Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Госстандарта Москва 2004 г. примерной программы по географии 6 класса под редакцией Герасимовой Т.П., Неклюевой Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2007.
Программа данного курса базируется на обязательном минимуме содержания основного общего образования по географии и концепции развивающего обучения, ориентированной на массовую школу. По своей сути «Начальный курс географии» - это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира.
«Начальный курс географии» представляет собой общеземлеведческую основу школьной географии. Это традиционный курс начальной физической географии с элементами геоэкологии. Этот курс призван помочь шестикласснику понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением Вселенной, неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов.
Основная цель курса – формирование современной географической картины мира и современного географического мышления. Особое внимание уделяется развитие географической культуры – географическому языку, картографическим умениям и т.д. их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческой основе географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учётом возрастных интересов шестиклассников. Внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников.
В соответствии с принципом историзма знакомство с развитием научных географических идей ведётся от древних греков, когда впервые были введены в географическую науку такие понятия, как «атмосфера», «гидросфера», «литосфера». Эти и другие геосферы нашей планеты, а также сама планета Земля рассматриваются с позиций происхождения и развития составляющего их вещества.
Предполагается, что школьники к 6-му классу уже знакомы с историей географических открытий, со многими географическими терминами и понятиями, с крупными географическими объектами, с географическими картами и планами после усвоения пропедевтического курса «Окружающий мир: Наша планета Земля (2 класс)» и историко-картографической части систематического курса школьной географии «5-й класса: Как люди открывали Землю и создавали карту. Природа. »
Впервые в школьной географии среди компонентов окружающего нас мира в самых общих чертах рассмотрено особое состояние вещества – плазменное, о котором современные дети уже знают (звёздное вещество, лазер, не говоря уже о молниях и полярных сияниях). При рассмотрении мира воды (раздел о гидросфере) в особый и довольно большой раздел вынесены сведения о твёрдой (кристаллической) воде.
В качестве основного картографического пособия к курсу предлагается использовать атлас для 6-го класса, составленный и подготовленный к изданию ПКО «Картография» (М., 2012).
В связи с этим к числу основных задач школьной географии предлагается относить формирование умения комплексно рассматривать среду обитания человечества; а также воспринимать мир не как набор отдельных природных и общественных компонентов, а в виде природно-антропогенных, или по-другому природно-общественных систем, формирующих и развивающих по определённым законам. Необходимым условием современного развития школьника в процессе обучения географии должно являться понимание того, что наряду с закономерностями развития природы и общества существуют закономерности их взаимодействия. Реализация целей школьного географического образования требует решения целого ряда общеучебных задач, среди которых:
- формирование представления о целостности окружающего мира при его территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия единой системы «природа-население-хозяйство»;
-развитие у школьников системного географического мышления;
-осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками (объём которых определён соответствующим федеральным стандартом) для подготовки выпускника к выживанию и производительному труду в современных условиях;
Подготовка учащихся к творческой деятельности, нестереотипному решению географических задач и самостоятельному выбору для этого существующего географического инструментария (географических карт и профилей, литературных, видео- и электронных источников географической информации и т.п.)
Преемственная связь в содержании начальной и средней школы. Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют пространственному мышлению во временном аспекте, решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения. В связи с этим реализация целей географического образования школьников предполагает соблюдение следующих условий;
- структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных задач, создающих у школьников познавательную потребность;
- создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не целями, а мотивами, отношением их к предмету;
Постановка познавательной цели и учебных задач, которые своим содержанием программируют направленность учащихся на открытие, фиксацию и усвоение нового способа деятельности;
- постановка учебной задачи чаще всего реализуется посредством создания проблемной ситуации «знание-незнание»;
-способ учебной деятельности вырабатывается школьником самостоятельно в процессе решения учебных задач, что принципиально отличается от традиционных методических приёмов, которые изложены в виде готовых правил, образцов, алгоритмов в учебниках, объясняются и закрепляются учителем.
В связи с изменениями в базисном плане количество часов за курс 6 класса уменьшился на 17 часов, а этих 17 часов добавили на курс «География Брянской области».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жигалковская основная общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
Утверждаю:
Приказом № 12от 02.09.2014 г.
Директор _______/Рысюкова О.А./
Рабочая программа по учебному
курсу география 6 класс
Программу составила:
Учитель географии
первой квалификационной категории
Бурцева Тамара Васильевна
Рассмотрено: Согласовано: Принято
на заседании МО зам.директора по УВР педагогическим Советом
протокол № 1от 17.08.2014 г ________/Бурцева Т.В./ Протокол№ 3 от 20.082014г
Протокол № 1 от 18.08.2014г.
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Госстандарта Москва 2004 г. примерной программы по географии 6 класса под редакцией Герасимовой Т.П., Неклюевой Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2007.
Программа данного курса базируется на обязательном минимуме содержания основного общего образования по географии и концепции развивающего обучения, ориентированной на массовую школу. По своей сути «Начальный курс географии» - это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира.
«Начальный курс географии» представляет собой общеземлеведческую основу школьной географии. Это традиционный курс начальной физической географии с элементами геоэкологии. Этот курс призван помочь шестикласснику понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением Вселенной, неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов.
Основная цель курса – формирование современной географической картины мира и современного географического мышления. Особое внимание уделяется развитие географической культуры – географическому языку, картографическим умениям и т.д. их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческой основе географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учётом возрастных интересов шестиклассников. Внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников.
В соответствии с принципом историзма знакомство с развитием научных географических идей ведётся от древних греков, когда впервые были введены в географическую науку такие понятия, как «атмосфера», «гидросфера», «литосфера». Эти и другие геосферы нашей планеты, а также сама планета Земля рассматриваются с позиций происхождения и развития составляющего их вещества.
Предполагается, что школьники к 6-му классу уже знакомы с историей географических открытий, со многими географическими терминами и понятиями, с крупными географическими объектами, с географическими картами и планами после усвоения пропедевтического курса «Окружающий мир: Наша планета Земля (2 класс)» и историко-картографической части систематического курса школьной географии «5-й класса: Как люди открывали Землю и создавали карту. Природа. »
Впервые в школьной географии среди компонентов окружающего нас мира в самых общих чертах рассмотрено особое состояние вещества – плазменное, о котором современные дети уже знают (звёздное вещество, лазер, не говоря уже о молниях и полярных сияниях). При рассмотрении мира воды (раздел о гидросфере) в особый и довольно большой раздел вынесены сведения о твёрдой (кристаллической) воде.
В качестве основного картографического пособия к курсу предлагается использовать атлас для 6-го класса, составленный и подготовленный к изданию ПКО «Картография» (М., 2012).
В связи с этим к числу основных задач школьной географии предлагается относить формирование умения комплексно рассматривать среду обитания человечества; а также воспринимать мир не как набор отдельных природных и общественных компонентов, а в виде природно-антропогенных, или по-другому природно-общественных систем, формирующих и развивающих по определённым законам. Необходимым условием современного развития школьника в процессе обучения географии должно являться понимание того, что наряду с закономерностями развития природы и общества существуют закономерности их взаимодействия. Реализация целей школьного географического образования требует решения целого ряда общеучебных задач, среди которых:
- формирование представления о целостности окружающего мира при его территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия единой системы «природа-население-хозяйство»;
-развитие у школьников системного географического мышления;
-осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками (объём которых определён соответствующим федеральным стандартом) для подготовки выпускника к выживанию и производительному труду в современных условиях;
Подготовка учащихся к творческой деятельности, нестереотипному решению географических задач и самостоятельному выбору для этого существующего географического инструментария (географических карт и профилей, литературных, видео- и электронных источников географической информации и т.п.)
Преемственная связь в содержании начальной и средней школы. Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют пространственному мышлению во временном аспекте, решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения. В связи с этим реализация целей географического образования школьников предполагает соблюдение следующих условий;
- структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных задач, создающих у школьников познавательную потребность;
- создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не целями, а мотивами, отношением их к предмету;
Постановка познавательной цели и учебных задач, которые своим содержанием программируют направленность учащихся на открытие, фиксацию и усвоение нового способа деятельности;
- постановка учебной задачи чаще всего реализуется посредством создания проблемной ситуации «знание-незнание»;
-способ учебной деятельности вырабатывается школьником самостоятельно в процессе решения учебных задач, что принципиально отличается от традиционных методических приёмов, которые изложены в виде готовых правил, образцов, алгоритмов в учебниках, объясняются и закрепляются учителем.
В связи с изменениями в базисном плане количество часов за курс 6 класса уменьшился на 17 часов, а этих 17 часов добавили на курс «География Брянской области».
Содержание тем учебного курса. ( 6 класс)
ВВЕДЕНИЕ (3ч)
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.
Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Практические работы.
На местности: 1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоёмов (их использование, изменения, охрана).
На контурной карте: Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.
Раздел I
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (16ч.)
Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.
Тема 1. План местности. (9 ч)
Понятие о плане местности. Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.
Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.
Использование планов местности в практической деятельности человека.
Практические работы.
Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).
Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Топографический диктант.
Тема 2. Географическая карта. (7 ч)
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.
Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Использование географических карт в практической деятельности человека.
Физико-географическое положение своей местности.
Практические работы.
Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.
Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).
Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.
Характеристика карты (или ее части) своей местности.
Раздел II
ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ (45 ч.)
Тема 1. Литосфера. (10 ч)
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.
Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.
Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.
Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.
Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.
Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.
Особенности рельефа своей местности.
Практические работы.
Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).
Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.
Изучение рельефа своей местности.
Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. Описание земной коры.
Тема 2. Гидросфера. (11 ч)
Что такое гидросфера? Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.
Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.
Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Воды суши своей местности.
Практические работы.
Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов.
Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря.
Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.
Тема 3. Атмосфера. (14 ч)
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).
Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.
Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Практические работы.
Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).
Описание погоды и климата своей местности.
Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера
(7 ч)
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.
Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.
Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.
Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.
Природные комплексы своей местности.
Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.
Практические работы.
Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.
Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
Раздел III
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1 ч)
Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав.
Общая численность населения Земли (приблизительно).
Основные человеческие расы; равенство рас.
Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.
Основные типы населённых пунктов.
Городские поселения и сельские. Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своём населённом пункте.
Практическая работа: 1. Составление полного описания географического комплекса своей местности.
Тема 3. Человек - часть биосферы.
Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.
Мировые религии. Народы мира.
Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.
Государства на карте мира.
Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.
Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. (5 ч)
Стихийные природные явления. Влияние природы на жизнь человека . главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки; положительное и отрицательное воздействие человека на природу, ее использование, изменение.
Учебно – тематический план (6 кл)
№ п/п
Темы
разделы
Название темы, раздела
Кол-во часов
Практические работы
Контрольные работы
Введение
3
2
Раздел 1
Виды изображений поверхности Земли.
16
Тема 1
План местности.
9
2
Тема 2.
Карта – особая модель земной поверхности. Географическая карта.
Базисный учебный план общеобразовательной школы. М., 2014.
Сборник разноуровневых программ. География. 6-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
Максимов Н.А. Методическое пособие по физической географии. 6 класс. М.: Просвещение, 2003.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии, 6 класс. М.: Вако, 2005.
Максимов Н.А. За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1998.
Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. М.: Педагогика, 1992.
Занимательная география: любопытные факты, кроссворды. М.: Школа-Пресс, 1992.
Сиротин В.И. Программно-методические материалы. География. 6-9 классы. М.: Дрофа, 2002.
Пятунин В.Б. контрольные и проверочные работы по географии, 6-7 класс. М.: Дрофа, 2002.
Календарно – тематическое планирование по географии в 6 классе
по учебнику Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. –М.:Дрофа, 2012. (на 2 ч в неделю)
№ п/п
Тема урока
Сроки
Вид урока
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Практические работы
Формы контроля
Домашнее задание
Глава 1. Введение (3ч)
1
Что изучает физическая география?
Вводный урок
Элементарные знания о географии как о науке, которая изучает особенности природы земной поверхности, причины её разнообразия; значение геогр.знаний для человека.
1
Развитие географических знаний о Земле.
Актуализация знаний и умений
Ознакомление с отдельными факта ми из истории географии, показывающими развитие знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на картах; знание о плавании Х.Колумба, Ф.Магеллана и их значении для географии.
Показывать по карте полушарий и глобусу путь Х.Колумба и Ф.Магеллана.
Работа с картами атласа
2-3
2
Экскурсия в природу: «Приёмы наблюдения погоды, состояния водоёмов и растительности, приёмы записи результатов наблюдений».
Экскурсия в природу
Приёмы наблюдения элементов и явлений погоды; обозначение их в дневнике погоды.
Знание состава приёмов учебной работы по наблюдению элементов и явлений погоды по приборам и визуально, изменений в уровне реки (или других водоёмов), сезонные изменения в растительности.
1.Наблюдение температуры воздуха, определение направления и силы ветра, облачность и осадки, запись в дневнике наблюдений погоды. Сделать вывод.
Практичес-кая работа №1
3
Экскурсия.»Изучение форм земной поверхности, характер залегания горных пород»
Экскурсия в природу
2.»Изучение форм земной поверхности, характер залегания горных пород»
№2
Глава 2. Виды изображений поверхности Земли.
План местности (9ч)
4
Что такое план местности?
Изучение нового материала
Что такое план местности:
виды изображений местности;
Представления о различиях в изображении местности на рисунке, аэрофотоснимках и плане.
Определение объектов местности на плане по условным знакам.
Обучающая практичес-кая работа.
4
5
Масштаб плана: виды масштаба;
Изучение нового материала
Виды масштаба: численный, именованный, линейный. Выбор масштаба. Состав приёма измерения расстояний с помощью линейного масштаба и циркуля-измерителя.
Уметь измерять расстояния с помощью линейного масштаба.
Измерение расстояний с помощью линейного масштаба и циркуля-измерителя
Обучающая практическая работа:
5
6
Стороны горизонта. Ориентирование.
Изучение нового материала
Стороны горизонта, способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Знать способы определения сторон горизонта. Способы определения расстояний и направлений на плане местности;
Измерение расстояний и направлений по плану ;
.
Проверочная работа Обучающая практическая работа
6
7
Определение направлений по плану местности:
Практическая работа
Единицы измерения углов (транспортир, линейка, карандаш, компас), понятия: горизонт, линия горизонта, азимут; способы ориентирования на местности (по солнцу, звёздам по компасу)
8
Определение сторон горизонта и способы их определения на местности.
Практическая работа
Определение азимута
3.Определение сторон горизонта, азимута по компасу
Тест Практическая работа
9
Изображение на плане неровностей земной поверхности горизонталями.
Уметь определять относительную и абсолютную высоту места по плану, способы изображения абсолютной высоты точками и горизонталями.
4.Определение высоты места по плану местности. Определение направления повышения и понижения местности; сравнение склонов по крутизне.
Работа по плану местности
7
10
Составление простейших планов местности.
Практическая работа
Виды съёмки (глазомерная, полярная, маршрутная)
Уметь составлять простейшие планы местности, обозначать объекты условными знаками.
Составление плана своей местности
Практическая работа
8
11
Обобщение по теме: «План местности»
Обобщаю-щий
Работа по карточкам
12
Контрольная работа по теме: «План местности»
Контроль знаний
Содержание всей темы.
Тестирование
Географическая карта (7ч)
13
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. Географическая карта, их виды, масштаб, условные знаки.
Изучение нового материала
Планета Земля (сведения о размерах Земли: длина окружности, средний радиус, площадь поверхности). Карта – модель земной поверхности. Масштаб карт, условные знаки на картах, особенности изображения.
Представления о форме Земли и доказательства её шарообразности;
5.Определение масштабов карт, виды карт
Работа с картами атласа
9-10
Градусная сетка. Параллели и меридианы.
Формирова-ние новых знаний и умений
Полюсы, экватор, северное и южное полушарие, параллель, меридиан, градусная сетка
Представление о градусной сетке на глобусе и картах, о различиях в изображении на них меридианов и параллелей. Определять направления по сторонам горизонта; взаиморасположение объектов; протяжённость объектов в градуса и километрах.
6.Нахождение параллелей и меридианов на картах и глобусе.
Работа с картами
11
14
Географическая широта.
Изучение нового материала
Географическая широта (определяется по параллелям)
Уметь определять геогр.широту по карте и глобусу.
Определение геогр.широты
Работа с картой
12
15
Географическая долгота.
Изучение нового материала
Геогр.долгота (по меридианам)
Уметь определять геогр.долготу по карте и глобусу
Определение долготы
Работа с картой
13
16
Географические координаты
Формирова-ние новых знаний и умений
Геогр.координаты – это долгота и широта.
Уметь определять геогр.координаты точки на глобусе, карте полушарий и карте России. Состав обобщённого приёма определения объекта по его координатам.
7.Нахождение точки по координатам, и наоборот
Тестовый опрос
Обучающая практическая работа
13
17
Определение расстояний, направлений и географических координат.
Практическая работа
8.Определение расстояний, направлений и геогр.координат по картам. Обозначение на к/к России местоположения своего населённого пункта по геогр.координатам.
Самостоятельная работа
Работа с к/к
Изображение на физических картах высот и глубин.
Исследова-ние
Способы изображения рельефа на физических картах (синий цвет – моря, океаны, коричневый - суша)
Способы изображения неровностей земной поверхности (отметки высот, горизонтали, послойная окраска). Состав приёма определения абсолютных высот и глубин. Определять абсолютную высоту и глубину отдельных территорий и объектов.
Определение по картам высоты и глубины места.
Работа с картами и глобусом.
14-15
18
Физико-географическое положение Брянской области
Изучение нового материала
Особенности географического положения Брянской области
19
Контрольная работа по теме: «Географическая карта»
Контроль знаний и умений
Содержание всей темы
Контрольная работа
Строение Земли. Оболочки Земли (50 часов)
Литосфера (10ч)
20
Литосфера. Внутреннее строение Земли.
Изучение нового материала
Элементарные представления о внешних оболочках Земли. Способы изучения земной коры.
Знать внешние оболочки Земли. Толщина, изменение температуры с глубиной. Способы изучения земной коры.
Работа с текстом учебника
16
Породы, слагающие земную кору.
Исследова-ние
Горные породы, слагающие земную кору: вещественный состав земной коры.
Представление о происхождении магматических и осадочных горных пород; их свойства. Земная кора.
Выявление отличительных признаков образцов магматических и осадочных пород.
Обучающая практическая работа
17
21
Особенности геологического строения Брянской области.
22
Практическая работа: 9«Определение горных пород»
Простейшие навыки определения горных пород. Шкала твёрдости (шкала Маоса)
Уметь различать осадочные и магматические ГП по внешним признакам.
Практическая работа с образцами ГП.
23
Полезные ископаемые Брянской области.
Горные породы слагающие земную кору на территории области
24
Движения земной коры.
Изучение нового материала
Формы залегания горных пород; виды движений земной коры.
Основные формы залегания горных пород, в том числе своей местности; виды движения; землетрясения, правила безопасности при землетрясении
Проверочная работа
Работа с картами
18
Вулканы. Горные источники и гейзеры.
Актуализация знаний и умений
Образование и строение вулканов; действующие и потухшие вулканы; горячие источники и гейзеры
Уметь показывать вулканы по карте
Определение ГП вулканов и обозначение их на к/к.
Обучающая практическая работа
19
25
Основные формы рельефа.
Изучение нового материала
Понятия: горы, рельеф, формы рельефа, горная система. Хребты , типы гор по высоте. Изменение гор во времени под влиянием внутренних и внешних процессов. Определение географического положения гор, их высоту.
Уметь показывать горы по карте
Фронтальный опрос
Работа с картами атласа
20
Равнины суши.
Путешествие
Равнины, их различия по высоте (низменности, возвышенности, плоскогорья) и рельефу (плоские и холмистые). Изменение равнин во времени в результате движений земной коры и внешних процессов. Характеристика рельефа своей местности (если местность находится на равнине).
Показывать равнины по карте (в том числе различать на карте изображение плоскогорий и гор).
9. Определение ГП равнин; обозначение их на к/к; сравнение равнин по их ГП. Определение по карте положения и высоты гор и равнин, географических координат и высоты отдельных вершин.
Индивидуальная проверка знаний по карточкам
Практическая работа
21
26
Рельеф Брянской области.
Путешествие
10..Характеристика гор своей местности.
27
Рельеф дна Мирового океана.
Изучение нового материала
Способы изображения глубин на картах. Подводная окраина материков(береговая линия, материковая отмель (шельф), материковый склон). Переходная зона (глубоководные океанические желоба и котловины, срединно-океанические хребты, островные дуги, вулканические острова). Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Представление о рельефе гор в океане, в том числе срединно-океанические хребты; характерные явления в области хребтов.
11. Определение и показ основных форм рельефа дна океана на карте полушарий и карте океанов.
Работа с картой океанов.
Вычерчива-ние схемы форм дна океана.
22
28
Обобщение по теме: «Литосфера»
Обобщаю-щий
Содержание всей темы
Обобщение знаний
16-22
29
Контрольная работа по теме: «Литосфера»
Контроль знаний и умений
Содержание всей темы
Зачёт
Гидросфера (11ч)
30
Гидросфера: её части, мировой круговорот воды в природе.
Изучение нового материала
Вода в природе, свойства воды как жидкости, малый круговорот воды. Составные части, характерные явления (на примере Мирового круговорота воды), связь с другими оболочками.
Эвристичес-кая беседа
23
Мировой океан и его части
Актуализация знаний и умений
Океаны и материки. Понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море.
Показывать по карте части Мирового океана.
12. Обозначение на к/к частей Мирового океана.
Определение геогр.положения моря
Практическая работа
24
31
Свойства вод Мирового океана: солёность, температура.
Изучение нового материала
Проценты, промили, вода – растворитель; солёная вода морей и океанов.
Знать среднюю солёность воды океана, единицы её измерения. Изменение температуры воды на поверхности и с глубиной.
Фронтальный опрос
25
Движения воды в океане. Волны, их виды. Приливы и отливы.
Изучение нового материала
Ветровые волны, цунами. Приливы и отливы. Причины движения вод в океане.
Содержание темы.
Опрос
26
32
Течения в океане, их виды.
Путешествие
Причины образования течений. Тёплые и холодные. Перемешивание океанических вод.
Работа с текстом учебника.
Сообщение учащихся о крупных течениях в океане.
27
Изучение Мирового океана.
Самостоятельная работа с учебным материалом
Содержание темы.
Сообщения учащихся
28
33
Воды суши. Подземные воды как часть Мирового круговорота: особенности подземных вод своей местности.
Изучение нового материала
Вода в природе, растворы в природе, работа воды в природе, использование воды человеком; охрана вод. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды (водоносный слой, источники, родники, минеральные воды).
Уметь определять участки выхода подземных вод на поверхность .
Эвристичес-кая беседа
29
34
Реки как часть Мирового круговорота.
Актуализация знаний и умений
Река, части реки (устье, исток, русло, приток, эстуария, дельта).
Выборочный тематический контроль
30
Речная долина, речной бассейн, водораздел, терраса. Питание и режим рек.
Практикум
Содержание темы. Особенности реки своей местности, её практическое использование.
Способ обозначения реки на к/к; способ показа реки и её притоков на плане и карте; местоположение рек, названных в программе; особенности реки своей местности (принадлежность к речному бассейну, зависимость от рельефа, изменение состояния от времени года, хозяйственное значение, меры по бережному использованию и охране).
13.Определение ГП реки; обозначение рек на к/к.
Обучающая практическая работа
30
35
Реки Брянской области.
14.Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природею
36
Озёра как часть Мирового кругооборота.
Изучение нового материала
Озёрные котловины, их происхождение
Показывать на карте озёра.
Определение по плану сточные и бессточные озёра
Обучающая практическая работа
31
Ледники
Условия образования ледников, виды, практическое значение.
Определять по карте с помощью условных знаков местоположение горных и покровных ледников.
Работа с картой
37
Искусственные водоёмы: каналы и водохранилища. Загрязнение гидросферы.
Исследова-ние
Содержание темы.
Фронтальный опрос
38
Озёра Брянской области.
39
Болота и искусственные водоёмы Брянской области.
40
Контрольная работа по теме: «Гидросфера»
Контроль знаний и умений
Содержание всей темы.
Урок-игра «Геошанс»
Атмосфера (14ч)
41
Атмосфера и её строение. Изучение.
Путешествие
Строение атмосферы, её составные части. Меры по охране чистоты воздуха. Изучение атмосферы (явления в атмосфере).
Знать строение атмосферы.
Самостоятельно наблюдать и фиксировать элементы и явления погоды.
Сообщения учащихся о воздухе.
35
Температура воздуха.
Изучение нового материала
Солнце – источник тепла; нагревание воздуха от земной поверхности. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры; среднесуточная температура;;
Представление о нагревании атмосферного воздуха от земной поверхности; знать связь – зависимость температуры воздуха от изменения высоты Солнца над горизонтом в течение суток;
Фронтальный опрос
36
42
Годовой ход температуры воздуха.
Изучение нового материала
Причина изменения температуры воздуха в течение года. Годовой ход температуры своей местности. Средние многолетние температуры воздуха.
Знать закономерность –зависимость годового хода температуры от высоты Солнца над горизонтом.
.
Работа по карточкам.
Работа с материалом учебника
37
43
Построение графиков средних температур.
Практикум
Содержание темы.
Уметь вычислять среднюю суточную, месячную, годовую температуру, амплитуду; строить графики годового хода температуры, изменение высоты солнца над горизонтом; читать эти графики.
15.Определение средних суточных, месячных, годовых температур. Строение графиков
Обучающая практическая работа.
37
44
Атмосферное давление.
Исследова-ние
Вес воздуха, расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении. Понятие: атмосферное давление. Изменение атм.давления с высотой; измерение давления; барометр. Решение задач на вычисление атм.давления с высотой и понижением
Уметь определять давление по прибору – барометру.
Приём обучения определения атм.давления с помощью приборов – анероид, барометр. Решение задач на вычисление атм.давления с высотой и понижением.
Обучающая практическая работа
38
45
Ветер. Роза ветров.
Изучение нового материала
Ветер, причины его образования. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Сила ветра: шкала Бофорта. Виды ветров (бриз -суточный, муссоны - сезонный, западные – в умеренных широтах). Наблюдения за ветром и атм.давлением. Как определять направление ветра? Значение ветра. Построение « Розы ветров».
Знание связи – причина образования ветра – разница в атм.давлении.
Информационно: представление о бризе
Построение графика: роза ветров.
Практическая работа
39
46
Водяной пар в воздухе. Облака.
Изучение нового материала
Содержание темы. Дополнительные задачи в раздаточном материале на определения влажности воздуха.
Знать понятия по теме: насыщенный, ненасыщенный, относительная влажность, туман, облака, виды облаков. Распознавать основные формы облаков, определять визуально степень облачности.
Наблюдение за облаками.
Проверочная работа.
Решение задач.
40
Атмосферные осадки.
Практикум
Основные виды осадков. Прибор для измерения осадков: осадкомер.
Уметь вычислять количество осадков за сутки, месяц, год.
Приём определения количества осадков
Практическая работа
41
47
Погода.
Исследова-ние
Причина изменения погоды. Типы погоды. Прогноз погоды.
Знать связь между элементами и явлениями погоды; их изменение в зависимости от высоты Солнца в течение суток; типы погоды.
Объяснение по дневнику наблюдения погоды состояние погоды.
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа по теме.
42
Климат и его элементы.
Актуализация знаний и умений
Особенности климата своей местности.
43
48
Распределение солнечного света и тепла на Земле.
Изучение нового материала
Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Тропики. Полярные круги.
Годовое движение Земли. Все понятия по теме знать. Уметь показывать по карте тропики, полярные круги
Таблица: освещение Земли Солнцем в разное время года.
Работа с картой полушарий и глобусом
44
49
Особенности климата Брянской области.
16. Описание погоды своей местности.
50
Сезоны года Брянской области.
51
Особенности погоды Брянской области.
52
Пояса освещённости.
Исследова-ние
Пояса освещённости. Освещение и нагревание Земли в дни солнцестояния и равноденствия
Знать границы поясов освещённости и показывать их по карте; различия этих поясов по поступлению количества тепла от Солнца; знать связь – зависимость климата своей местности от геогр. широты.
Схема поясов освещённости
Работа с картой атласа
44
53
Причины, влияющие на климат.
Актуализация знаний и умений.
Зависимость климата от геог. широты, высоты местности над уровнем моря, от близости морей и океанов и направлений господствующих ветров, от океанических течений. Типы климатов.
Знать:
зависимость климата от геог. широты, высоты местности над уровнем моря, от близости морей и океанов и направлений господствующих ветров, от океанических течений. Типы климатов
Тестирование
Работа с учебным материалом.
Сообщения учащихся о климате разных геогр.объек-тов
45
54
Контрольная работа по теме: «Атмосфера»
Контроль знаний и умений
Содержание всей темы.
Зачёт
Биосфера (7 часов)
55
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Семинар
Широтная зональность; высотная поясность.
Сообщение учащихся
46
56
Природные зоны Земли. Влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов.
Изучение нового материала
Содержание темы.
Знать природные зоны Земли и показывать их по карте.
Показ природных зон по карте
Работа с картами.
Беседа.
47
57
Природные зоны: степи, лесная зона умеренного пояса, зоны полярного пояса.
Изучение нового материала
Содержание темы.
Знать природные зоны Земли и показывать их по карте.
Показ природных зон по карте
Фронтальный опрос.
Беседа
47
58
Почвы Брянской области.
59
Растительный мир Брянской области.
60
Животный мир Брянской области.
17.Описание растительного и животного мира своей местности
61
Организмы в Мировом океане.
Актуализация знаний и умений
Содержание темы.
Выборочный контроль знаний
48
Воздействие организмов на земные оболочки.
Путешествие
Воздействие организмов на литосферу, атмосферу, гидросферу
Сообщения учащихся
49
Взаимосвязи компонентов природы (3 ч)
62
Природный комплекс.
Путешествие
Биосфера – часть геогр. оболочки. Природный комплекс (ПК).
Содержание темы.
Сообщения учащихся
50
63
Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области.
18. Наблюдение за природой: установление сроков начала времён года.
64
Охраняемые природные территории и объекты Брянской области.
19. работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
Население Земли (1 ч)
65
Человечество – единый биологический вид.
Численность населения Земли.
Основные типы населённых пунктов.
Семинар
Три основные человеческие расы – европеидная, негроидная, монголоидная.
Сообщения учащихся
51
Изучение нового материала
Беседа
52
Актуализация знаний и умений
Содержание темы
53-54
Влияние природы на жизнь и здоровье человека (5 ч)
66
Стихийные природные явления.
Семинар
Содержание темы.
Сообщения учащихся
55
67
Современная экологическая обстановка Брянской области