kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии для 5 класса (ФГОС ООО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС второго поколения; Фундаментального ядра содержания общего образования; программы основного общего образования по географии. 5—9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2012 г.; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по географии для 5 класса (ФГОС ООО)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС второго поколения; Фундаментального ядра содержания общего образования; программы основного общего образования по географии. 5—9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2012 г.; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Общая характеристика учебного предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Курс географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Цели и задачи обучения

Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Главная цель этого курса — за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов — географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Основными задачами курса являются:

- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам, и к географии в частности;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Таким образом, на предметном уровне основные задачи курса — пробудить интерес к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником географической информации, как карта; начать формирование картографической компетенции учащихся; формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.

На метапредметном уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать

в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

На личностном уровне важно продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.

УМК относится к классической линии учебников географии для 5-9 классов. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным.

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:

  • География. Начальный курс. 5 класс. Учебник / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, И. И. Баринова – М. Дрофа, 2012 г. – 140 с.

  • География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь / Н. И. Сонин, С. В. Курчина. - М.: Дрофа, 2012.

  • География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие / И. И. Баринова, Т.А. Карташева. - М.: Дрофа, 2013.

  • География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.

  • Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, 2014.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5-го по 9-й класс. «География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения -34 (1 час в неделю).

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Практические работы

  1. Что изучает география

5


  1. Как люди открывали Землю

5

2

  1. Земля во Вселенной

8


  1. Виды изображения земной поверхности Земли

5

2

  1. Природа Земли

11


ИТОГО

34

4

В программу внесены следующие изменения (по отношению к авторской программе):

п/п

Название раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

Причины изменения

1.

Земля во Вселенной

9

8

из-за объединения тем «Уникальность планеты Земля» и «Современные исследования космоса», в связи с легкостью усвоения материала

2.

Природа Земли

10

11

в связи с более полным раскрытием темы

«Вода на Земле»



Программой предусмотрено выполнение в данном курсе четырех практических работ:

  1. Географические открытия древности и Средневековья.

  2. Важнейшие географические открытия.

  3. Ориентирование по компасу.

  4. Составление простейшего плана местности.



Для достижения образовательных результатов используются следующие приемы и технологии, основных форм организации образовательного процесса:

I. Формы организации работы учащихся:

1. Индивидуальная

2. Коллективная:

  • фронтальная

  • парная

  • групповая

II. Формы учебных занятий:

  • игры: на конкурсной основе;

  • мини-лекции;

  • диалоги и беседы;

  • практические работы;

  • семинары;

  • дискуссии;

  • круглые столы;

  • проектная деятельность.

III. Виды деятельности учащихся:

  • устные сообщения;

  • обсуждения;

  • мини-сочинения;

  • работа с источниками;

  • сообщения /доклады;

  • защита презентаций;

  • рефлексия









Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • оценивать работу одноклассников;

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • объяснять, для чего изучают географию;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • строить простые планы местности;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

  • называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • описывать представления древних людей о Вселенной;

  • называть и показывать планеты Солнечной системы;

  • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети

на глобусе и карте;

  • работать с компасом;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

  • объяснять особенности строения рельефа суши;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять значение ключевых понятий.











Содержание курса

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

Раздел I. Что изучает география (5 ч)


Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география».

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию.



Раздел II. Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю».

Практическая работа № 1. Географические открытия древности и Средневековья.

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия.

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.



Раздел III. Земля во Вселенной (8 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.


Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений земной поверхности».

Практическая работа №3. Ориентирование по компасу.

Практическая работа №4. Составление простейшего плана местности.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.



Раздел V. Природа Земли (11 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- показывать на карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

- овладеет основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладеет основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания, соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Перечень обязательной географической номенклатуры

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.





















Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Дополнительная литература для учащихся:

    • Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.

    • Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008.

    • Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2009.

    • Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2011

    • Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2010.

    • Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2011.

    • Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

    • Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008.

    • Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010.

Интернет-ресурсы

  • http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

  • http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

  • http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  • Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

  • Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/

  • Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/

Перечень материально - технического обеспечения

образовательного процесса.

Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нем можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создает условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования.

  • печатные пособия (демонстрационные печатные пособия для оформления кабинета, географические карты, плакаты, тематические таблицы, комплект портретов выдающихся географов и путешественников);

  • информационно-коммуникативные средства (справочные информационные ресурсы, ЦОР, интерактивные карты, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку);

  • технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии);

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демонстраций учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудование для организации практической работы в малых группах учащихся);

  • натуральные объекты (необходимые коллекции и гербарии).

  • картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.

  • библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы.

(полный перечень представлен в паспорте кабинета географии).





Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Количество часов

 

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности

учащихся

Дата

план факт

Предметные

Метапредметные:


Личностные

Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)


1

Мир, в котором мы живём.

1

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль

В освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля

К: продолжить обучение в эвристической беседе.

Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

П: научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля.

Развитие личностной

рефлексии,

толерантности

Научиться на­зывать черты науки геогра­фии, показы­вать ее роль в освоении пла­неты челове­ком, понимать уникальность планеты Земля; приводить примеры географических объектов и явлений; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды; знать основные правила работы в кабинете географии; ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос..

 


2

Науки о природе

1

Научиться объяснять значение понятий тело

и вещество

К: уметь отображать информацию в графической форме.

Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь выделять сходств естественных наук.

Формирование мотивации в изучении наук

о природе

Научиться объ­яснять значение понятий тело и вещество;находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; уметь выделять сходство естественных наук.

 


3

География–наука о Земле

1

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками

Объяснять, для чего изучают географию; называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);уметь выявлять различия двух частей географии; приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности

 


4

Методы географических

исследований

1

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы

современных

географических

исследований и применяемые для этого приборы.

К: добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики.

Получать представление о различные источниках географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;научиться на­ходить на иллю­страциях и опи­сывать способы современных географических исследований и применяемые для этого при­боры;наблюдать за географическими объектами своей местности.

 


5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Проверочная работа

1

 

Формирование

представлений

о географии, ее

роли в освоении планеты

человеком,

о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование коммуникативной

компетентности в сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

 


Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.).



6

Географические открытия древности и Средневековья.

Практическая работа № 1 Важнейшие открытия

древности и Средневековья.

1

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.

К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).

П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

Формирование целостного мировоззрения.

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;формировать умения правильно называть и показывать географические объекты;научиться обо­значать на кон­турной карте маршрут путе­шествия Марко Поло;уметь объяснять роль Ве­ликих географических открытий для челове­чества.

 


7

Важнейшие географические открытия.

Практическая работа № 2.Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском)

1

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

К: добывать недостающую информацию в электронном приложении.

Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

 


8

Открытия русских путешественников.

1

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках.

К:систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;систематизировать по­лученные знания с помощью заполнения таблицы.

 


9

Открытия русских путешественников.

 

1

Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках.

К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их; создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации

 


10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.

 

1

 

Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска.

П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; научиться находить ин­формацию и обсуждать значение перво­го российского кругосветного плавания.

 


 

Раздел 3. Земля во Вселенной (8 ч.)



11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: объяснять представления древних людей о Вселенной.

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Описывать представления древних людей о Вселенной; научиться определять главные слова текста и состав­лять опорный конспект рас­сказа и презен­тации учителя; добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

 


12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

Научиться читать и понимать текст.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Описывать представления древних людей о Вселенной; уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Все­ленной

 


13

Соседи Солнца.

1

Научиться составлять характеристику планет по плану.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять главное отличие Земли от других планет.

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

Научиться со­ставлять харак­теристику пла­нет по плану; называть и показывать планеты Солнечной системы; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты; объяснять главное отличие Земли от других планет.

 


14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

Научиться выделять признаки планет.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Научиться вы­делять призна­ки планет; называть планеты планеты-гиганты; установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли; анализировать иллюстрации учебника; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 


15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Проверочная работа

1

 

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять особенности различных небесных тел.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Научиться на­ходить особен­ности небесных тел по иллюст­рациям учебника, электронно­го приложения; объяснять особенности различных небесных тел; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

 


16

Мир звёзд.

1

Научиться находить на звёздном небе созвездия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме; самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звезд­ного неба.

 


17

Уникальная планета – Земля. Современные исследования космоса

1

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Описывать уникальные особенности Земли как планеты, выделять условия, необхо­димые для возникновения жизни на Земле; изучить важнейшие собы­тия в освоении космоса; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач

 


18

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

 

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Научиться из­влекать инфор­мацию из карт атласа, выде­лять признаки понятий; устанавливать «космиче­ский адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию.

 


 

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (5 ч.)



19

Стороны горизонта

1

Научиться определять стороны горизонта.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование»;научиться определять сто­роны горизонта; находить основные и про­межуточные стороны горизонта.

 


20

Ориентирование

 Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу»

1

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: формулировать алгоритм работы с компасом.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

. Работать с компасом и формулировать алгоритм работы с ним; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

 


21

22

План местности и географическая карта.

 Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности»

2

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Отработка знания условных знаков плана; читать планы местности; делать описание местности с помощью условных знаков. Читать географические карты; распознавать условные знаки планов местности и карт; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.

 


23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»


Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Строить простые планы местности;читать легенду карты; самостоятельно построить простейший план местности; организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.




 


 

Раздел 5. Природа Земли (11 ч.)



24

Как возникла Земля.

1

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; выделять различия в гипо­тезах возникновения Земли.

 


25

Внутреннее строение Земли.

1

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.

Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф»; научиться уста­навливать связь между строени­ем Земли и гор­ными породами; уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек.

 


26

Землетрясения и вулканы.


1

Научиться обозначать объекты на контурной карте.

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши;устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма; определятьположение Тихоокеанского огненного кольца; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

 


27

Путешествие по материкам.


1

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Научиться раз­личать матери­ки по контурам и особенностям природы; составлять описания географических объектов; научиться обо­значать объекты на контурной карте; уметь характеризовать при­роду шести материков Земли.

 


28

29

Вода на Земле.

2

Научиться подписывать реки на контурной карте.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море»; показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; показывать на карте и определять географическое положение океанов.

 


30

Воздушная одежда Земли.

 

1

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода», описывать погоду своей местности проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера — кухня по­годы»; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

 


31

Живая оболочка Земли.

1

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.


Научиться со­поставлять гра­ницы биосферы с границами других оболочек; объяснять значение понятий «биосфера»;уметь характеризовать рас­пределение живого вещества в биосфере.

 


32

Почва – особое природное тело.

1

Научиться определять тип почв по натуральным образцам.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.


Научиться определять тип почв по нату­ральным образ­цам; уметь объяснять, что почва — особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

 


33

Человек и природа.

1

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности; оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; уметь объяснять взаимо­связи в природном комплексе.

 


34

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

 

1

 

 

Научиться самодиагностике.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Повторить географическую номенклатуру и основных понятий и терминов; учиться са­модиагностике; добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры; применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту дея­тельности.

 












 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа по географии для 5 класса (ФГОС ООО)

Автор: Манушкина Наталья Федоровна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа по географии по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс. 5 класс""
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafiipouchiebnikuaalietiaghinagieoghrafiianachalnyikurs5klass"
    ["file_id"] => string(6) "338132"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469577923"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа курса "География. Введение в географию" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-kursa-gieoghrafiia-vviedieniie-v-ghieoghrafiiu-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226981"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440547362"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства