Курс «География. Страноведение. 7 класс» рассчитан на 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю). География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. После изучения стран и регионов одного материка идут уроки обобщения, целью которых является формирование целостных образов материков и частей света во всём их природном и культурном многообразии. В ходе изучения курса формируются, с одной стороны, целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов, а с другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной. Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.
Дата | № п/п | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности |
| | Введение (5 часов). |
| 1 | География в современном мире. | Какой вклад в изучение нашей планеты вносит география? Чем занимается страноведение? | - давать характеристику политической карты мира – по масштабу, по охвату территории, содержанию; - находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные государства; - приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории; - показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах; - ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; - классифицировать информацию, работать с текстом и внетекстовыми компонентами, создавать описательные тексты, находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию. |
| 2 | Материки, части света и страны. | В чём разница между материком и частью света? На какой карте можно увидеть сразу все страны мира? |
| 3 | Разнообразие стран современного мира. | Как страны различаются по географическому положению и размерам? Как страны различаются по форме государственного правления? Каково государственное устройство разных стран мира? Практическая работа № 1. Составление таблицы «Разнообразие стран современного мира». |
| 4 | Урок-практикум. Источники страноведческой информации. | Как можно использовать справочную литературу для получения страноведческой информации? Чем полезны для страноведа описания путешественников и литературные произведения? Как могут помочь при составлении страноведческого описания фотографии, космические снимки и рисунки? |
| 5 | Урок-практикум (продолжение). Карта – один из основных источников страноведческой информации. | Как охарактеризовать по карте географическое положение, природу, население и хозяйство территории? О чём могут рассказать географические названия? |
| | Раздел 1. Земля – планета людей (8 часов). |
| | Тема 1. Население мира (5 часов). |
| 6 | Расселение человека по земному шару. | Как люди заселяли Землю? Где появились древние государства? Откуда и куда мигрировали люди на протяжении нашей эры? | - показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле; - называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время; давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице; - приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту плотности; давать характеристику карты «Плотность населения»; - объяснять расовые отличия разных народов мира; приводить примеры различий между разными народами; давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»; - приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни; - называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте. |
| 7 | Численность и размещение населения. | Сколько человек живёт на Земле? Насколько быстро растёт население нашей планеты? Как население распределено по Земле? Что мешает человеку заселить всю планету? Практическая работа №2. Анализ размещения населения мира (на примере одного или нескольких материков) по карте плотности населения. |
| 8 | Человеческие расы. | К каким основным расам относится население земного шара? Какие внешние признаки характерны для представителей различных рас? Имеются ли у рас преимущества друг перед другом? |
| 9 | Народы мира. | Что такое народ? По каким признака различаются народы мира? Что такое языковые семьи? Какие религии исповедуют разные народы? |
| 10 | Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. | Как живут люди в городе и сельской местности? Что такое урбанизация? Есть ли в облике разных городов общие черты? Какие проблемы испытывают жители городов? |
| | Тема 2. Хозяйственная деятельность людей (3 часа) |
| 11 | Возникновение и развитие хозяйства. | Как Робинзон Крузо сумел выжить на необитаемом острове? Какими видами хозяйственной деятельности занимался Робинзон? | - приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними; - называть причины изменения хозяйственной деятельности. |
| 12 | Современное хозяйство мира. | Что такое промышленность? Каким бывает сельское хозяйство? Какие предприятия образуют третичный сектор экономики? Практическая работа №3. Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или литературному описанию) |
| 13 | Итоговый урок по разделу «Земля – планета людей». | |
| | Раздел 2. Океаны, материки и страны мира.(51 час). |
| | Тема 3. Океаны (6 часов). |
| 14 | Мировой океан и его значение для человечества. | Как люди изучали мировой океан? Каково значение мирового океана Для Земли? Как распределена жизнь в Мировом океане? Что даёт океан человеку? Как человек воздействует на океан? | - показывать по карте материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план; -объяснять значение понятий и терминов; искать и отбирать информацию, работать с текстом; -называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана; -доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей; называть и объяснять своеобразие природных особенностей каждого океана Земли; -давать описание и характеристику океанов с использованием карт и других источников информации; -показывать по карте и на глобусе географические объекты, упоминаемые в тексте учебника. |
| 15 | Атлантический океан – самый молодой и освоенный. | Каковы особенности географического положения и природы Атлантического океана? Какие богатства Атлантического океана использует человек? |
| 16 | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. | Каковы особенности географического положения и природы Индийского океана? Как человек осваивает Индийский океан? |
| 17 | Тихий океан – самый большой и глубокий. | Чем знаменит самый большой океан планеты? Какие богатства океана использует человек? |
| 18 | Северный ледовитый океан – самый маленький и холодный. | Чем Северный Ледовитый океан отличается от других океанов Земли? Как Северный Ледовитый океан используется человеком? Практическая работа №4. Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана. |
| 19 | Итоговый урок по теме «Океаны». | |
| | Тема 4. Евразия Общая характеристика(4 часа). |
| 20 | Урок – практикум. Евразия. Географическое положение. | Почему изучение материков надо начинать с их географического положения? Каковы особенности географического положения Евразии? | -показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план; -объяснять логику изучение географического положения; определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран; называть и показывать регионы и страны материка; -приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны; - называть характерные особенности природы материков и океанов. |
| 21 | Урок-практикум. Рельеф Евразии. | Почему рельеф Евразии так разнообразен? |
| 22 | Урок -практикум. Климат Евразии. | Почему климат Евразии так разнообразен? Как образуются переходные климатически пояса? Чем переходные климатические пояса отличаются от основных поясов? Что такое климатограммы? Для чего они нужны? |
| 23 | Урок-практикум. Внутренние воды и природные зоны Евразии. | Как внутренние воды распределены по территории Евразии? Как почвенно-растительные зоны распределены по территории Евразии? |
| | Тема 5. Европа (11 часов). |
| 24 | Северная Европа. | Где находятся страны Северной Европы? Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства этих стран? Практическая работа №5. Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки с обозначением на контурной карте основных элементов береговой линии. | - показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план.; - определять логику изучения географического положения; - определять и называть факторы, определяющие географическое положение отдельных стран. - называть и показывать страны субрегиона; - приводить примеры, доказывающие влияние географического положение на природу региона и стран; - давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; - приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны, а также хозяйственную деятельность в океанах; определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию; - давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных стран, используя различные источники информации; - называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия; - показывать по карте территорию стран, границы, формы рельефа, реки, озёра; характеризовать береговую линию, называя географические объекты; - объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты; называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану. |
| 25 | Средняя Европа. Британские острова (Великобритания, Ирландия). | Где находятся Британские острова? Каковы особенности природы Британских островов? Каковы особенности населения и экономики стран, расположенных на Британских островах? Практическая работа №6. Описание климатограммы города и выявление основных факторов формирования морского климата (на примере Лондона). |
| 26 | Франция и страны Бенилюкса. | Каковы особенности природы Франции? Как живёт Франция? Чем эта страна известна в мире? Каковы особенности стран Бенилюкса? |
| 27 | Германия и Альпийские страны. | Какова природа Германии? Каковы особенности населения и хозяйства Германии? Каковы особенности природы, населения и хозяйства Альпийских стран? Практическая работа №7. Составление комплексной характеристики одной из стран с использованием различных источников географической информации. |
| 28 | Польша, Чехия, Словакия страны Балтии. | Какова природа Польши, Чехии и Словакии? Кто живёт в этих странах? Какие страны называют странами Балтии? Какова природа этих стран? Как живут прибалты? |
| 29 | Белоруссия, Украина и Молдавия. | Где находятся эти страны? Какова природа этих стран? Кто живёт в этих странах? |
| 30 | Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. | Какие страны находятся на Пиренейском полуострове? Какова природа стран Пиренейского полуострова? Какими эти страны были раньше? Как различаются природа, население и его хозяйственная деятельность в разных частях Испании и Португалии? |
| 31 | Страны на Апеннинском полуострове. | Какова природа Италии? Чем знаменита Италия? Практическая работа №8. Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны». |
| 32 | Дунайские и Балканские страны. | Где находятся эти страны? Какова природа этих стран? Кто населяет балканские и дунайские страны? Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте стран, расположенных в бассейне Дуная, и составление маршрута речного путешествия по реке Дунай. |
| 33 | Россия – самая большая по площади страна мира. | Где расположена Россия? Каковы особенности географического положения России? |
| 34 | Природа, население и хозяйство России. | Каковы главные особенности природы России? Какими богатствами одарила Россию Природа? В чём особенность населения России? Как различаются географические районы России? |
| | Тема 6. Азия (8 часов). |
| 35 | Закавказье. | Где находятся эти страны? Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства стран Закавказья? Практическая работа № 10. Сравнительная характеристика сухих и влажных субтропиков. | - давать физико-географическую характеристику по картам атласа; - приводить примеры и описывать хозяйственную деятельность людей, населяющих страны; - давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных стран, используя различные источники информации; называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия; - показывать по карте территорию стран, границы, формы рельефа, реки, озёра; - характеризовать береговую линию, называя географические объекты; объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты; называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану. |
| 36 | Юго-Западная Азия. | Какие страны образуют Юго-Западную Азию и где они находятся? Какова природа этих стран? Чем известны страны Юго-Западной Азии? Кто в них живёт и чем занимаются эти люди? Практическая работа № 11. Обозначение на контурной карте важнейших месторождений полезных ископаемых. |
| 37 | Центральная Азия. | Где находятся страны Центральной Азии? Почему Центральную Азию называют «Краем пустынь и гор»? Каковы особенности жизни населения стран Центральной Азии? |
| 38 | Китай и Монголия. | Где находятся эти страны? Каковы главные особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства Китая и Монголии? Практическая работа № 12. Анализ размещения населения по территории Китая. |
| 39 | Япония и страны на Корейском полуострове. | Где находятся эти страны? Каковы особенности природы Японии? Как живут японцы? Каковы особенности природы и населения Корейского полуострова? |
| 40 | Южная Азия. | Где находятся страны Южной Азии? В чём заключается разнообразие природы этих стран? Как в Южной Азии живут люди? Практическая работа №13. Характеристика муссонного климата (на примере полуострова Индостан). |
| 41 | Юго-Восточная Азия. | Где находится Юго-Восточная Азия? Какова природа этой части Азии? Как в Юго-Восточной Азии живут люди? |
| 42 | Итоговый урок по теме «Евразия». | Обобщение и систематизация по теме. Итоговый контроль. Практическая работа № 14. Создание на контурной карте образа Евразии. |
| | Тема 7. Африка (6 часов). |
| 43 | Общая характеристика Африки. | Каковы особенности природы Африки? Чем различаются страны Африки? | - показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план; - определять логику изучения географического положения; - называть факторы, определяющие географическое положение отдельных стран; - называть и показывать страны субрегиона; - приводить примеры, доказывающие влияние географического положение на природу региона и стран; - давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; - приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны, а также хозяйственную деятельность в океанах; определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию; - давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных стран, используя различные источники информации; - называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия; - показывать по карте территорию стран, границы, формы рельефа, реки, озёра; характеризовать береговую линию, называя географические объекты; объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты. |
| 44 | Северная Африка. | Где находятся страны северной Африки? Что известно о прошлом этих стран? Какие природные районы можно выделить в Северной Африке? Чем различаются занятия населения этих стран? |
| 45 | Западная и Центральная Африка. | Каковы размеры этой части Африки? Какова природа расположенных здесь стран? Какие народы проживают на территории Западной и Центральной Африки и чем они занимаются? Практическая работа № 15. Изучение отличительных особенностей хозяйства стран (по выбору). |
| 46 | Восточная Африка. | Где находятся страны Восточной Африки? Какова природа этих стран? Кто населяет страны Восточной Африки? Чем интересен Остров Мадагаскар? |
| 47 | Южная Африка. | Где находятся страны Южной Африки? Каковы особенности природы этих стран? Кто населяет Южную Африку? |
| 48 | Итоговый урок по теме «Африка». | Обобщение и систематизация по теме. Итоговый контроль. Практическая работа № 16. Создание на контурной карте образа Африки. |
| | Тема 8. Америка – Новый Свет (9 часов). |
| 49 | Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. | Каковы особенности природы Северной Америки? Каковы особенности природы Южной Америки? | - показывать по карте материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план; - объяснять логику изучения географического положения; - определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных регионов и стран; - называть и показывать регионы и страны материка; - называть характерные особенности природы материка; - давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; - приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей; - определять по карте народы, населяющие территорию; - давать описание характерных географических объектов, достопримечательностей, используя различные источники информации; - называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в параграфе, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия; - показывать по карте основные формы рельефа, реки, озёра; - характеризовать береговую линию, называя географические объекты; - объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты; - называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану. |
| 50 | Канада. | Где находится Канада? Какова природа канады? Как живут канадцы? Каковы особенности природы и населения самого большого в мире острова? |
| 51 | Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. | Где находятся США? Каково государственное устройство США? Каковы особенности рельефа, климата и внутренних вод США? В каких природных зонах располагается территория США? |
| 52 | Население и хозяйство США. | Как происходило заселение территории США? Кто такие американцы и где они живут? Какие особенности имеет хозяйство США? Чем различаются районы США? Практическая работа № 17. Изучение региональных различий в природе и хозяйсттве страны. |
| 53 | Центральная Америка и Вест-Индия. | Какие страны находятся в Центральной Америке? Что такое Вест-Индия? Каковы природа, население и хозяйство Мексики? Каковы особенности небольших стран Центральной Америки? Каковы особенности многочисленных островов Вест-Индии? |
| 54 | Бразилия. | Где находится Бразилия и каковы её размеры? Какова природа Амазонии? Каковы особенности природы Бразильского плоскогорья? Каковы главные черты населения и хозяйства Бразилии? Практическая работа № 18. Комплексная характеристика реки ( на примере Амазонки или Параны). |
| 55 | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. | Какие страны называют Андскими? Каковы особенности рельефа Андских стран? Какие природные комплексы сформировались в Андских странах? Каковы особенности населения и хозяйства Андских стран? Чем знамениты Андские страны? |
| 56 | Лаплатские страны. | Где находятся эти страны? Какова природа этих стран? Каковы отличительные черты населения и хозяйства Лаплатских стран? |
| 57 | Итоговый урок по теме «Америка – Новый Свет». | Обобщение и систематизация по теме. Итоговый контроль. Практическая работа № 19. Создание на контурной карте образа Америки. |
| | Тема 9. Австралия и Океания. (4 часа). |
| 58 | Географическое положение и природа Австралии. | Какова природа Австралии? Почему Австралию можно назвать материком-заповедником? Практическая работа № 20. Анализ факторов, определяющих климат Австралии. | - называть характерные особенности природы материка; - давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; - приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей; - определять по карте народы, населяющие территорию; - давать описание характерных географических объектов, достопримечательностей, используя различные источники информации; - называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в параграфе, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия; - показывать по карте основные формы рельефа, реки, озёра; - характеризовать береговую линию, называя географические объекты; - объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты. |
| 59 | Австралийский Союз. | КОГДА ЕВРОПЕЙЦЫ УЗНАЛИ ОБ Австралии и заселили её? Какие особенности характерны для современно населения и хозяйства Австралийского Союза? |
| 60 | Океания. | Что такое Океания? Каковы особенности природы и населения Океании? Каковы особенности Меланезии? Каковы особенности Полинезии? Каковы особенности Микронезии? Как образуются коралловые рифы и атоллы? Практическая работа № 21. Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии.) |
| 61 | Итоговый урок по теме «Австралия и Океания». | |
| | Тема 10. Полярные области Земли. |
| 62 | . Полярные области Земли. | Что называют полярными областями Земли? Чем похожи и чем различаются Арктика и Антарктика? Что представляет собой сухопутная часть Арктики? Как люди исследовали полярные области Земли? | - показывать по карте отдельные материки, определять их географическое положение, используя типовой план; - приводить примеры влияния географического положения на природу; - называть характерные особенности природы материков и океанов. |
| 63 | Антарктида. | Каковы природные особенности Антарктики? Чем Антарктида отличается от других материков? Кто живёт в Антарктиде? |
| 64 | Итоговый урок по теме «Океаны, материки и страны мира». | |
| | Раздел 3. Человек и природа. История взаимоотношений. (3 часа) |
| 65 | История изменения природы Земли человеком. | Как изменяли природу первобытные люди? Как воздействовало на природу древнее земледелие? Чем различается изменение природы человеком в древности и в наши дни? Что происходит в земных оболочках под влиянием деятельности человека? | - доказывать на конкретных примерах изменение природы под влиянием деятельности человека во времени на различных материках и планете Земля; - объяснять значение свойств географической оболочки и круговорота веществ и энергии. |
| 66 | Изменение человеком природы материков. | Почему у взаимоотношений человека и природы на разных материках Земли есть свои особенности? Как человек изменяет природу Евразии и Северной Америки? Как человек изменяет природу южной Америки? Как человек влияет на природу Африки? |
| 67 | Урок по курсу «География. Страноведение. 7 класс». | |
Резерв 1 час.