~~
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учебного курса «География. Начальный курс» 5 класс (ФГОС)
Программа курса географии 5 класс составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).
Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
• развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
• научить применять географические знания в повседневной жизни;
• научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС »
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Протокол № __ от
« 26 » августа 2013 г.
«Согласовано»
Зам по УВР МБОУ «ООШ с. КучумбетовоПерелюбского
Муниципального района
Саратовской области»
/Белоусова М.Б./
«27» августа 2013 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «ООШ с. КучумбетовоПерелюбского муниципального района
муниципального района
Саратовской области»
/Искакова С.Г. /
Приказ №__
от«___»_______ 2013г.
Рабочая программа
по географии
в 5 классе
учителя географии
2категории
Шуляк Гульсара Сангалиевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «28 » 08. 2013 г.
2013-2014учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учебного курса «География. Начальный курс» 5 класс (ФГОС)
Программа курса географии 5 класс составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).
Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять географические знания в повседневной жизни;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Программа – 1). Программа по географии для 5 - 9 классов основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Составители: Л.Е. Ерюшкина, С.В. Коринь, Л.И. Цопина, Т.ЮШевырева, В.Н. Плужникова, учитель географии МБОУ СОШ № 21В.А. Гуркина, О.П. Маркова, учитель географии МБОУ СОШ № 16Л.А. Лукъянова, Н.Г. Железнова, И.Н. Федорова.
2). География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.
Учебник - А.А. Летяги География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.
Рабочая тетрадь – А.А. Летягин География 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина География. Начальный курс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 классе – 35 часов, из расчета 1 час в неделю, 6 классе – 35 часов, из расчета одного учебного часа в неделю; в 7, 8 и 9 классах – по 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Четверть
Вид контроля
Входной контроль
Итоговый контроль
Практическая работа
Контрольные работы
Административный контроль
5 класс
I
1
1
2
1
II
3
1
III
2
1
IV
1
1
Всего за год
1
1
8/1экс.
4
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс
1 час в неделю, всего 35 часов, в том числе резерв – 3 часа
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Раздел I.
Введение. Планета Земля. Изображение Земли
Тема 1.1 Введение
Тема 1.2. Планета Земля. Изображение Земли
7 ч.
2 ч.
5 ч.
Раздел II.
Геосферы Земли
Тема 2.1 Литосфера
Тема 2.2 Атмосфера
Тема 2.3. Гидросфера
Тема 2.4. Биосфера Земли
25 ч.
8 ч.
4 ч.
7 ч.
6 ч.
Повторение
3 ч
ВСЕГО
35 часов
В том числе
Практические работы
8
Контрольные работы
4
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ НАЧАЛЬНЫЙ КУРС 5 класс»
(35 часов)
Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
5 класс
(34 часа, 1 час в неделю, резервное время 3 часа)
Раздел 1. Источники географической информации
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.)
1.Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия
Древняя география и географы. Направления развития географии в Древнем мире и эпоху Средних веков. Искусство создания карт. Путешествия и открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Дрейка, русских землепроходцев. Результаты и значение великих географических открытий
Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий
2.Выдающиеся географические открытия. 3.Современный этап научных географических исследований
Исследования материков и океанов в XVI11—XXI веках. Новые экспедиции и географические открытия. Переход от открытия новых земель к их детальному изучению. Изучение северной полярной области Земли. Современный этап научных географических исследований
Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований
Раздел 2. Природа Земли и человек (27 часов)
Земля — планета Солнечной системы (4 ч)
4.Земля - планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы. Уникальность Земли как планеты. Спутник Земли Луна, их взаимодействие. Проблемы воздействия Космоса на Землю
Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю
5.Форма и размеры Земли, их географические следствия
Наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли. Длина экватора, полярного и экваториального радиусов, площадь поверхности. Значение формы и размеров Земли
Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»
6.Движения Земли, их географические следствия
Виды движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Высота Солнца над горизонтом. Время на Земле. Тропики и полярные круги. Продолжительность года, смена времен года
Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли
7.Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности
Неравномерность распределения солнечного света и тепла на Земле. Дни равноденствий и солнцестояний. Смена сезонов года. Пояса освещенности Земли
Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач
Земная кора и литосфера. (6 ч)
8.Внутреннее строение Земли, методы его изучения
Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Земная кора
Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой
9.Горные породы и полезные ископаемые
Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород
10.Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм
Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения
Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли
11.Рельеф Земли.
Рельеф и формы рельефа.
Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа.
12.Основные формы рельефа дна Мирового океана.
Основные части рельефа океанического дна. Срединно-океанические хребты: местоположение.
Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.
13.Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.
Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность
Атмосфера - воздушная оболочка Земли (4 ч)
14.Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле
Атмосфера: границы, состав воздуха, источники пополнения газов. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера). Значение атмосферы
Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - „кухня погоды"»
15.Нагревание атмосферы, температура, распределение тепла на Земле
Нагревание воздуха тропосферы. Термометр. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры, амплитуды температур. Изотермы. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам
16.Погода. Карты погоды
Элементы погоды, способы их измерения. Метеорологические приборы и инструменты. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды
Овладевать навыками чтения карт погоды и климатических карт. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Характеризовать текущую погоду. Составлять описания преобладающих погод в разные сезоны года
17.Человек и атмосфера
Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения для обеспечения личной безопасности. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию).
Водная оболочка земли (7 ч )
18.Вода на Земле. Части гидросферы
Понятие «гидросфера». Объем гидросферы, ее части. Круговорот воды, его роль в природе. Источники пресной воды на Земле. Значение гидросферы для Земли
Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека
19.Мировой океан - главная часть гидросферы
Мировой океан, его крупнейшие части. Моря, заливы и проливы. Методы изучения морских глубин. Минеральные и органические ресурсы океанов, их значение и хозяйственное использование. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей; морской транспорт, порты, каналы
Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту границы океанов и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях
20.Движения воды в Океане
Многообразие видов движения воды, их роль в жизни Океана. Волны и течения как важнейшие виды движения воды. Размеры течений, разнообразие по температуре, глубине, продолжительности. Причины поверхностных течений. Значение течений для климата и природы Земли
Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения
21.Реки Земли
Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки, притоки. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек, их зависимость от климата. Создание водохранилищ и электростанций, загрязнение и очищение вод
Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной)реки по плану на основе анализа карт. Обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира
22.Озера, водохранилища, болота, подземные воды
Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Сточные и бессточные, пресные и соленые озера. Причины образования болот и их роль в природе. Происхождение и виды подземных вод
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Обозначать на контурной карте крупнейшие озера и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озер по происхождению котловин. Анализировать модель (иллюстрацию) «Артезианские воды»
23.Ледники, многолетняя мерзлота
Покровные и горные ледники, причины их образования, современное размещение. Объем пресной воды в ледниках. Географическое распространение многолетней мерзлоты, ее воздействие на хозяйственную деятельность человека
Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность
24.Человек и гидросфера
Значение пресных вод, их рациональное» использование. Проблемы ограниченных запасов пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Источники загрязнения вод гидросферы, меры по сохранению качества вод и органического мира
Находить информацию и готовить сообщение (презентацию): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними
Биосфера Земли (6 ч.)
25,26 Биосфера Земли
Понятие «биосфера». Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли, распределение по основным группам (царствам). Географическое распространение живых организмов. Приспособление организмов к среде обитания
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей
27.Биологический круговорот.
28.Роль биосферы
Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот. Его значение как процесса переноса вещества и энергии из одних частей биосферы в другие. Роль биосферы и ее связь с другими оболочками Земли
Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ
29,30. Влияние человека на биосферу
Усиление воздействия человека на биосферу. Исчезновение многих видов растений и животных. Опасные для биосферы виды хозяйственной деятельности. Охрана растительного и животного мира. Красная книга, создание охраняемых и заповедных территорий
Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своем крае
Календарно-тематическое планирование
География 5 класс (ФГОС)
№ уроков
Тема урока
Формирование УУД
Деятельность учащихся
Дата
Количество часов
Примечание
Предметные умения
Универсальные учебные действия
план
факт
Раздел I. Введение. Планета Земля. Изображение Земли.– 7 ч
Тема 1.1 Введение – 2 ч.
1
Что изучает
географическая
нау
§1, зад.6, с.10ка?
Приводить примеры географических объектов, делить их на группы. Описывать памятники природы своей местности
Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение понятий
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя
Просмотр видео
«Берега космического океана»
1
2
Метод научных наблюдений
§ 2, зад.2, с.13
Называть способы изучения местности, метеоприборы. Описывать состояние погоды
Поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с учебником, атласом, выступление учащихся
1
Тема 1.2 Планета Земля. Изображение Земли - 5 ч.
3
Земля - планета Солнечной системы
§ 3, зад. 4 письм
Называть планеты солнечной системы. Устанавливать общие черты и существенные различия планет солнечной системы; уникальность нашей платы.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся
1
4
Форма и размеры Земли
§ 3, зад.5,6 письм
Формулировать вывод о влиянии формы и размеров Земли на жизнь планеты. Называть и показывать экватор.
Построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей
Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя.
Моделирование.
.1
5
Орбитальное движение Земли
§ 4, Ведение дневника
Презен-тация о поляр-ном дне и ночи.
Определять причинно-следственные связи движения Земли. Называть и показывать географические полюса
Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, атласом, выступление учащихся
Составление календаря природы
.
1
6
Вращение Земли вокруг своей оси
§ 5 Ведение дневника
Определять причинно-следственные связи движения Земли. Называть и показывать пояса освещенности.
Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, атласом, выступление учащихся.
Моделирование.
1
7
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы»
Ведение дневника
Определять причинно-следственные связи движения Земли. Уметь обобщать материал по теме.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Работа с тестом.
Контрольная работа №1
1
8
Внутреннее строение Земли.
§ 6
Называть и показывать элементы внутреннего строения Земли; методы изучения внутреннего строения Земли. Описывать внутреннее строение Земли.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя.
1
9
Образование и строение вулкана
§ 7
Приводить примеры, находить и показывать на карте вулканы, определять их положение и высоту.
Действие смыслообразования, поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков.
Моделирование.
Работа с текстом учебника, слушание ответов на вопросы учащихся
1
10
Породы, слагающие земную кору
§ 8, стр.45 зад 6 устно, 7письменно
Определять и называть виды горных пород.. Устанавливать причинно-следственные связи при изучении образования разных групп горных пород.
Действие смыслообразования, поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков
Работа с, коллекцией горных пород.
Практикум.
1
11
Строение и движение земной коры
§ 9, с.45-47
вопрос1,2 (устно)
стр. 53
Называть типы земной коры, и их черты отличия. Описывать строение земной коры.
Выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников.
1
12
Землетрясения.
§ 9, с.48-53,
Приводить примеры: сейсмически опасных районов; борьбы человека со стихийными явлениями природы. Описывать стихийные явления. Объяснять возникновение горячих источников, гейзеров; образование сейсмических районов Земли.
Выдвижение гипотез и их обоснование; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников.
1
13
Рельеф Земли
§10
Называть и показывать: формы рельефа. Приводить примеры. Определять относительную высоту местности
Моделирование. Анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Работа с учебником, текстом, атласом.
ВидеоГрафия.
Практикум
1
14
Человек и литосфера
§ 11
Приводить примеры: использования литосферы в жизни и хозяйственной деятельности людей; разумного, бесхозяйственного использования человеком полез.ископаемых.
Поиск нужной информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с учебником, текстом, атласом, видео материалами. Слушание одноклассников.
1
15
Урок обобщения и контроля знаний по теме Литосфера
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал.
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Работа с тестом, картографическим материалом. Контрольная работа №2
1
16
Атмосфера Земли
§ 12, стр.69, зад. 6
Называть и показывать атмосферные слои, методы изучения строения атмосферы Земли. Описывать специфические особенности слоев атмосферы. Приводить примеры значения атмосферы для Земли
Выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений;целеполагание; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с текстом учебника, атласом.
Постановка опыта, наблюдение
1
17
Погода и метеорологические наблюдения
§13
Объяснять понятие «погода», изменчивость погоды. Называть метеорологические приборы, объяснять для чего их используют.
Умение формулировать определение понятий. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Работа с текстом учебника, атласом, дневником наблюдений.
Моделирование метеоприборов.
1
18
Человек и атмосфера
§ 14
Описывать влияние атмосферы на человека и человека на атмосферу. Называть и объяснять опасные и редкие явления в атмосфере
Установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование;прогнозирование;
Работа с текстом учебника, дневником наблюдений.
Презентация «Различные виды атмосферных явлений»
1
19
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Атмосфера»
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными. Контрольная работа № 3 по теме«Атмосфера»
1
20
Вода на Земле
§ 15, зад.1 письм., 2 устно, стр. 89
Описывать свойства воды, объяснять значение воды, приводить доводы. Называть части гидросферы. Описывать процесс круговорота воды
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Работа с текстом учебника, дневником наблюдений.
ВидеоГеография
1
21
Мировой океан
§ 16, зад. 3,4 устно, с.95
Называть и показывать Мировой океан и его части; географическую номенклатуру по теме.
Классификации объектов; подведение под понятия. Выбор оснований и критериев для сравнения.
Работа с текстом учебника, атласом.
Составление маршрута морского путешествия
1
22
Воды суши. Река.
§ 17
Называть и показывать: географическую номенклатуру по теме; части реки. Приводить примеры: использования рек человеком. Определять: различия рек, типы рек. Описывать характеристику реки. Объяснять: влияние рельефа и климата на реку
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с текстом учебника, атласом
ВидеоГеография
1
23
Река.
§ 17
Работа с текстом учебника, атласом
Практикум
1
24
Озера. Ледники. Подземные воды
§ 18
Объяснять понятия: озера, ледники, подземные воды. Приводить примеры использования озер, ледников и подземных вод в жизни человека. Устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озер. Показыватьгеографическую номенклатуру по теме.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями
1
25
Человек и гидросфера
§ 19
Приводить примеры использования изучаемых вод суши человеком. Объяснять причины возникновения изучаемых вод суши.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями. Решение проблемы
1
26
Урок обобщения и контроля знаний по теме по теме «Гидросфера»
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными по теме.
1
27
Биосфера – оболочка жизни.
§ 20
Объяснять понятия: биосфера, палеонтология. Называть и показывать границы биосферы. Описывать процесс развития жизни на Земле
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;построение логической цепи рассуждений.
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография
1
28
Жизнь в тропическом поясе
§ 21
Описывать растительный и животный мир тропического пояса. Объяснять закономерности размещения
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография
Выступление учащихся с сообщениями.
1
29
Растительный и животный мир умеренных поясов
§ 22
Описывать растительный и животный мир умеренного пояса. Объяснять закономерности размещения
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография
Выступление учащихся с сообщениями.
Практикум
1
30
Жизнь в полярных поясах и в океане
§ 23
Описывать растительный и животный мир в океане и полярных поясах. Объяснять закономерности размещения
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Работа с текстом учебника, тестом, атласом, с ВидеоГеография
Выступление учащихся с сообщениями
1
32
Урок обобщения по теме «Биосфера»
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Выступление учащихся с сообщениями.
1
33
Итоговый урок по теме «Географическая оболочка Земли»
Выделять структурные части географической оболочки, объяснять закономерности развития, приводить примеры.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными по теме.
1
34
Повторение по теме «Влияние человека на земную кору и атмосферу»
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Работа картографическим материалом и цифровыми данными по теме
1
35
Повторение по теме «Влияние человека на гидросферу и биосферу»
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Работа картографическим материалом и цифровыми данными по теме
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОКОНЧАНИЮ 5 КЛАССА
Использовать понятиядля решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными растениями.
Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озёр по солёности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.
Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений,изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС
1. Технические средства
1). Интерактивная доска Clasus
2). Компьютер
3) Видеопроектор
2. Географические карты
1). Физическая карта полушарий
2). Океаны
3). Физическая карта России
3. Глобус
Глобус. Масштаб 1:30 000 000
Глобус. Масштаб 1:40 000 000
Глобус Масштаб 1: 50 000 000
4. Видеофильмы:
География:
а) «Общие географические закономерности»
б) «Горы и горообразование»
в) «Загадка бухты катерной»
г) «Наша живая планета»
д) «Альманах кинопутешествий»
5. Комплект таблиц «География. Начальный курс 6 класс»
Движение Земли и их следствия
Строение Земли и земной коры
Горные породы и минералы
Рельеф
Мировой океан и его части
Воды суши
Погода и климат
Природные комплексы Земли
Стихийные природные явления
Охрана окружающей Земли
Внутреннее строение Земли
Вулканы и землетрясения
Строение Атмосферы
Речная долина и ее части
Подземные воды
Горные ледники
6. Коллекции
1). Минералы и горные породы 1-2 ч
2). Коллекция горных пород и минералов (48 образцов)