Рабочая программа по географии в 5 классе. Планирование составлено в соответствии с требованиями оформления рабочих программ в рамках ФГОС. За основу при составлении планирования взяты ФГОС нового поколения, авторская программа Бариновой, учебника за 5 класс, автор Баринова. В программе прописаны виды уроков, содержание, вид деятельности учащихся и планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии, 5 класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования для обучающихся в общеобразовательном классе на основании следующих нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах Федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
Учебный план МАОУ Маслянская СОШ на 2014-2015учебный год
Цели курса:
знакомство с особенностями природ мы мира, с древнейшим изобретением человечества- географической картой, с взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основные задачи курса на предметном уровне— пробудить интерес к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником географической информации, как карта; начать формирование картографической компетенции учащихся; формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.
На метапредметном уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.
На личностном уровне важно продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.
Общая характеристика учебного предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Программой предусмотрено выполнение в данном курсе четырех обязательных практических работ:
Географические открытия древности и Средневековья.
Важнейшие географические открытия.
Ориентирование по компасу.
Составление простейшего плана местности.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет: География.Начальный курс.
Класс: 5
Всего часов на изучение программы: 35 ч.Так как учебным планом МАОУ Маслянской СОШ определены 34 учебных недели, то программа выдается за счет уплотнения материала
Количество часов в неделю: 1 час
В авторскую программу внесены изменения.
Региональная специфика базового компонента в объёме 10% от общего количества часов заключается в обновлении содержания образования, направленного на изучение отдельных тем экологической направленности в рамках предмета «География. Начальный курс».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
Ценностные ориентиры, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического пространства;
-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;
-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
-патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
-гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Содержание учебного предмета
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический
метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.
Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Резервное время (2 часа)
Результаты изучения предмета
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методический комплект.
. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.
5. Научно-популярные, художественные книги для чтения, журналы (в соответствии с основным содержанием обучения).
6. Справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии)
2. Печатные пособия
Таблицы по географии в соответствии с программой обучения.
Портреты путешественников
Географические настенные карты.
Атласы
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Глобусы. Модели теллурия, флюгера, вулкана, земной коры.
6. Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекция почв
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).
Календарно - тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Тип урока
Содержание урока
Вид деятельности учащихся
Планируемые результаты
предметные
метапредметные
личностные
Что изучает география -5 часов
1
Мир, в котором мы живем
Урок изучения нового
Мир живой и неживой природы.
Явления природы. Человек на Земле
Знакомство с учебником. Изучение
и анализ иллюстраций
Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки.
Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки.
Учебно-познавательный интерес к географии.
2
Науки о природе
Урок изучения нового
Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология
Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии.
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Учебно-познавательный интерес к географии.
3
География-наука о Земле
Урок изучения нового
Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела
географии
Работа с учебником и электронным
приложением, знакомство с презентацией
Учебно-познавательный интерес к географии.
Учебно-познавательный интерес к географии
Составление схемы географических наук
4
Методы географических исследований
Комбинированный
урок
Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический
метод. Статистический метод
Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы
Давать определение понятию картография.
Называть методы географических исследований Земли.
Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.
Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации.
1.Составление описания учебного кабинета географии.
2.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
3.Организация наблюдений за погодой. 4.Решение тестовых заданий.
5
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география
Обобщающий урок
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу «Что
изучает география»
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом.
Понимание значимости разных наук, изучающих природу.
Решение тестовых заданий.
Как люди открывали мир – 5 часов
6
Географические открытия древности и Средневековья
Урок изучения нового
Плавания финикийцев. Великие
географы древности. Географические
открытия Средневековья
Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать
географические объекты, упомянутые
в тексте учебника
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.
7
Важнейшие географические открытия
Комбинированный урок (урок-путешествие)
Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и Средневековья»
Работа с текстом учебника, контурной
картой. Анализ презентации
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Работа с текстом учебника, контурной
картой. Анализ презентации.
8
Открытия русских путешественников
Урок изучения нового в игровой
форме (урок-путешествие).
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три
моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 2
«Важнейшие географические открытия»
Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по
опережающему заданию «Десять великих путешественников
Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по
опережающему заданию «Десять великих путешественников».
9
Открытия русских путешественников
Урок-практикум.
Практическая работа № 2
«Важнейшие географические открытия»
Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельное выполнение работы
10
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»
Обобщающий урок
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу «Как лю#
ди открывали Землю»
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом
Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний.
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом
Решение тестовых заданий.
Земля во Вселенной – 9 часов
11
Как древние люди представляли себе Вселенную
Урок изучения нового
Что такое Вселенная? Представления
древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о
Вселенной. Система мира по Птолемею
Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации
учителя
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.
Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации
учителя.
12
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику.
Представления о Вселенной Джордано
Бруно.
Комбинированный урок
Изучение Вселенной Галилео
Галилеем. Современные представления о Вселенной
Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир»
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.
Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые,
перевернувшие мир».
13
Соседи Солнца
Урок изучения нового
Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.
Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя.
14
Планеты-гиганты
и маленький
Плутон
Комбинированный урок
Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.
Плутон
Составление характеристики планет гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска
Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности.
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.
Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска.
15
Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты
Урок изучения нового
Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты
Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям
учебника
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.
Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям
учебника.
16
Мир звезд Солнце.
Урок изучения нового
Многообразие звезд. Созвездия
Наблюдения за звездным небом: какие
созвездия я знаю и видел
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.
Наблюдения за звездным небом: какие
созвездия я знаю и видел.
17
Уникальная
планета— Земля
Комбинированный урок
Земля— планета жизни:
благоприятная температура, наличие
воды и воздуха, почвы
Сравнение особенностей планет
земной группы
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.
Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму.
18
Современные
исследования
космоса
Комбинированный урок
Вклад отечественных ученых
К. Э. Циолковского, С. П. Королева
в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин
Подготовка сообщения о первой
женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов)
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.
Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний.
Подготовка сообщения о первой
Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в
открытый космос (А. А. Леонов).
19
Обобщение
знаний по разделу «Земля во Вселенной»
Обобщающий урок
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу
«Земля во Вселенной»
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.
Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.
Выполнение заданий учителя. Работа
с учебником, атласом.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
20
Стороны
горизонта
Урок изучения нового
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта
Умение участвовать в совместной деятельности.
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.
21
Ориентирование Компас.
Урок изучения нового
Ориентирование по Солнцу.
Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
Практическая работа № 3 « Ориентирование по компасу»
Ориентирование по компасу и местным признакам
Умение работать с измерительными приборами.
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
22
План местности
и географическая
карта
Урок изучения нового
Изображение земной поверхности
в древности. План местности.
Географическая карта.
Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»
Отработка знания условных знаков
плана. Ориентирование по плану
и географической карте
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.
Осознание многообразия способов представления земной поверхности.
1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
2.Составление плана кабинета географии
23
Обобщение
знаний по разделу
«Виды
изображений
поверхности
Земли»
Обобщающий урок -практикум
Обобщение и практическая отработка
знаний и умений по разделу «Виды
изображений поверхности Земли»
Ориентирование по плану и карте.
Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана
местности
Уроки 19 -21
Уроки 19 -21
Ориентирование по плану и карте.
Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана
Местности.
Природа Земли – 10 часов
24
Как возникла
Земля
Урок изучения нового
Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,
П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет
Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты.
Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя.
25
Внутреннее строение Земли
Урок изучения нового
Что у Земли внутри? Горные породы
и минералы. Движение земной коры
Анализ текста и рисунков учебника,
определение ключевых понятий
урока, самостоятельное выполнение
заданий учителя
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли.
Анализ текста и рисунков учебника,
определение ключевых понятий
урока, самостоятельное выполнение
заданий учителя.
26
Землетрясения
и вулканы
Комбинированный урок
Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих
гор
Работа с атласом и контурной картой:
обозначение районов землетрясений
и крупнейших вулканов
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.
Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения.
Работа с атласом и контурной картой:
обозначение районов землетрясений
и крупнейших вулканов
27
Путешествие
по материкам
Урок изучения нового в игровой форме (урок-путешествие)
Евразия. Африка. Северная Америка.
Южная Америка. Австралия.
Антарктида. Острова
Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации
о природе разных материков Земли.
Работа с учебником, атласом
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.
Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации
о природе разных материков Земли.
Работа с учебником, атласом.
28
Вода на Земле
Урок изучения нового
Состав гидросферы. Мировой океан.
Воды суши. Вода в атмосфере
Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков
и океанов Земли
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей.
Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков
и океанов Земли
29
Воздушная одежда Земли
Урок изучения нового
Состав атмосферы. Движение воздуха.
Облака. Явления в атмосфере. Погода.
Климат. Беспокойная атмосфера
Анализ текста учебника с целью
определения ключевых понятий урока
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные).
Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли.
Анализ текста учебника с целью
определения ключевых понятий урока
30
Живая оболочка
Земли
Комбинированный урок
Понятие о биосфере. Жизнь на Земле
Работа с учебником и электронным
приложением
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные).
Понимание специфических черт живой оболочки Земли.
Работа с учебником и электронным
приложением.
31
Почва— особое
природное тело
Комбинированный урок
Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы
Анализ текста учебника, работа
с электронным приложением
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Понимать значение почвы в природе и жизни человека.
Анализ текста учебника, работа
с электронным приложением.
32
Человек и природа
Урок изучения нового
Воздействие человека на природу.
Как сберечь природу?
Выполнение тестовых заданий. Работа
с картами. Повторение географической номенклатуры и основных
понятий и терминов (географический
диктант)
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Понимание бережного отношения к природе.
Выполнение тестовых заданий. Работа
с картами. Повторение географической номенклатуры и основных