kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004 года, Примерной программы основного общего образования (или программы) по географии для 8А класса, автор Е.М. Домогацких отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по географии 8 класс. »

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрена на заседании МО учителей предметной области

«Обществознание»

от 25.08.2014г. протокол № 1

Руководитель МО



----------------------------------

Л.П. Овсянникова


Рекомендована на

заседании методсовета

от 26.08.2014г.

протокол № 1




……………………

Т.В. Сычева

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов

приказ № от 01.09.2014г


………………………… Г.Д.Збыковская




Рабочая программа

по географии



для 8 « А » класса



Составитель:



Овсянникова Лилия Петровна





2014-2015 учебный год


Содержание



п\п

Название раздела


1

Пояснительная записка


2

Место предмета в базисном учебном плане


2

Содержание учебного предмета


3

Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности.


4

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса


5

Требования к результатам освоения образовательной программы


6

Контрольно-измерительные материалы
































Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004 года, Примерной программы основного общего образования (или программы) по географии для 8А класса, автор Е.М. Домогацких отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273 -ФЗ.)

2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312).

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по (указать предмет) географии.

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.(31.03. 2014 №253)

5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

6. Примерной программы основного общего образования (или программы) по географии 2012 г, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский / М.: ООО «Русское слово», отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника М. Домогацких,, Н.И. Алексеевский «География России. Природа и население» - М.: Русское слово, 2012г.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой 8 класс Домогацких Е.М, Домогацких Е.Е. -М.: Русское слово, 2012г; географический атлас и контурная карта 8 класс - М.: Дрофа, 2012г.; интернет ресурсы; библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии; интерактивные географические карты., мультимедийные обучающие программы: География 8-9 класс.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Цели и задачи курса:     Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа данного класса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 8 классе Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ на изучение географии в 8 классе отводится 69 часов учебного времени, 2 часа в неделю.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4 данная программа рассчитана на преподавание географии в 8А классе 2 учебных часа в неделю, 69 часов за год.

Содержание учебного предмета

Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Реализация краеведческого подхода в изучении географии России осуществляется через систему поэлементного изучения своего края (Ростовской области) во всех темах курса. В данном курсе отводится 5 часов.

Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)

Тема 1. Географическое положение (3 часа) Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа)

Содержание темы:

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Учебные понятия:

географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение, мониторинг.

Основные образовательные идеи:

Географическая карта, ГИСы, космические и аэрофотоснимки – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

компактно и ёмко представлять земную поверхность;

ориентироваться в пространстве;

открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов.

Метапредметные умения:

знакомство с новым методом изучения Земли — методом дистанционного зондирования (мониторинга);

знакомство с цифровыми методами хранения географических данных для поиска необходимой информации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

специфику математической основы карт;

особенности топографических карт;

Умение определять:

определять вид картографической проекции;

особенности топографической карты;

направления и (или) азимуты;

особенности картографических изображений;

специфику построения профиля местности.

Практические работы:

Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.

Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

Тема 2. Россия на карте мира (5 часов)

Содержание темы:

Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.

Учебные понятия:

географическое положение, государственная граница, морская граница, страны-соседи, российский сектор Арктики, адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время, московское время,

Основные образовательные идеи:

Разнообразие природных условий и богатство природных ресурсов — следствие географического положения России.

Россия — страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями.

Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

специфику географического положения России;

особенности приспособления человека к природным условиям;

особенности проведения государственной границы России;

специфику исчисления времени на территории России.

Умение определять:

различия во времени на территории России;

страны-соседей.

Практические работы:

Характеристика географического положения России.

Определение поясного времени для разных пунктов России.

Тема 3. История изучения территории России (5 часов)

Содержание темы:

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в.

Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути.

Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Учебные понятия:

Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.

Персоналии:

Иван Москвитин, Семён Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Семён Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Леонтьевич Овцын, Василий Васильевич Прончищев, Татьяна Федоровна Прончищева, Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов, Пётр Паллас, Иван Иванович Лепёхин, Семён Гмелин, Николай Яковлевич Озерецковский, Василий Василий Докучаев, Владимир Александрович Русанов, Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович БрусиловЭрик Норденшельд, Фритьоф Нансен, Георгий Седов, Джордж Де-Лонг, Владимир Афансьевич Обручев, Сергей Владимир Обручев, Отто Юльефич Шмидт, Борис Андреевич Вилькицкий.

Основные образовательные идеи:

Изучение территории России — длительный исторический процесс, потребовавший огромных усилий.

География — современная наука, основная задача которой прогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития.

Умение определять:

следствия географических открытий и путешествий.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

Анализ источников информации об истории освоения территории России.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6 часов)

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Учебные понятия:

геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер, бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления.

Основные образовательные идеи:

Устройство рельефа определяется строением земной коры.

Разнообразие - важнейшая особенность рельефа России, создающая разнообразие условий жизни и деятельности людей.

Современный рельеф- результат деятельности внешних и внутренних сил.

Метапредметные умения:

совершенствование умений работать с разными источниками информации;

выявление причинно-следственных взаимосвязей – рельеф – тектонические структуры – полезные ископаемые;

выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России);

высказывание суждений с подтверждением их фактами;

представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

особенности геологического летоисчисления;

особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых;

особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России;

характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

сущность экологических проблем в литосфере на примере России.

Умение определять:

основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых;

районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России;

по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.

Практическая работа:

Выявление зависи­мости между строением, формами рельефа и разме­щением полезных ископаемых круп­ных территорий.

Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

Тема 5. Климат России (8 часов)

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Учебные понятия:

климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.

Основные образовательные идеи:

Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.

Протяженность с севера на юг и с запада на восток - разнообразие типов и подтипов климата – разнообразие условий жизни и деятельности людей.

Влияние климатических особенностей на комфортность жизни и деятельность людей.

Метапредметные умения:

совершенствование умений работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами;

выявление причинно-следственных взаимосвязей – влияния атмосферной циркуляции и особенностей рельефа на климат;

выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата;

умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные

презентации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

особенности климата России;

особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей;

характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.

Умение определять:

основные черты климата России;

районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России;

по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России;

типы климатов отдельных регионов России;

факторы формирования климата отдельных регионов России;

закономерности размещения климатических поясов на территории России.

Практические работы:

Выявление закономерностей территориального распределения клима­тических показателей по климатической карте.

Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

Определение осо­бенностей погоды для различных пунктов по синопти­ческой карте.

Прогнозирование тенденций изменения климата.

Тема 6. Гидрография России (9 часов)

Содержание темы:

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России.

Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Учебные понятия:

бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф), длина реки, бассейн реки, водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье, межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняя мерзлота, природные льды, ледник, покровный ледник, горный ледник, ледниковый период, Великое оледенение, эпоха оледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы.

Основные образовательные идеи:

Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными ресурсами.

Река – сложная природная система. Знание важнейших характеристик реки – важнейшее условие правильности ее использования.

Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники – это богатство водных ресурсов, разнообразие ландшафтов.

Вода – источник всего живого на Земле. Необходимость рационального использования и охраны внутренних вод России.

Метапредметные умения:

Ставить учебные задачи и планировать свою работу (при работе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта.

Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов).

Создавать собственную информацию (реферат, презентация…)

Участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта)

Предметные умения:

Умение объяснять:

особенности морей, омывающих территорию России;

особенности внутренних вод отдельных регионов страны;

характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;

сущность экологических проблем в гидросфере на примере России.

Умение определять:

основные черты морей, омывающих территорию России;

районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России;

закономерности распределения внутренних вод;

существенные признаки внутренних вод;

по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России;

по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России.

Практические работы:

Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явле­ний на территории страны.

Тема 7. Почвы России (3 часа)

Содержание темы:

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Учебные понятия:

почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенный горизонт, гумус, плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.

Основные образовательные идеи:

Почвы – особое природное тело, свойства которых зависят от факторов почвообразования различающихся от места к месту, чем и определяется их огромное разнообразие.

Главное свойство почв – плодородие, которое может истощаться, вследствие чего необходимая мера – рациональное использование и охрана.

Метапредметные умения:

находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме;

сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их

формирования);

выявлять причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от

климатических условий и особенностей рельефа);

показывать по карте особенности размещения основных типов почв

Предметные умения:

Умение объяснять:

условия формирования почв;

особенности строения и состава почв;

специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;

особенности почвенных ресурсов России.

Умение определять:

основные свойства почв на территории России;

по картам закономерности размещения почв по территории России;

по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.

Практические работы:

Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.

Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа)

Содержание темы:

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.

Учебные понятия:

природный комплекс, природные компоненты, природные факторы, типы растительности, биологические ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные, лесообеспеченные и лесодефицитные территории.

Основные образовательные идеи:

растительность и животный мир — важный компонент природного комплекса, особенно хрупкий и потому нуждающийся в заботе и охране.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

объяснять: место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности; необходимость создания и географию особо охраняемых территорий; отличия видов природопользования.

определять: особенности размещения растительного и животного мира по территории России; размещение ресурсов растительного и животного мира по картам; по картам географию особо охраняемых территорий.

Практические работы:

Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

Тема 9. Природные зоны России (6 часов)

Содержание темы:

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Учебные понятия:

природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс, природный район, природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природно-хозяйственные зоны.

Основные образовательные идеи:

Природные компоненты как живой, так и неживой природы образуют природные комплексы разных видов.

Главными компонентами природного комплекса являются климат и рельеф.

Выделяют зональные и азональные природные комплексы.

Любая природная зоны – это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах.

Метапредметные умения:

выделять существенные признаки разных типов природных комплексов.

выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами.

работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами.

формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

выделение главного или существенных признаков (особенности природы, населения и хозяйственной деятельности той или иной природно-хозяйственной зоны).

Предметные умения:

объяснять: отличия природных комплексов друг от друга; условия формирования природно-хозяйственных зон; характер влияния человека на природные условия природных зон.

определять: особенности размещения природных зон на территории России; специфические черты природно-хозяйственных зон.

Практическая работы:

Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление про­гноза её изменения и выявление особенностей адап­тации человека к жизни в данной природной зоне.

Составление описания одной из природных зон России по плану.

Тема 10. Крупные природные районы России (10 часов)

Содержание темы:

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Учебные понятия:

увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен, многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы, траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный) лед, наледь, возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Основные образовательные идеи:

Каждый крупный природный район России — край с уникальной природой.

Природные условия и ресурсы крупных природных районов — основа для определенных видов хозяйственной деятельности.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

условия выделения и размещения природных районов;

специфические черты природы природных районов.

Умение определять:

географические особенности природных районов;

характер влияния человека на природу природных районов.

Практические работы:

Составление описания природного района по плану.

Заключение. Природа и человек (2часа).

Содержание темы:

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Учебные понятия:

ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия,

комфортность, отрасли промышленности, отходы: твёрдые, жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопные газы, заповедники.

Основные образовательные идеи:

Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.

Воздействие на природные комплексы со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;

принципы классификации природных ресурсов;

особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Умение определять:

закономерности размещения различных видов природных ресурсов;

особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Практические работы:

1.Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Оценочные практические работы

1.Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.

2.Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

3.Характеристика географического положения России.

4.Определение поясного времени для разных пунктов России.

5.Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

6.Анализ источников информации об истории освоения территории России.

7.Выявление зависи­мости между строением, формами рельефа и разме­щением полезных ископаемых круп­ных территорий.

8.Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

9.Выявление закономерностей территориального распределения клима­тических показателей по климатической карте.

10.Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

11.Определение осо­бенностей погоды для различных пунктов по синопти­ческой карте.

12.Прогнозирование тенденций изменения климата.

13.Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

14.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

15.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явле­ний на территории страны.

16.Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.

17.Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

18.Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление про­гноза её изменения и выявление особенностей адап­тации человека к жизни в данной природной зоне.

19.Составление описания одной из природных зон России по плану.

20.Составление описания природного района по плану.

21.Составление описания природы своего родного края






Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения

Цифровые образовательные ресурсы

Демонстрационные пособия, натуральные объекты

Интерактивная доска «SMART»

Мультимедийные приложения к урокам по географии 5-9 класс

Стенд портретов выдающихся географов и путешественников

Проектор Ксерокс Сканер

Разработки электронных приложений к урокам географии

Справочно-информационная и научно-популярная литература

Принтер (струйный, цветной)

Видеоролики по географии (интернет-ресурсы)

Глобусы малые, компасы

Телевизор, DVD

Электронная форма КИМов

Физическая карта полушарий, Физическая карта мира:



Требования к результатам освоения образовательной программы

Требования направлены на реализацию системно- деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учащиеся должны владеть следующими навыками и умениями:

знать/понимать:

• специфику географического положения и административно-территориального устрой Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов явлений;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры

• составлять краткую географическую характеристику территории на основе раз образных источников географической информации и форм ее представления;

• определять на карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для определения поясного  времени; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определений комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей мести ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

.проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников.


Контрольно – измерительные материалы

Административный срез

Вариант 1.

1. Заполните пропуски.

А. Самое глубокое озеро мира - ________________ на материке __________________.

Б. Самая глубокая впадина в Мировом океане - ____________________ в ___________________ океане.

В. Самая высокая гора в мире - ________________________ на материке __________________.

Г. Самая многоводная река мира - ______________________ на материке __________________.

Д. Самая низкая температура воздуха в мире была зарегистрирована на материке ___________________.

2. Установите соответствие страна – материк.


Страна


Материк

А.

Аргентина

1)

Южная Америка

Б.

Алжир

2)

Африка

В.

Иран

3)

Евразия

3. Крайняя точка Южной Америки лежит на параллели 54°С ю.ш. Можно ли на основании этого факта сделать вывод о климате южной части материка? Если да, то какой?

A. На основе этого факта нельзя делать выводы о климате

Б. Юг материка находится в зоне действия запад­ных ветров

B. На климат южной части материка оказывает большое влияние Атлантический океан

Г. На юге материка действуют тропические воз­душные массы

4. Выберите все признаки платформ:

A. Состоят из осадочных пород, смятых в складки

Б. В рельефе выражены равнинами

B. Характерны частые землетрясения

Г. Относительно устойчивые и выровненные уча­стки земной коры

Д. Могут иметь разную абсолютную высоту над уровнем моря

5. Установите соответствие форма рельефа – характерное для неё строение земной коры.


Территория


Строение земной коры

А.

Большой Водораздель­ный хребет

1)

Африкано-Аравийская платформа

Б.

Эфиопское нагорье

2)

Область новой складчатости

В.

Горы Атлас

3)

Область древней складчатости

6. Происхождение, каких полезных ископаемых связано с магматическими породами? (Выберите все верные ответы.)

A. Медных руд
Б. Фосфоритов

B. Нефти и природного газа
Г. Полиметаллических руд

7. Выберите все показатели, характерные для умеренного морского климата.

A. Жаркое сухое лето

Б. Теплая зима, снег выпадает редко и быстро тает

B. Суровая зима (-30, -32 °С)

Г. Почти все осадки выпадают летом

Д. Осадки выпадают в течение всего года

Е. В течение всего года преобладают западные ветры

8. Установите соответствие территория – её тип климата.


Территория


Тип климата

А.

Апеннинский полуостров

1)

Субэкваториальный

Б.

Полуостров Калифорния

2)

Субтропический средиземноморский.

В.

Полуостров Индокитай

3)

Тропический пустынный

9. Как дуют муссоны зимой? Выберите ответ с пра­вильным объяснением.

A. С материка на океан, т.к. над материком высокое давление, над океаном — низкое

Б. С материка на океан, т.к. над материком ни­зкое давление, над океаном — высокое

B. С океана на материк, т.к. над материком высокое давление, над океаном — низкое

Г. С океана на материк, т.к. над материком ни­зкое давление, над океаном — высокое

10. Установите соответствие река – материк.


Река


Материк

А.

Парана

1)

Северная Америка

Б.

Рио-Гранде

2)

Южная Америка

В.

Оранжевая

3)

Африка

11. Какая река замерзает каждую зиму?

A. Рейн

Б. Колорадо

B. Хуанхэ

Г. Юкон

12. Если река течет по территории, где на поверхность выходят твердые кристаллические породы, то какой вывод на основании этого можно сделать?

A. На реке есть пороги и водопады

Б. Река полноводна весь год

B. Вода реки мутная, много ила

13. Какая природная зона формируется в субарктическом климатическом поясе?

A. Арктических пустынь

Б. Тундры и лесотундры

B. Тайги

14. Что характерно для саванн?

A. Реки полноводны весь год

Б. Есть сухой и влажный сезоны года

B. Большинство животных живут на деревьях

Г. Растительность — многоярусные леса, много лиан

15. Общей чертой степей и тундры является то, что в обеих природных зонах:

A. Почвы мало плодородны

Б. Выпадает большое количество осадков

B. Не растут высокие деревья

Г. Много болот

16. Установите соответствие страна – материк.


Животные


Природная зона

А.

Гориллы, окапи

1)

Полупустыни и пустыни

Б.

Гепарды, зебры

2)

Саванны и редколесья

В.

Куланы

3)

Экваториальные леса

17. Годовая ритмичность природных явлений меньше всего выражена в:

A. Бассейне реки Конго

Б. Бассейне реки Дунай

B. Саваннах Африки

Г. Тайге Евразии

18. Какие компоненты природных комплексов изменятся при глобальном потеплении климата?

A. Только распространение растений

Б. Только распространение типов почв

B. Только распространение животных

Г. Изменятся все компоненты

Вариант 2.

1. Заполните пропуски.

A. Самое большое море-озеро мира — на материке .

Б. Самое низкое место поверхности суши в мире — ___________ на материке ___________•

B. Самая крупная пустыня мира — на материке _________________.

Г. Самая длинная река мира — на материке _________________.

Д. Самая высокая температура воздуха в мире была зарегистрирована на материке ________________.

2. Установите соответствие страна – материк.


Страна


Материк

А.

Нигерия

1)

Африка

Б.

Перу

2)

Евразия

В.

Монголия

3)

Южная Америка


3. Самая широкая часть Северной Америки лежит между параллелями 40° ели. и 50° с.ш., вдоль западного побережья проходят Кордильеры. Можно ли на основании этого факта сделать вывод о климате этой части материка? Если да, то какой?

A. На основе этого факта нельзя делать выводы о климате

Б. Влияние Тихого океана на климат материка в этих широтах ограничено

B. На большей части материка господствуют тропические воздушные массы

Г. Между 40° с.ш. и 50 с.ш. среднегодовое коли­чество максимально в центре материка

4. Выберите все признаки сейсмических поясов:

A. В рельефе выражены горными областями, глубоководными желобами

Б. Сложены горизонтально залегающими горны­ми породами

B. Характерны частые землетрясения

Г. Относительно устойчивые и выровненные уча­стки земной коры

Д. В них расположено большинство действующих вулканов Земли

5. Установите соответствие форма рельефа – характерное для неё строение земной коры.


Территория


Строение земной коры

А.

Гвианское плоскогорье

1)

Южно-Американ­ская платформа

Б.

Аппалачи

2)

Область новой склад­чатости

В.

Альпы

3)

Область древней складчатости

6. Происхождение каких полезных ископаемых свя­зано с осадочными породами? (Выберите все верные ответы.)

A. Нефти и природного газа
Б. Каменного угля

B. Медных руд

Г. Полиметаллических руд

7. Выберите все показатели, характерные для суб­тропического средиземноморского климата.

A. Жаркое сухое лето

Б. Теплая зима (+10, +12 °С)

B. Большая часть осадков выпадает летом
Г. Большая часть осадков выпадает зимой

Д. Весь год преобладают тропические воздушные массы

Е. Среднегодовое количество осадков более 2500 мм

8. Установите соответствие территория – её тип климата.


Территория


Тип климата

А.

Балканский полуостров

1)

Субтропический средиземноморский

Б.

Полуостров Аляска

2)

Экваториальный

В.

Остров Суматра

3)

Умеренный морской

9. Может ли выпадать снег в Африке и где? Выбери­те ответ с правильным объяснением.

A. Да, в горах. Так как в Африке есть высокие горы (на высоте температура воздуха низкая),

расположенные в областях со значительным количеством осадков.

Б. Да, на западных побережьях. Так как проходя­щие там холодные течения зимой охлажда­ют морской

воздух, который содержит много влаги.

B. Нет, нигде. Так как Африка расположена в экваториальных и тропических широтах, и там

всегда жарко.

Г. Нет, нигде. Так как на севере и юге Африки, где температуры ниже, чем у экватора, почти нет осадков.

10. Установите соответствие река – материк.


Река


Материк

А.

Муррей

1)

Северная Америка

Б.

Меконг

2)

Австралия

В.

Юкон

3)

Евразия

11. Причиной разлива какой реки являются муссонные дожди?

12. Если река течет по плоской территории, сложенной мягкими осадочными породами, то какой вывод на

основании этого можно сделать?

А. Течение реки медленное, вода мутная

Б. На реке много порогов и водопадов

В. Река течет в глубоком ущелье

13. Какая природная зона формируется в субэкваториальном климатическом поясе?

A. Саванн и редколесий

Б. Пустынь и полупустынь

B. Лесостепей и степей

14. Что характерно для тундры?

A. Реки полноводны весь год

Б. Мхи и лишайники, карликовые деревья

B. Недостаток влаги в почве

Г. Большое количество перегноя в почве

15. Общей чертой саванн и жестколистных лесов и кустарников является то, что в обеих природных

зонах:

A. Произрастает баобаб

Б. Растения приспособлены к наличию сухого и влажного сезонов года

B. Почвы малоплодородны

Г. Почти нет разницы в температуре воздуха зи­мой и летом

16. Установите соответствие животные – материк, на котором оно обитает.


Животные


Материк

А.

Броненосцы

1)

Австралия

Б.

Медведи гризли

2)

Южная Америка

В.

Коала

3)

Северная Америка

17. Годовая ритмичность природных явлений меньше всего выражена:

A. В бассейне Амазонки
Б. В пустынях Центральной Азии

B. В тундре Северной Америки
Г. В саваннах Австралии

18. Какая закономерность географической оболочки доказывает, что при взаимодействии человека с

природой необходимо сотрудничество всех народов и стран?

A. Ритмичность
Б. Зональность

B. Целостность

Административная контрольная работа

«Пространства России».

1 вариант


1. Заполни пропуски:___________ пролив соединяет Чукотское море ____________ океана с ____________ морем ____________ океана и разделяет __ ___________ и США, Евразию и ______________.

2. по суше Россия граничит : а) с 13 государствами, б) с 14 государствами, в) 16 государствами

2. Выбери моря, относящиеся к Сев.Ледов. океану (ответ запиши цифрами через запятую)

1. Белое, 2. Черное, 3. Японское, 4. Лаптевых, 5 , Берингово, 6. Охотское, 7. Балтийское, 8. Карское, 9. Азовское, 10. Баренцево

3. Выбери из списка низменности: (ответ запиши цифрами через запятую)

1. Среднерусская, 2. Туранская, 3. Приволжская, 4. Валдайская, 5. Прикаспийская, 6. Северные Увалы, 7.Северо-Сибирская, 8. Сибирские Увалы, 9.Среднерусская.

4. Наибольшее количество солнечной радиации получает город:

•А-Мурманск

•Б- Петропавловск-Камчатский

•В- Астрахань

5. Какой атмосферный вихрь соответствует следующим признакам:

«Против часовой стрелки, летом пасмурная погода. Низкое давление в центре»

1. циклон, 2. антициклон

6. Подбери к географическим объектам в левой колонке

характерные признаки из правой колонки и запиши соответствие (цифра – буква)

1.Баренцево

А. Внутреннее море

2.Черное

Б. Окраинное море Тихого океана

3.Берингово

В. Омывает Россию с востока


Г. Самое теплое

Д. крупнейший порт на море - Мурманск

Е. с востока находятся острова Новая земля

7. Сколько часовых поясов на территории России:

А) 9, Б) 10. В)11. Г)12

8. Уральские горы протянулись:

1. с севера на юг, 2. С запада на восток, 3. С северо-запада на юго-восток

9. Самый большой остров у берегов России:

1. Вайгач, 2. Новая Земля, 3. Сахалин

10. Какой тип климата характерен для Дальнего Востока:

1. Континентальный, 2. Муссонный, 3. Резко континентальный

11. Для резко континентального климата характерно:

1. Низкие температуры зимой, 2. Большое количество осадков, 3. Морские воздушные массы

12. цифрами отметьте на карте следующие объекты

1- п-ов Камчатка,2- Карское море,3- река Лена,

4- озеро Байкал,5- Кавказские горы,6- острова Новая Земля

13. Что такое мелиорация? Какие проблемы она помогает решить?

14. Снеговая линия в пределах зоны арктических пустынь находится:

А)- на уровне моря; Б)- на высоте 1000м.; В)- на высоте 200м.

15.Дополните ответ:

Главной пищей животных арктических пустынь является … .

16. Верно ли утверждение: Годовая суммарная радиация в зоне тундр на полуостровах Ямал и Таймыр такая же, как на юге лесной зоны у городов Тула, Новосибирск, Красноярск.

А)- Да; Б)- Нет.

17. Земли тундр используются главным образом:

А)- Под пашню; Б)- под пастбища.

18. Далее всего на юг тайга простирается:

А)- на Восточно-Европейской равнине;

Б)- на Западно-Сибирской равнине;

В)- на Средне-Сибирском плоскогорье.

19. В лесной зоне России самые низкие зимние температуры отмечаются в зоне:

А)- тайги; Б)- смешанных лесов; В)- широколиственных лесов.

20. Главной причиной небольшого количества осадков в зоне степей является:

А)- внутриконтинентальное положение территорий;

Б)- господство в течение года пониженного давления.

21. Установите соответствие между природной зоной и особенностями природы:

А)- арктические пустыни;

1)- типична злаковая растительность;

Б)- тундры;

2)- растительность очень бедная, Ку меньше 0,33;

В)- тайга;

3)- растительность многоярусна на дерново-подзолистых и серых почвах;

Г)- смешанный и широколиственный лес;

4)- эту зону называют страной кочующих озёр;

Д)- степь;

5)- эта природная зона тянется широкой полосой от западных границ России до восточных.

Е)- пустыня.



2 вариант


1. Заполни пропуски: ___________ пролив соединяет Карское море ____________ океана с ____________ морем и разделяет материк_ ___________ и острова __________ Земля.

2. Самая протяженная граница у России с:1. Украиной,2. Казахстаном, 3. Финляндией

2. Выбери моря, относящиеся к Тихому океану (ответ запиши цифрами через запятую)

1. Белое, 2. Черное, 3. Японское, 4. Лаптевых, 5 , Берингово, 6. Охотское, 7. Балтийское, 8. Карское, 9. Азовское, 10. Баенцево

3. Выбери из списка возвышенности: (ответ запиши цифрами через запятую)

1. Среднерусская, 2. Туранская, 3. Приволжская, 4. Валдайская, 5. Прикаспийская, 6. Северные Увалы, 7.Северо-Сибирская, 8. Сибирские Увалы, 9.Среднерусская.

4. Наибольшее количество осадков получает город:

А-Мурманск

Б- Петропавловск-Камчатский

В- Астрахань

Какой атмосферный вихрь соответствует следующим признакам:

«По часовой стрелке, Очень холодно зимой. Высокое давление в центре»

1. циклон, 2. Антициклон

6. Подбери к географическим объектам в левой колонке характерные признаки из правой колонки и запиши соответствие (цифра – буква)

1.Карское

А. Внутреннее море

2.Азовское

Б. Окраинное море Тихого океана

3.Японское

В. Омывает Россию с севера


Г. Впадает река Обь

Д. крупнейший порт на море – Владивосток

Е. Носит название одноименного государства, которое омывает

7. Какой климатический пояс занимает в России большую площадь:

1. Умеренный, 2. Арктический, 3. Субарктический,4. Субтропический

8. Кавказские горы протянулись:

1. с севера на юг, 2. С запада на восток, 3. С северо-запада на юго-восток

9. Самый большой полуостров у берегов России:

1. Кольский, 2. Камчатка, 3. Таймыр

10. Какой тип климата характерен для западной Сибири:

1. Континентальный, 2. Муссонный, 3. Резко континентальный

11. Для муссонного климата характерно:

1. Засушливый климат, 2. Большое количество осадков летом, 3. Небольшое количество осадков

12. Цифрами отметьте на карте следующие объекты

1- п-ов Таймыр,2- море Лаптевых,3- река Енисей,

4- озеро Каспийское,5- Уральские горы,6- остров Сахалин

13.Что такое рекультивация? Приведите примеры.

14. Зона арктических пустынь располагается в основном:

А)- на островах Северного Ледовитого океана;

Б)- на полуостровах Северного Ледовитого океана.

15. Низкие летние температуры зоны тундр обусловлены :

А)- большими затратами тепла на таяние снега и мерзлоты;

Б)- малым притоком солнечной радиации.

16. Главной причиной низкого содержания гумуса в почвах тундр является:

А)- отсутствие растительных остатков;

Б)- низкие температуры, затрудняющие перегнивание;

В)- сильный промыв почвы.

17. Дополните ответ: Самым распространенным хвойным деревом России является … .

18. Дальше всего на север тайга простирается:

А)- на Восточно-Европейской равнине;

Б)- на Западно-Сибирской равнине;

В)- на Средне-Сибирском плоскогорье.

19. Причиной меньшего количества осадков в степной зоне по сравнению с лесной является её расположение:

А)- на большем расстоянии от океанов;

Б)- южнее путей прохождения циклонов.

20. Главной причиной высокого плодородия чернозёмов являются:

А)- ослабленный промыв почвы;

Б)- богатая и разнообразная растительность;

В)- высокие летние температуры.

21. Установите соответствие между природной зоной и особенностями природы

А)- арктические пустыни; 1) преобладают такие древесные породы, как ель, сосна, пихта, лиственница

Б)- тундры; 2) при избыточном увлажнении почти нет растительности; животный мир связан с морем

В)- тайга; 3) распространены мощные чернозёмы с очень темной окраской и зернистой структурой

Г)- смешанный и широколист. лес; 4) эта зона приурочена к Прикаспийской низменности

Д)- степь; 5)- в этой зоне преобладают мхи и лишайники

Е)- пустыня.


Административная контрольная работа « Природные районы России»

1.Россия расположена:

а) в северном и западном полушариях, б) в северном и восточном полушариях,

в) в северном, восточном и западном полушариях, г) только в северном полушарии

2.Самая северная точка России находится:

а) в архипелаге Северная Земля, б) в архипелаге Шпицберген, в) в архипелаге Земля Франца Иосифа

3.Россия имеет только морскую границу с государствами:

а) Япония и США б) Норвегия и Япония в) Япония и Китай

4.Самый большой остров России: а) Новая Земля, б) Сахалин, в) Врангеля

5. Тайфуны и цунами возникают в морях: а) Тихого океана, б) Северного Ледовитого в) Атлантического

6. Линия перемены дат проходит в проливе: а) Беринговом, б) Кунаширском, в) Карские Ворота

7. Основатель почвоведения – это: а) А.И. Воейков, б) В.В. Докучаев, в) М.В. Ломоносов

8.Общий уклон территории России:

а) к югу, б) к северу, в) к центру, г) к востоку

9. Самолет вылетел из Магадана (10 часовой пояс) в Москву (2 часовой пояс) в 12.00 часов. Полет занял 8 часов. Во сколько часов по московскому времени приземлится самолет?

10.Существование пролива между Америкой и Азией доказал:

а) . Витус Беринг б) Семен Челюскин в) Алексей Чириков г) Е.П. Хабаров

11. Высокогорный тип климата характерен для территории:

а) полуострова Ямал, б) Западной Сибири, в) Острова Сахалин, г) Кавказа

12. Ветер образуется, когда над двумя территориями наблюдается большая разница в:

а) Атмосферном давлении б) Абсолютной влажности воздуха,

в) Относительной влажности воздуха, г) Прозрачности воздуха

13. Устойчивые участки земной коры: а) платформы б) щиты в) складчатые области

14. Равнины расположены на а) границах литосферных плит б) платформах в) в складчатых областях

15.Горы расположены на а) платформах б) плитах в) в складчатых областях

16. К древним складчатым областям приурочены месторождения:

а) угля, нефти, газа б) железных руд, золота в) и тех и других

17.Крупнейшими угольными бассейнами являются:

а) Самотлор, Канско-Ачинский б) Тунгусский, Ленский в) Уренгой, Ямбург

18. Наука о минералах – это а) петрография б) палеонтология в) геотектоника

19.Почвы отличается от горной породы: а) плодородием б) увлажнением в) твердостью

20. Материнская порода – это горизонт: а) А1 б) А2 в) В г) С

21. Как называется эта река?

«Образуется слиянием Бии и Катунь на Алтае. Ее правый приток Иртыш. На этой реке находится Новосибирская ГЭС и Новосибирское водохранилище ».

22. Назовите два крупнейших по площади озера России.


Ключи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

в

в

а

г

а

а

б

б

12

а

г

а

а

б

в

б

б

а

а

г


21

Енисей

22

Байкал, Каспийское



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
рабочая программа по географии 8 класс.

Автор: Овсянникова Лилия Петровна

Дата: 07.07.2015

Номер свидетельства: 222428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа ГЕОГРАФИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_geografiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "рабочая программа 8-9 класс"
    ["seo_title"] => string(26) "rabochaiaproghramma89klass"
    ["file_id"] => string(6) "309974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458902105"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по географии для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "220016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434467199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства