Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru. и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класса »
МБОУ Спиридоновобудская СОШ
Рассмотрено « Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО: Зам директора по УВР: Директор школы:
Руководитель ШМО: ______________/Кулажко А.Л./ _____________/Каршкова С.Н./
______________ / Дедечко Т.П./ «____» _____________ 2015 г. Приказ № ________ от
Протокол № _____ от «____» _______________2015г
«____» _____________ 2015 г.
Рабочая программа учебного курса
по географии, для 5 класса
1 час в неделю
35 часов в год
Рабочую программу разработала
Тимошенко С.Г.
учитель географии
I категория
2015-2016 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база преподавания предмета:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
3. САНПиН 2.4.2 № 2821-10 зарегистрированные в Минюсте России 29.12.2010г. регистрационный номер № 189.
4. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном учреждении на 2015-2016 уч. год.
6. С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
7. Примерной программы по географии основного общего образования.
8. Авторского тематического планирования учебного материала.
9. Учебного плана МБОУ Спиридоновобудской СОШ на 2015-2016 уч. год.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru. и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.
Рабочая программа имеет целью знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, со взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.
Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 35 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированность к самостоятельной учебной работе. При организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, контурных карт.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8-9 –география России.
Курс «География. Начальный курс является пропедевтическим по отношению к курсу география в основной школе.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Основные цели курса: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшими изобретениями человечества - географической картой, с взаимодействием человека и природы; пробуждение интереса к естественным наукам и географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи изучения учебного курса: знакомство с предметом география, формирование интереса к нему; формирование умений смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно учебному плану МОУ Спиридоновобудской СОШ на 2015 – 2016 учебный год на изучение предмета «География. Начальный курс» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю и того 35 часов в год.
Предметная область
Учебный предмет
Класс
Количество часов
Всего в неделю
Год
Общественно-научные предметы
География , 5
1
35
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Предметные результаты обучения:
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации;
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
• использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов;
• понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на
природу. Как сберечь природу?
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Лабораторно-практические работы
Контрольные работы
1
Тема 1. Что изучает география
5
-
-
2
Тема 2. Как люди открывали Землю
5
2
-
3
Тема 3. Земля во Вселенной
9
-
-
4
Тема 4. Виды изображений поверхности Земли
4
2
-
5
Тема 5. Природа Земли
10
-
-
Резервное время
2
-
-
Всего:
35
4
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Характеристика видов деятельности обучающихся
Планируемый результат
Виды контроля
Дата прове-дения урока
Предметные
Метапредметные
Личностные
План.
Факт.
Раздел 1. Что изучает география (5 ч)
1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете географии. Инструкция № 23. Мир, в котором
мы живем.
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Уметь:
приводить примеры
географических объектов и явлений; вести наблюдения за
объектами, процессами и явлениями географической среды.
Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки
Регулятивные (Р) – определяют цели учебной деятельности
Познавательные (П) - умение работать с текстом, выделять в нем главное
Коммуникативные (К) – оформляют свои мысли в устной речи
Учебно-познавательный интерес к географии
Текущий
2
Науки о природе
Комбинированный урок
Знать:
отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией,
биологией, физикой, химией, экологией);
Уметь:
находить и
формулировать по
результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
зависимости и
закономерности
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии
Р – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
П – умение работать с текстом, выделять в нем главное
К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах
Учебно-познавательный интерес к географии
Текущий
3
География—
наука о Земле
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Знать:
отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией,
биологией, физикой, химией, экологией);
Уметь:
приводить примеры,
иллюстрирующие роль
географической науки в решении социально-
экономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практическог
о использования
географических знаний в различных областях
деятельности;
Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением
Р- определяют цель учебной деятельности
П - Работа с учебником и электронным
приложением, знакомство с презентацией
К – оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи
Учебно-познавательный интерес к географии
Текущий
4
Методы
географических
исследований
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Уметь:получат представление о различные источниках географической информации для
поиска и извлечения
информации, необходимой для
решения учебных
и практико-ориентированных
задач;
Давать определение понятию картография.
Называть методы географических исследований Земли.
Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний
Р – определять цель учебной деятельности, ищут пути её осуществления
П - слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации.
К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах
Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.
Текущий
5
Обобщение
знаний по
разделу
«Что изучает
география»
Урок обобщения
и
систематизации
знаний
Уметь:
Регулятивные:
уметь самостоятельно
контролировать своё время и управлять им
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под
руководством учителя.
Знать:
Коммуникативные:
разные
мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию
Познавательные: выдвигать гипотезы о
связях и закономерностях событий, процессов,объектов
Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
Р – определять цель учебной деятельности, ищут пути её осуществления
П - умение работать с различными источниками информации.
К – оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи
Понимание роли и значения географических знаний
Текущий
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5часов)
6
Практическая работа № 1 «Географические
открытия
древности и
Средневековья»
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь:
называть основные
способы изучения
Земли в прошлом
и в настоящее время
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея
Р – уметь работать с различными источниками информации,
П - выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,
К - готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
текущий
7
Важнейшие
географические
открытия. Практическая работа №2 «Как люди открывали Землю».
Комбинированный урок
Знать:
наиболее выдающиеся
результаты географических
открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать ход путешествия
Р - уметь работать с различными источниками информации,
П - выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,
К - готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Текущий
8
Открытия
русских
путешественников
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Знать:
наиболее
выдающиеся результаты географических
открытий и путешествий;
показывать по
карте маршруты
путешествий разного времени и периодов;
Уметь:
создавать устные
сообщения о географических открытиях на основе
нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.
Р - ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя.
П - выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений.
К - выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Текущий
9
Открытия
русских
путешественников
Комбинированный урок
Знать:
наиболее
выдающиеся результаты
географических
открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий
разного времени и
периодов; приводить
примеры собственных
путешествий, иллюстрировать их.
Уметь:
создавать устные
сообщения о географических открытиях на основе
нескольких источников
информации, сопровождать
выступление презентацией
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.
Р - ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя.
П - выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений.
К - выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Текущий
10
Обобщение
знаний по
разделу: «Как
люди
открывали
Землю».
Урок
обобщения и
систематизации знаний
Уметь:
Познавательные: осуществлять
расширенный поиск информации с
использованием
ресурсов библиотек и
Интернета.
Метапредметные: работа с текстом ориентироваться в
содержании текста и понимать его целостный смысл
Знать:
Регулятивные: при
планировании достижения целей
самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их
достижения;
Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий
Р – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
П – умение работать с текстом, выделять в нем главное
К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний
тематический
Раздел 3. Земля во Вселенной (9часов)
11
Как древние
люди
представляли
себе
Вселенную.
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь:
описывать
представления
древних людей о
Вселенной;
Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли
Р – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему
П - уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли
Текущий
12
Изучение
Вселенной: от
Коперника до
наших дней
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь:
описывать
представления
древних людей о
Вселенной;
Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности П - уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, аргументировать собственную точку зрения
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли
Текущий
13
Соседи Солнца
Комбинированный урок
Уметь:
называть и показывать
планеты Солнечной
системы; определять и
сравнивать качественные и количественные
показатели, характеризующие
географические объекты
Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет
Р – определять цель учебной деятельности
П – уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
К – отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее фактами
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
текущий
14
Планеты-
гиганты
и маленький
Плутон
Комбинированный урок
Уметь:
называть и показывать
планеты Солнечной
системы; называть планеты планеты-гиганты
Знать:
о географических явлениях
на основе нескольких
источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет
Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели
П - уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности
К – уметь организовать полученные знания в виде письменной речи
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
Текущий
15
Астероиды.
Кометы.
Метеоры.
Метеориты
Комбинированный урок.
Уметь:
анализировать, обобщать и интерпретировать
географическую
информацию;
Объяснять различия небесных тел
Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели
П - уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности
К – уметь организовать полученные знания в виде письменной речи
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
Текущий
16
Мир звезд
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь:
анализировать, обобщать и интерпретировать
географическую информацию;
Называть крупнейшие звёзды и созвездия Солнце. Многообразие звезд. Созвездия
Р – уметь самостоятельно сформулировать тему занятия
П -уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
К – уметь организовать учебное взаимодействие в группе
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
Текущий
17
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете географии. Инструкция № 23. Уникальная
планета—
Земля
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь:
описывать уникальные
особенности Земли как
планеты, анализировать,
обобщать и интерпретировать
географическую
информацию
Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений. Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.
П - уметь работать с различными источниками информации.
К – уметь оформлять свои мысли в виде устной и письменной речи
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений
Текущий
18
Современные
исследования
космоса
Урок изучения
и первичного
закрепления знаний
Уметь:
представлять в различных формах
географическую
информацию, необходимую для решения учебных задач.
Знать:
о географических явлениях на основе
нескольких источников
информации, сопровождать
выступление презентацией.
Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса
Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
П – уметь работать с различными источниками информации.
К - уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно
Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний
Текущий
19
Обобщение
знаний по
разделу
«Земля во
Вселенной»
Урок
обобщения и
систематизации знаний
Уметь:
Метапредметные: выделение существенных
признаков объектов,
сравнение, классификация по заданным признакам,
установление причинно-
следственных связей, создавать и
преобразовывать модели для решения задач.
Знать:
Метапредметные:
выдвигать гипотезы о
связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью
проверки гипотез
Р - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
П – уметь работать с различными источниками информации.
К - уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
Тематический
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 часа)
20
Стороны
горизонта
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь: объяснять
значение понятий:
«горизонт», «линия
горизонта», «стороны
горизонта», «ориентирование»
Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека
эвристическая беседа
21
Ориентирование. Практическая работа №3 «Ориентирование по компасу»
Урок
комплексного
применения
ЗУН
Уметь: работать с
компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных
признаков.
Знать: как ориентироваться на местности при помощи топографических карт
Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека
Практикум
22
План
местности
и
географическая карта
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь: ориентироваться на местности при помощи
топографических карт
Знать: значение понятий:
«план местности», «географическая карта»; находить и называть
сходства и различия в
изображении элементов
градусной сети на глобусе и карте; использовать различные
источники географической информации (картографические) для поиска и извлечения
информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.
Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - овладеть умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.
К – уметь работать в группе и самостоятельно
Осознание многообразия способов представления земной поверхности
Практикум
23
Практическая работа № 4 «Составление плана местности по описанию»
Урок
обобщения и
систематизаци
и знаний
Уметь: читать планы
местности и географическ
ие карты
Знать: Регулятивные:
целеполаганию,
включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную; ИКТ –
компетентность: работать с географическими
картами строить простые
планы местности
Р - работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
П - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
К – уметь организовывать свою деятельность в группах, парах
Практикум
Раздел 5. Природа Земли (10 часов)
24
Как возникла
Земля
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь:
анализировать,
обобщать и
интерпретировать
географическую
информацию
Называть различные гипотезы происхождения Земли. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,
П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П – уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
К - готовить сообщения и презентации
Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты
Текущий
25
Внутреннее
строение
Земли
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь:
объяснять
значение понятий:
«литосфера»,
«горные породы»,
«полезные
ископаемые»,
«рельеф»,
Называть основные слои Земли, их функции
Р – работать по составленному плану
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К - готовить сообщения и презентации
Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли
Текущий
26
Землетрясения
и вулканы.
Комбинированный урок
Уметь: показывать по
карте основные
географические
объекты; наносить на
контурную карту
и правильно подписывать
географические объекты;
объяснять особенности
строения рельефа суши;
Знать:о
географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в быту и
окружающей среде
Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор
Р - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
П - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
К - преобразовывать текстовую информацию в табличную.
Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения
Текущий
27
Путешествие
по материкам
Урок
комплексного
применения
ЗУН
Уметь: составлять
описания
географических объектов
Знать: моделирование
географических объектов при помощи компьютерных программ
Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Евразия. Африка. Северная Америка.
Южная Америка. Австралия.
Антарктида. Острова
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К – уметь работать в группах и парах, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.
Текущий
28
Вода на Земле.
Комбинированный урок
Уметь: объяснять
значение понятий:
«гидросфера», «океан», «море», показывать по
карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно
подписывать географические объекты;
Знать: примеры, иллюстрирующие роль
географической науки в
решении геоэкологических проблем человечества;
Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.
Р - выдвигать версии решения учебной задачи
П - уметь работать с различными источниками информации. Структурировать учебный материал
К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей
Текущий
29
Воздушная
одежда Земли
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь: объяснять
значение понятий:
«атмосфера», «погода»,
описывать погоду
своей местности проводить с помощью
приборов измерения
температуры, влажности
воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты,
Знать: о географических явлениях в повседневной
жизни для сохранения
здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в быту и
окружающей среде
Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.
Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К - готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)
Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли
Текущий
30
Живая
оболочка
Земли
Комбинированный урок
Уметь:
объяснять
значение понятий
«биосфера»;
Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.
Определять отличия биосферы от других оболочек
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К - готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)
Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли
Текущий
31
Почва—
особое
природное
тело
Комбинированный урок
Уметь:
различать изученные
географические объекты,
процессы и явления,
сравнивать географические объекты,
процессы и явления на основе известных
характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы
Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу
П - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К – уметь высказывать свою точку зрения
Понимание специфических черт живой оболочки Земли
Текущий
32
Человек и
природа
Урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
Уметь: оценивать
характер взаимосвязи
деятельности человека и
компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития.
Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы
Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат
П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
К – оформлять свои мысли в виде письменной речи
Понимать значение почвы в природе и жизни человека
текущий
33
Обобщение
знаний по
разделу
«Природа
Земли»
Урок
обобщения и систематизации знаний
Уметь: Метапредметные
работа с текстом- выбирать из текста или
придумать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста, использовать различные
библиотечные, в том числе электронные,
каталоги для поиска
необходимых книг
Познавательные: давать
определение понятиям;
устанавливать причинно-
следственные связи, объяснять явления,
процессы, связи и
отношения, выявляемые в
ходе исследования,
проводить наблюдение и
эксперимент под руководством учителя
Коммуникативные: адекватно использовать
речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое
контекстное высказывание
Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
П - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
К - в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
Понимание бережного отношения к природе
тематический
34
Резервное время
35
Резервное время
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Учебно-методический комплект:
1.Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2015
2. Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература для учителя:
Атлас мира - М.: Федеральная служба геодезии и картографии России: Издательский дом ОНИКС, 2000
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
Страны мира. Справочник для эрудитов и путешественников. – Харьков: Книжный Клуб, 2005
Интернет - ресурсы
Дополнительная литература для ученика:
Атлас мира - М.: Федеральная служба геодезии и картографии России: Издательский дом ОНИКС, 2000
Страны мира. Справочник для эрудитов и путешественников. – Харьков: Книжный Клуб, 2005
Интернет – ресурсы:
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Нормы оценок.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Контрольно-измерительные материалы по географии за курс 5 класса составлен на основе обязательного минимума содержания среднего и основного образования, по таким темам как: «Что изучает география», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной», «Виды изображения Земли», «Гидросфера», «Природа Земли». В теме «Природа Земли» прежде всего, проверяется теоретических и фактический материал о форме, размерах и движениях планеты Земля, о составе, значении и основных характеристиках атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы всей географической оболочки. Формы контроля: практические работы, тематические тесты, итоговые тесты. Практические оценочные работы запланированы в каждой четверти. Тематические тесты возможно проводить после изучения каждой темы, на выполнение такого теста отводится 10-15 минут. На выполнение итоговых тестов 40-45 минут. Количество итоговых тесов - 4 (№1, №2, №3- первое полугодие. № 4 -годовой тест). Разрешается использовать атласы, калькуляторы, измерительные приборы.
Источник: Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс / Составитель Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки;
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений;
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ
1. Оценка "5" ставится, если ученик:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• допустил не более одного недочета.
2. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух недочетов.
3. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
• не более двух грубых ошибок;
• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух-трех негрубых ошибок;
• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
4. Оценка "2" ставится, если ученик:
• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
• или если правильно выполнил менее половины работы.
5. Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, еслиучеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
1. Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
2. Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно;
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.);
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
3. Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся;
На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома);
Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами;
4. Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;
Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»);
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов);
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно);
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации);
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы;
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно;
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа;
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой;
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами;
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты;
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты;
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств. Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно);
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом;
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”;
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми;
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой;
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Контроль уровня обученности:
контрольных работ- ;
практических работ – 4:
Географические открытия древности и средневековья.