-9 классов под ред. Домогацких Е.М. –М.: Русское слово,2008.
Учебники
2
Домогацких Е.М.,Алексеевский Н.И. География: Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2009
Методические пособия
3
География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. Н.Н Петрова. – М.: Дрофа, 2001. – 90 с. – (Книга для учителя).
4
В.Г. Суслов Развивающие упражнения на уроках географии 6 класс. Методическое пособие. М.: ООО « Издательство Астрель», 2004
5
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
6
Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьному учителю).
7
. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов. /Приложение к основному учебнику Т.П. Герасимова, О.В. Крылова «Физическая география», 6 класс. М.: Просвещение, 1993. / М.: «Аквариум», 1997, 256 с, илл.
Рабочая тетрадь
8
Е.М. Домогацких, Е.Е Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009
Атласы и контурные карты
9
Географический атлас по географии Планета Земля 6 класс линия УМК «Сферы», ОАО «издательство «Просвещение» 2010
10
Контурные карты по географии: География планета Земля6
класс линия УМК «Сферы», ОАО «издательство «Просвещение» 2010
Демонстрационные материалы
11
Коллекция « Гранит и его составные части»
12
Коллекция « Минералы и горные породы» для средней школы и (учебная) части 1,2,3,4.
13
Полезные ископаемые для курса географии. Часть 1,2,3,4.
14
Гербарий для курса географии средней школы (учебный)
15
Карта «Физическая карта России»
16
Опорная таблица « Человеческие расы»
17
Таблица « Вулканизм и землетрясение»
18
Таблица «Мир рек: развитие речных долин»
19
Демонстрационный материал для 6 класса-11 опорных конспектов
Подготовка к ГИА
20
Учебные презентации
21
Уроки географии Кирилла и Мефодия ( 6 класс)
Интернет-ресурсы
22
- http://geo.1september.ru - газета «География» Издательского дома «Первое сентября»,
23
- http://maps.google.com - масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл»,
24
- www.gismeteo.ru - прогнозы погоды и синоптические карты,
25
- - www.klimadiagramme.de - климатограммы по метеостанциям всех континентов мира,
26
- www.ecosystema.ru - фотографии географических объектов Российской Федерации
27
http://zapoved.ru - сайт «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации»,