kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Рабочая программ по географии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя в соответсвии ФГОС по географии 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программ по географии 5 класс»

2. Пояснительная записка

Главная задача совершенствования российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержание образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможной успешной социализации.

Статус документа

Материалы рабочей программы составлены в соответствии:

  • С Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23. 12. 2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г., № 1089;

  • с рабочей программой «география», авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя

  • с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

  • идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  • С Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного МО в 2004 г.

  • С Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год;

  • С Положением о рабочих программах МОБУ Тыгдинской СОШ, Приказ № 160 от 16. 12. 2014 г.

Основная цель «Начального курса географии» -

  • систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

• развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

• научить применять географические знания в повседневной жизни;

• научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Обоснование выбора программы

Программа реализуется с 5 класса.

У младших подростков возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».

Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. В связи с этим программа предполагает использование развивающих технологий обучения.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.

Изменения, внесённые в авторскую программу.

В рабочую программу по «Географии» были внесены изменения в связи с наличием категории детей в 5 «б» классе, имеющих ОВЗ в виде дополнительной колонки в КТП – деятельность учителя с детьми, имеющих ОВЗ.

Рабочая программа по «ОРКСЭ» ориентирована на учащихся 4 «а» и б» класса МОБУ Тыгдинской СОШ, которые имеют средний уровень мотивации обучения. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. Для обучающихся со слабой успеваемостью предполагается работа по усвоению терминов, дат, персоналий, используя интерактивные формы обучения. Для обучающихся с повышенной мотивацией, предполагается дополнительные задания, работа с дополнительными источниками, составление презентаций, выполнение творческих проектов

Принципы программы:

диалогическое взаимодействие;

 приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно- нравственной и эмоциональной сферы;

 актуальность;

 опоры на самостоятельность мышления учащихся;

 вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);

 деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

 соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;

 органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты формирования УУД

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится:

Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас, глобус, земная ось, географический полюс, экватор, масштаб, литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный комплекс.

Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными растениями.

Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озѐр по солѐности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных,

полярных поясов, океана.

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озѐр,

для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.

Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам. Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений, изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.

Ученик получит возможность научиться:

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Ученик научится:

признавать высокую ценность жизни во всех еѐ проявлениях; знать основные принципы и правила отношения к природе; экологическое сознание; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.

Ученик получит возможность научиться:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Общая характеристика учебного предмета

«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных и тестовых работ

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

  • Формы организации работы учащихся:

  • Индивидуальная.

  • Коллективная;

  • Фронтальная;

  • Парная;

  • Групповая.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини – сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

Рефлексия

Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный  подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
    Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Здоровьесберегающая технология

-обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки;

- создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке;

Компоненты здоровьесберегающей технологии, используемых на уроках географии:

  • физкультминутка, динамическая пауза; смена видов деятельности; игра, игровые моменты; - оптимальный темп ведения урока; подача материала наиболее доступным рациональным способом; чередование горизонтальных и вертикальных рабочих плоскостей; музыкальное сопровождение.

  1. 4. Описание места учебного предмета «География» в Базисном учебном (образовательном) плане.
  2. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них по 35 ч. (1 ч. в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

  3. Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

  4. 5. Результаты освоения учебного курса.

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

  6. учебного предмета, курса

  7. Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

  8. ЛИЧНОСТНЫЕ:

  9. овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  10. - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

  11. - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

  12. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  13. Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

  14. Личностные УУД:

  15. - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  16. - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  17. - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости еѐ сохранения и рационального использования;

  18. - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  19. - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

  20. Регулятивные УУД:

  21. - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  22. - умения управлять своей познавательной деятельностью;

  23. - умение организовывать свою деятельность;

  24. - определять еѐ цели и задачи;

  25. - выбирать средства и применять их на практике;

  26. - оценивать достигнутые результаты.

  27. Познавательные УУД:

  28. - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  29. -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

  30. Коммуникативные УУД:

  31. - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

  32. ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

  33. 1) формирование представлений о географии, еѐ роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач челове- чества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  34. 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нѐм;

  35. 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах еѐ географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  36. 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе еѐ экологических параметров;

  37. 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  38. 6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

  39. 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных ката-

  40. строф;

  41. 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  42. 6. Учебно-тематический план

  43. 5 класс

1 час в неделю, всего 35 часов, в том числе резерв – 1 час

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов



Введение



3 ч.




Раздел I.

Земля как планета Солнечной системы

Тема 1.1. Планета Земля.

4 ч

4 ч.

Раздел II.

Геосферы Земли

Тема 2.1 Литосфера

Тема 2.2 Атмосфера

Тема 2.3. Гидросфера

Тема 2.4. Биосфера Земли

25 ч.

8 ч.

4 ч.

7 ч.

6 ч.


Повторение

3 ч


ВСЕГО

35 часов

В том числе

Практические работы (итоговые)

9

Согласно рабочей программы проводится 35 практических работ, из которых – 14 обучающие (они оцениваются выборочно) и 21 итоговая практические работы, которые оцениваются у всех учеников.

Особенность проведения практических работ заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

Практические работы по географии в 5 классе (Итоговых работ 9, всего 17)

тем

Тема

ур

Практические работы

Дата

план

факт

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

1

1 (обуч) Обучение приёмам работы с учебно-методическим комплектом (обучающая)





2

2(обуч) Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу.





3

3 (обуч) Наблюдение за географическими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдений.



2

Земля - планета Солнечной системы

5

4 (итог). Фенологические наблюдения за состоянием погоды. Работа с глобусом. Сравнение астрономических и фенологических времён года своей местности





6

5 (итог) Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом





7

6 (итог) Календарь погоды.




3

Литосфера

9

7 (итог) Определение горных пород по образцам,





10

8 (итог) Выявление способов использования местных пород в хозяйстве.






12

9 (обуч) Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов






13

10 (обуч) Определение ГП гор и нанесение их на к.к.




4

Атмосфера

17

11(итог) Построение графика «розы ветров»





5

Гидросфера

20

12 (обуч) .Обозначение на к/к объектов гидросферы.






22

13 (итог) Определение ГП океана.







23

14 (обуч) Описание моря .






25

15(итог) Гидрологические наблюдения реки Коки





6

Биосфера

29

16 (итог) Описание распространенных представителей растительного и животного мира своей местности.





31

17(обуч) Распознавание основных ландшафтов Земли по рисункам и иллюстрациям.




Содержание курса

Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

5 класс

(35 часов, 1 час в неделю, резервное время 3 часа)

Раздел 1. Источники географической информации

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.)

1.Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия

Древняя география и географы. Направления развития географии в Древнем мире и эпоху Средних веков. Искусство создания карт. Путешествия и открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Дрейка, русских землепроходцев. Результаты и значение великих географических открытий

Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий

2. Выдающиеся географические открытия.

3. Современный этап научных географических исследований

Исследования материков и океанов в XVI11—XXI веках. Новые экспедиции и географические открытия. Переход от открытия новых земель к их детальному изучению. Изучение северной полярной области Земли. Современный этап научных географических исследований

Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований

Раздел 2. Природа Земли и человек (27 часов)

Земля — планета Солнечной системы (4 ч)

4. Земля - планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы. Уникальность Земли как планеты. Спутник Земли Луна, их взаимодействие. Проблемы воздействия Космоса на Землю

Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю

5.Форма и размеры Земли, их географические следствия

Наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли. Длина экватора, полярного и экваториального радиусов, площадь поверхности. Значение формы и размеров Земли

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»

6.Движения Земли, их географические следствия

Виды движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Высота Солнца над горизонтом. Время на Земле. Тропики и полярные круги. Продолжительность года, смена времен года

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли

7.Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности

Неравномерность распределения солнечного света и тепла на Земле. Дни равноденствий и солнцестояний. Смена сезонов года. Пояса освещенности Земли

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач

Земная кора и литосфера. (6 ч)

8.Внутреннее строение Земли, методы его изучения

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Земная кора

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой

9.Горные породы и полезные ископаемые

Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород

10.Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм

Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли

11.Рельеф Земли.

Рельеф и формы рельефа.

Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа.

12.Основные формы рельефа дна Мирового океана.

Основные части рельефа океанического дна. Срединно-океанические хребты: местоположение.

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.

13.Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.

Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность

Атмосфера - воздушная оболочка Земли (4 ч)

14.Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле

Атмосфера: границы, состав воздуха, источники пополнения газов. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера). Значение атмосферы

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - „кухня погоды"»

15.Нагревание атмосферы, температура, распределение тепла на Земле

Нагревание воздуха тропосферы. Термометр. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры, амплитуды температур. Изотермы. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам

16.Погода. Карты погоды

Элементы погоды, способы их измерения. Метеорологические приборы и инструменты. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды

Овладевать навыками чтения карт погоды и климатических карт. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Характеризовать текущую погоду. Составлять описания преобладающих погод в разные сезоны года

17.Человек и атмосфера

Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения для обеспечения личной безопасности. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию).


Водная оболочка земли (7 ч )

18.Вода на Земле. Части гидросферы

Понятие «гидросфера». Объем гидросферы, ее части. Круговорот воды, его роль в природе. Источники пресной воды на Земле. Значение гидросферы для Земли

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека

19.Мировой океан - главная часть гидросферы

Мировой океан, его крупнейшие части. Моря, заливы и проливы. Методы изучения морских глубин. Минеральные и органические ресурсы океанов, их значение и хозяйственное использование. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей; морской транспорт, порты, каналы

Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту границы океанов и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях

20.Движения воды в Океане

Многообразие видов движения воды, их роль в жизни Океана. Волны и течения как важнейшие виды движения воды. Размеры течений, разнообразие по температуре, глубине, продолжительности. Причины поверхностных течений. Значение течений для климата и природы Земли

Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения

21.Реки Земли

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки, притоки. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек, их зависимость от климата. Создание водохранилищ и электростанций, загрязнение и очищение вод

Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной)реки по плану на основе анализа карт. Обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира

22.Озера, водохранилища, болота, подземные воды

Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Сточные и бессточные, пресные и соленые озера. Причины образования болот и их роль в природе. Происхождение и виды подземных вод

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Обозначать на контурной карте крупнейшие озера и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озер по происхождению котловин. Анализировать модель (иллюстрацию) «Артезианские воды»

23.Ледники, многолетняя мерзлота

Покровные и горные ледники, причины их образования, современное размещение. Объем пресной воды в ледниках. Географическое распространение многолетней мерзлоты, ее воздействие на хозяйственную деятельность человека

Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность

24.Человек и гидросфера

Значение пресных вод, их рациональное» использование. Проблемы ограниченных запасов пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Источники загрязнения вод гидросферы, меры по сохранению качества вод и органического мира

Находить информацию и готовить сообщение (презентацию): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними

Биосфера Земли (6 ч.)

25,26 Биосфера Земли

Понятие «биосфера». Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли, распределение по основным группам (царствам). Географическое распространение живых организмов. Приспособление организмов к среде обитания

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

27.Биологический круговорот.

28.Роль биосферы

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот. Его значение как процесса переноса вещества и энергии из одних частей биосферы в другие. Роль биосферы и ее связь с другими оболочками Земли

Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ

29,30. Влияние человека на биосферу

Усиление воздействия человека на биосферу. Исчезновение многих видов растений и животных. Опасные для биосферы виды хозяйственной деятельности. Охрана растительного и животного мира. Красная книга, создание охраняемых и заповедных территорий

Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своем крае

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (НОМЕНКЛАТУРА).

Тема «Литосфера».

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная

Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), горы: Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.

Тема «Гидросфера».

Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озёра: Каспийское море – озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.

Для реализации рабочей программы используются следующие УМК линии Алгоритм успеха:

5 класс

1.Программы по учебным предметам. География. 5-9 классы.2-е изд., перераб. - М.;Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

2.География: программа: 5-9 классы/[ А.А.Летягин, И.В.Душина, В.В.Пятунин, Е.А.Таможняя]. -М.; Вентана — Граф, 2012.

3.Летягин А.А. География.Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Летягин; под общей ред. В.П.Дронова. - М.:Вентана — Граф, 2012.

4.Летягин А.А. География: дневник географа-следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Летягина «География. Начальный курс»/ А.А.Летягин. - М.: Вентана-Граф, 2013.

5.Атлас с комплектом контурных карт. Начальный курс географии. 5 класс.Автор А.А.Летягин.

Электронные издания:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Мультимедийное издание «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс», 2009.

2.Электронное мультимедийное издание. География Начальный курс. 5 класс.

Литература для учителя:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

2. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 11 классы, (авт.-сост. Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А.) - М., Вентана-Граф, 2010. – 80 с.

3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии /Составитель Н.Н. Петрова. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.

5. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.

6. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 19998. – 192 с.

7. Сборник разноуровневых заданий по географии. 6-9 классы /Научный редактор Е.Ю. Ногтева. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. – 76 с.

  1. Журнал «География в школе».

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.





СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Четверть

Входной контроль

Итоговый контроль

Практическая работа


Административный контроль

5 класс


I

1


2


II



3


III



2


IV


1

1


Всего за год

1

1

8/1экс.






















Тематическое планирование 5 класс (35 часов)

№ ур

Тема урока

Д/З

Пр р

Дата

Опорные знания

Смысловые блоки. Понятия.

Планируемые результаты

Учебные действия

Деятельность учителя с детьми, имеющих ОВЗ

Оборудова

ние

Номенклатура

план

факт

личностныеУУД

Метапредмет-ные УУД

предметные

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа)


1

География – одна из наук о планете Земля.

Д/З п1

Пр р№ 1 (обуч)

Обучение приёмам работы с учебно-методическим комплектом (обучающая)







Понятия о недрах, воздухе и водах Земли.

Что изучает география. Географические объекты, и явления. Географические объекты — памятники Всемирного природного и культурного наследия. География, географические объекты, географические процессы и явления. Географическая оболочка.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний.

Научить рабо тать с учебни ком и дополни тельными материалами. Участвовать в учебном диал оге. Опреде лять цели сво его обучения, ставить новые задачи и разви вать мотивы в познаватель ной деятель ности. Выяв лять уникаль ность географи ческих объек тов в живой и неживой природе.

Знать и объяснять существенные признаки понятий «география и географический объект». Развивать познавательный интерес к предмету.

Работать с учебником и дополнительными материалами.

Коррекция связной речи и мыслительных операций (объясняю, понимаю).

Физическая карта полушарий. Таблица «Объекты Всемирного природного и культурного наследия». Картины природных объектов

.

2

Зарождение географии.

Д/З п.1



Пр р№2обуч Определение сторон гори зонта по компасу и Солнцу.



Древние науки.

Зарождение древней географии. Практические доказательства шарообразности Земли.

Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических чувств понимания страданий и морального напряжения в первопроходце, гордости за Родину при ее изучении.

Ставить учебную задачу. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

Сформировать представления о зарождении древней географии. Владеть знаниями о развитии науки. Владение практическим умением применять прибор для доказательства шарообразности Земли.

Работать с Дневником географа – следопыта. Собирать модель и проводить опыт, показывающий шарообразность Земли

Развивать навыки самоконтроля через обучение школьника ориентировке в задании.

«Дневник географа-следопыта». Карта Древнего Египта, 2 палочки, пластилин.


3

Наблюдения – метод географической науки.

Д/З п.2 Ведение календаря погоды


Пр р№ 3 (обуч)

Наблюдение за географическими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдений.



Наблюдения за физическими явлениями природы Профессии людей, ремесла..


Метод научных наблюдений. Метеорологические наблюдения. Наблюдение.

Осознание значимости наблюдений в научно – профессиональной сфере человека и в быту..

Составлять календарь погоды.

Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам, сезонные изменения водоема.

Формировать и развивать практические компетентности применения народных примет в ежедневной жизни человека.

Отбирать источники географических знаний для проведения наблюдений за погодой, фенологическими явлениями , высотой Солнца.

Работать с дневником географа – следопыта и календарем погоды. Собирать модель гномона.

Коррекция мыслительной деятельности через анализ географического объекта.

«Дневник географа-следопыта. Деревянная палочка, пластилин, отвес.


Земля -планета Солнечной системы (4 часа)

4

Земля среди других планет Солнечной системы.

Д/Зп.3



Форма Земли. Земля и другие планеты Солнечной системы. Спутник Земли. Космические тела и их влияние на жизнь планеты Земля.

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.

Солнечная система. Земная группа планет. Полярный радиус. Экваториальный радиус. Глобус.

Осознавать ценность географических знаний и применения их на практике.

Ставить учебную задачу и уметь сравнить полученные результаты с учебной задачей(современная форма Земли).

Понимать и объяснять процесс образования Земли и других планет. Знать состав Солнечной системы. Объяснять понятия глобус, земная ось, полюс, экватор.

Уметь измерять земные окружности (экватор и меридиан) по глобусу.

Работа с основными понятиями. Измерение «земных окружностей» по глобусу . чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли

Коррекция мыслительной деятельности через анализ географического объекта.

Глобус. Таблица

«Планеты Солнечной системы».

«Дневник географа – следопыта.»


5

Обращение Земли вокруг Солнца.

Д/З п.4

Пр р№4(итог). Фенологические наблюде ния за состо янием пого ды. Работа с глобусом. Сравнение астрономических и фено логических времён года своей местности



Расстояние между Землей и Солнцем. Вращение Земли вокруг Солнца. Сезонные явления в природе.

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Фенологические наблюдения.

Географический полюс.

Овладение знаниями о следствиях обращения Земли вокруг Солнца, применение их в различных жизненных ситуация и для фенологических наблюдений..

Развитие познавательных интересов.

Иметь представление о современной научной картине мира. Уметь работать с глобусом, вести наблюдения за объектами и явлениями.

Работа с глобусом. Организация проведения осенних фенологических наблюдений над природой. Готовить календарь природы.

Развивать навыки самоконтроля через обучение

Коррекция мыслительной деятельности.

Глобус.

Таблица.

Дневник географа – следопыта.


6

Времена года на Земле.

Д/З п.4


Пр р №5(итог) Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом



Времена года на Земле.

Смена времен года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.

Использовать знания и умения для фенологических наблюдений.

Уметь высказывать суждения, подтверждать их фактами.

Знать научную картину смены времен года на Земле. Уметь давать определения основным понятиям.

Работа с глобусом и таблицей.

Развивать воображение через выполнение творческих заданий.

Таблица «Вращение Земли вокруг Солнца».



7

Суточное вращение Земли.

Д/Зп.5


Пр р№6(итог)

Календарь погоды.




Компас. Полярная звезда. Изменение положения и длины тени предметов в течение дня.

Пояса освещенности. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Долгота дня.

Осознание значимости глобальных проблем.

Организовывать работу в группе. Оценивать свою деятельность и деятельность других.

Наблюдать действующую модель вращения Земли вокруг Солнца, фиксировать положение Земли в дни равноденствия и солнцестояния. Определять высоту Солнца и составление рассказа.

Изучать модель «Земля – Луна – Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси Составлять рассказ по плану о четырех временах года.

Коррекция мыслительной деятельности через анализ географического объекта.

Компас. Модель «Земля – Луна – Солнце».


Литосфера (8 часов)

8

Слои «твердой Земли».

П.6




Представление о форме Земли.

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера-твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.

Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира.

Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли».

Знать и объяснять существенные при-знаки понятий

«литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия».

Строить модель «твердой Земли».

Коррекция мыслительной деятельности через анализ географического объекта.

Схема «Внутреннее строение Земли»

Пластилин для построения аналогичной модели.


9

Из чего состоит земная кора.

П.8

Пр р№7(итог) Определение горных пород по образцам,



Понятия о горных породах и минералах, слагающих земную кору.

Вещества земной коры: минералы и горные породы, их использование человеком.

Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использования в хозяйственной деятельности человека.

Формировать умение организовывать свою деятельность по созданию кол-лекции горных пород своей местности.

Выделять, описывать и объяснять существенные при-знаки минералов и горных пород.

Состав земной коры.

Коррекция и расширение круга общих представлений.

Коллекции горных пород и минералов.




10

Образование горных пород.

П.8


Пр р№8(итог)

Выявление способов использования местных пород в хозяйстве.



Работа с коллекциями горных пород и минералов.

Образование горных пород. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические.

Формировать установку на ответственное поведение людей в географической среде относительно проблем извлечения горных пород из земной коры.

Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений (классификация горных пород своей коллекции).

Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов.

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа – следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов

Коррекция воображения через составление рассказа «Если бы я был …»

Схема «Классификация горных пород по происхождению», коллекция горных пород



11

Строение зем ной коры. Зем летрясения.

П.9



Представления о движениях земной коры в горных районах.

Материковая и океаничес кая земная кора. Нару шения слоев земной коры. Виды движе ния земной коры. Землет рясения. Очаг. Эпицентр.Сила землетря сения. Склад чатость.Обла сти складча тости. Цуна ми. Сейсмология.

Овладение навыками применения знаний о движениях земной коры в возможных чрезвычайных ситуациях.

Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора литосферных плит.

Знать и объяснять понятия «эпи-центр», «очаг землетрясения «сейсмически активный район».

Определять интенсивность землетрясений по описанииям и таблице 12-бальной шкалы.

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12 – балльной шкалы.

Коррекция мыслительной деятельности через анализ географического объекта..

Карта «Строение земной коры».

Памятка для модели конструк тора



12

Вулканы Земли.

П.7

Пр р№9 (обуч)

Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов



Представление о вулкане как об «огне дышащей» го ре. Вулканы действую щие и потух шие. Строе ние вулкана.

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Магма. Лава. Кратер. Жерло. Вулканизм.

Овладеть знаниями о стихийных природных бедствиях в литосфере и возможных действиях в чрезвычайных ситуациях.

Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, от бор информа ции, а также ее презентацию с помощью

информационных техноло гий (задание для желаю щих составить презентацию о вулканах и зем летрясениях.

Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава».

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы.

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы.

Коррекция мыслительной деятельности через анализ географического объекта..

Карта «Строение земной коры»; схема строения вулкана; презентация «Вулканы»с изображениями извергающихся вулканов.


Везувий, Гекла, Кра катау, Клю чевская Соп ка,Орисаба,

Килиманджаро, Котопа хи, Этна.

Места расп ростране ния гейзе ров: о-ва Исландия,

Новая Зела ндия, п-ов Камчатка, Кордильеы

13

Рельеф земной поверхности. Относительная высота форм рельефа

П.10

Пр р№ 10(обуч)

Определение ГП гор и нанесение их на к.к.



Представление о неровностях земной поверхности. Понятия о равнинах (плоских и холмистых) и горах, разных по высоте.

Рельеф. Формы рельефа: выпуклые и вогнутые.

Сформировать установки социально - ответственного поведения человека в географической среде (влияние ант ропогенной деятельности на рельеф).

Отбирать ис точники геогра фической ин формации для составления описаний форм рельефа, для объясне ния проис хождения гео графических названий гор и равнин.

Знать и объ яснять суще ственные при-знаки понятий

«рельеф», «го ры», «равни ны», «абсолю тная высота».

Составлять описания гор и равнин, их гео графического положения. Устанавливать взаимосвязи между форма ми рельефа и внешними, внутренними географическими процессами.

.Уметь находить горы и равнины.

Корригировать недостатки в развитии пространственной ориентации с помощью тренировочных упражнений.


Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Ульяновской области.

Фотоколлаж

«Горы и равнины мира».



Равнины:

Западно-

Сибирская,

Амазонская

Восточно-

Европейская, Великая

Китайская,

Великие

Равнины

(Северная Америка)

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское Декан, Бра зильское.

Горы: Гималаи

(Эверест),

Кавказ (Эльбрус)

Анды, Кор дильеры,

Альпы, Уральские,

Скандинавские, Аппа лачи,Атлас.

14

Промежуточная, текущая аттестация











15

Человек и литосфера.

П.11





Понятие о полезных ис копаемых, ис пользуемых в хозяйствен ной деятель ности человека.

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.

Сформировать установку на ответстве нное испо льзование бо гатств лито сферы как части среды обитания.

Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации о своей мест ности из раз ных источ ников (работа с топонимиче ским слова рем, опреде ление прои схождения на званий геогра фических объ ектов).

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности.

Сформировать понятие о природных памятниках литосферы.

Работать с топонимическим словарем. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Формировать волевые усилия.

Развивать навыки самоконтроля через обучение школьника ориентировке в задании.

Физические карты полушарий и России; коллекции полезных ископаемых топонимический сло варь; фото и картины с изображе

нием при родных памятников литосферы (презентация).


Атмосфера (4 часа)

16

Воздушная оболочка Земли.

П.12

23-27 дек


Твердые, жидкие, газообразные вещества, состав и свойства воздуха(3кл)

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.

Метеорология Озоновый слой. Тропосфера. Стратосфера Мезосфера. Термосфера.

Осознание целостности природы, значимости атмосферы для всего человечества


Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, выделять главное.


Знать и объяснять существенные признаки понятия «атмосфера».

Использовать понятие для решения учебных задач.

Проводить опыт, доказыва ющий сущест вование атмос ферного давле ния. Изготавли вать самодель ный барометр и измерять атмос ферное давлен и Подготовить «Дневник географа – следопыта» для проведения измерения.

Коррекция и расширение круга общих представлений.

Таблица «Состав атмосферы» Космиче ские снимки.


17-

18

Погода и метеорологические наблюдения.

П.13


Пр р№11 итог

Построение графика «розы ветров»




Атмосфера, из чего она состоит. Признаки изменения погоды.

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».


Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера- кухня погоды».

Подготовить «Дневник гео графа- следопы та» для прове дения измере ний направле ния и скорости ветра, количе ства осадков и температуры воздуха само дельными приб

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков(дождемер), измерения температуры воздуха .

Формировать волевые усилия.

Развивать навыки самоконтроля через обучение школьника ориентировке в задании.

Флюгер, дождемер, термометр,

«Дневник географа - следопыта».


19

Человек и атмосфера.

П.14





Охрана воздуха (3кл.).

Значение кислорода.

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Парниковый эффект. Гроза. Радуга. Мираж.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения. Овладение навыками действий в чрезвычайных ситуациях.

Умения ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.

Умение работать в коллективе.

Приводить примеры редких явлений в атмосфере. Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс).

Сравнивать погоду разных сезонов года, высказывать суждения об изменчивости погоды.

Коррекция долговременной памяти. Воспитывать чувство любви и патриотизма через любовь к родному краю.

«Дневник географа- следопыта».



Тема 2: Гидросфера ( 7 ч)

20

Вода на Земле.

Д/З п.15



Пр р№ 12(обуч) .Обозначение на к/к объектов гидросферы.



 



Виды водоемов на Земле, их использование.

Гидросфера и ее части. Вещественный состав гидросферы.

Гидросфера.

Осознание значимости гидросферы для всех, живущих на Земле.

Развитие познавательного интереса к изучению темы.

Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме. Л/Р Изучение свойства самого удивительного вещества на Земле. Усвоить понятие «гидросфера».

Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа – следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды.

Формировать активность произвольного внимания.

Физическая

карта

полушарий.

2 бутылки с питьевой водой, пищевая соль, яйцо .


21

Мировой круговорот воды.

Д/З п. 15



Круговорот воды в природе.

Круговорот воды на Земле. Круговорот воды малый и большой.

Эмоционально – целостное отношение к явлениям движения воды.

Развитие творческих способностей учащихся.

Выявлять взаимосвязь между состав ными частями гидросферы по схеме «Кру говорот воды в природе».

Следуя схеме описать большой и малый круговороты воды.

Коррекция зрительного восприятия через составление схем Формировать целенаправленную деятельность.

Схема «Кру говорот во ды в приро де».Презен тация.


22

Мировой океан — главная часть гидросферы.

Д/З п. 16


Пр р №13(итог)

Определение ГП океана.




Океаны и их части. Материки и острова.

Мировой океан, его части. Береговая линия. Суша в океане.

Мировой океан. Море. Залив. Пролив. Остров. Архипелаг. Полуостров.

Необходимость сохранения и рационального использования вод Мирового океана.

Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений.

Картографическая грамотность. Определение происхождения названий географических объектов. Использование способов запоминания названий.

Умение определять по карте ГП, глубину, размеры океанов и других частей гидросферы.

Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания . Создавать игру «Знатоки морских названий».

Развивать умение принимать и удерживать инструкцию, воспринятую на слух и прочитанную самостоятельно.

Физическая карта полушарий













Гренла ндия, Мада гаскар, Гав айские, Б.Барьерный риф., Сахалин.

Полуострова: Аравия, Таймыр.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское Красное, Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы:

Бенгальский,Мексиканский, Пер сидский, Гвинейский.Проли вы:Берин гов, Гибра лтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккс

кий.Остро ва:


23

Р.к.Воды суши. Реки.

Д/З п. 17


Пр р№ 14(обуч)

Описание моря .




Воды суши. Запасы пресных вод на Земле. Воды нашей местности . Родники

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.

Реки – дети океана. Необходимость их охраны.

Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Определять по карте части реки. Знать основные по нятия. Выя вить основные различия горных и равнинных рек.

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек.

Коррекция долговременной памяти

Физическая карта полушарий.

Видеогеогра

фия.

Реки:ВолгаАмур, Нил, Ама зонка, Миссисипи

с Миссури, Конго, Ени сей, Лена, Обь, Терек, Хуанхэ.

24

Озера.

Д/З п.18





Озера.

Ледники.

Подземные воды.

Что такое озеро? Озерная вода. Ледники горные и покровные. Айсберги. Подземные воды.Горный ледник. Водоносный пласт. Грунтовые воды. Водоупорный слой. Родник.

Патриотизм. любовь к своей стране.(Самое глубокое и самое большое озера в мире).

Развитие умения организовать свою деятельность.

Знать смысл понятия «озеро». Уметь приводить примеры пресных и соленых озер. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через разные горные породы.

Подготовить «Дневник географа – следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника.

Коррекция долговременной памяти

Физическая карта полушарий.

Видеогеография.

3 воронки 3 стакана, образцы горных пород.

Озера:Каспийское, Байкал, Ладожское Аральское, Виктория, Танганьика Верхнее, Онежское.

Ледники: Антаркти

да, Гренлан

дия.

25

Человек и гидросфера.

Р.к.

Д/З п.19


Пр р№ 15(итог)

Гидрологические наблю дения реки Ташелки.





Охрана водоемов. Водные запасы нашей планеты. Как человек использует водоемы.

Вода – основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».

Формирование социально – ответственного поведения в отношении объектов гидросферы.

Научить работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященных объектам гидросферы.

Понимать роль гидросферы в обеспечении жизни и деятельности человечества на Земле.

Работать с текстами легенд и народных сказаний , посвященным объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа – следопыта» топонимические страницы.

Коррекция познавательной деятельности: умение сравнивать и анализировать объекты.

Картины водных объектов.


26

Обобщающий урок по теме.





Овладение системой знаний по теме.



Выполнять тестовую проверочную работу.

Коррекция познавательной деятельности через понимание причинно- следственной зависимости.

Физическая карта полушарий.



Тема 3: Биосфера (6 часов)

27

Оболочка жизни.

Д/З п.20



Ископаемые остатки организмов.

Биосфера, ее границы. Появление и развитие жизни на Земле. Палеонтология. Живое вещество.

Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле.

Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний

Понимание существенных признаков понятия «биосфера».

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

Коррекция долговременной памяти через воспоминание, пояснение

Таблица «Биосфера, ее границы». Ископаемые остатки организмов, их изображения.


28

Жизнь в тропическом поясе.

Д/З п. 21



Природные зоны мира.

Комнатные растения.

Разнообразие жизни. Мир тропического пояса. Влажный экваториальный лес. Саванна. Пустыня. Биогеография.

Овладение умениями ухода за комнатными растениями.

Умение определять правила ухода за комнатными растениями, составлять описание коллекции комнатных растений.

Умение устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса.

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания.

Коррекция долговременной памяти через воспоминание, пояснение

Таблица «Тропический пояс». Комнатные растения различных мест произрастания

.Карты природных зон с изображением растений и животных.


29

Растительный и живот ный мир умеренных поясов. Р.к.

Д/З п. 22

Пр р №16(итог) Описание распространенных предс тавителей растительного и животного мира своей местности.



Наблюдения природы.

Растительный и животный мир умеренных поясов. Степь. Лиственный лес. Тайга.

Умение взаимодействовать с людьми в процессе игровой деятельности.

Умение отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.

Установление особенностей растительного и животного мира полярных поясов и океана.

Создавать игры биогеографического содержания.

Коррекция мыслительной деятельности (последовательности, логичности

Картины родной природы.


30

Жизнь в полярных поясах и в океане.

Д/З п. 23



Известные знания о животных полярных областей и океанов.

Жизнь в полярных областях и в океане. Тундра. Арктическая и антарктическая пустыня. Фитопланктон.

Представление о России как морской державе, часть территории которой лежит в полярной области.

Развитие практических умений работать с путеводителем и определи телем.

Составлять описание животных морских глубин и полярных областей.

«Виртуально» изучать морских животных с путеводителем« Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных.

Развивать самостоятельность, дозируя предъявляемую ученику помощь и внешний контроль


Картины и таблицы

« Животный мир океана», «Арктика». Путеводитель «Жизнь в морских глубинах». Определитель морских животных.


31

Природная среда.

Д/З п.24


Пр р№17(обуч)

Распознава ние основных ландшафтов Земли по ри сункам и ил люстрациям.




Взаимосвязь природы. Окружающая среда. Природная и искусственная среда. Проблемы, связанные с изменением природы.

Приводить примеры стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Развитие позна вательных интересов.

Умение оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду.

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Развивать навыки самоконтроля через обучение школьника ориентировке в задании.

Видеоматериалы о Лап ландском заповеднике


32

Охрана природы. Рк.

Д/З п.24



Красная книга.

Охрана природы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Заповедник. Биосферный заповедник.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством составления описания экологической тропы. Эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством составления описания экологической тропы.

Понимание роли человека и своей роли в частности в деле охраны природы.

Составлять в «Дневнике географа – следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки

( плакаты) на природоохранные темы.

Повышать уровень самооценки школьников через создание ситуации успеха.

Таблицы по охране природы. Презентация «Экологическая тропа» (на местном материале)


33

Промежуточная аттестация












34

Повторение по теме «Оболочки Земли»








Номенклатура, термины




35

Повторение по курсу «География»








Номенклатура, термины










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программ по географии 5 класс

Автор: Примак Валентина Дмитриевна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства