Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 класса. Курс географии 6 класса открывает 6-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.
Землеведение- первый систематический курс географии в основной школе. Учитывая устойчивую тенденцию сближения природной и социально –экономической ветвей в школьной географии, целью изучения этого курса является формирование у учащихся целостных преставлений о природе Земли как планеты, а так же о неоднородности ее различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей родины, своей местности.
Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности. Кроме того, прослеживается тесная межпредметная связь с историей, математикой, биологией. Таким образом, данный курс должен приобрести большую комплексность , интегральность и территориальность.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа, 1 раз в неделю.
Материал курса сгруппирован в 3 раздела.
Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Основные понятия и термины | Формы контроля | Самостоятельная и практическая деятельность учащихся | Д/З |
1. | Введение. Что изучает география. | 1 | | Основные географические понятия и термины, источники географических знаний. | | Вводная беседа | |
2. | Раздел 1. Земля во вселенной. (4 часа) Как устроен наш мир? Вращение Земли и его следствия. | 1 | | Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели, Солнечная система, планета. Экватор, земная ось, южный и северный полюс, южное и северное полушарие, дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия, полярный день и полярная ночь, полярный круг, тропик. | Фронтальный опрос | Уметь выявлять причинно – следственные влияния вращения Земли. Определять расстояния с помощью градусной сети Работа с контурной картой | 9-20 |
3. | Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. | 1 | | Глобус. Градусная сеть, параллель, меридиан, нулевой (Гринвичский) меридиан | Разгадывание кроссворда Топографический диктант Индивидуальный опрос | Определять расстояния с помощью градусной сети | 21-25 |
4. | Географическая широта. Географическая долгота. | 1 | | Географическая широта. Географическая долгота. | | Работа с контурной картой | 26-28 |
5. | Географические координаты. Определение географических координат точки по глобусу и карте. | 1 | | Географические координаты, широта и долгота. | Топографический диктант Индивидуальный опрос | Выполнение тренинговых заданий по определению координат, направлений, расстояний по карте. Работа с контурной картой. | 29-33 |
6. | Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности. (13 часов) Тема 3. Изображение Земли на плане и карте. (5 часов). План местности. Условные знаки. | 1 | | Путешествие, географическая карта, план местности, легенда плана | Топографический диктант. | Умение читать план местности, используя условные обозначения. Первичная отработка умений работать с планом местности Определение расстояний на плане Составление простейшего плана местности | 37-42 |
7. | Масштаб. Ориентирование на местности. Компас. Азимут. | 1 | | Масштаб Компас, азимут | Фронт опрос | Топографический рассказ. | 43-45 КОМПАСЫ |
8. | Съёмка местности. Урок-практикум «Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.» | 1 | | Полярная съемка, маршрутная съёмка. | | Выполнение работы. | |
9. | Урок-практикум «Съёмка местности.» | 1 | | Полярная съемка | | Выполнение работы. | Отчет практикума |
10. | Географическая карта. Многообразие карт. (стр. 92, №4, 1997г.) Пр. р. №2 «Определение направлений на карте, определение географических координат». | 1 | | Проекция, геоинформационная система. Учебные , настенные, социально – экономические, физические, крупномасштабные и мелкомасштабные карты. Решение практических задач, определение направлений по карте; определение географии-ческих координат по глобусу и карте. | Фронтальный опрос. Выполнение тренинговых заданий по карте | Работа в тетради на печатной основе (стр. 29). | Сообщения о великих путешеств |
11. | Тема 4. История открытия и освоения Земли (2 часа) Географические открытия древности и средневековья. Великие географические открытия. | 1 | | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Представление о мире в средние века. | Фрон опрос | Сообщения и презентации о путешественниках. | 61-70 |
12. | В поисках Южной Земли. Исследования океана и внутренних частей материков. Исследования океана и внутренних частей материков. | 1 | | Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные исследования космичес-кого пространства. Современные исследо-вания космического пространства. | Опрос по индивидуальным задания | Работа с картами атласа. . | 74-78 |
13. | Раздел 3. «Природа Земли» (23 часа). Тема 5. Как устроена наша планета? (2 часа). Облик Земного шара. Материки и океаны. Острова. Части Мирового океана. Части Мирового океана. | 1 | | Океан, материк (континент), полуостров, остров, архипелаг, Океания. Море внутреннее и окраинное, залив, пролив | | П.р «Нанесение на контурную карту элементов мирового океана». | Пар.17 |
14. | Свойства вод Мирового океана. Температура и солёность. Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами. Приливы и отливы. Течения | 1 | | Солёность , промилле. Волна, штиль, шторм, цунами, прилив, отлив, океанические течения: холодное и тёплое. | Понятийный диктант. Решение задач по карте. | Работа в тетради стр. 44. П.р.«Определение ГП океанов или их частей по выбору». | Пар. 18-20 |
15. | Тема 6. Внутреннее строение Земли (3 часов). Горные породы, слагающие земную кору и их значение для человека. Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера. | 1 | | Горная порода, магма, магматические горные породы, метаморфические горные породы, осадочные горные породы. Сейсмические волны, ядро, мантия, земная кора, метеорит, литосфера. | Фронтальный Индивидуальный опрос | Нанесение на к/к основных месторождений полезных ископаемых. Работа в тетради, стр. 52 – 53. | Пар. 21-22 |
16. | Движение литосферных плит. | 1 | | Пангея, Лавразия, Гондвана, литосферные плиты, сейсмические пояса. | Фронтальный Индивидуальный опрос | Работа в тетради, стр. 52 – 53. | Пар.23-24 |
17. | Землетрясения. Вулканы. Горячие источники. Гейзеры. | 1 | | Землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения, сейсмограф. Вулкан действующий и потухший, очаг магмы, кратер, жерло, гейзер. | Фронтальный Индивидуальный опрос | Работа в к/к «Определение по карте сейсмических районов Земного шара». | Пар.25 |
18 | Тема 7. Рельеф Земли (3 часов). Рельеф. Его значение для человека. Изображение рельефа на планах и картах. | 1 | | Рельеф, форма рельефа, внутренние и внешние силы. Шкала высот и глубин, абсолютная и относительная высота, горизонталь. | | Работа в тетради стр. 58 – 59. П.р.№5 «Обозначение на к/к названных объектов рельефа». | Пар.26-27 |
19. | Основные формы рельефа Земли. Горы. Образование гор и их изменение во времени. | 2 | | Горы , нагорье, плоскогорье, зависимость между рельефом и тектоническим строением. Низменность, возвышенность, зависимость между рельефом и тектоничес-ким строением. | | Нанесение на контурную карту действующих вулканов и районов землетрясений Описание землетрясения и извержения вулкана по картина Составление схемы по тексту учебника. Работа по карте с номенклатурой | Пар. 28-29 |
20. | Равнины. Образование равнин и их изменение во времени. | 1 | | Овраг, бака, речная долина, терраса реки, русло, пойма, бархан, дюна, низменность, возвышенность, плоскогорье, аллювий. | Фронтальный индивидуальный опрос | Пр.р.№6 «Определение ГП крупных форм рельефа (по выбору)». | Пар.30 |
21. | Тема 8. Атмосфера и климаты Земли (5 часов). Атмосферный воздух. Температура воздуха. Атмосферное давление. | 1 | | Атмосфера, тропосфера, стратосфера, воздушная масса, температура воздуха, тепловой пояс. Атмосферное давление | Фронтальный индивидуальный опрос | Работа в тетради стр. 68 – 70. Работа в тетради стр. 71. | Пар.31-32 |
22. | Ветер. Построение розы ветров. Атмосферные осадки. Облака, (стр. 73, №4, 1997г.) | 1 | | Ветер, бриз, муссон, роза ветров. Влажность воздуха, кучевые облака, перис-тые облака, слоистые облака, атмосферные осадки. | Фронтальный индивидуальный опрос | Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». | Пар.33-34 |
23. | Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье человека. | 1 | | Погода, климат. | Фронтальный индивидуальный опрос | Работа в тетради стр. 72. | Пар.35 |
24. | Циркуляция атмосферы. | 1 | | Циркуляция атмосферы, пассаты, западные ветры. | Фронтальный индивидуальный опрос | Работа в тетради стр. 73. | Пар. 36 |
25. | Климаты Земли. Урок – практикум «Работа с климатическими картами». | 1 | | Климатические пояса, континентальный и морской климаты, годовая амплитуда температур. | Фронтальный индивидуальный опрос | Работа в тетради стр. 73. | Пар. 37 |
26. | Тема 9. Вода – кровеносная система Земли (3 часа). Круговорот воды в природе. Реки в природе и на географической карте. | 1 | | Круговорот воды в природе. Исток, устье, приток, речная система, бассейн реки, водораздел. | Фронтальный индивидуальный опрос | Работа в тетради стр. 84 – 85. Работа в тетради стр. 86 – 87. | Пар. 40- |
27. | Влияние рельефа и климата на реки. | 1 | | Паводок, питание и режим реки, половодье, межень, порог, водопад, дельта, эстуарий, губа. | Фронтальный индивидуальный опрос | Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры | Пар.41 |
28. | Озёра. Подземные воды. Болота. Ледники. | 1 | | Озёрная котловина, ледниковое озеро, запрудное, вулканическое, тектоническое, сточное, бессточное озёра, старица. Водопроницаемые породы, водоупорный и водоносный слои, грунтовые воды, артезианская скважина, болото. Покровный, горный, шельфовый ледники, снеговая линия, айсберг. | Тестирование | Работа в тетради стр. 88 – 94. В к/к отметить крупные реки и озёра мира. | Пар. 42-44 |
29. | Тема 10 . Живая планета. (1 час) Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Почва как особое природное тело. | 1 | | Пищевая цепь, биосфера. Растительный покров, тундра, тайга, смешанный лес, широколиственный лес, степь, пустыня, экваториальный лес, место обитания. Почва, гумус, плодородие. | Фронт опрос | Работа в тетради стр. 97 – 98. Работа в тетради стр. 99. | 45-48 |
30 | Тема 11. Географическая оболочка и её закономерности (2 часа). Понятие о географической оболочке. | 1 | | Географическая оболочка, ритмичность, целостность географии-ческой оболочки. | Фрон и индивид опрос | Работа в тетради стр. 100 – 103. | 48- |
31. | Природные комплексы как части географической оболочки. Природные зоны земли. | 1 | | Природный комплекс, географическая зональность, природная зона, высотная поясность, высотный пояс. Влажный экваториальный лес, савана, тропическая пустыня, жестколистный вечнозелёный лес, степь, широколиственный лес, смешанный лес, тайга, тундра, арктическая (антарктическая) пустыня. | | Работа в тетради стр. 104 – 106. | Пар. 48-50 |
32. | Тема 12. Природа и человек (2 часа) Человек как жертва природных явлений. Воздействие человека на природу Земли. Природа и человек. | 1 | | Стихийное бедствие, ураган (тайфун), смерч (торнадо), наводнение. Загрязнение природной среды, охрана природы, ноосфера. | Индивид опрос | Работа в тетради стр. 107 – 109. Работа в тетради стр. 109 – 110. | Пар. 51-52 |
33. | Обобщение знаний по курсу «Землеведение» | 1 | | | | Тестирование | |
6. Материально техническое обеспечение образовательного процесса.
Контрольно-измерительные материалы (КИМы) составлены в соответствии с темами: «План местности и географическая карта», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Население Земли» - и с учетом требований обязательного минимума содержания образования. КИМы составлены в формате ЕГЭ в двух вариантах и включают задания трех уровней сложности: А, В, и С.
На выполнение тематических тестов отводится 10 - 15 мин, на выполнение итоговых - 40 - 45 мин. Разрешается использование атласа, калькулятора, линейки.
За правильный ответ на задания: части А - 1 балл; части В - 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С - 2 балла (при наличии полного ответа).
Если ученик правильно отвечает на 50 - 70% вопросов, то получает оценку «3», 70 - 90% правильных ответов - оценка «4», 90 - 100% правильных ответов - «5».
Тест № 1. Промежуточный контроль
Тест № 2. Итоговый контроль по курсу 6 класса